Находясь под впечатлением поездки по Словении, рассказы о которой я только что закончил публиковать, в конце августа-начале сентября мы решили полностью покорить южного соседа Словении — Хорватию. На этот раз расширенным составом — из университета на каникулы приехала младшая дочь и тоже не против была бы ощущить «чего-нибудь южного».
Поездка в Хорватию, как и словенская, также удалась, хотя и имела кое-какие особенности. В чисто мужской компании я ездил в Хорватию на яхтинг, в основном в 2005–2015 годах и в некоторых городах уже бывал. Но дамы были в Хорватии впервые, поэтому кое-какие предварительно знакомые мне города были в маршрут тоже включены. Учитывая, что Хорватия побольше Словении, а у поездки есть всё же временные ограничения, пришлось кое-чем поступиться, но так, чтобы не осталось чувства огорчительной «недосмотренности» и желания вернуться.
Были без сожаления оставлены мимо маршрута все населённые пункты внутренних округов, северо-восточных. Они не представляют особого интереса ни по картинке, ни по значению, среди скучной застройки максимально отдельная церковь или одиночные развалины замка. Кроме столицы Загреба, северного Вараждина и пограничных западных феодальных замков, которые мы посмотрели. Не были включены Ровинь, Мотовун и Пазин. Несмотря на их живописность и туристическую раскрученность, они во многом подобны другим городам в Истрии, но которые, в отличие от них, имеют уникальные знаковые объекты. Пришлось выбирать между водопадами в Плитвицах и Крке, я был — и там и там, семья сказала, что им вполне хватит одного чего-нибудь на мой выбор. Плитвицкие озёра требовали почти день, выбрали Крку. И конечно без нашего внимания остались курортные центры типа Макарска, у нас бесполезно спрашивать, какой температуры вода.
А в остальном — наездили больше 2200 км только по Хорватии, посмотрели её с севера на юг и обратно, и я уверен, что уехали с осознанием полностью изученной страны. Результаты поездки и будут опубликованы в последующих рассказах. А сегодня заметка о первом городе — континентальном Вараждине. Он оказался первым в нашем маршруте после пересечения словенской границы, а перед этим венгерской.
Будучи страной с эпической береговой линией, Хорватия не может похвастаться множеством интересных мест внутри страны. Но одно из достойных для однодневной поездки — город Вараждин в самой северной части страны. Этот город находится недалеко от словенской границы к северу от Загреба, вдали от обычных туристических маршрутов Хорватии. Посетив Вараждин, мы увидили ещё одну сторону Хорватии, полную очарования XVIII века, благодаря барочному старому городу и замку.
Вараждин — не то место, на которое вы случайно наткнётесь в Хорватии. Не лежит между Загребом и побережьем, вдалеке от автомагистралей в Европу. В Вараждин надо ехать специально. Или приехать со стороны Венгрии. Когда османы совершили первый набег на регион в XIII веке, Вараждин, обнесённый стеной, внезапно стал очень важным стратегическим пунктом. Постепенно приобретая всё больший вес, город стал столицей Хорватии (как полуавтономной области в составе Австрийской империи) в 1756 году. Однако эта роль была недолгой, так как город был разрушен пожаром в 1776 году, а столицу лучше перенесли в Загреб, чем долго восстанавливать Вараждин.
Правительство переехало в Загреб, но местные землевладельцы и купцы отказались покидать родной город. Они привлекали лучших архитекторов, художников и мастеров для восстановления центральной части теперь уже бывшей столицы, не забывая конечно и о строительстве личных особняков и дворцов. Рядом с улицами и площадями, застроенными зданиями пастельных тонов, которые очень напоминают другие города Центральной Европы, находится более старый замок, о котором речь немного позже.
Поскольку большая часть города была заново восстановлена после трагедии, многие здания Вараждина датируются концом XVIII века. Именно этот очаровательный вид городского центра сохранился до наших дней.
Считается, причиной того пожара стал молодой человек с раскуренной трубкой, гонявшийся по городу за свиньёй. Правда-неправда, но после пожара городские власти приказали тушить все огни и очаги в домах не позже девяти вечера. Страж на колокольне церкви святого Николая докладывал о каждой трубе, из которой поднимался дым, и виновника наказывали.
Как часто бывает в малопосещаемых городах, неплохой отель можно найти прямо в центре, за доступную цену, с парковкой и отличным рестораном. От нашего прямая улица Загребачска за пять минут привела нас в самый центр.
На пересечении с Капуцинской площадью улица переходит в длинную вытянутую площадь Свободы. На этом перекрёстке несколько солидных интересных зданий самого позднего периода империи. Во-первых — здание Национального банка в стиле сецессион.
Напротив банка находится здание Хорватского Народного театра в стиле неоренессанса, построенное в 1873 году по проекту известного венского архитектора Германа Хельмера. Он выиграл конкурс на лучший проект, объявленный городскими властями в 1869 году, одним из требований которого было размещение в одном здании кроме театра — концертного зала, ресторана с кафе, читального зала и нескольких апартаментов.
Замыкает площадь здание главпочтамта, постороенное в одно время со зданием Национального банка.
Центральное место на площади Свободы занимает приходская церковь святого Николая. Церковь в стиле барокко была построена на фундаменте романо-готической церкви в 1761 году и посвящена покровителю города.
Уникальная готическая башня, оставшаяся от старой церкви, необычная для континентальной Хорватии. Именно на этой колокольне дежурил смотритель за противопожарной безопасностью.
Дальше по улице виден Урсулинский монастырь с церковью Рождества Христова. Урсулинки Пришли в Вараждин четвёртыми, после капуцинов только в 1703 году. Пригласившая их графиня Магдалена Драшкович преследовала не только религиозные цели. Дочь графини находилась в монастыре урсулинок в словацкой Братиславе, где в то время было неспокойно, и Магдалена опасалась за её судьбу.
Несмотря на уже распланированный городской центр, графиня приложила все усилия, чтобы найти для монастыря приличный кусок земли недалеко от церкви святого Николая, где был постороен большой монастырь и гармоничная церковь в 1707 году. А монахини вскоре открыли первую школу для девочек.
Особняк Закмарды был построен вараждинскими мастерами Якобом и Блажем Янчичами для иезуитской гимназии в 1672 году. Возможно, здание сильно простое для того, чтобы считать его дворцом. Но оно исторически ценно, ведь только отдельные дома уцелели в Вараждине после пожара XVIII века.
В старых центрах европейских город зачастую площади плавно перетекают одна в другую. Вот и в Вараждине мы с площади Свободы через короткий переулок перешли на Францисканскую площадь. По левой руке первое примечательное здание на этой площади — классический дворец Герцера, построенный в 1791 году. Владелец заведовал местной почтой, что в те времена было прибыльной и уважаемой позицией. Сейчас во дворце располагается местный краеведческий музей.
Дальше находится объект, давший название площади — Францисканский монастырь. Вернее находился, ибо от него осталась только церковь. Монастырь был построен в XIII веке на месте бывшей деревянной церкви, основанной рыцарями Святого Иоанна во время крестовых походов. Строительство францисканской церкви началось в 1650 году, во время Контрреформации и позднего Просвещения, когда вся Австрийская держава переживала взлёт монументальной сакральной барочной архитектуры.
Церковь, построенная Петером Раббом из Граца к 1657 году сохранила все черты архитектуры раннего барокко и планировку францисканской церкви в Вене. У церкви самая высокая башня в городе — 54,5 метра.
Особой художественной достопримечательностью этой церкви является кафедра, которая представляет собой шедевр маньеризма, богатые орнаменты и серия скульптур, изображающих апостолов и францисканцев.
На площади перед входом в церковь была в 1932 году установлена бронзовая статуя Гргура Нинского работы хорватского скульптора Ивана Мештровича. Статуя была сделана для Сплита, но тот, избалованный своей римской родословной, посчитал размеры статуи неподобающе малыми для него, а Вараждин с большими почестями установил «крестителя Хорватии» перед францисканской церковью.
Вараждинский уездный дворец был построен в 1768 году в стиле рококо, но сгорел во время пожара и после нескольких ремонтов утратил свои первоначальные стилистические черты. Только после реконструкции 2001 году он вернулся в своё первоначальное состояние. На фронтоне здания находится герб, который в 1763 году Мария Терезия определила как герб Вараждинского уезда.
Слева от уездного дворца находится жёлтый, самый ценный дворец в стиле рококо не только в Вараждине, но также и в Хорватии. Дворец Патачичей был построен в 1764 году, он на удивление мало пострадал во время сильного пожара 1776 года. В течение XVIII века был домом одной из самый уважаемых семей на севере Хорватии, Патачичей и центром культурной и общественной жизни города.
Постепенно перешли на площадь короля Томислава, которая окружена старинными историческими зданиями, а в солнечные дни заполнена народом на террасах кафе и баров.
Именно в этом районе, где пересекались торговые дороги с запада на восток и с севера на юг, были построены первые дома в городе Вараждине. Первые средневековые строения были из дерева и покрыты соломой, тростником и дубовыми досками. Свободные жители Вараждина были очень искусными купцами, которые вели оживлённую торговлю со Штирией, они богатели, и деревянные дома постепенно менялись на каменные, площадь после постройки ратуши стала главной городской площадью и центром общественной жизни Вараждина.
Ратуша с маленькой башней была одним из зданий, которые пережили жестокий пожар 1776 года. Это одна из старейших ратуш в Хорватии, построенная в 1523 году.
Светлое здание по центру — дворец Драшковичей. В нынешнем виде он построен во второй половине XVIII века. В этом дворце 20 лет заседал хорватский парламент, а с 1767 года дворец является резиденцией Совета губернаторов.
На южной стороне площади стоит здание бывшего иезуитского монастыря. По прибытии в Вараждин иезуиты его построили вместе с гимназией в 1636 году. Это третий по возрасту их монастырь в Хорватии после Риеки и Загреба. Гимназия на протяжении веков была одним из лучших учебных заведений в городе. После запрета иезуитов часто менял своё предназначение. Сегодня здесь находится факультет организации и информатики.
Принадлежавшая иезуитскому монастырю церковь Успения Пресвятой Богородицы после закрытия монастыря превратилась в центральный Кафедральный собор Вараждина.
Была построена в 1656 году архитектором Джураджем Матоти, окончательный вид церкви был придан в XVIII веке.
Фасад церкви сделан в виде триумфальной арки с колоннами, фронтоном и нишами. В центральной нише в XVII веке была установлена статуя Марии. Под нишей находится герб семьи Драшковичей, главных жертвователей ордена иезуитов и церкви.
Главный алтарь в стиле барокко — самый большой в Вараждине, его размеры 11×14 метров. Столбы, поддерживающие весь алтарь, имитируют мрамор, но они, как и весь алтарь, деревянные. Вверху центрального алтаря находится изображение святой Троицы.
Вараждин когда-то имел высокие крепостные стены с валами и рвами. Их снесли по большей части в начале XIX века. Единственные остатки городских укреплений — это северные или «венские» городские ворота, построенные в XVI веке, сегодня известные как Лисакская башня (торговец Лисак был владельцем башни в первой половине XX века).
На запад от Лисакской башни встречаем Прасинский особняк, или дворец Сермаж.
Он занимает центральное место на площади Мильенко Станчича. Этот дворец перешел от семьи Прасинских к семье французских дворян Сермаж по брачным контрактам. В 1759 году дворец был отреставрирован в стиле рококо.
С 1947 года во дворце размещается постоянная экспозиция небольшой Галереи старых и новых мастеров. А ещё на площади — самое популярное кафе в городе, столики которого, говорят, заполняют даже зимой.
Постепенно подошли мы к Вараждинскому замку. Вход охраняет Сторожевая башня. Именно с большой буквы, ибо она, построенная во второй половине XVI века в стиле ренессанс, единственное, что осталось от оборонительной системы феодального замка.
Зато сохранилась башня полностью без изменений, разве что не хватает подъёмного моста.
Старый замок — важнейшее историческое сооружение Вараждина. Крепость строилась с XIV по XIX века. Во время войн с турками в XVI веке был перестроен в стиле эпохи Возрождения, окружён высокими земляными валами с бастионами и двойным рвом с водой. Реконструкция была проведена итальянскими строителями из окрестностей Комо во главе с главным имперским строителем укреплений Доменико дель Лаллио. В дальнейшем замок принадлежал многим дворянским семьям, они постепенно и ликвидировали все укрепления, превратив замок по-сути в свой особняк-резиденцию. В 1925 году замок перешёл в собственность городских властей. Сейчас внутри находится Городской музей Вараждина.
Основной просмотр Вараждина закончен. На обратном пути прошли вдоль западной границы старого города, чтобы посмотреть церковь и монастырь капуцинов, которые расположены на просторной одноименной площади. Строительство церкви Святой Троицы началось в 1701 году, а завершено было в 1705 году. Церковь и монастырь были построены в строгом и простом стиле, типичном для религиозных зданий капуцинов. Интересно, что францисканцы были крайне против прибытия капуцинов, и только после многочисленных протестов последних и решения хорватского парламента капуцины получили разрешение открыть монастырь в Вараждине.
По соседству с церковью стоит дворец Эрдёди середины XVIII века, вход в который украшает каменный портал в стиле рококо. Строительством руководил вараждинский мастер Франциск Арнольд. Сегодня здесь находится Музыкальная школа Вараждина.
Вараждин — очаровательный городок, скорее не хорватский, а австро-венгерский. Да, сейчас это глубинка, милая, по-австрийски аккуратная. Но когда-то самый северный угол страны был вовсе не «медвежим». Перекрёсток торговых дорог, вход на Балканы, заградительный щит против турок-осман, для Габсбургов Вараждин был очень важен. И доказательством, что это был значительный по тем временам город, служит тот факт, что Вараждин нормально нельзя посмотреть за час. Придётся достаточно походить по его улицам между объектами, лучше провести в нём минимально полдня. А на следующий день прокатиться по хорватским пограничным замкам, что мы и сделали — во втором рассказе о этой стране.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия