О том как непросто началась поездка в Амстердам можно прочитать здесь.
В Алмере провели четыре дня. Каждое утро я спешила на станцию, покупала круговой билет и отправлялась в путешествие по окрестностям. Бродить по улицам, заглядывать в кафе и магазины можно было без ограничений. Однако, хотелось и к искусству приобщиться. Музеи были открыты, но с некоторыми ограничениями. Чтобы посетить нужно заранее купить билет на определённое время. Вечером первого дня зашла на сайт Музея Ван Гога, следующее утро было уже распродано, тем не менее удалось зарезервировать на 12:30.
Позавтракав припасами из местного супермаркета, не хотелось ждать когда откроются кафе, а открываются они довольно поздно, поехала в Амстердам. Первым пунктом культурной программы был монастырский комплекс Бегинаж. Интернет уверял, что открывается он в 9 утра. Однако, пройдя по переулку Begijnensteeg упёрлась в закрытую дверь. На двери белел листочек сообщающий, что ворота откроются в 11. Впоследствии не раз попадала на подобные сюрпризы. Как говорится не верьте всему, что пишут в газетах интернете.
Пришлось на ходу менять планы, что было совсем не трудно. В Амстердаме каждая улица застроена музейными экспонатами. Обошла Бегинаж и перед глазами встала готическая церковь с острыми шпилями. De Krijtberg — Церковь Св. Франциска Ксаверия была спроектирована архитектором Альфредом Тепе в 1884 году. Фасад обрамляют две шестиугольные лестничные башни. Такие башни как правило строили только для того, чтобы поместить внутри винтовую лестницу.
Вдоль канала вышла на Королевскую площадь. Площадь, а на самом деле широкий мост через Сингл, названа в честь Короля Франции Генриха Наваррского. Необарочный дом с куполом был построен в 1890 году для страховой компании «Космос».
К площади примыкает знаменитый Цветочный рынок Bloemenmarkt. Дом с красными ставнями — склад голландской Ост-Индской компании D’Eendragt. D’Eendragt означает единство. Лев с мечом и связкой стрел в когтях является символом Объединенных голландских провинций. Склад был построен в 1625 году во времена Золотого Века Нидерландов, когда Амстердам был самой оживленной гаванью в Европе и товары со всего мира хранились на подобных складах.
Поперечной улочкой прошла до следующего канала Херенграхт и оказалась на Золотой излучине (Gouden Bocht). На этой улице в XVII веке селились самые состоятельные граждане города.
Они покупали два соседних участка и строили дом с широким фасадом. Общей чертой всех этих домов является двойная лестница, ведущая к главному входу. Под ступеньками есть небольшая дверь для прислуги.
Дома украшали колоннами, вазами, статуями. Номер 475 построили в 1733 году во французском стиле Луи XIV. Автор проекта Даниэль Маро, архитектор Вильгельма Оранского. Центральный вход обрамляют коринфские пилястры, а окно над ним лепные кариатиды. Вдоль карниза идёт элегантная балюстрада, центральная скульптурная группа которой увенчана позолоченной небесной сферой. Особняк считается одним из самых роскошных зданий канала.
Во второй половине XVII века в Амстердаме приобрёл популярность архитектурный стиль минимализма. Дома строили похожими один на другой, фасады не украшали. В 1664 году богатый пекарь Скорл и трое его друзей решили выкупить участок и построить дома на новом канале Херенграхт. Только трое выполнили условия соглашения. Номера 571–577 выглядят вполне скромно. Однако, совершенно неожиданно из строгого ряда выпадает номер 579–581. В узком проёме между окнами стоит колоссальная статуя архангела Михаила убивающего дракона. Постамент опирается на голову слона. Житель экзотических стран считался символом кондитеров, которые использовали специи привезённые с его родины.
Следующая парочка вполне соответствует новому стилю. Одна высота, одинаковые окна, форма фронтона. Дата постройки 1670 год. Единственное различие фигурки животных: слева медведи, справа драконы.
От Херенграхт повернула обратно к центру. Не спеша шла от точки к точке, что заранее отметила на карте. Площадь имени Рембрандта ван Рейна, дом которого находится неподалеку. В 1852 году король Вильгельм III открыл на площади памятник, спроектированный Луи Ройе. Статуя является старейшим сохранившимся памятником Амстердама установленным в общественном месте. Очень хотелось увидеть скульптурную группу «Ночной дозор», но площадь была пуста. Так и не узнала, где же она сейчас установлена.
Заинтриговал необычный дом похожий на самурайского воина в доспехах. Кинотеатр «Тушински» (Tuschinski) в стиле ар-деко был построен в 1921 году по заказу Абрахама Тушински. Портной-самоучка из Польши, Тушинский был на пути в Америку, когда решил задержаться в Роттердаме, осмотрелся вокруг и остался в Голландии. В 2021 году кинотеатр занял первое место в списке самых красивых кинотеатров мира по версии журнала Time Out.
Площадь Мунтплейн на пересечении канала Сингл и реки Амстел представляет собой самый широкий мост в Амстердаме. Все мосты в городе пронумерованы и этот идёт под номером 1. Яркое здание справа — люксовый отель De L’Europe основанный в 1896 году.
Целый ряд известных архитекторов оставили свой след на площади. Кирпичный дом на углу в стиле неоренессансс отделкой из камня спроектировал Адольф ван Гендт.
Когда-то здесь проходила крепостная стена, от ворот которой осталась только одна башня — Мунтторен или Монетная. Название башня получила благодаря тому, что примыкающий к ней домик стражи использовали для чеканки монет. В 1672 году когда и Англия и Франция объявили войну Голландской республике, а французские войска оккупировали большую часть страны, серебро и золото стало небезопасно транспортировать в города, где обычно чеканились монеты, поэтому производство временно перенесли в Амстердам.
Свернула в боковую улочку. Как приятно наверное завтракать в уютном местечке на берегу канала.
Неожиданно оказалась в квартале Красных Фонарей-Де Валлен. Пешеходный мост 105 — Мост Маклеров через канал Аудезийдс Воорбургвал (Oudezijds Voorburgwal) был построен на частные средства. Настоящий чугунный мост возвели в 1893 году по заказу табачного дилера Фредерика Оли и его коллег, которые захотели сократить путь между офисами на одном берегу и зданием аукциона на другом. Дилеры также платили ежегодную арендную плату муниципалитету Амстердама за использование земли и воды, на которых стояли опоры.
Время близилось к 11-ти, пора возвращаться в Бейгенхоф. Внутренний дворик с зелёной лужайкой и уже привычными голландскими домами по периметру единственный в Амстердаме сохранившийся со средних веков. Как следствие он на целый метр ниже улиц старого города.
Погулять по всей территории не получилось, на дорожках установлены турникеты. Можно только пройти по краю и посмотреть издалека.
Старинный деревянный дом 1528 года является самым старым деревянным домом в Амстердаме.
Не знаю было разрешено или нет, но я заглянула в часовню. Внутреннее убранство показалось довольно скромным, что и не удивительно, принимая во внимание, что часовня была основана протестантами. Неоклассический алтарь со сценой Вознесения и статуей Иоанна Евангелиста.
Витражи 1940–1950-х годов изготовила Жизель д’Айи ван Ватершут ван дер Грахт (Gisèle d’Ailly van Waterschoot van der Gracht). Художница даже изобразила себя на одном из окон.
В музей решила идти длинным путём и начать с реки Амстел. Река в паре с дамбами устоенными для борьбы с наводнениями и дала название городу — Амстердам.
Синий мост (Blauwbrug) пожалуй самый нарядный из всех амстердамских мостов. Мост относительно новый постоен в 1883 году к Всемирной колониальной выставке. Считается, что дизайнеры черпали вдохновение от парижских мостов, в самом деле выглядит похожим на мост Александра III. Богато украшенный каменный мост покоится на опорах в виде носа корабля. Фонарные столбы увенчаны коронами и опоясаны лепниной стилизованной под ладьи с фонарями по обеим сторонам.
Амстердам покрыт сетью каналов как глобус параллелями и меридианами. Очень помогает ориентироваться. Идешь себе зигзагами вдоль одного канала, потом поперёк и опять вдоль и не нужно никаких навигационных приборов.
По пути рассматривала дома выбирая особенно интересные. Кейзерсграхт 818 был построен в 1672 году. Круглые окошки на чердаке называются по-французски oeil-de-boeuf или попросту «Бычий глаз». Так и смотрит домик на прохожих своими круглыми глазами.
Сеть каналов в центре также служит уникальным жилым районом. Плавучие дома пришвартованы вдоль берегов по всему городу. В Амстердаме около 2500 таких домов.
Архитектурный стиль Амстердама называется голландское барокко. Стиль совсем не похожий на барокко Италии и остальной Европы. Никакой пышности, яркости, обилия деталей.
Протестантизм наложил свой суровый отпечаток на все стороны жизни в том числе и на строительство. Богатство выражалось не в роскоши фасада, а в месте расположения дома. Дома в центре на берегу каналов были самыми дорогими.
Вдоль Императорского канала дошла до Регульерсграхт (Reguliersgracht) и свернула к каналу Принца Принсенграхт (Prinsengracht).
Дело в том, что Кейзерсграхт назван в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I, а Принсенграхт в честь принца Оранского, лидера восстания голландцев против испанских Габсбургов и родоначальника монархии Нидерландов.
Иду по узкой мостовой и не оставляет чувство, что вот так же набережная выглядела 300 лет назад. Люди спешили по своим делам, проезжали в экипажах, проплывали на деревянных лодках, а сверху на них взирали те же фасады.
Мост соединяющий Spiegelgracht с Nieuwe Spiegelstraat был нанесён на карту города уже 1679 году.
С моста видна башня музея Rijksmuseum.
Вскоре показался и сам музей. Быстро прошла насквозь, время поджимало.
С обратной стороны у зелёной лужайки примостилось непримечательное здание Музея Ван Гога.
В музее провела около часа и короткой дорогой вдоль каналов вернулась в центр.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия