После недолгого перерыва продолжаю рассказ о нашем автомаршруте по Хорватии. Переночевав в Новиграде, двигаемся на юг вдоль побережья Истрии, первая остановка в Порече. Город этот более многолюден, известен, чем предыдущие Умаг и Новиград.
После недолгого перерыва продолжаю рассказ о нашем автомаршруте по Хорватии. Переночевав в Новиграде, двигаемся на юг вдоль побережья Истрии, первая остановка в Порече. Город этот более многолюден, известен, чем предыдущие Умаг и Новиград.
Каждый истрийский городок оригинален и по-своему привлекателен, но в любом случае я бы не стал сравнивать Пореч и соседний к югу от него Ровинь. Скорее со следующим Пула. Ровинь, если рассматривать этот город как натуру для художника, более живописен, чем Пореч и Пула. Пула прежде всего большой порт и корабельные верфи, что накладывает на город отпечаток, а Пореч раположен на абсолютно плоском мысе, что не позволяет оценить город, особенно его историческую часть целиком. Разве что частично с колокольни Евфразиевой базилики.
С другой стороны, в Ровини кроме живописности нет ничего особенно ценного с исторической точки зрения, а в Пуле и Порече находятся исключительно ценные памятники истории и старой культуры, записанные в ЮНЕСКО. Если в Пуле они относятся к классическому римскому периоду, то в Порече — к византийскому, когда эта империя ещё была могущественна, молилась в единых с Западом церквях до раскола христианства и на римских фундаментах возводила здания нового романского стиля.
Но и эти замечательные памятники надо целесообразно выискивать, ибо как и в других адриатических приморских городах благодаря многовековому присутствию Венеции, лицо старого города сформировалось под влиянием венецианской готики и ренессанса, целыми сохранившимися кварталами показывающее нам, как выглядели города пятьсот лет назад. Пореч — поселение, которое существовало с доисторических времён, начало процветать с приходом римской армии. В I веке Пореч стал римской колонией, получившей статус города с названием Колония Юлия Парентиум. Во времена римского правления в Порече были построены первые стены в IV веке.
В византийскую эпоху, в конце VI века, здесь начали заселяться предки современных хорватов. Побывав частью государства франков, империи Карла Великого, Священной Римской империи, пройдя через десятилетия безвластия и анархии, Пореч успокоился, попав в 1267 году надолго под власть Венецианской республики.
В XVI–XVII веках город сильно пострадал от многочисленных войн и эпидемий, восстановление началось в 1667 году, когда в городе поселились беженцы с Крита. Дальнейшее развитие город получил после того, как в начале XX века была проложена железнодорожная линия Пореч -Триест под названием Парензана.
Прежде всего как туристического направления, когда в 1907 году была основана компания Austrian Riviera и окрестности города превратились в настоящий рай для любителей позагорать на пляжах, расположенных вдоль побережья и окружённых сосновыми лесами.
Любители тюленьего отдыха и сейчас составляют большинство посетителей 17-тысячного Пореча, или по-итальянски Паренцо, заполняя улицы, бутики, рестораны, набережные. Попробуем же продраться через эту слоняющуюся толпу и посмотреть основные примечательные места старого города.
Впервые за всю поездку с великим трудом нашли свободное место на парковке и вскоре оказались на главной городской площади, расположенной на границе средневекового Пореча. Она известна как площадь Свободы.
Площадь набита шумной толпой как местных, так и приезжих, занимающих столики в уютных кафе. Судя по вывескам, здесь центр ночной жизни и развлечений Пореча.
На площади Свободы доминирует барочная церковь Богоматери Ангелов 1746 года, запертая и заброшенная. Уставшая за долгие годы, она вся в пятнах штукатурки, которые крошатся и осыпаются на мостовую. Колокольня прикреплена к задней части, так что похоже, что её вообще нет.
На площади также стоит огромная скульптура, изображающая Нечто, я видать недостаточно умён для таких вещей, но только так и не смог понять, что это может изображать. Что-то вроде выемки, через которую туннель выходит на крутой холм. Но как позднее вечером сказал хозяин апартаментов, и у местных в головах вокруг памятника возник настоящий беспорядок, особенно когда стало известно, что «художнику» за это заплатили более четверти миллиона евро, а кто знает, сколько ещё за литьё, доставку и установку. Вот почему он ведёт во вновь избранном горсовете долгую войну за смысл всего проекта, оплаченном старым городским начальством.
Женщина, грустящая посреди сухого фонтана, вероятно, не стоила и десятой доли «дырки в выемке», но она хоть в двадцать раз меньше, больше привлекает внимание прохожих, чем «туннель». Эта скульптура тоже без явного названия. Учитывая, что она перед фасадом банка, я её назвал «жертва ипотечного кредита».
В конце просторной площади Свободы начинается старый центр города, у входа на главную улицу города Декуманос.
Первый знак этого — Пятиугольная башня, рядом с которой когда-то стояли главные городские ворота, а значит, была «граница миров», линия между городом и окрестными поселениями. Башня датируется 1447 годом, на ней еле виден герб подесты Николы де Лион, который построил башню и Венецианский лев с чуть человеческим лицом.
Раз начал о городских укреплениях, расскажу и о ещё двух башнях, от них оставшихся. К Северной оборонительной башне можно пройти через живописную часть бывших укреплений, выходящих на залив.
Северная башня на 26 лет моложе Пятиугольной.
А южная Круглая башня была возведена всего годом позже. Она сохранилась лучше всего, чем не колебались воспользоваться труженики общепита, устроив террасу наверху. Если бы не османские орды и опасность их нападения, эти башни не были бы построены, поэтому пусть кто-нибудь скажет, что османы не внесли своего вклада в развитие туризма в Порече.
Между 540 и 551 годами епископ Евфразий построил местную базилику, которая сохранилась до наших дней после нескольких частичных реконструкций и расширений. Но если вы думаете, что главный собор Пореча доминирует над крышами старого города, как зачастую бывает в средневековых городах — ошибаетесь. Более-менее колокольня видна только с определённых точек на набережной.
Прогуливаясь же по улицам, невозможно увидеть ни башню, ни неф собора. Среди бутиков и магазинов для туристов вдруг замечаешь красивый небольшой входной портал.
Фактически, это единственный доступный вид на церковь из центра города. Только после прохождения портала становится ясно, что мы наконец-то нашли Евфразиеву базилику.
Самая известная достопримечательность Пореча — Евфразийская базилика, которая с 1997 года внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, была построена на месте молельни IV века и в настоящее время является одним из самых важных священных мест в Хорватии. Многие части комплекса датируются VI веком и сейчас открыты для публики как музей. Есть рекомендованный маршрут, по которому нас проведут знаки и стрелки. Собственно, иных вариантов и нет, поэтому имеет смысл просто следовать стрелкам. Первое, что видим — это атриум. Красивый двор под открытым небом, смотрящий на фасад базилики, украшен колоннами, привезёнными из Константинополя, (И не называйте его Стамбулом!).
Следующее место, куда мы пришли, — это восьмиугольный баптистерий. Он был построен в пятом веке, на протяжении истории он, возможно, был красочно оформлен, но сейчас он довольно скромный — ободран до кирпича. Баптистерий старше базилики, пол частично сохранился с IV века.
Забираемся на колокольню, с площадки под четырьмя колоколами самый красивый вид на крыши и дымоходы Пореча.
Колокольня была построена в 1522 году, её высота 35 метров, так что на последний этаж 10-ти этажного дома нужно подняться без лифта, но результат вознаграждает.
С вершины башни открывается великолепный вид на Старый город и побережье. Трудно представить, насколько величественной была эта башня много веков назад, когда большая часть земли вокруг не была застроена.
Далее стрелки нас направляют во Дворец Епископа. В просторном здании с VI до конца прошлого века, на протяжении полутора тысячелетий епископы жили и работали непрерывно на благо христианской веры, непрерывное многовековое использование одного здания с одной целью является редкостью в мировом масштабе.
На берег моря смотрят окна большого зала, где епископ с незапамятных времён принимал гостей. Колонны также были привезены из Константинополя.
Сохранилось очень мало деталей интерьера, по-прежнему оформлены только несколько боковых комнат. Например, сохранился салон епископа Полезини XVIII века.
В остальных комнатах — археологические артефакты, здесь небольшая, но удивительная сакральная коллекция.
Экспонаты собраны со всей Истрии, и среди них — знаменитый триптих мастера Антона из Падуи.
Спускаемся на первый этаж Епископского дворца, где в помещениях бывшей гранильной мастерской разместился Лапидарий.
Здесь выставлены оригинальные напольные мозаики IV–V веков, вернее фрагменты — многое не сохранилось.
Продолжая двигаться по предложенному маршруту, выходим на открытый двор. На земле большая мозаика пола из старого здания, которого больше нет. Это здание стояло за несколько веков до самой базилики. Кто знает, что ещё можно найти под землёй! Археологические исследования ведутся осторожно, понемногу и никто не знает, будут ли закончены в обозримом будущем.
И, наконец, мы попадаем в Евфразиеву базилику как таковую. Это, без сомнения, изюминка, и предлагаемый тур оставил лучшее напоследок. Найдём время, чтобы не торопясь осмотреться и погрузиться в величественный старинный дизайн. Считается, что это была первая церковь в западном мире, имеющая три нефа и три апсиды.
Атриум, где находится самая старая часть церкви, вспыхивает невероятной мозаикой, обрамляющаяй святилище в виде триумфальной арки. Мозаичные украшения делают базилику такой значимой и одним из лучших образцов византийской архитектуры времён великого императора Юстиниана. Мозаичные изображения на апсидах базилики полны символизма, некоторые сцены, которые они изображают, весьма необычны. Например, есть агнец, представляющий Иисуса, или необычное изображение Девы Марии и её Вознесение на Небеса. Но самым впечатляющим из всех является изображение Иисуса с апостолами, которое, кажется, всё ещё сияет и светится, как будто возникло вчера.
Выйдя за ворота базилики, стоит свернуть по улочке на восток, где стоит Дом Каноника. Построенный в 1251 году, это самый старый каменный романский дом в Порече, полностью сохранивший внешний вид, включая красивый каменный портал. Интересно, что он до сих пор служит приходской канцелярией местных священников.
План старого города до сих пор сохранил древнеримскую структуру Каструма. Главные улицы — Декуманус и Кардо Максимус находятся на своих местах не только в плане, но и по высоте, то есть иногда встречаются участки этих пешеходных улиц, вымощенные древнеримскими камнями. Фантастично!
С другой стороны, эти улицы с хорошо сохранившимися зданиями и сооружениями, благодаря множеству магазинов, кафе и ресторанов, представляют собой оживленную часть города. Особенно в разгар летнего сезона, здесь ощущается настоящий вкус современной хорватской жизни.
Прогулка по этим знаменитым улицам — действительно одно из лучших занятий в Порече. В месте, где под прямым углом пересекаются знаменитые древнеримские улицы, находится площадь Матие Гупча, ранее называвшаяся Пьяцца дей Синьори.
Она является одной из самых красивых площадей в старом городе и популярным местом встреч местных жителей и туристов. Здесь сохранились красивые городские дворцы.
Особенно исторически ценен живописный венецианский дворец Зуккато в стиле готики.
Неподалёку стоит Романский дом. Он восходит к XIII веку и является одним из старейших зданий города. Интересен как образец обычного городского дома, далеко не дворца. В таких домах жили на втором этаже, а на первом держали скот или оборудовали конюшню. Интересна судьба дома. Постепенно он был интегрирован в более позднюю застройку так, что практически перестал был заметен. Во время войны квартал разрушился, упали все дома вокруг, но Романский дом остался стоять в гордом одиночестве, «очистившись» от наносов поздних веков.
На туристической карте Пореча обозначен как особо ценный объект готический дом на центральной улице города Декуманус. Конечно, это самый роскошный дом, скорее дворец, построенный в 1476 году.
Но в городе он не один, Пореч изобилует множеством роскошных домов, построенных в готическом стиле.
По всему видно, когда-то Пореч был населён членами богатых семей, которые не экономили на строительстве своих домов.
И снова к романскому стилю. Дом двух святых, построенный в XIV веке, назван в честь двух каменных рельефных фигур, видимых рядом с окнами наверху. То, что фигуры каких-то святых — чисто условно, неизвестно, кто они такие. Логическое предположение возникло потому что поблизости находился бенедиктинский монастырь, и дом мог быть частью монастырской собственности.
Пройдя по всему старому городу, мы дошли до площади Марафор, расположенной на месте древнеримского Форума, где когда-то находились храмы римских богов.
Но если вы рассчитываете увидеть в Порече, кроме сооружений византийского и романского периодов, и памятники античности, будете разочарованы. За этим надо в недалёкий город Пула. А в Порече — только пара камней от колонн, да бесформенный обрубок верхней части портала какого-то храма, предположительно Нептуна, брошенный на небольшой площадке между обычными домами. А ведь этот храм был в I веке самым большим в Истрии.
За бывшим Форумом через небольшой парчик уже видно море — мы пришли на самый западный мыс полуострова, на котором раскинулся исторический Пореч.
Пора возвращаться назад по оживлённой набережной. Если вы ищете в Истрии небольшой очаровательный прибрежный городок, где есть что посмотреть и чем заняться днём и вечером, можно обратить внимание и на Пореч, живописный город с множеством достопримечательностей. Он невелик, его можно исследовать за день. С другой стороны, благодаря расположению в центре истрийского побережья, он является отличной базой для изучения остальной части Истрии, и здесь можно задержаться и на несколько дней.