В Пуле нам повезло найти апартаменты в десяти минутах ходьбы от центра, и что немаловажно, с гаражом. Вот этот район. Вид в сторону центра не позволяет сомневаться в том, что Пула — самый большой и современный город в Истрии.
В Пуле нам повезло найти апартаменты в десяти минутах ходьбы от центра, и что немаловажно, с гаражом. Вот этот район. Вид в сторону центра не позволяет сомневаться в том, что Пула — самый большой и современный город в Истрии.
Пула с населением 65 000 человек — экономический центр полуострова, важный торговый и военный порт, расположенный в защищённой бухте. Присутствуют важные отрасли, такие как текстильная и стекольная. Но важнее всего — судостроительные верфи, которые вместе с портом, оживлёнными транспортными путями создают образ большого города Пула.
Нам Пула не показался городом, в который можно влюбиться. Рабочая и портовая атмосфера просачивается из окружающих районов в центр, который наполнен не только туристами. В этом аспекте Пула ничем не отличается от иных грязноватых крупных портовых городов. Солидные улицы с массивными домами XIX–XX веков не могут похвастаться примечательной архитектурой.
В районе Пулы находятся многочисленные пляжи и кемпинги, поэтому туристов в городе хватает. Конечно, говорю о центральной части. Несмотря на то, что город нельзя назвать очаровательным в целом, центр привлекает туристов ценными архитектурными памятниками, в основном римской эпохи. А также пляжников Пула зовёт на свою длинную торговую улицу, в свои хорошие рестораны, поучаствовать в оживлённой ночной жизни.
К тому же этот город — один из старейших в Хорватии! Первое поселение иллирийцев на этом месте восходит к X веку до нашей эры. В 177 году до н. э. территория вошла в состав Римского государства. Поселение переросло в город, который стал важным торговым и транспортным центром. Здесь начали расти храмы, виллы, триумфальные арки и крепостные стены, которые были символами богатого города. И как вершина строительной мысли — амфитеатр.
В Средние века под властью Венеции город пострадал от эпидемий чумы, военных разрушений и других бедствий. В результате он пришёл в сильный упадок. Население составляло всего около трёхсот человек. Напротив, развитие Пулы произошло, когда она попала под управление Австрии. Город стал важнейшим военным портом этой многонациональной империи. После Первой мировой войны город передали Италии в рамках военных репараций. В 1947 году он стал частью недавно образованной Югославии.
Ну вот, пока говорили о истории, подошли к границе античного города с юго-востока, эту границу обозначает Триумфальная арка братьев Сергиев. Была построена Сальвией Постума Сергией в 29 году до н. э. как памятник, прославляющая славу семьи (муж Сальвии возглавлял легион в битве при Акции в 31 году до н. э.)
В античное время арка была богато украшена золотом, что дало этой достопримечательности прозвище «Золотые ворота».
После триумфальной арки стоит пробежаться по основным древнеримским объектам. Сохранились участки городской стены, подреставрированные и вписанные в окружающую застройку.
Ворота Геркулеса. Они небольшие — высота 4 метра, ширина 3,60 метра, но зато самые старые. Примерно на 20 лет старше арки Сергиев. Геракл считался защитником города, но от его головы и знаменитой палицы на воротах ничего не осталось. Полность исчезла и надпись, прославлявшая дуумвиров (в Риме так называли руководителей с одинаковыми правами, назначенными для определённой миссии) Луция Кальпурния Пизона Цезонина и Луция Кассия Лонгина, направленных в Пулу с эскадрой колонистов, чтобы расширить поселение до статуса города. При них были построены стены и ворота Геркулеса. Кстати, Луций Кассий Лонгин был братом Гая Кассия Лонгина, одного из убийц Цезаря.
Порта Гемина или Двойные ворота наоборот самые «молодые» — арка Сергиев старше их на 200 лет. Наверху ворот уже и не разглядишь табличку с именем сенатора Луция Менасия Приска, который лично профинансировал строительство городской сети водоснабжения.
Центр городской жизни неизменно, как и в Римские времена, на Форуме. Вернее, на площади Форума, так называется это место сейчас (или площадь Республики по официальной версии). Да, здесь красиво, но от самого Форума не осталось почти ничего.
Вокруг площади одни из самых старых построек портового города. Эта площадь очаровывает всех, особенно вечером, когда заполняются бары и играет хорошая музыка.
На Форуме в Пуле когда-то находились 3 храма: Храм Августа, Храм Дианы и Храм Капитолийской триады (где поклонялись Юпитеру, Юноне и Минерве), но сегодня остался только Храм Августа, построенный между 2 и 14 веками нашей эры. Он до сих пор считается одним из самых красивых храмов того времени, построенных за пределами Италии. Рядом с ним находится бывший храм Дианы, который в XIII веке подвергся обширной реконструкции в стиле венецианской готики. Сегодня здесь находится ратуша.
И, конечно, доминанта античного города — амфитеатр, который был построен в I веке нашей эры. Но сюда мы вернёмся уже в подвечер, чтобы после изучения всего города вкусить не торопясь атмосферу и дыхание времени.
От арки Сергиев до первоначального Римского форума идёт главная улица старого города. Она и сейчас на своём месте.
Сегодня эта улица — «пешеходная миля» Пулы, где бесчисленные бутики и магазины заставляют отдыхающих на прилегающих пляжах лежебок отправиться в поход по магазинам.
Во времена наибольшего процветания Пулы во времена Австро-Венгрии улица официально по-прежнему называлась Виа Сергия, а неофициально просто Корсо. Побыв в историческом масштабе мизерный отрывок времени социалистической улицей 1 мая, после распада Югославии улица вновь вернулась к своему историческому названию.
Примерно в середине этой «пешеходной мили» важно не пропустить переулок-лестницу, ведущую в гору в направлении крепости. Таких переулков несколько, но по этому мы выйдем ещё к одной достопримечательности, теперь уже эпохи Средневековья.
Это францисканский монастырь и церковь святого Франциска. Францисканцы добрались до Пулы практически сразу после основания этого ордена в XIII веке. Романо- готический комплекс монастырей и церквей был завершён в конце 1270-х годов, построен мастером-строителем отцом Яковом Пульяниным в соответствии с правилами порядка проповедования, принятыми францисканцами в Нарбонне в 1260 году.
Монастырь и церковь расположены на месте, где находился раннехристианский комплекс святого Иоанна Крестителя.
Францисканский «нарбоннский порядок» строительства монастырей подразумевал типовую прямоугольную церковь с квадратным святилищем, одностенной колокольней, монастырём с комнатами для монахов, капитульным залом, трапезной и ризницей, соединяющей монастырь с хором монастырской церкви.
Ценность францисканского комплекса заключается в простой монументальности, созданной слиянием готических форм и средиземноморских традиций строительства.
Прямоугольная церковь с одним скромным святилищем, голыми каменными стенами и видимой крышей без украшений — энциклопедический пример-иллюстрация строительства францисканских церквей в соответствии с «нарбоннским порядком».
Тонкая обработка каменных блоков, из которых были построены стены, позволяет сделать вывод о высоком мастерстве строителей, участвовавших в возведении монастыря. Если церковь можно назвать романо-готической, то монастырский клуатр, классически скромный — отличный образец романского стиля. Не такой роскошный, как клуатры французских романских монастырей, но уютный и хорошо сохранившийся.
Одностенную колокольню лучше всего видно со стороны глухого фасада на верхней улице, откуда входа в сам монастырь нет, надо снова спуститься в переулок, откуда по лестнице поднятся на задний монастырский двор.
В отличие от францисканского монастыря, городской собор Успения Пресвятой Богородицы особо не впечатлил. Говорится, что он был построен в V веке, на самом деле от строения того времени мало что осталось. Фасад явно неоклассический, известно, что кампанила была построена в XVII веке из камней амфитеатра.
Внутри сохранилось несколько античных колонн и напольная мозаика V века, которая находится в алтаре, увидеть не удалось. Собор был закрыт.
После Форума Виа Сергиев переходит в улицу Кандлерова, по которой основной поток туристов идёт дальше, в сторону амфитеатра. Но мы снова свернём по переулку в гору, что бы посмотреть местную крепость.
Крепость Каштель в форме звезды была построена венецианцами, но уже в поздний период их владычества — в 1632 году, для защиты порта и города. Крепость тоже не могу назвать достопримечательностью первой величины. Низкая, без интересных деталей. Просто обычная.
Сегодня в крепости находится музей истории Истрии.
Вокруг Каштеля можно прогуляться по улице Кастропола, которая опоясывает вершину холма.
Сверху вниз радиально сбегают переулки и лестницы. Рядом с одним из них стоит бывшая церковь Священного Сердца, построенная в стиле классицизма и позднего барокко в XIX веке, сейчас в помещении находится музей-галерея Археологического музея Истрии.
И снова к Риму. Жители Пулы, начиная с античных времён, всегда любили сравнивать себя с Римом. Говорили, что Пула, как и Рим, расположена на семи холмах (Каштель, Заро, Святой Мартин, Опатия, Святой Миховил, Мондипола и Пра-Гранде.) Правда, холмы, кроме Каштеля, я так и не нашёл, но ведь это неважно… И амфитиатр как бы второй Колизей. Нет, конечно, с Колизеем сравнивать не совсем корректно, но сооружение крайне примечательное, спору нет.
Амфитеатр является пятым лучше всего сохранившимся зданием такого рода в мире. В своём великолепии он собирал до 22 000 зрителей.
Венецианцы использовали его каменные блоки в качестве строительного материала для своих дворцов и городских зданий, но сооружение настолько могучее, что камня осталось стоять вдоволь. Были разобраны в основном внутренние пристройки вокруг арены и внутренне кольцо стен. Внешнее кольцо стен с трибунами состоит порой из таких массивных блоков, что снять их при всём желании венецианцам было бы затруднительно.
Амфитеатр был построен во время правления императора Веспасиана, основателя династии Флавиев, в I веке. Здесь на глазах у огромной публики проводились гладиаторские бои, бои животных и морские сражения.
Да-да, именно морские сражения. Традиция римских потешных морских баталий, так называемых навмахий, в Колизее берёт своё начало во времена правления сына Веспасиана, Тита Флавия в конце I века. Воспользовавшись тем, что Пула лежит на берегу моря, в амфитеатре Пулы решили тоже проводить навмахии. Арену наполняли водой при помощи системы резервуаров и шлюзов. Для того, чтобы заполнение проходило быстро, резервуары наполняли водой до начала представления, а затем открывали шлюзы. Сцена наполнялась до глубины воды всего 1,5 метра, поэтому строили постановочные лодки-плоскодонки от 7 до 15 метров в длину, в миниатюре напоминающие триремы и более крупные военные корабли. По арене плавали десятки таких судов с гладиаторами на борту в костюмах воюющих сторон, к огромному восхищению публики. Уже во II веке увлечение дорогостоящими навмахиями прошло, водные представления стали проводить на естественных водоёмах. Резервуары и каналы под ареной были переделаны на клетки и лифты для поднятия декораций и животных.
Сейчас в подземном уровне находится коллекция амфор, кувшинов, другие исторические экспонаты. Сооружение не осталось забытым и после падения Римской империи, в Средние века здесь рыцари проводили свои турниры и ярмарки.
Не спеша мы прогуливались по арене до ранних сумерек. Присев на сохранившиеся скамейки вокруг арены этого впечатляющего античного гиганта. Мысленно слившись с античными зрителями, просматривая героические навмахии.
К слову, не только сражения видели на этой арене, когда её заполняли водой. Проезжала по воде знаменитая колесница Бога Моря, потряхивавшего трезубцем. Проплывали мифические животные в ходе постановок. А при свете факелов бассейн заполняли десятки нагих девушек, плавая в воде они создавали различные узоры и фигуры. Вот где начиналось синхронное плавание!
Тут же, недалеко от амфитеатра, нашёлся очень неплохой рыбный ресторан. И вот уже несут еду.
После ужина вышли в почти в ночной город.
Улицы всё также заполнены туристической толпой, а возможно и больше, чем днём.
Особо людно на форуме, звучат все европейские языки, играет музыка.
Уснули стоя аисты-портовые краны. Гавань и порт засыпают раньше самого города, где в самом разгаре вечернее веселье. Пора домой — завтра Последний день в Истрии, впереди Далмация.