Итак, мы подошли к едва заметному земляному валу на месте внешней оборонительной стены древнего Аркаима. Что же представлял из себя этот город? Поселение в форме круга диаметром 150 метров расположилось на мысу, в месте слияния Б.Караганки и Утяганки.
С внешней стороны стены выкопан обводной ров. С внутренней стороны к стене примыкают жилища второго кольца. Выход из них на улицу с ливневой канализацией. Дальше идёт кольцо внутренней оборонительной стены, к которой изнутри пристроены жилища первого кольца. Выход из них был на центральную площадь.
Макет города в музее Природы и человека.
Во время раскопок в конце 1980-х годов была исследована половина площади города. В 1993–95 годах весь раскоп был рекультивирован, т. е. засыпан грунтом с сохранением всех высотных отметок, до появления в археологии более совершенных методов исследований. Но один участок оставили для музейного показа. На краю обводного рва реконструирован участок внешней оборонительной стены.
Она двухъярусная. Нижний в виде бревенчатого сруба высотой около двух метров, и верхний — площадка над срубом с бойницами среди вертикально поставленных бревен.
Поднимаемся на площадку. Перед нами открывается вид на раскопы двух жилищ. Одно сохранено в том виде, как его зафиксировали археологи. Второе жилище немного реконструировано. Добавлены короткие бревна, имитирующие столбы, поддерживающие крышу, воссоздан кусочек жилой комнаты со спальными нарами, созданы модели печи-колодца и металлургической печи. Все то, что мы только что видели в музее древних производств. Стена, разделяющая эти жилища, представляет опалубку, заполненную песком и сырцовым кирпичом.
Люди прожили в этом городе 200–300 лет. Потом просто ушли, а город сожгли. Учёные гадают — почему, куда? Мне кажется, все просто. Посевные земли истощены — удобрений-то, кроме органики, не было, живность в округе уничтожили, леса повырубали, запасы медной руды выработали. Что там делать-то? А куда? Да просто за тысячелетия в результате хозяйственной деятельности следов от следующих поселений не осталось. Аркаим чудом сохранился целиком, в сравнении с другими городами этой страны. 300 метров пахотные земли не дошли до внешней стены.
На аркаимскую долину надвигались сумерки, наша экскурсия подошла к концу.
Пришли в лагерь, когда уже стемнело, поужинали, и уж было собрались отправиться в царство Морфея, но не тут-то было… Со всех сторон полились звуки музыки. В перезвон колокольчиков вплеталось пение тибетских чаш, гудение варгана прерывалось тихими переливами пастушьей дудочки, со стороны вершины Шаманки доносились монотонные, ускоряющие темп удары в шаманский бубен. И это не было какофонией. Доносящиеся из разных концов лагеря звуки были в абсолютной гармонии друг с другом, создавая умиротворенное настроение. Как я в тот момент сожалел о сломанном дисководе в автомагнитоле. Музыка перуанских индейцев с диска, лежащего в машине, была бы прекрасным дополнением к мелодиям, разливающимися над туристическим лагерем.
Проснулся от какого-то бубнежа. Высунув голову из палатки, аж вздрогнул от неожиданности. Поначалу показалось, что в кромешной темноте бродят тысячи привидений. Нет, это сектанты в своих форменных белых одеждах — бандана, футболка, шаровары, собирались у подножия Шаманки. Сразу на ум пришло её второе название — Лысая гора, но успокоился, вспомнив, что время шабаша прошло. Окончательно проснулся, когда солнце уже давно вылезло из-за вершины горы. По лагерю ходили абсолютно адекватные люди, никакого мистицизма в помине не было.
Позавтракали и начали свой второй день на Аркаиме с посещения музея Природы и человека. Здание музея стоит примерно в километре от лагеря, в противоположной от раскопок стороне.
Пока ждали необходимого для экскурсии минимума в 5 человек, осмотрели геологическую коллекцию основных пород, встречающихся на территории заповедника.
Ранними пташками оказались не только мы, ждать долго не пришлось. Экскурсовод сразу повела нас на 2-й этаж. Огромное окно в проеме стены затянуто разрисованным полотном. Петроглифы, пентаграммы, стилизованные образы каменных фигурок, найденных случайно или во время раскопок в заповеднике, перенесенные на ткань узоры с гончарных изделий.
Все это сразу настраивает на то, что мы сейчас окунемся в глубокую древность. Большую часть экспозиции занимают предметы, найденные в Аркаиме и других поселениях Страны городов. Женские украшения,
изделия гончаров,
мотыги и серпы землепашцев,
орудия труда промысловиков — охотников и рыболовов — наконечники стрел, ножи, гарпуны,
и плотников — топоры, долота, стамески.
Глядя на эти крючки, найденные в Каменном Броде в Аркаиме, был сильно озадачен. Это ж каких размеров была рыба в ныне неприметной Б.Караганке?
Дальше гид плавно перевела свой рассказ к повествованию о племени сарматов, кочевавших в этой степи на рубеже летоисчислений. Конечно, сарматского золота, как в Оренбургском музее, мы здесь не увидели. Зато в полной мере оценили труд археологов — экспериментаторов и реконструкторов. К примеру, сколько было затрачено сил, чтобы по фрагментам одежды, найденной в захоронениях в курганах, создать весь этот гардероб?
Одежда на этих манекенах полностью соответствует той эпохе — от процесса производства ткани до её окрашивания с применением природных красителей. Или эта двухколёсная колесница, одна из древнейших в мире, воссозданная лишь по отпечатку колёса.
На витринах предметы обихода кочевников-сарматов. Конская сбруя — удила, стремена, налобник.
То, без чего не обойтись в хозяйстве — котлы, горшки, прясла, челноки для ткачества.
Украшения сарматских женщин.
И, конечно, гордость сарматских воинов — оружие.
А потом группа подошла к фрагменту захоронения.
Всё, экскурсовода я перестал слышать. Тараканы в голове не просто суетились, они исполняли «Половецкие пляски». Поясню. Вот уже почти полвека меня занимает теория палеоконтакта. В те далёкие годы в СССР ещё и слова такого в обиходе не было, а я, школьник, начитавшись редких статей в «Технике молодёжи», стал задумываться о контакте далёких предков человечества с пришельцами из других миров. Позже познакомился с трудами Эриха фон Деникена, основоположника теории. И вот я стою в маленьком музее в южноуральской степи, смотрю на этот череп и размышляю.
Почему этот череп так разительно похож на черепа мумий Древнего Египта и найденных в пустыне Наска? Какие такие общие боги были у египтян, инков и сарматов, что они так уродовали свои черепа, лишь бы хоть внешне походить на этих богов? После этого «открытия» я по-другому взглянул на некоторые фигурки, случайно найденные на территории Страны городов. Куда стремится этот «Человек парящий»?
А это улыбающееся лицо разительно похоже на лики каменных истуканов с о. Сулавеси.
И до меня дошло, почему не давала покоя случайно найденная фигурка «Смотрящий в небо», ставшая одним из символов Аркаима.
Ведь этот человечек точно так же, как моаи с о. Пасхи, устремил свой взгляд туда, откуда вернутся его боги…
Ну все, больше загадочным грузить не буду, вернёмся в реальность. До вечерней экскурсии в исторический парк оставалось ещё уйма времени, и от полуденного зноя мы скрывались в водах Б.Караганки. Речка хоть и мелкая, а есть парочка мест, где можно поплавать.
Вечером на месте сбора нас ждала приятная неожиданность. Экскурсоводом вновь была Людмила. С трудом набрав группу, поход по историческому парку она начала с посещения музея «Жилища каменного века».
Археологи создали реконструкцию жилищ в натуральную величину по результатам раскопок поселения Ботай. Аналогичное могло существовать за 500 лет до Аркаима на берегу речки Утяганки напротив древнего города. За импровизированными воротами гостей встречает имитация Шигирского идола.
Дальше три куполообразных сооружения с костровищем перед ними.
Заходим внутрь, где относительно прохладно. Сложенные из бревен стены и купол крыши снаружи обмазаны глиной, что и создаёт комфортную температуру. Солнечный свет проходит через отверстие в центре крыши.
Через это же отверстие выходит и дым от очага.
По бокам от входа спальные нары в два яруса. На них разложены шкуры животных. Какие-то служат постелью, из других будет выкроена и сшита одежда.
В одной из ниш в стене лежит череп тотемного животного.
Неподалёку лежат палка-копалка и кремневый топор.
А палка-убивалка уже в моих руках. Так вот, обезьяна, впервые взяв в руки палку, не стала человеком! Она стала убийцей, потому что возникло чувство садануть кому-нибудь по башке этой палкой!
Пока эволюция не повернула вспять, выбрались мы из этой землянки и направились по дороге дальше в степь.
Исторический парк — это музей под открытым небом. Из разных мест Челябинской и Оренбургской областей здесь собрали каменные конструкции погребальных сооружений. Вот уложенные по кругу камни, своего рода оградка. В центре каменный ящик.
Так степняки хоронили сородичей 3,5 тысячи лет назад. Тело умершего кремировали, скелетные остатки и пепел собирали, завернув в одежду покойного. Затем эту куклу укладывали в каменную могилу. Сверху в пределах оградки насыпали курган, иногда ставилась каменная плита.
Неподалёку видим ряд крупных камней, вытянутых в одну линию. Аллея менгиров.
Менгиры встречаются по всему свету. Самые известные — это Стоунхендж. До сих пор никто точно не знает, для чего их возводили. Самое распространенное объяснение — это древняя обсерватория, астрономический календарь.
Последним в череде всех этих каменных монолитов стоит каменная баба, предтеча кулпытасов, встреченных нами в оренбургской степи.
Помните, я рассказывал, как с приходом в степь ислама эти изваяния обезображивались? Здесь мы это видим — лицо практически полностью стесано. Теперь одна веселенькая история, связанная с этим идолом. Некоторые исследователи считают, что каменная баба не что иное, как фаллическая сущность бога Солнца. Аркаим — одно из тусовочных мест солнцепоклонников. Прогулки по историческому парку без экскурсовода хоть и не приветствуются, но не запрещены. И вот идёт экскурсия, гид что-то рассказывает о менгирах, могильниках, подходят к каменной бабе. А на изваянии верхом восседает дамочка! Еле сняли… Чего уж она хотела от такого соития со своим богом Солнца — неизвестно. Нам такую картину не довелось увидеть, лишь чей-то скромный дар в виде горстки конфет лежал у подножия истукана.
От каменной бабы рукой подать до одной из самых популярных достопримечательностей заповедника — кургана Темир.
Это точная копия кургана в Чесменском районе. Подлинный курган был сооружен в 4–5 веках до н. э. и был родовой усыпальницей вождей одного из сарматских племён. Хоронить в нем могли только родственников по крови, поэтому умершую жену вождя везли в усыпальницу её отца.
Подходим к входу.
Длинный коридор ведёт с небольшим уклоном вглубь. На стенах- современные картины, рассказывающие о процессе похорон и обрядах самобичевания воинов племени, таких, как обрезание волос и нанесение ран.
Большое круглое помещение с бревенчатые сводом. В центре покоятся два тела.
Это вождь и его тётка. Рядом с ними утварь, необходимая при путешествии по стране мёртвых. Колчан со стрелами, копье, немного воды и еды.
На столбе висит котел для поминальной тризны. Тела оставляли, дверь закрывали до следующего умершего. Когда род прерывался, погребальную камеру изнутри поджигали. После обрушения свода на осевший холм добавляли земли, засыпая при этом и вход.
Экскурсия подошла к концу, солнце практически скрылось за горизонтом.
Не спеша, в разговорах с Людмилой в сгустившихся сумерках мы дошли до лагеря. Вот всегда бы так везло на гидов!
Вечер на этом не закончился. Возвращаясь из душа, на центральной поляне остановились. Намечалось какое-то действо. И началось! Огненное шоу! Двое молоденьких мальчишек и девушка крутили огненные обручи, шесты, вращали верёвочные боло с горящими шарами на концах. Самый отважный, аки Змей Горыныч, дышал огнём в сторону зрителей. Толпа визжала от восторга, аплодисменты не стихали. Конечно, ни смартфонов, ни фотоаппарата у нас с собой не было. Но для заинтересовавшихся могу сообщить, что, по словам ведущей, во ВКонтакте есть группа Огни Аркаима, где ребята выкладывают свои выступления.
Утро началось с зычного женского голоса, усиленного мегафоном. Девушка-гид с приехавшего автобуса инструктировала свою группу перед подъемом на Шаманку. Как ходить по спиралям, как приветствовать Солнце, какие заклинания произнести, чтобы искупить грехи. Всем хороши групповые туры — и привезут, и разместят, и покормят. Но чтобы вот так насильно принуждали к шаманизму… Не думаю, что все туристы из этого автобуса ехали на Аркаим за мистикой.
Рассвет на Шаманке я не встречал. Я люблю смотреть на первые лучи в тишине, на берегу водоема или опушке леса. Вот так, стоя в толпе орущих фанатиков — увольте!
На этом наш Аркаим закончился. Есть там ещё Казачья усадьба и голландская мельница, но смотрительница музея была в отъезде. Главное — я получил представление, что же это за страна такая, Аркаим. Своё мнение постарался передать и вам. Ехать или нет — личное дело каждого.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия