Лето 2019 года началось с месячного семейного отдыха на тосканском морском побережье в Пьетрасанта.
Соблюдая традиции автотуризма, мы по кратчайшему маршруту Москва — Бяла-Подляска (Польша) — Славков у Брна (Чехия) — Удине (Италия) достигли почти в трехдневный срок заветного места и расположились на непривычный пока для нас продолжительный отдых.
Промежуточный пункт Славков у Брна выбран мною был не случайно, так как является крупнейшим европейским военно-историческим объектом, знакомым большинству прежним своим австро-венгерским названием Аустерлиц. Здесь мы посетили некоторые памятные места, и почтили память погибших в 1805 году русских воинов. Мемориал «Могила мира» или «Курган мира» посвящен всем погибшим в битве трёх императоров и не восхваляет героев и великие победы, а призывает к миру. И как здесь не вспомнить знаменитый роман великого нашего земляка Л. Н. Толстого?
1 из 5
1
Ну, теперь вернёмся в Италию, на её живописное побережье. Прежде всего, следует заметить, что условия для интересного и полноценного отдыха всячески здесь располагают: шикарные песчаные пляжи (платные и бесплатные), отлично развитая инфраструктура морского курорта, наконец, безграничные туристические возможности Тосканы.
1 из 7
Марина де Пьетрасанта находится севернее более известного курорта Виареджо и южнее совсем гламурного Форте де Марми всего в 30 км от аэропорта Пизы.
Естественно мы не могли себе позволить стационарный отдых и по возможности делали кратковременные дневные выезды, посетив уже знакомые нам по 2014 году Лукку, Пизу, Флоренцию, а также Ливорно, Пьомбино, остров Эльбу и Каррару.
1 из 3
2
Во Флоренции мы устранили главный мучавший нас пробел в итальянском туристическом опыте — увидели своими глазами статую Давида авторства уж очень почитаемого нами гения Эпохи Возрождения. А ведь практически все скульптурные творения Великого Мастера Микеланджело Буонаротти берут свое начало именно из карьеров Аппуанских гор, чьи с виду снежные, а по факту мраморные вершины мы наблюдали, плескаясь в море на пляжах Пьетрасанты. И это конечно главное туристическое открытие сезона 2019 года — тема мрамора, удивительного строительного материала, навеки прославившего имена признанных мастеров скульптуры и архитектуры.
1 из 3
1
Мраморных туристических мест на нашем тосканском побережье оказалось предостаточно: многочисленные мастерские, магазины и сувенирные лавки, памятники, скульптуры и монументы разных эпох и стилей, и конечно, музеи, главный из которых Музей мрамора непосредственно в Карраре. Совсем уж любознательным туристам доступны к посещению открытые и закрытые карьеры, частично действующие, грохочущие от вмешательства мощных машин и механизмов, мраморно пыльные, поражающие масштабами разработки и объемами вложенного человеческого труда на начальном цикле рождения очередного шедевра.
А мы — туристы любознательные и поэтому посетили ВСЁ! То что мы увидели, послушали, прочитали и пощупали, не только удовлетворило наше любопытство, но и вдохновило на дальнейшее погружение в мраморную тематику. Уже по возвращению в Москву с трепетом посмотрели фильм Андрея Кончаловского «Грех», выход которого в прокат как будто приурочили к периоду осмысления итогов тосканского отпуска. По нашему обоюдному ощущению фильм очень красочно и достоверно переносит зрителя в эпоху времен Микеланджело, и даёт полное представление о многосложности процесса разведки, добычи, заготовки и транспортировки мрамора в условиях отсутствия специальной техники и развитых транспортных коммуникаций.
И теперь после такого вступления — о Карраре.
В первую очередь мы направились к карьеру Фантискритти (44.089605; 10.133317). Несколько настороженно, опасаясь сложности маршрута из-за горного рельефа, на безопасной скорости мы по достаточно извилистой дороге поднимались всё выше и выше пока не достигли первой смотровой площадки в районе живописного моста (44.086299; 10.127363). При этом наш Гольф и его водитель успешно справились с задачей, которая, в общем-то, оказалась не такой уж сложной, как её описывали некоторые путешественники. Здесь мы получили начальные представления о процессе разработки мрамора и об изделиях из него, которыми изобилует сувенирная лавка расположенная прямо в расположенном здесь кафе.
2
1
Поднявшись несколько выше и припарковав Гольф на просторной (мало туристов?!?) парковке, переодевшись (в карьере холодно и грязно от мраморной мокрой пыли), купив билеты (5 евро с посетителя) и, нацепив полагающиеся атрибуты строительной безопасности, стали ожидать приглашения на очередной сеанс посещения карьера. Самое главное я не сказал: карьер закрытый, то есть это выработка мрамора изнутри горного массива, как-бы карьер — пещера искусственного происхождения. Кстати говоря, из здешнего мрамора Великим Мастером созданы Пьета и фигура Моисея в базилике Святого Петра.
Ждать пришлось не более 30-ти минут и вот микроавтобус с любопытными туристами ныряет в достаточно узкий вход в карьер и несколько минут (!!!) везет их по тёмным коридорам загадочного подземелья.
Остановка и вид из окон машины, как мне сейчас кажется, вызывает дружный «Вааауу!!!» у всех сидящих. Мы находимся в зале Микеланджело, о чем красноречиво говорит фреска на одной из стен. Но залом это махину назвать сложно: эта огромная выработка породы за всю свою историю существования образовала пространства сравнимые, наверное, с внутренними объемами религиозных храмов типа соборов Святого Петра в Риме или Святой Софии в Стамбуле!!!
1 из 8
Здесь же предприимчивые коммерсанты выдерживают игристое вино и продают его в красивой упаковке (цена вопроса 130 евро). Самое интересное, что карьер действующий, машины и механизмы стоят в готовности к применению, наверное, в свободное от туристов время.
1 из 4
1
По моим личным ощущениям, посещение карьера — самое запоминающееся событие в моей туристической практике, скорее всего потому, что он не относится, как абсолютное большинство достопримечательностей, к объектам истории, искусства и архитектуры, а скорее интересен как воплощение инженерной и технической мысли многих поколений каменотесов.
Пока щелкали затворы фотокамер, гид увлеченно говорил заготовленные речи на итальянском и английском языках мы прогуливались по помещениям карьера, рассматривали механизмы и технические приспособления, стеллажи игристого, поглаживали влажные ровные стены со следами зубьев распиловочных дисков и цепей. Отведенное время пролетело незаметно и уже через час мы щурились от яркого тосканского солнца у въезда в карьер.
Помимо собственно карьера здесь можно наблюдать процесс добычи мрамора открытым способом, в том числе катящиеся по склонам каменные глыбы, которые, казалось бы, готовы снести тебя со всеми окружающими в пропасть, сминая на своем пути постройки, магазинчики и наши автомобили. К одному из сувенирных магазинов примкнута территория небольшого музея под открытым небом, весьма насыщенного экспонатами, наглядно показывающими процессы ручной добычи, обработки и транспортировки мрамора, предметы быта, специальную одежду, снаряжение и инструменты каменотёсов. Очень познавательный экскурс за символическую стоимость в 1 евро!
1 из 20
1
Ну и финальной наградой за затраченные усилия — интереснейший сувенирный шопинг, в процессе которого хочется купить абсолютно всё, сдерживает лишь объем собственного кошелька. Ведь как оказалось на самом деле, сегодня в век неограниченных технических возможностей сувениры из мрамора практически любой категории сложности изготовляют роботы с компьютерным управлением, что соответственно значительно увеличивает ассортимент и снижает себестоимость продукции. Я даже удивился тому, что нет в наличии шишки пинии из мрамора (вот такой я задумал купить сувенир — уменьшенную копию бронзовой шишки из музея Ватикана!) и долго приставал к продавцу жестами пытаясь показать что же я хочу… Но не судьба, видимо не хватило воображения у маркетологов-сувенирщиков продавать этот символ Италии. Зато на обратном пути приобрел я в магазинчике у моста приглядевшийся мне накануне теннисный мяч.
1
Когда, казалось бы, уже всё посмотрели и пощупали, скупили бусики, кубики, коробочки и фрукты (всё естественно из мрамора) мы уже в районе парковки несколько минут оцепенело наблюдали за работой робота обрабатывающего без вмешательства человека какую-то фигуру.
1
Через пару дней я, заразившись мраморным вирусом, я сагитировал Елену посетить Каррару, итальянскую столицу мрамора.
Музей мрамора («Museo Civico del Marmo»; координаты 44.065706; 10.073445; адрес Viale venti seettembre 249) находится практически на главной магистральной улице Каррары и, что довольно странно, мы оказались единственными его посетителями от начала до конца нашей экскурсии. Видимо пляжная привлекательность тех мест затмевает любые туристические достопримечательности, и это печально.
Музей, несмотря на свою узкопрофильность и отсутствие каких-либо аудиогидов или же просто пояснений на «великом и могучем», очень понравился. Тем более что мы бродили по нему в полном одиночестве, и никто не пресекал наши многочисленные фотосесии, щупанья и проверки на прочность экспонатов.
1 из 19
В нагрузку к музейным билетам мы получили доступ еще к двум музеям города, которые также с удовольствием посетили и дополнили свои знания и впечатления на мраморную тематику.
1 из 7
слову сказать, простая пешая прогулка по центру города также обогащает багаж знаний и впечатлений за счет созерцания каких-то памятных мест типа гостевого дома, в котором останавливался Великий Мастер, оригинальных уличных фигур, статуй, фрагментов архитектурных украшений домов, многочисленных мастерских (в одной из них мы украдкой засняли процесс изготовления копии Пьеты).
1 из 8
1
По мере приближения даты отъезда мы с Еленой поняли, что нет лучше сувениров, чем сувениры из Каррары, обыденные магнитики, брелоки, тарелочки уж совсем не хотелось привозить друзьям, родственникам и знакомым и посему мы совершили еще одну шопинговую поездку в район карьера и решили сувенирную проблему.
Завершить свой отчет я хочу пожеланием для всех, кому интересна, а прежде всего, доступна Италия наметить себе на перспективу посещение рекомендованных мною мест наряду с другими достопримечательностями Тосканы. Обещаю — любознательным скучно не будет!