Городецкая игрушка, городецкая роспись — эти слова всегда были на слуху российского жителя. Давайте заглянем в Городец и посмотрим, что же там интересного. Город основан более 800 лет назад для защиты от нападений со стороны волжских булгар. В летописях упоминается с 1172 года. Места эти не очень-то пригодны для сельского хозяйства, зато удобны для торговли, ведь город стоит на левом берегу Волги среди густых лесов. Городец не раз разрушался и возрождался, был центром удельного княжества, а в 1408 году после нападения хана Едигея вообще исчез с карты Великой Руси на полтора века. Оставшееся небольшое поселение росло и развивалось, а в 19 веке Городец расцвел и стал центром торговли, здесь построили несколько заводов и мельницу.
В Городецком уезде была популярна резьба по дереву, изготовление бытовой утвари: делали мебель, кадки и ушаты, сани, коромысла, прялки и резные доски для печатных пряников. Особенно хороши были ложки, которые резали топорами. Эти изящные ложки продавались не только по окрестностям, но и по всей стране. А из остатков дерева делали игрушки, которые удачно продавались. Некоторые ложкари переключались на новый бизнес — изготовление городецкой деревянной игрушки. Особенно популярным стал конь-качалка, которого уже несколько поколений делают в Городце.
В советское время про детских лошадок даже много стихов писали:
«Деревянную лошадку
Папа мне вчера принёс.
Я схватил большую шашку,
Конь меня вперёд понёс.»
У мастеров была особенная манера украшать деревянные изделия. Городецкая роспись отличается от всех других российских (хохломской, жостовской, палехской) своей манерой писания, яркими красками нарисованы тонконогие вороные кони, огненно-жаркие петухи с павлинами и много жанровых сценок из русского быта.
Сначала в старые времена украшали только прялки, точнее — прялочные донца, которые после работы, разобрав прялку, вешали на стену, где они красиво смотрелись как панно. Позже раскрашивали уже все подряд — от больших сундуков до маленьких ложек и игрушек. В рисунках отражались быт, обычная крестьянская жизнь с ее укладом, праздниками и традициями, сцены из купеческой жизни.
Городец — практически город-музей, где дома стоят, как игрушки, с резными наличниками, нарядным крыльцом, разукрашенными воротами. Многие дома и усадьбы сохранились с дореволюционных времен.
Мы приехали на машине сразу в исторический центр города, который находится в районе улиц Ленина, Кирова и Андрея Рублёва, а также Набережной Революции. Старинные дома стоят на высоком берегу откуда открывается прекрасный вид на широкую Волгу.
Сначала прошлись по Набережной Революции. Здесь мы видим памятник легендарному князю Александру Невскому. Он был установлен в 1993 году в канун 730-летия со дня кончины прославленного полководца. В ноябре 1263 года, возвращаясь из Золотой Орды, тяжело больной Александр Невский останавливается в Городце и в Фёдоровском монастыре совершает монашеский постриг, а следующей ночью умирает. Его сын Андрей Александрович правил Городецким княжеством до 1304 года.
На другом конце улицы 4 июля 2021 года состоялось открытие бюста Александра II в. день 110-летия со дня установки прежнего бронзового бюста императора на Александровской площади в Городце в 1911 году.
Эту улицу можно назвать музейной, каждый дом, как экспонат и в каждом доме находятся экспонаты.
Вот «Городецкий Музей самоваров», который расположен в бывшем особняке купца Гришаева, построенном в 19 веке.
В трех залах помещается около 450 самоваров самых разных форм и размеров. Здесь есть не только самовары, но и старинные часы, патефон, бульонницы и прочая хозяйственная утварь.
Затерялись среди самоваров.
Большинство экспонатов были переданы на хранение в музей Н. Поляковым, местным коллекционером самоваров и других чайных приборов.
С давних пор в Городце пекли вкуснейшие пряники. Жители города обеспечивали ими все ближайшие поселения: Пермскую и Оренбургскую губернии, Дон. В честь этого промысла в 2008 году был открыт музей пряников. Пряники и сейчас пекут, их можно отведать и прикупить в сувенирной лавке, где их сами выпекают и угощают. Там же можно взять и отличную медовуху, ну и, конечно же, деревянные игрушки и сувениры. А еще можно погладить толстого кота, развалившегося на лавке.
А теперь мы спустимся к берегу Волги, где находится княжеский терем в стиле древнерусского зодчества.
Терем украшен домовой резьбой с изображением русалок-берегинь, сказочных птиц-сиринов, львов, витиеватых цветов.
Этот терем называется «Город мастеров», где представлены произведения русской живописи, гончарные изделия, вышивки, поделки.
Здесь проводятся мастер-классы, можно смастерить глиняный горшок, заняться резьбой по дереву, попробовать себя в росписи и вышивке. Яркая и жизнерадостная городецкая роспись увлекает и детей, и взрослых, интересно было посмотреть, как все это делается и что получается. В Городе Мастеров работают сувенирные лавки с произведениями русского народного творчества; если вы поделку не сотворили, то ее можно купить.
Рядом с теремом есть колодец со ступальным (топальным) колесом, такой подъемный механизм широко применялся в 17–18 веках для забора воды с большой глубины. Механизм состоит из вала и огромного колеса, по колесу ходят и поднимают воду, я такой впервые вижу.
Погуляли по исторической части города, разглядывая чудо-домики, их ворота и резные окна.
На улице Андрея Рублёва 16 видим дом графини Паниной. В нем находится музей дворянской усадьбы.
Когда-то Екатерина II даровала фавориту князю Григорию Орлову из царских владений городецкие земли. Позже они перешли во владение Владимира Орлова — брата Г. Орлова, дочь которого вышла замуж за представителя известного рода Паниных, им и отошли городецкие земли. В 1845—1847 гг. здесь было построено имение. Софья Панина стала владелицей усадьбы в 1899 году. После революции в 1920 году Софья Владимировна Панина навсегда покинула Россию и переехала в США, где и жила, умерла в 1956 году. В музее можно увидеть картины русских и зарубежных художников 18–20 веков, рукописные и старопечатные книги, старинные часы, а также антиквариат и богато расшитые костюмы. Родовой герб изображён на резном верху сохранившихся деревянных ворот.
Насмотревшись на резные домики, решив, что чаем с пряниками сыт не будешь, заглянули в кафе на берегу маленького озерца, с удовольствием отобедали и поехали в центр города на Пролетарскую площадь к монастырю.
Мужской Федоровский монастырь был построен в 1154 году по указу князя Юрия Долгорукова на месте чудесного обретения иконы Божией Матери, впоследствии названной Феодоровской. В этом монастыре в 1263 году Александр Невский принял иноческий обет и ушел в мир иной. С момента своего основания, примерно с 1150 г. монастырь три раза разорялся и отстраивался заново, дважды его сжигали татаро-монголы — в 1238 и 1408 гг. После революции обитель закрыли, в 1934 году все монастырские строения были отданы для размещения трудовой коммуны несовершеннолетних правонарушителей. Собор монастыря, возведенный из камня в 1765 г., восстановили в 2009 году.
Когда мы подходили к монастырю, услышали колокольный звон такой мелодичный и красивый, просто заслушались. И вспомнилась песня: «Колокола всегда в душе звучали, Когда их славили, когда с высот свергали, В глубинах памяти та музыка жива, Колокола звонят, колокола звонят, колокола.»
Недалеко от монастыря находится сквер с вечным огнем и памятником Матрене Вольской.
Матрёна Исаевна Вольская — кавалер Ордена Красного Знамени, Почетный гражданин Городецкого района, во время войны она с мужем воевала в партизанском отряде. Летом 1942 года партизаны получили информацию, что немцы планируют карательную операцию и угон населения в Германию, в первую очередь подростков. Руководство партизанского движения приняло решение эвакуировать в тыл детей и подростков от 10 до 17 лет. В ночь с 22 на 23 июля от деревни Елисеевичи вышли около полутора тысяч детей, при которых было всего трое взрослых. Им предстояло пройти более двухсот километров трудными путями через леса, болота, между минных полей и под обстрелами до станции Торопец. По пути набралось еще много детей, их стало более 3 тысяч, не все дошли, но задание было выполнено. С 1943 по 1976 год Матрена Вольская работала учительницей начальных классов в средней школе села Смольки Городецкого района, где проживала с мужем и детьми.
Здесь же на Пролетарской площади находится администрация города, подальше скромный автовокзал. Ну, а мы пытаемся по навигатору выехать из города. По пути иногда попадаются уже совсем не игрушечные домики, а интересные развалюхи.
Очень мне понравился купеческий особняк в грустном состоянии, даже время не смогло стереть его былую красоту. Кстати, на нем висит объявление: «продается»; купите кто-нибудь, жалко такой дворец бросать на разруху.
Недалеко от этой усадьбы стоит церковь Спаса Нерукотворного Образа, но она была закрыта, полюбовались издалека. Построенная в 1752 году на месте старой деревянной, церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя (Спасская церковь) была закрыта в конце 1930-х годов и только в 1989 году возвращена верующим. Как хорошо, что эта архитектурная красота сохранилась.
Рядом с церковью стоит интересный дом, обитый страшными досками, но с шикарной белой резной окантовкой.
Но вот выезжаем из города, погода +32 градуса, дали навигатору задание — найти пляж на берегу Волги. Недалеко от Городца находится Нижегородская ГЭС. Плотины ее общей длиной 18,6 км являются самыми протяжёнными среди плотин России. Нижегородский гидроузел построен в 1948–1962 годах с названием Горьковская ГЭС, а перед ним разлилось Горьковское водохранилище, которое местные жители называют Горьковским морем. Там, где река Белая впадает в «море», есть яхт клуб, а чуть дальше прекрасный пляж, там мы и отдохнули после прогулок по разноцветному Городцу.