В начале августа позвонил сын и предложил поехать с ним в Амстердам. В Нидерландах должен был состояться Чемпионат мира по триатлону. Два года назад он попал в команду США, но соревнования по понятным причинам отменили. Со временем ситуация улучшилась и принимающая сторона была вполне уверена, что мероприятие состоится. Купили билеты и стали ждать. 8 августа Нидерланды изменили условия въезда в страну, оставив его только для вакцинированных. Не критично, учитывая, что прививку мы сделали. Дальше больше, 30 августа Евросоюз выпустил рекомендацию считать Америку эпидемически опасной. До отъезда 8 дней. Нидерланды молчали до пятницы 3 сентября. Просыпаюсь утром, а на почте сообщение от авиакомпании, что с завтрашнего дня нужна не только прививка, но ещё тест и 10-ти дневный карантин. Думаю всё, поездка накрылась. Звоню сыну, он говорит спорткомитет подал просьбу на освобождение от карантина. Жду и волнуюсь. В воскресенье получаю письмо с приглашением от Олимпийского Комитета Нидерландов и разрешением не сидеть в карантине. Дело за малым — сдать тест.
С тестом тоже всё оказалось не просто. Требовался обычный ПЦР за 48 часов или быстрый антиген за 24 часа. Учитывая, что мой рейс улетал в полдевятого вечера, а тесты берут с 9 до 5-ти времени было соответственно 36 или 12 часов. Решила делать быстрый, записалась на утро в день вылета. Прихожу, а у них антиген тесты закончились. Куда бежать? Предложили сделать ПЦР, тоже быстрый, но дороже. Выбора нет, согласилась. Волнение в ожидании результата думаю знакомо уже многим. Наконец вожделенная бумажка на руках, мчусь домой заканчивать сборы и в аэропорт. Приехала часа за три, народу немного и у каждого целая папка документов. Самолёт практически пустой, в ряду из восьми мест занято одно-два. Устроилась с комфортом на четырёх креслах в середине, рейс-то ночной. Разгоняемся на взлёт и вдруг остановка. Что такое? Техническая неполадка. Ну думаю всё, видно и впрямь не судьба. Сидим час, говорят что-то там в компьютере. А время теста тикает. Наконец поехали. Сама себе не верила, когда вышла за пределы паспортного контроля в аэропорту Скипхол.
Соревнования проходили в городке Алмере, что в 25-ти км от Амстердама, соответственно и гостиницу на первые четыре дня заказали там же. От аэропорта 27 минут на поезде. Доехали без приключений. Бросила вещи и обратно на станцию. Купила в автомате билет до Амстердама и обратно, немного поплутала разбираясь с платформами. Первый поезд пропустила, а следующий за 20 минут доставил в самый центр.
Центральный вокзал Амстердама больше похож на средневековый замок. Здание из красного кирпича богато украшено барельефами. В центре герб города окружённый гербами четырнадцати европейских торговых городов, соединенных железной дорогой с Амстердамом. Ниже изображены континенты, товары которых доставляли в столицу Нидерландов. Две башни с красочными циферблатами, позолоченные стрелки которых показывают время и направление ветра, что было важно в эпоху парусных судов.
Солнце слепило глаза не позволяя рассмотреть Базилику Св. Николая. Люди спешили по своим делам, позвякивали трамваи, стрекотали отбойные молотки. Не сверяясь с картой пошла вместе с толпой.
Людской поток вынес на главную улицу — Дамрак. Улицу проложили частично засыпав русло реки Амстел. С одной стороны видна пристань с прогулочными катерами.
С другой — магазинчики, кафе, отели. Весь первый этаж ничем не отличается от других туристических городов. Зато выше необыкновенная красота. Один дом лучше другого. Здания 18-го, 19-го, начала 20-го века — на коротком отрезке 23 национальных монумента.
Серенький дом посредине построили на рубеже 15 и 16 веков.
Не заметила, как дошла до Биржевой площади (Beursplein). Амстердамская фондовая биржа считается старейшим рынком ценных бумаг в мире. Биржа была основана в 1602 году голландской Ост-Индской компанией. В 1912 году биржа переехала в недавно построенное здание, спроектированное Джозефом Кейперсом, сыном автора дизайна Центрального вокзала Амстердама Питера Кейперса.
Слева к площади примыкает старая товарная биржа Beurs van Berlage. Здание из красного кирпича было построено между 1896 и 1903 годами. Автор проекта — Хендрик Петрус Берлаге. Под часами на 40-метровой башне надпись: Жди своего часа. Шесть фонарей и два фонтана также были спроектированы Берлаге. Фонари с изящным кованым плетеньем в основании увенчаны ажурной короной. В 2000 году их было попытались заменить на творения современных художников, но быстро отказались от этой идеи и убрали зелёные страшилки.
С другой стороны огромный Торговый центр De Bijenkorf в переводе «улей». Сеть магазинов Bijenkorf была основана в 1870 году. В Амстердаме находится самое старое и большое здание.
Модель Лего в холле напоминает о 150 летнем юбилее компании, отмечавшемся в прошлом году.
Вспомнила, что в магазине есть неплохое кафе. Время было уже далеко за полдень, а скромный завтрак съела ещё в самолёте. Кафе с простым названием «Кухня» нашлось на 5-ом этаже. Заказала лосося на гриле с гарниром из фенхеля и салатом из аругулы. Блюдо стоило около 16 евро.
Устроилась у окна с великолепным видом на Дамрак и Новую Церковь (Nieuwe Kerk).
С удовольствием пообедав вышла на улицу и оказалась прямо на площади Дам. Только принялась разглядывать Королевский Дворец, как из дверей вышла служительница и сообщила, что он открыт. Единственное ограничение — плату за билеты принимают только безконтактными карточками. Без всякой очереди купила билет, сдала вещи в гардероб и прошла в великолепный Парадный зал.
Дворец является самым большим и престижным зданием Золотого века в Нидерландах. Построенный в период с 1648 по 1665 год по проекту архитектора Якоба ван Кампен он первоначально служил городской ратушей. Однако в 1808 году, через два года после вступления на трон короля Луи Наполеона, здание перепрофилировали в королевскую резиденцию.
Украшения дворца призваны отражать мощь и богатство Амстердама XVII века.
Дворец построен в стиле голландского классицизма. Симметрия просматривается во всём. Справа и слева от Центрального зала находятся внутренние дворики, окруженные галереями.
Скульптуры и барельефы высечены из белого мрамора. Атлант с небесным сводом на плечах, а под ним Правосудие. У её ног — Царь Мидас и Инвидия, олицетворения Жадности и Зависти.
На противиположной стене — Дева Амстердама с оливковой ветвью и пальмовыми листьями. Справа от неё Минерва — олицетворение мудрости, слева — Геркулес символ силы. Над ними богиня Мира с оливковой ветвью и обвитым змеями жезлом. Такая же статуя только в бронзе установлена над главным тимпаном дворца.
Фигуры выполнены фламандским скульптором XVII века — Артусом Квеллином Старшим. Люнеты расписаны известными художниками. «Бринио поднятый на щит» — Ян Ливенс, 1661 г.
По периметру зала расположены королевские апартаменты и комнаты для заседаний, коллекции картин и старинной мебели которых может позавидовать любой музей.
Автор полотна над камином ученик Рембрандта Юрген Овенс 1662 г.
Зал Совета украшен конными портретами монархов.
Роскошные бронзовые люстры позвякивающие хрусталём.
Старалась избегать разбросанных там и сям современных творений. Однако они так и лезли в кадр. Может их разместили, чтобы подчеркнуть контраст с настоящими шедеврами. Такими как картина Фердинанда Бола, также из школы Рембрандта, «Фабриций и Пирр» 1656 г.
Росписи потолков также относятся к XVII веку.
Фронтон западного фасада венчает бронзовая фигура Атланта. Любопытно, что моделями для всех бронзовых статуй послужили мраморные скульптуры дворца.
Хотела было зайти в Новую Церковь, но она оказалась закрыта до субботы. Забегая вперёд скажу, что и через неделю внутрь не попала. Церковь используют для выставок современного искусства, поэтому без помех посмотреть старинные интерьеры не получится.
В просвете между дворцом и церковью заметила яркое здание в полоску с изящными башенками. Торговый центр Магна Плаза, в прошлом Главпочтамт, построили в 1895—1899 гг. в стиле неоготики.
Рядом ещё один интересный экземпляр. Отель «Die Port van Cleve» стоит на месте старой пивоварни. Пиво здесь варили с 1592 года. Новый фасад здание получило в 1888 г.
Хотя путь мой лежал в другую сторону, но взглянув вдоль улицы, не удержалась и подошла к дому с гербом города над входом. Офисное здание было построено в 1888 году для Торговой ассоциации Handelsvereeniging Amsterdam (HVA). HVA торговала продуктами сельскохозяйственных компаний в Голландской Ост-Индии, отсюда видимо и связки фруктов на фасаде.
Старый Амстердам устроен очень просто. От станции напрямую по улице Дамрак доходите до площади Дам, там поворачиваете направо и идёте до первого канала. Ещё раз направо и вдоль набережной возвращаетесь к станции. Главное запомнить одну улицу и один канал и ходите потом кругами пока сил хватит.
Я и пошла от одного канала к другому. Самый старый канал Сингл был прорыт в XV веке и служил частью защитного рва средневекового Амстердама.
Сейчас это только первый из пяти каналов, которые окружают центр города составляя «пояс каналов» Грахтенгордель.
Три главных канала Грахтенгорделя — Херенграхт, Кейзерсграхт и Принсенграхт — были прорыты в XVII веке, чтобы расширить границы города, который больше не мог вместить растущее население.
Пробиралась вдоль узких набережных, переходя через мостики, уворачиваясь от пролетающих мимо велосипедистов.
Кольцо каналов застроено домами примерно одинакового размера. При строительстве в Грахтенгордель каждый, даже самый богатый торговец, должен был соблюдать ряд правил планирования. В частности, городской совет предписывал размер каждого участка под застройку: ширина фасада должна была равняться тридцати футам, глубина дома — двести футов.
В результате получилось то, что мы видим сегодня — высокие, узкие дома отличающиеся только формой фронтона. Самые ранние сохранившиеся фронтоны, датируемые началом XVII века, имеют форму ступенек.
Однако с 1650-х годов пошла мода на шейные и колокольчатые щипецы.
Каждый дом снабжен выступающим блоком с крюком, который использовался для того, чтобы поднимать мебель и другие грузы на верхний этаж.
Некоторые покупали сразу два участка, тогда дом получался симметрично склеенным из двух одинаковых.
Улица Raadhuisstraat привела к площади Вестермаркт (Westermarkt). Здесь жил французский философ и математик, создатель аналитической геометрии Рене Декарт. В 1895 году несколько старинных домов были снесены, чтобы построить Торговую Галерею (слева).
На берегу канала Принсенграхт стоит кальвинистская церковь Вестеркерк (Westerkerk), одна из немногих построенных специально для протестантов. Церковь построили в 1620–1631 годах. Она примечательна самой высокой колокольней в Амстердаме высотой 87 м увенчанной моделью короны Австрийской империи императора Максимилиана I. Над часами расположен карильон отлитый в мастерской Франсуа Эмони (François Hemony) в 1658 году. На подходе к башне услышала мелодичный перезвон.
У церкви повернула обратно, уже знакомым путём вернулась к каналу Сингл. По боковым улочкам вышла к массивному зданию Доминикускерк (Dominicuskerk). Обошла вокруг пытаясь найти вход и тут заметила, что вдоль улицы включились красные огоньки.
Специально развернулась, чтобы запечатлеть на фоне Доминиканской церкви. Выступ на углу должен был стать основанием колокольни, которая по неизвестным причинам так и не была построена.
Фонари напомнили, что близится вечер, пора возвращаться и устраиваться в отеле.
Совет: Как пользоваться железнодорожным транспортом в Нидерландах
Теги:
Самостоятельные путешествия