Очень часто что-то новое быстро становится старым, полностью заслоняя древнее, и потому, в эпоху урбанизации, как выглядела та или иная местность годиков 100 — 150 назад, понять сложно.
Очень часто что-то новое быстро становится старым, полностью заслоняя древнее, и потому, в эпоху урбанизации, как выглядела та или иная местность годиков 100 — 150 назад, понять сложно.
Русский художник-пейзажист И. И. Шишкин после пяти лет проведённых в Европе затосковал по отечеству и в 1866 г. вернулся в Петербург. В том же году посетил Москву, где по приглашению П. В. Ладомирского, вместе со своим близким другом пейзажистом Каменевым, провел лето в старинной усадьбе Братцево.
Шишкин в Братцево плодотворно работал, одни эскизы забраковывал, другие дорабатывал. В итоге появилась вот такая картина.
(Шишкин И.И. «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево», 1866 год)
По всей видимости, Иван Иванович в Европе действительно истосковался по Родине, и подмосковные окрестности его впечатлили.
Осенью 1866 года Шишкин вернулся в Петербург. Три следующих года его жизни оказались очень насыщены событиями. Он женится, в зените и творческая жизнь. Но братцевский «Полдень» не выходит из головы. В начале 1869 года Шишкин возвращается к эскизу и перерабатывает его в картину, которой суждено стать знаковой.
Понимая важность происходящего, свою мастерскую на Васильевском острове — большую, светлую — уступил Шишкину художник Иван Крамской.
В результате пейзажист создал ещё одну работу.
(Шишкин И.И. «Полдень. В окрестностях Москвы», 1869 год)
«Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» стала эскизом картины «Полдень. В окрестностях Москвы».
По мнению искусствоведов, подобный пейзаж не характерен для творчества Шишкина. Большая часть его работ посвящена лесу. Небо не составляло предмет пристального внимания художника: в его пейзажах оно, по большей части, нейтрально. А здесь оно огромно, необозримо и занимает бо́льшую часть композиции. Именно небо, чистое и великое, стало в «Полдне» главным объектом изображения.
От себя добавлю, на полотнах Шишкина редко можно видеть людей, а здесь в обоих случаях он изобразил идущих крестьян.
К 1869 году 39-летний Шишкин уже стал известным художником, но ещё не был великим. Он выставил «Полдень. В окрестностях Москвы» на продажу, однако картину на проходившей выставке никто не купил. Позже работой заинтересовался Павел Третьяков. За 300 рублей коллекционер приобрёл её для своей галереи.
«Полдень. В окрестностях Москвы» стала первой Шишкинской работой, попавшей в галерею Третьякова. В последствии Третьяков будет покупать Шишкинские картины в больших количествах, но именно «Полдень» для признания художника можно считать знаковой.
Если небо на обоих полотнах огромно и поэтично, то пейзаж немного разный.
Во втором случае исчезли деревья по обе стороны дороги. Справа и слева ржаное поле, за ним — бескрайний простор. Сама дорога стала чище, лужи высохли. Вдалеке просматривается деревня, справа от неё Рождественская церковь.
Теоретически, селение на второй картине это Митино. Не думаю, что деревня Митино принципиально отличалась от российских собратьев. Храм Рождества Христова во времена Шишкина был. Село Рождествено упоминается письменно с 1433 года, тогда как церковь с 1628 г.
Митино микрорайон новый и церквушку, пусть даже и много раз перестроенную, считают самым старым зданием района.
Заинтересовавшись темой, я решил найти то место, откуда художник создавал картины. Первым делом отправился в сторону церкви Рождества Христова.
Храм Рождества Христова в Рождествено, который на протяжении нескольких веков был приходским для крестьян Митино и Путилково, основан монахами кремлевского Чудова монастыря. За свою историю несколько раз перестраивался, в том числе после появления на полотне Шишкина. В советские годы закрывался, но в итоге возвращён РПЦ.
Сфотографировать церковь со стороны Митино практически невозможно. Её загораживают высотные дома, деревья и подступивший вплотную коттеджный посёлок.
Впрочем, если присмотреться внимательней, церковь на бугре, крестьяне по дороге тоже поднимаются вверх. Между двумя холмами овраг. Следовательно, художник смотрел на храм из Братцево, со стороны нынешней Москвы.
Та дорога, по которой на картине идут крестьяне, в настоящем полноценная улица. Она носит имя литовской поэтессы, лауреата Сталинской премии первой степени — Саломеи Нерис.
По оврагу в начале 60-х прошлого столетия проложили МКАД. Улица Саломеи Нерис за мостом преобразуется в Путилковское шоссе.
Как я не пытался разглядеть крест, но колокольни Рождественской церкви так и не увидел. Со времён Шишкина очень многое изменилось.
Изучая вопрос, нашёл заключение авторитетного краеведа.
На территории Тушино улица Саломеи Нерис переходит в бульвар Яна Райниса. По мнению краеведа, Шишкин рисовал картину находясь на пересечении Яна Райниса и улицы с удивительно точно подходящим для нашего сайта названием — Туристская.
Так это или нет, никто теперь точно не скажет. Что касается меня, хочется далее рассказать о бывшей деревне Братцево и о вошедшем в состав Москвы городе Тушино.
В относительной близости от храма Рождества Христова есть ещё одна церковь — Покрова Пресвятой Богородицы в Братцево. Храм (1672 г.) один из древнейших на северо-западе Москвы. Его судьба неразрывно связана с историей усадьбы Братцево.
И. И. Шишкин мимо пройти не мог. Без всяких сомнений, Шишкин храм посещал. В настоящем, чтобы подойти к церкви, как и в Рождествено, приходится семенить по улице застроенной коттеджами. Покровская церковь в Братцево со всех сторон закрыта деревьями и домами.
Первые документальные свидетельства о Братцево относятся к 1565 году, когда по духовной грамоте Данилы Григорьевича Фомина имение было завещано его жене, а по ее смерти — Троице-Сергиеву монастырю.
После монастыря селом владели боярин Д. И. Годунов, дворяне Зубовы, А. М. Супнева. Последняя продала его в 1657 году Богдану Матвеевичу Хитрово, чиновнику, военачальнику, царедворцу, крупному землевладельцу.
Не смотря на красноречивую фамилию, царю Алексею Михайловичу Хитрово служил преданно: получил звание дворецкого боярина, с 1661 года ведал делами Оружейной палаты.
При Хитрово в Братцево началось строительство. Появился боярский двор с пристройками, дворы «задворных крепостных людей русских и иноземных» и каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Братцевская церковь — бесстолпный храм в форме двухсветных четвериков, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных классическим московским пятиглавием и ярусами кокошников. С запада к храму примыкала трапезная и колокольня, с востока — сильно выдвинутая трехчастная апсида.
Главный карниз был украшен красивыми цветными изразцами. На белом фасаде они выделялись яркими изюминками. Очень жаль, но до нашего времени изразцы дошли не все.
В советское время храм не действовал. Службы возобновились в начале 90-х.
Церковь была отреставрирована и вот теперь новый ремонт.
Библейские персонажи на фресках испуганно взирают на разруху: «Неужели опять богоборчество?»
Думаю, с храмом всё будет в порядке. Строители отремонтируют пол, поменяют систему отопления и вентиляции. Ну, а пока службы проходят в соседнем здании.
Возвращаясь к картинам Шишкина, с большой долей вероятности могу предположить, художник сделал акцент в сторону природы, убрав людей и деревни. Рядом две церкви, плотность населения наверняка была значительной. Впрочем, изменить и доработать — творческое право любого автора.
В самом конце Саломеи Нерис, почти возле МКАД, белеет часовня. При Шишкине её не было. Часовня появилась в наши дни.
На ум невольно приходит четверостишье Саломеи Нерис:
Ты Земля-землица
Совести не знаешь.
Ни за что любимых
К себе забираешь.
Часовня Феодоровской иконы Божией Матери в Братцеве поставлена на месте гибели офтальмолога Святослава Николаевича Фёдорова (8 августа 1927 — 2 июня 2000 гг). Если быть точным, вертолёт с Фёдоровым упал в 30 метрах. На том месте памятный крест, а здесь часовня.
В 1944 г. Фёдоров поступил в артиллерийскую спецшколу, но вскоре его перевели в спецшколу ВВС в Ростове-на-Дону. Проучиться довелось лишь около года. В марте 1945 года Фёдоров спешил на праздничный вечер в училище и, неудачно спрыгнув с трамвая, лишился левой ступни.
Травма не позволила продолжить воинскую службу. Фёдоров поступил в медицинский институт, с успехом его закончил, проявив незаурядные способности в лечении глазных болезней.
С. Н. Фёдоров — Герой Социалистического Труда. Помимо столь высокого звания профессор Фёдоров награждён множеством орденов и медалей.
В конце 80-х Святослав Николаевич начал активно участвовать в политической жизни. В 1996 г. вместе с Зюгановым, Ельциным и Жириновским выставлял свою кандидатуру на выборах президента РФ. Набрал 0,96% голосов.
Пусть даже и так, но человек был наидостойнейший! Я ни разу ни от кого не слышал хулы в его адрес.
Когда открывали часовню, Ирэн Фёдорова (вдова Святослава Николаевича) устроила пышные поминки. Как мне рассказывали, угоститься и помянуть прославленного доктора мог любой желающий.
В народе его любили. В различных городах есть клиники и улицы Святослава Фёдорова, памятные таблички и бюсты.
Перейдём на другую сторону Саломеи Нелис, по дорожке направимся в парк усадьбы Братцево и ещё раз процитируем литовскую поэтессу:
Ведьма вечером отнимет
Глянец летних дней,
И на солнечной картине
Станет всё бледней.
Краски яркие отложит
Вечер и уйдёт.
И уже другой художник
В руки кисть возьмёт.
Всё верно, Братцево с Шишкиным мало у кого ассоциируется. Есть люди, для которых усадьба с её оврагами — место загадок, нечистой силы и НЛО. Первый от дороги овраг, перекрытый мостом, в этом плане самый опасный. Сюда часто наведываются экстрасенсы и уфологи, и измеряют непонятные величины крутящимися палочками.
Впрочем, в подобное верят далеко не все.
Для абсолютного большинства Братцево — место съёмок того или иного фильма. Список 1967 годом открывает С. Ф. Бондарчук своей знаменитой картиной «Война и мир».
В 1980 г. Эльдар Рязанов выбрал усадьбу для своей трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово»
В 1983 г. Братцево запечатлел В. Никифоров в фильме «Отцы и дети». Надо сказать, барский особняк на горе великолепно подходил под Тургеневский текст:
«Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна, стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от жёлтой каменной церкви с зелёною крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшею „Воскресение Христово“ в „итальянском“ вкусе».
В 1995 г. в фильме А. Сахарова «Барышня-крестьянка» здесь располагалось имение помещиков Муромских.
Если мужчины читают, наверняка ждут и уже готовятся подсказать о секс-символе нулевых Елене Кориковой. Всё так! «Бедную Настю» А. Смирнов и Е. Двигубская в 2003 г. создавали здесь.
В 2009 и 2010 годах на фоне усадьбы были отсняты сцены из «Россия 88" и «Записки экспедитора Тайной канцелярии». В 2010 г. Братцево мелькало в мелодраме «Ивановъ», по одноимённой пьесе Чехова.
2013 год — усадьба послужила фоном в драме А. Чистякова «Дело чести». Мистическая «Невеста» 2017 годом завершает список.
Мраморный фонтан, дополнив пространство, появился уже в наше время.
А вот флигель старинный, построен в начале прошлого века. Во флигеле, как и в основном здании, вплоть до самого последнего времени функционировал дом отдыха Союза театральных деятелей.
Дабы не перегружать информацией, я не стал описывать историю усадьбы. Кому интересно, предлагаю в помощь всезнающую Википедию — усадьба Братцево.
Водонапорная башня в готическом стиле напоминает осколок старой крепости. Увы, нет, её построил Николай Щербатов — последний хозяин усадьбы, добровольно передавший Братцево новой власти.
В настоящем башню отреставрировали. В прилегающем здании расположились офисы и кафе.
Рядом по Светлогорскому проезду сразу несколько двухэтажных домов, которые принято называть немецкими. Так незаметно мы перешли к ещё одной теме — город Тушино.
Деревня Тушино упоминается с 1512 года. В 1938 году, административно объединив сразу несколько посёлков и деревень, появился город Тушино.
В подобном статусе он просуществовал до 1960 года и вошёл далее в состав Москвы.
Когда Хрущёв запретил в городах ведение подсобного хозяйства, сараюшки, погреба и курятники горожанам пришлось ломать и убирать. Этот интересный погреб кирпичной кладки на Светлогорском проезде сохранился не иначе как чудом.
Изучив старые здания и сооружения, коих осталось совсем чуть-чуть, вернёмся в Братцевский лесопарк.
Древо и древность имеют один корень. Если бы мы понимали, о чём шуршит под ногами золотая листва, многие загадки отпали сами собой.
Заброшенные погреба-землянки на склоне оврага напоминают почившую деревню хоббитов. Маленькие человечки здесь жили, однако под напором врагов оказались вынуждены уйти.
Подземные домики осыпались, не дымят больше их трубы.
Место необычное! В некотором роде это одна из достопримечательностей Тушино, про которую ещё не узнали киношники.
Выхожу из парка, пересекаю Светлогорский проезд и на месте бывшей деревни Петровка, с одноимённой горы любуюсь на Сходненский ковш. Неделю назад я изучал внутренее строение ковша. Теперь просто смотрю сверху и вспоминаю свою прогулку.
Жаль, но к моменту моего повторного визита в Тушино золотая осень, в исполнении октября 2021 года, закончилась. Обогретый и обласканный солнечными лучами Сходненский ковш выглядит на порядок интересней, нежели в противостоянии дождю и тучам.
Иван Иванович Шишкин про Сходненский ковш не мог не знать. Наверняка художник любовался просторами, в том числе именно с этой обзорной точки.
Почему Шишкин не написал картины с ковшом и не изобразил петли, что делает живописная Сходня? Полтора столетия назад такого количества деревьев здесь не было, зеркало реки просматривалось.
Зачем, как и почему — мы теперь можем только догадываться.