Продолжаем рассказывать о своей поездке в Северную Дакоту через города-близнецы в штате Миннеаполис. Начало рассказа здесь.
Итак, мы начали свое путешествие с Миннеаполиса — самого большого по площади и населению (около 430 тыс. человек) и наиболее современного города штата Миннесота. Он раскинулся на западном берегу реки Миссисипи, которая играла и продолжает играть существенную роль в истории и экономике города.
Вело-пешеходный Арочный мост через реку Миссисипи.
Помимо официального названия, за свою более чем 150-летнюю историю Миннеаполис имел несколько неофициальных имен. Так, около полувека он носил титул Мировой мукомольной столицы и его называли Mill City (Город мельниц). Дело в том, что поселение Миннеаполис возникло рядом с мощными водопадами Святого Антония на реке Миссисипи.
Река Миссисипи в границах города Миннеаполис.
Предприимчивые жители Миннеаполиса оперативно построили множество сооружений, использующих силу падающей воды: мукомолен, лесопилок, гидравлических прессов и прочих приспособлений, перерабатывавших шерсть, хлопок, целлюлозу. К 1900 году город стал крупнейшим американским мукомольным центром. Здесь также процветали лесопромышленные предприятия: стволы деревьев для переработки сплавлялись сюда по Миссисипи.
Здесь раньше были водопады Святого Антония.
В 1948–63 годах ниже по течению Миссисипи были построены несколько дамб, что подняло уровень воды в верховьях реки почти на 7,5 метра. Из-за этого водопад Святого Антония фактически перестал существовать, зато открылось судоходство по всей Миссисипи, которому он ранее препятствовал. В результате, Миннеаполис утратил статус «всеамериканской мельницы», но взамен стал крупнейшим деловым и транспортным узлом между Чикаго и Сиэтлом: здесь теперь пересекаются речные пути, железные дороги, автомобильные магистрали и авиационные маршруты.
На месте водопадов Св. Антония теперь остался только вот этот водосброс.
Миссисипи в районе Миннеаполиса - вид сверху (Интернет). Слева от водосброса - шлюз для прохода судов. Левее шлюза - Парк мельничных руин
Mill Ruins Park). На переднем плане - пешеходно-велосипедный Арочный мост.
А мукомольное прошлое города теперь хранят Музей города мельниц (Mill City Museum) и примыкающий к нему живописный Парк мельничных руин (Mill Ruins Park).
Музей города мельниц (в центре фото) был открыт в 2003 году, а построен на руинах здания исторического мукомольного предприятия «Washburn A». Слева от музея - темное здание с портретами (неужели это Чехов и Толстой?)
В 1880 году компания «Washburn A» приняла участие в международной выставке мукомолов и заняла со своей продукцией три первых места. С тех пор их мука стала выпускаться под маркой «Золотая медаль» (Gold Medal). Той компании уже давно нет, но эта марка муки до сих пор присутствует на американском рынке.
Компании Washburn A уже давно нет, но марка муки «Золотая медаль» (Gold Medal) до сих пор присутствует на американском рынке.
Миннеаполис — город очень зеленый: в его границах имеется множество парков и 13 озер, поэтому сейчас он носит неофициальное имя «город озер». В Миннеаполисе есть и масса парков, где нет водоемов, но также проложены пешеходные и вело-дорожки. Не случайно в рейтинге самых «здоровых» городов США (оценивающем общий уровень здоровья и доступность путей его улучшения для всех слоёв населения) Миннеаполис занимает первое место. (следом за ним идут столичный Вашингтон и Портленд (Орегон).
Справа - ныне вело-пешеходный Арочный мост через Миссисипи, а сама река - по другую сторону от этого моста.
Парк мельничных руин ( Mill Ruins Park).
Вот еще один парк в Миннеаполисе — маленький и стильный, в самом центре города. Называется он «Золотая медаль» . В его центре — 10-метровый холмик, к вершине которого проложена спиральная пешеходная дорожка. На окружающих холмик газонах там и тут разбросаны современные скульптуры, которые очень хорошо сочетаются с окружающими зданиями. Иссиня-черное сооружение на заднем плане — это театр Гатри.
Парк «Золотая медаль" . Иссиня-черное сооружение на заднем плане – это театр Гатри.
Это на здании театра Гатри с моста мы увидели портреты Чехова и Толстого. Чехов действительно оказался Чеховым, а за Толстого мы издалека приняли Бернарда Шоу.
Театр Гатри (проект французского архитектора Жана Нувеля).Чехов действительно оказался Чеховым, а за Толстого издалека мы приняли Бернарда Шоу
В театре Гатри когда-то ставили "Дядю Ваню" и "Три сестры".
Ультрасовременный вид Миннеаполису придают его высотки и широкие улицы. В нем расположены несколько десятков небоскребов, из которых одиннадцать — это самые высокие здания штата Миннесота. Естественно, они выделяются не только своими параметрами, но и оригинальной архитектурой авторства нескольких выдающихся современных зодчих.
Назовем, прежде всего, Ай-Ди-Эс центр (IDS Center) с его уникальным «ребристым» дизайном, который создает не только запоминающийся экстерьер, но и 32 (!) угловых офиса на каждом из его 57-ми этажей. Архитектор здания — Филип Джонсон — лауреат самой первой (1979 г.) Притцкеровской премии в области архитектуры.
Ай-Ди-Эс центр (IDS Center). Автор проекта этой высотки - Филип Джонсон (Philip Johnson, 1906-2005) — основоположник и ведущий представитель «интернационального стиля» (функциональность, отсутствие классических декоративных элементов) в американской архитектуре середины XX века. Но это здание высотой в 241 м - уже постмодерн. Завершено в 1972 г.
Башня капелла (Capella Tower, 236 м, 56 этажей) — это на самом деле целый комплекс, состоящий из нескольких цилиндрических башен разных диаметров и высоты и прямоугольных корпусов (построенных из различно сориентированных в пространстве шестиэтажных кубов). Наверху — подсвечиваемая вечером корона, под которой размещена антенна и другое телекоммуникационное оборудование.
Автор дизайна Башни Капелла - американский архитектор, родившийся в Германии Джеймс Инго Фрид (James Ingo Freed, 1930-2005). Он также спроектировал несколько крупных зданий в Нью-Йорке, Вашингтоне, Сан-Франциско.
Уэ́лс Фа́рго центр (Wells Fargo Center, 236 м, завершен в 1987 году) — еще один офисный небоскреб, построенный всемирно известным архитектором Сезаром Пелли в стиле ар-деко. С заката до полуночи верхушка здания подсвечена особым образом, так что она напоминает горящий костёр. Этот проект получил несколько престижных наград.
Уэ́лс Фа́рго Центр (Wells Fargo Center). Сезар Пелли (César Pelli, 1926-2019) –американо-аргентинский архитектор, одними из наиболее известных построек которого являются Башни Петронас в Куала-Лумпуре и Всемирный Финансовый Центр в Нью-Йорке.
Фишкой Миннеаполиса считается Minneapolis Skyway. Скайвэй — это система крытых надземных (на уровне второго или иногда — третьего этажей) пешеходных переходов из одного здания в другое, которая охватывает практически весь центральный Миннеаполис. Их неплохо видно на многих фотографиях выше, но лучше всего вот здесь:
Minneapolis Skyway. В переходах поддерживается постоянная температура, и они закрываются только на ночь.
Первые такие переходы в Миннеаполисе построили в начале 60-х годов, чтобы перенаправить потоки пешеходов с самых загруженных улиц и перекрестков. Плюс собственники некоторых зданий увидели в этом возможность несколько повысить рентабельность своих бизнесов за счет увеличения потребителей. А позже оказалось, что такая система крытых переходов очень хороша в непогоду: в жару, холод, во время осадков — что актуально для этого города.
И сейчас Minneapolis Skyway имеет суммарную протяженность более 15 км (!) и соединяет множество зданий в центре этого города: офисы, банки, рестораны и кафе, магазины, отели, предприятия службы услуг, спортивные сооружения и т. д. Вот так выглядит общая карта этого замечательного сооружения:
Карта скайвэя в Миннеаполисе. Хорошо видно, что по этим переходам можно гулять долго, не выходя на улицу.
В результате по центральному Миннеаполису в течение дня можно передвигаться пешком, почти никогда не выходя на улицу. Скайвэй — это настоящий город внутри города. Нельзя сказать, что вид этих переходов украшает улицы города, но, видимо, в данном случае полезность перевешивает красоту.
В июне 2021 года центр Миннеаполиса нам показался малолюдным: сказывались последствия ковидной пандемии (многие продолжали работать на удаленке, поток туристов и обслуживающая их инфраструктура еще не восстановились). С другой стороны, атмосфера в городе показалась спокойной, несмотря на то, что весь последний год Миннеаполис был в сводках новостей по скандальной причине: именно там весной 2020 года полицейский коленкой придушил афроамериканца Джорджа Флойда. После этого в городе вспыхнули массовые протесты под лозунгом Black Lives Matter (BLM), вскоре перекинувшиеся и в другие штаты и даже другие страны. Готовясь к поездке, мы выяснили, что этот трагический эпизод произошел не в центре города, где нам предстояло провести свое время. Желания посетить место события у нас не возникло, но в сети мы нашли его фотографию, которую здесь и помещаем.
Место, ныне известное как площадь Джорджа Флойда (George Floyd Square), c мемориалом ему (Интернет).
Эту площадь активисты оккупировали больше года, перекрыв там движение транспорта (сейчас оно частично восстановлено). Они добивались выполнения властями своих многочисленных требований, среди которых, в частности, были: уволить местного прокурора, нескольких офицеров криминальной полиции, пересмотреть некоторые уголовные дела, выделить 300 тысяч долларов для реорганизации площади Джорджа Флойда и территории вокруг нее, а также 400 тысяч — на создание новых рабочих мест и т. д.
Ну, а сам Флойд, который был 5 раз судим и отсидел за вооруженный грабеж и наркотики, теперь стал символом черной Америки, чуть ли не святым, которого похоронили как героя в позолоченном гробу, а его родственникам выплатили 27 млн. долларов компенсаций. Чем все это закончится, сказать трудно, но джин из бутылки выпущен, и помимо BLM, уже создано и Движение афроамериканцев-потомков рабов за репарации, и только вставанием на колени вряд ли обойдется.
А еще мы побывали в двух первоклассных художественных музеях города, один из которых — с выдающейся коллекцией картин. Все путеводители включают в свои рекомендации посещение Арт-центра Волкер (Walker Art Center), упоминая, что этот музей входит в пятерку лучших музеев современного искусства Америки. Сказать по правде, нас его коллекция живописи не слишком впечатлила. Но мы и не считаем себя экспертами в этой области.
Гораздо больше нам понравился расположенный рядом с этим музеем Парк скульптур Миннеаполиса. Очень интересный парк с необычными современными арт-объектами.
В Парке скульптур Миннеаполиса есть постоянная возможность задуматься о том, что имел в виду автор.
В этом парке 40 постоянных художественных инсталляций и несколько временных, которые периодически обновляются.
Слева - скульптура Гефеста (Hephaestus) – греческого бога кузнечного мастерства, ремесел, технологий и огненной стихии (он был хром и некрасив). Справа - скульптура под названием Вудроу (Woodrow), выполненная из крашенного металла, умело имитирующего ветки дерева.
Пожалуй, самый запоминающийся арт-объект в парке — это «Ложка с вишенкой». Чтобы понять масштабы композиции, скажем, что вес вишенки составляет 500 килограмм, а ложки — более двух тонн. Вишенка является еще и своеобразным фонтаном. Один поток воды распыляется из черенка вишни, а второй стекает вниз по ложке, добавляя блеска ее алюминиевой основе.
Скульптура-фонтан «Мост-ложка и вишня» (Spoonbridge and Cherry) с самого начала была хорошо встречена публикой и со временем стала узнаваемым символом города.
Но самое сильное культурное впечатление в этой поездке на нас произвела коллекция Института искусств Миннеаполиса — Minneapolis Institute of Art (Mia).
Институт искусств Миннеаполиса.
Этот музей обладает коллекцией из примерно 80 000 предметов, охватывающих 5000 лет мировой истории: картины, фотографии, гравюры и рисунки, текстиль, декоративное искусство. В коллекции музея есть работы Рембрандта, Ван Дэйка, Ван Гога, Лукаса Кранаха, Пуссена, Пикассо, Матисса, Дега, Мане… Особая гордость музея — шедевры азиатского искусства, называемые «одной из лучших и самых полных коллекций азиатских произведений искусства в стране». Коллекция в музее действительно выдающаяся, и мы подготовим отдельный фотоальбом по ней.
Слева - Рембрандт, "Лукреция". Справа - Эдуард Манэ, "Курильщик"
Небесный конь (Celestial horse). Китай, 1-2 век н.э. Такие бронзовые скульптуры помещали в гробницы аристократов, обеспечивая умерших, как верили китайцы, транспортным средством в жизни после смерти.
В завершение — еще несколько объектов в городе, которые запомнились. Естественно, в Миннеаполисе есть не только небоскребы.
Мэрия Миннеаполиса (Minneapolis City Hall) в ричардсоновском романском стиле. Это стиль архитектуры романского возрождения , названный в честь архитектора Генри Ричардсона (1838–1886). Для него характерны живописные массивные структуры, круглые арки в «романском» стиле, углубленные входы, цилиндрической формы башни с коническими крышами и др. Сооружение мэрии было завершено в 1906 г.
Мэрия Миннеаполиса оставалась самым высоким зданием в городе до введения в строй в 1929 году Башни Фошай. Последняя, в свою очередь, носила титул самого высокого сооружения в Миннеаполисе аж до 1972 года. Сейчас в ней находится фешенебельный отель.
Башня Фошай (на переднем плане) отражается в стеклах AT&T башни (построена в 1991г., 141 м высотой).
Историческая Гефсиманская церковь (Gethsemane Episcopal Church) в стиле возрожденной готики. Построена в 1883-84 гг.
USbank Стадион (строительство завершено в 2016 г.). Имеет прозрачную крышу и стены.
Одно из офисных зданий в центре Миннеаполиса.
Миннеаполис нам понравился, и мы не прочь туда при случае вернуться, чтобы досмотреть то, что было недоступно в ходе нашего короткого визита (из-за ковида и расписания работы музеев). Так же как и в Сент-Пол. Но это уже другая история.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм