Это заключительный рассказ о нашем июньском путешествии 2021 года. Мы эту поездку начинали в Миннеаполисе, а после посещения Северной Дакоты завершали путешествие уже в Сент-Поле (оба — штат Миннесота, карта).
Это заключительный рассказ о нашем июньском путешествии 2021 года. Мы эту поездку начинали в Миннеаполисе, а после посещения Северной Дакоты завершали путешествие уже в Сент-Поле (оба — штат Миннесота, карта).
Миннеаполис и Сент-Пол принято называть городами-близнецами (twin-cities), поскольку они образуют единый конгломерат, расположившись практически друг напротив друга на противоположных берегах реки Миссисипи. То есть близнецы они в смысле их географической близости, даже срастания, поскольку оба города имеют общий «позвоночный столб» — Миссисипи, да и другие инфраструктурные элементы у них единые (общие аэропорт, ж/д и автострады), несколько общих университетов и колледжей, спортивных команд и т. д.
И тем не менее, о полной идентичности этих городов говорить не приходится. Если продолжить использование биологической терминологии, если Миннеаполис и Сент-Пол — близнецы, то совершенно точно — не однояйцовые. Генетика у них, хоть и в чем-то схожая, но неодинаковая. Не углубляясь далее в биологию, посмотрим на Сент-Пол глазами туриста, приехавшего в город всего на один день.
Начнем с Миссисипи и прилегающих к ней территорий. Издавна это были индейские земли. Белые американцы пришли в этот регион после покупки Америкой у французов Луизианы в начале 19-го века. Массовое переселение в эти края началось, когда примерно в то же время сюда пришла железная дорога. Многие прибывали по реке, и Сент-Пол служил местом разгрузки для пароходов (выше по течению Миссисипи тогда была несудоходна из-за порогов и водопадов), везущих новых поселенцев как в Миннесоту, так и в Дакоту. Сент-Пол тогда даже называли «Последний город Востока», имея в виду, что дальше начинается Дикий Запад.
Мы поплавали по Миссисипи, посмотрели на Сент-Пол, и большого впечатления со стороны реки город не произвел (в отличие от Миннеаполиса).
Центр (downtown) Сент-Пола — многоэтажный, но его небоскребы гораздо менее запоминающиеся, чем в Миннеаполисе. Бум высотного строительства в Сент-Поле начался в 1970-годы и продолжался около 20 лет. Поскольку центр города расположен точно на маршруте захода самолетов в аэропорт, в Сент-Поле действуют очень строгие строительные ограничения. Возможно, это связывает руки архитекторам и сказывается на выразительности городских силуэтов.
Но город «берет» не своими высотками. Если Миннеаполис удивляет своим ультрасовременным видом с небоскребами и широкими улицами, то Сент-Пол выглядит довольно консервативно и славится огромной коллекцией домов в викторианском стиле. И нам это очень понравилось.
Но прежде чем рассказать о викторианской архитектуре Сент-Пола, обратимся к истории названия города. Свое имя Сент-Пол получил от часовни Св. Павла — самого первого христианского храма, построенного там в 1841 году. А с 1849 года Сент-Пол стал столицей штата Миннесота и таковой остается до сих пор.
Нынешний собор Св. Павла — это четвертый по счету храм с таким именем в этом поселении. Его строительство было инициировано в 1904 году по проекту известного французского архитектора Эммануэля Луиса Маскерея, который взял в качестве образцов французские соборы: тот, что в Периге, и базилику Сакре-Кёр в Париже. Во время нашего визита собор был закрыт из-за пандемии, так что оценить его интерьеры мы не смогли.
От собора начинается проспект Саммит (Summit Avenue) — самая длинная в стране улица с домами викторианского стиля. Ее протяженность — порядка 7 км. Естественно, у нас не было времени пройти её всю, не пожертвовав другими достопримечательностями города. Мы прошли небольшую часть Summit Avenue, но этого было достаточно, чтобы получить представление и удовольствие.
Большинство сохранившихся домов на этой улице-бульваре построены между 1890 и 1920 годами. Но застройка этого холма началась еще с середины 19-го века, и здесь сразу стали селиться богатые и успешные, сделавшие свои состояния на заготовке и сплаве по Миссисипи древесины, добыче полезных ископаемых и на грузовых перевозках по железным дорогам.
Многое, возведенное изначально на этой улице, позже было перестроено или заменено на более презентабельные жилища, пока в 1915 году в Сент-Поле не был принят закон, запрещающий сносить дома на Саммит Авеню. Теперь их можно только реставрировать. Во многом благодаря этому решению, до наших дней на этой улице сохранились 373 из 440 оригинальных великолепных усадеб.
В викторианских строениях, как правило, два или три этажа. У зданий сложная, ассиметричная форма, многоскатная крыша, часто — с мансардой. Обязательно наличие крыльца, а в более богатых домах — крытых веранд. Колонны, портики, башенки и другие декоративные элементы, заставляющие дом выглядеть богатым.
Дома на этой улице построены разными архитекторами и в разных архитектурных стилях, бывших модными в викторианскую эпоху: в стиле королевы Анны, возрожденном романском, нео-колониальном, итальянского ренессанса. По этой причине, видимо, Саммит авеню была так нелюбима выдающимся американским архитектором Франком Ллойдом Райтом, который считал, что местная архитектура копировала европейские стили вместо того, чтобы пытаться найти оригинальную американскую эстетику. С профессиональной точки зрения он, вероятно, прав, но для простых смертных эти строения выглядят довольно привлекательно.
Но самая главная усадьба в Сент-Поле — это дом, построенный в 1888–1891 годах для железнодорожного барона Джеймса Хилла, который еще при жизни стал известен как «строитель империи». Этот дом спроектирован ведущей в восточной части США в конце XIX — начале XX века архитектурной фирмой «Пибоди, Стернс и Фербер».
Дом по тем временам был самым большим в Миннесоте: 3344 кв. м с 42 комнатами, 13 ванными, 22 каминами, а также своей собственной картинной галереей, органным и тренажерным залами. Естественно, все было оборудовано по последнему слову техники: центральное отопление и вентиляция, электричество и газ, водопровод с холодной и горячей водой и даже теплица. Все было отделано махогоновым деревом, витражами, дорогими люстрами и т. д.
Семья Хилла прожила в нем около 30 лет, и после смерти обоих родителей дети в 1925 году подарили усадьбу Римско-католической епархии Сент-Пола и Миннеаполиса. Следующие 50 лет имение использовалось как церковное офисное здание, религиозная школа и резиденция. После того, как усадьба Хилла была объявлена национальной исторической достопримечательностью, Историческая ассоциация Миннесоты в 1978 году приобрела ее у церкви. С тех пор усадьба работает как музей и художественная галерея. К сожалению, как и большинство музеев в этом городе, этот работает только с четверга по воскресенье, а мы там оказались в понедельник. Невозможность посмотреть этот музей (так же как и Музей науки Миннесоты — по той же причине) стали нашими самыми большими потерями во время визита в Сент-Пол.
Джеймс Хилл — легендарный бизнесмен, про которого на американский манер можно сказать «self-made», а можно и по-русски: «из грязи в князи» (впрочем, в английском этому есть аналог «from rag to riches»). Он родился в крестьянской иммигрантской семье в Канаде. В 14 лет остался без отца, в 17 лет перебрался в Сент-Пол и начал самостоятельно зарабатывать на речных перевозках и снабжении, потом открыл свой бизнес. Примерно в возрасте 40 лет Хилл стал главным исполнительным директором Великой северной железной дороги, которая вскоре стала трансконтинентальной. Из-за размера покрываемого региона и экономического господства железных дорог Хилла, он ещё при жизни стал известен как «строитель империи».
И это при том, что у Джеймса Хилла было только 8 классов образования. Все последующие знания были им получены в ходе самообучения. Желая помочь другим людям в получении формального образования, Хилл значительные суммы пожертвовал разным школам региона, а также профинансировал строительство большой библиотеки в центре Сент-Пола.
Поскольку Сент-Пол — столица штата, то в нем имеется Капитолий, где заседают законодатели и Верховный суд Миннесоты. Нынешнее здание Капитолия — третье по счёту, и было построено в 1896–1905 годах по проекту знаменитого архитектора Кэсса Гильберта. Этот архитектор известен как автор небоскрёба Вулворт Билдинг в Нью-Йорке (1910–1913), бывшего в течение более чем 15 лет самым высоким зданием в мире и в 1920-е годы считавшегося классическим образцом нью-йоркской «высотки». Кэссу Гильберту также принадлежит авторство проектов зданий Верховного суда и Казначейства в столичном Вашингтоне.
Недавно Капитолий прошел полную реновацию, и выглядит просто блестяще и снаружи и внутри. Капитолий увенчан большим куполом, сделанным из белого мрамора из Джорджии. Самоподдерживающийся мраморный купол Капитолия штата Миннесота считается вторым по величине в мире, вслед за Собором Святого Петра в Ватикане. В 1906 году над южным входом Капитолия была установлена позолоченная скульптурная группа «Прогресс штата», изображающая квадригу — античную двухколёсную колесницу с четвёркой лошадей.
К нашему изумлению, для входа в Капитолий не потребовалось предъявить удостоверение личности и не надо было проходить рамку. В холле мы сразу заметили многочисленную группу мужчин в строительной униформе с плакатами, которые мирно беседовали друг с другом. Полиция стояла в стороне. Причина их нахождения в здании стала ясна чуть позже.
Мы начали свободно осматривать здание. Особое восхищение вызвала Ротонда. В ее центре, под куполом — большая мраморная звезда, продублированная также в бронзе и стекле, как символ официального девиза Миннесоты «L’Etoile du Nord» (фр.), что означает «Звезда Севера». Этот девиз был выбран первым губернатором штата (из французов) и утвержден законодательно в 1861 году вместе с печатью штата. Французские миссионеры, исследователи и торговцы были первыми белыми людьми, пришедшими на территории нынешней Миннесоты.
Пройти можно было по всем этажам и везде, кроме залов заседания Сената и Палаты представителей Миннесоты. Не можем представить, что такое было бы возможно в здании законодательных органов какого-нибудь субъекта Российской Федерации.
Как оказалось, через некоторое время в этот день конгрессмены должны были начать сессию. Этим и объяснялось присутствие людей с плакатами, которые пришли потребовать от законодателей принятия нужных им решений в области безопасности, как мы поняли.
В какой-то момент те мужчины в униформе переместились в Ротонду и подняли над головой свои плакаты. Вскоре к ним присоединилась большая группа разношерстной публики, некоторые даже с детьми в колясках, тоже с плакатами, но другого, непонятного нам содержания. Работяг вытеснили на 2-й этаж, и начался базар-вокзал: коллективное выкрикивание разных лозунгов, какие-то трубные звуки, призывы в мегафон… Полиция взирала на все это спокойно и не вмешивалась. Были люди с камерами, были зеваки вроде нас. Все это вместе взятое повергло нас в полное изумление: уже ль это и есть демократия в действии? Результатов этого шоу мы не знаем.
Еще больший разгул демократии, как мы прочитали, наблюдался в районе Капитолия Миннесоты в 2020 году, после известных событий с Джорджем Флойдом в соседнем Миннеаполисе. Но пострадала при этом почему-то статуя Колумба.
В 1885 году один из нью-йоркских журналистов написал про Сент-Пол, что это «еще одна Сибирь, не подходящая для жизни человека» зимой («another Siberia, unfit for human habitation»). Это сильно не понравилось жителям города, и в ответ Торговая палата Сент-Пола предложила проводить зимние карнавалы — в доказательство того, что город не просто обитаем, но и очень даже живой, даже зимой. Такие зимние карнавалы проводятся в Сент-Поле ежегодно с 1886 года, а неофициальное название города — «Москва на Миссисипи» (что говорит о плохом знании предмета). Согласно Википедии, среднедневные температуры в декабре—феврале -6-9С. Тем не менее, город-побратим Сент-Пола в России — вовсе не Москва, а Новосибирск.
Вероятно, из-за холодной погоды зимой центр Сент-Пола, как и Миннеаполиса, имеет обширные сети закрытых пешеходных мостов, известных как Skyways. Скайвеи — это переходы, обычно сделанные из стекла и расположенные на высоте 2-го-3-го этажей над землей. В Сент-Поле общая длина таких закрытых переходов составляет 8 км. Так что довольно далеко и долго по городу можно перемещаться, не выходя на улицу, просто пользуясь скайвэями.
Невозможно не заметить в центре города исторический Landmark Center, который больше напоминает замок, чем общественное здание. Тем не менее, изначально это сооружение использовалось как почтовое отделение США, здание суда и таможни штата Миннесота. Позже оно приютило все федеральные суды Среднего Запада страны.
После того, как в 1967 году федеральное правительство переместило свои офисы в новое здание, это красивое сооружение планировали разрушить. Здание спасли неравнодушные граждане, и после успешной реставрации оно получило название Landmark Center и стало культурным центром города.
Landmark Center построен в 1894–1901 годах по проекту архитектора Уиллоуби Дж. Эдбрука из розового мрамора в ричардсоновском романском стиле. Экстерьер здания богато украшен многочисленными башенками, островерхими фронтонами и мансардными окнами и выделяется также остроконечными крышами, покрытыми красной черепицей.
Войдя внутрь, попадаешь в атриум со стеклянной крышей и расположенными по его периметру комнатами с высоченными потолками, отделанными мрамором и резными деталями из красного дерева и дуба.
Пожалуй самая красивая комната в здании — офис Верховного судьи с мраморным камином и искусно выполненными резными деталями из дерева.
Еще один знаменитый уроженец Сент-Пола — Чарльз Монро Шульц (англ. Charles Monroe Schulz), американский художник-карикатурист, автор серии комиксов под названием «Орешки» (Peanuts) про мальчика Чарли Брауна и его друзей, над которым он работал пятьдесят лет. Серия получила международное признание и считается одним из самых успешных комиксов всех времён. Герои этих комиксов представлены в виде скульптур в разных местах города, в том числе и рядом с Landmark Center.
Самое высокое здание города — офисное Уэлс Фарго (Wells Fargo Place) высотой 144 м (37 этажей), введенное в действие в 1987 году (его видно на заднем плане на обоих фото в слайдере).
Еще раз повторимся: не небоскребами славен Сент-Пол. Его славу составляют сооружения типа Hamm Building. Это 7-ми этажное здание 1919 года постройки первоначально было головным офисом местной пивоварни Хэмма (Hamm’s Brewery). После введения в стране сухого закона назначение здания было диверсифицировано, и сейчас там есть кинотеатр, сцена для разного рода шоу, офисы, розничные магазины, рестораны и т. д. Это здание выделяется своей исключительной декорацией фасадов, выполненной из терракоты.
Еще одна архитектурная жемчужина города — здание бывшего Национального Коммерческого банка (Merchants National Bank), ныне больше известное как Brooks Building — по имени бизнессмена, который его тщательно отреставрировал.
В 1889 году, когда завершили постройку Pioneer Building (на фото ниже), оно имело 12 этажей и было самым высоким зданием страны западнее Чикаго. Стиль сооружения — возрожденный романский, архитектор — Солон Беман (Solon S. Beman). Верхние четыре этажа были надстроены в 1909 году.
Юнион-депо (Union Depot) Сент-Пола — историческая железнодорожная станция. Здание вокзала было внесено в Национальный реестр исторических мест в 1974 году.
К нашему полному изумлению, здание вокзала в середине рабочего дня было абсолютно пустым. Пытаясь понять причины этого, мы выяснили, что сейчас через Сент-Пол — Миннеаполис ежедневно проходят только два пассажирских поезда в сторону Чикаго (утром и вечером) и еще два — на западное побережье страны в Сиэтл и Портлэнд (утром и вечером). Видимо, вокруг времени прибытия-отправления поездов какой-то народ на станции появляется. Это безлюдие особо дико смотрелось на фоне шикарно отреставророванных несколько лет назад огромных помещений вокзала.
В заключение можем сказать, что Сент-Пол, как и его близнец-город Миннеаполис, нам понравились и при случае мы готовы туда вернуться, чтобы побывать в музеях и парках, которые в этот визит по разным причинам посетить не удалось.