Разрушая стереотипы
Признаюсь, и у меня в отношении современной Албании имелось немало стереотипов. Вот думают же многие, что Албания государство радикального исламизма и что живёт эта страна чуть ли не по законам шариата, подобно тем, что устанавливают сейчас талибы, пришедшие к власти в Афганистане.
Иные, те кто постарше, представляют Албанию неким симбиозом халифата и коммунистического режима, держа в своей голове воспоминания об эпохе Энвера Ходжа и новостные сообщения албано-сербского религиозного и политического противостояния.
Османская мечеть в Берате
Одна из мечетей Гирокастры
Ещё одна из мечетей Гирокастры
Нет, я, конечно, знал наверняка, что это не так, ибо страноведческие и геополитические знания являются сферой моих непрофессиональных интересов. Да и к поездке на Балканы всё же готовился, так что в информационном плане к увиденному был в принципе готов. Однако, как оказалось, не ко всему.
Например, я в полной мере разделял утверждение, что нынешнее противостояние славян и албанцев на Балканах является проявлением некоего глобального христианско-исламского конфликта, а самое главное, был уверен, что никакого православия в Албании нет и никогда не было.
Побывав прошедшим летом в этой чудесной стране, и даже поверхностно прикоснувшись к религиозной истории албанского народа, я в значительной степени изменил свои представления насчёт религиозных предпочтений албанцев. Особенно поразило меня полноправное присутствие в этом балканском государстве православной и католической церквей, и то, что присутствие это имеет многовековую историю.
Православный кафедральный собор в Берате
Православный кафедральный собор в Корче
Ведь история христианства на Балканах ведёт своё начало ещё с 4-го века, тогда как ислам стал распространяться среди албанцев, как, впрочем, и среди иных балканских народов, очевидно, с 14-го века, с началом османской территориальной экспансии.
Прошлый свой репортаж из Берата я окончил на вершине холма, внутри крепости, где мы бродили в поисках христианских и мусульманских храмов. Позднее, уже под вечер и на следующий день с утра, наши религиозные изыскания продолжились внизу, за рекой, в христианском районе Горица, а также в районе Мангалем, в котором мы посетили возрождённые после периода воинствующего атеизма старинные мусульманские мечети. О том, что увидели желаю рассказать, постепенно развивая тему сосуществования христианства и ислама на земле Албании.
Православные храмы Берата
О византийской церкви Святой Марии Влахернской, старейшей в Берате, ибо она была возведена в 13-м веке, я успел упомянуть в предыдущем рассказе. Мы её увидели наверху внутри бератской крепости, ограничившись, к сожалению, только внешним осмотром.
И если этот православный храм выглядел очень скромно, его даже найти было совсем не просто, то иной, что расположился рядом, напротив, оказался очень приметным и был виден из далека.
Речь идёт о церкви Святой Троицы, византийском храме 14-го века. Это очень яркий храм, обустроенный на холме рядом с руинами замка, но о нём известно не так много.
Вроде как инициатором постройки был некий Андроник Палеолог, губернатор Берата, что удостоверяют найденные артефакты. На основании этого был определён период возведения церкви, а именно 1302–1326 года. Ну вот, собственно говоря, и всё.
Но для меня наличие данной церкви стало дополнительным доказательством, что Албания страна с древнейшей христианской историей и традициями, и поводом продолжить тему православия в Албании.
Этот православный храм, а также многие другие, уже современные, построенные в последние годы, свидетельствовал о том, что, пережив период османской империи и эпоху атеистического государства времён Ходжи, православие в Албании не только не умерло, но продолжает жить и активно развивается, покоряя новые умы. Вот это последнее обстоятельство стало реальным открытием для меня, абсолютно новым взглядом на современное албанское государство.
Выше я отметил, что активно христианство среди албанского этноса стало распространяться начиная с 4-го века, однако, впервые было принесено на эти земли ещё в 1-м веке самими апостолами. Мне попался один религиозный текст, с цитатой апостола Павла: «… благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестностей до Иллирика…». Напомню, что Иллирией в античные времена называли территорию Балканского полуострова.
Икона в православной церкви Святого Михаила в районе Горица Берата
Икона в православной церкви Святого Михаила в районе Горица Берата
Доподлинно известно, что уже через 70 лет после рождения Христа на побережье Адриатики было около ста христианских семей и даже установлен первый албанский святой — некий Астий, руководивший этой общиной и пострадавший от язычников в 98 году.
Следующим фоном для продолжения этих моих досужих разбирательств пусть станет ещё одна христианская церковь Берата, которую мы увидели на следующий день, оказавшись в районе Горица, что на другой стороне реки Осуми, разделяющей город.
Река Осуми разделяющая город на районы Мангалем и Горица, и старинный мост их соединяющий
Новый мост через реку Осуми
Впрочем, всё что я знаю об этом храме, что он православный, ибо католических храмов в Берате нет, и то, что он носит имя Святого Михаила.
Интересно, что в Берате имеется ещё одна церковь Святого Михаила, очень живописно возведённая над городом, в расщелине крутой скалы.
Это тоже византийская церковь, предположительно 14-го века, выполненная из красного кирпича и камня по крестообразному плану с куполом наверху.
Обе эти церкви носят имя Святого Михаила Архангела, известного покровителя воинов и защитника православных христиан.
Как оказалось, в небольшом по размеру городе Берате достаточно много православных церквей, стоящих здесь на протяжении многих веков. После того, как при Константине Великом гонения на христиан прекратились, в Иллирии христианские храмы возводились повсеместно, христианская община росла, в результате уже к концу 4-го века подавляющее большинство населения было христианским. Это подтверждает в том числе итопонимика Албании, которая, как правило, христианского происхождения.
После Великой схизмы северная часть Албании попала под влияние Рима, население тех районов, там, где Шкодер, например, по большей части католическое. А вот население юга Албании преимущественно православное, именно поэтому в Берате нет католических церквей.
Так как же получилось, что изначально христианская страна Албания ныне воспринимается как сугубо мусульманская?
Ещё до падения Константинополя османские завоеватели, объединённые идеей распространения ислама, добрались до этого региона, тем более что было не так уж и далеко. Надо сказать, что албанцы не хотели принимать ислам, массово бежали от османских войск, оказывая при этом, мощное сопротивление. И до и после взятия Константинополя именно Албания стала неким форпостом Европы в борьбе с османами, для примера, можно вспомнить знаменитую Косовскую битву, в которой активное участие принимали и албанские войска, и как вы понимаете, не на стороне османов, а на стороне христианских государей.
Неожиданно, не правда ли? Сейчас Косово генерирует совсем другие ассоциации, а именно, противостояние православной Сербии, которую поддерживает православная Россия и албанских мусульман, поддерживаемых Турцией и условным католическим Западом.
Албанцы как поборники христианской веры, казалось бы, совсем несовместимые понятия, но когда-то именно албанцы отбивались от мусульманских войск, защитив грудью тот же Рим, куда османы стремились по абсолютно понятным причинам. Пал Константинополь, вслед за ним пал бы Рим, совершенно апокалиптический сценарий для всего христианского мира.
Вспомним теперь национального героя Албании Скандербега, чей персоне я посвятил так много внимание в рассказе из Тираны и Круи. Получается его победы и его борьба, это не про национальную идею, а про идею защиты христианства, ведь не случайно папа Римский желал, чтобы Скандербег возглавил очередной крестовый поход, но уже, чтобы очистить Европу от иноверцев.
Тогда был вообще уникальный шанс объединения католической и православной церквей, преодоления имеющихся разногласий перед лицом опасного врага. Но знаете, как в итоге получилось?
Папа инициатор освободительного крестового похода умер, а на смену ему пришёл другой, который договорился с османами, о том, что они более не трогают католический Запад, а взамен получают Балканы и уже покорённый ими Константинополь.
Именно христианская разобщённость причина падения Византии, а также распространения ислама на изначально христианских территориях. Так христианская Албания стала преимущественно мусульманской, в связи с чем приведу такие цифры. Перед Второй мировой войной в Албании насчитывалось 69% мусульман, около 21% православных христиан и 10% католиков.
Что касается противостояния католической и православной церквей, то оно как известно продолжается. Внешним проявлением этого являются и натовские бомбардировки Сербии двадцатилетней давности, и образование псевдо-государства Косово, отчасти, и текущие события на Украине.
Впрочем, вернусь к прогулке по Берату, а то, чувствую, чересчур увлёкся историко-политическими разглагольствованиями, что не совсем соответствует формату сайта, а значит могут и забанить.
Мусульманские храмы Берата
Чтобы усилить страноведческую составляющую этого материала, покажу мечети, которые мы увидели в Берате. Когда-то в этом городе насчитывалось не менее 30 мечетей, во всяком случае, так утверждает Эвлия Челеби, наш коллега и собрат, оставивший после себя «Книгу путешествий», 10 томов сочинений о культуре, истории и географии стран, которые он посетил. Был он и в Берате, в ноябре 1670 года, красиво отчитался о той своей поездке, так что я не первый вещаю оттуда.
Руины белой мечети внутри бератской крепости, 15 век
Руины белой мечети внутри бератской крепости, 15 век
Руины белой мечети внутри бератской крепости, 15 век
Руины красной мечети внутри бератской крепости, 18 век
В очередной раз прогуливаясь по кварталу Мангалем, я решил, что пришло уже время посетить две османские мечети, которые заприметил давно.
У входа одной из них, как оказалось, знаменитой королевской мечети, стоял возрастной дядя, который заметив мой интерес, пригласил зайти и вызвался быть гидом, запросив за свои услуги смешные 100 лек (примерно 80 рублей).
На простеньком, как раз для меня английском, дядя гид рассказал, что во времена Ходжи в этом сооружении был овощной склад, а вообще это знаменитая османская мечеть. Этот мусульманский храм, именуемый королевской или султанской мечетью, или же мечетью султана Баязида, возведён в 15-м веке по распоряжению османского султана Баязида II для местного албанского населения.
Далее дядя гид провёл для меня ликбез по обустройству мечети вот, мол, михраб, вот тут молельный зал для мужчин, а там наверху, на балкончике проповеди внимают женщины.
Знал бы он, сколько мечетей и каких я повидал за свою богатую на путешествия жизнь, не стал бы тратить на прописные истины своё драгоценное время.
Но спасибо, что пустил меня сюда, разрешил забраться на минарет, да и вообще старался как мог.
Кстати, минарет в период воинствующего атеизма был разрушен, а совсем недавно возведён вновь. Сейчас то это действующая мечеть, а как мечети быть без минарета.
вот с того окошка я рассматривал город
Вид на город с высоты минарета
Вид на город с высоты минарета
Я же, воспользовавшись случаем, продолжу своё сообщение на тему распространения ислама, кстати, суннитского толка, среди албанцев.
Для албанцев выбор в пользу ислама был не столько по велению души, сколько политическим или экономическим решением. Проше говоря, стать правоверным мусульманином означало максимальное расширение своих гражданских прав, таких как право служить в армии за деньги или работать на государство, а также облегчение налогового бремени.
Но в быту албанцы исповедовали так называемое «криптохристианство», где находилось место и христианским традициям, и неким языческим обычаям, и этическим нормам ислама. Вот такой вот религиозный микс, в научной среде именуемый термином «религиозный синкретизм».
Как это выглядело на практике? Да очень просто. Албанцы-мусульмане могли совершить паломничество в православные монастыри Черногории и Македонии, а почему бы и нет.
Нужно совершить обряд бракосочетания или погребения и пригласить для этого священника? Какой религии? Логично, вроде как, мусульманской, регион же управляется османами. Да какой будет рядом, тот и обслужить.
Часто албанцы одновременно исповедовал и ислам, и христианство, ходили попеременно, то в мечеть, то в церковь. С одной стороны, формально ислам в государстве являлся господствующий религией, быть мусульманином, как минимум, было выгодно.
Но с другой, христианство было неким идентификационным признаком албанского национально-политического движения. Если ты патриот своей страны, если ты желаешь своему народу независимости от османского владычества, то тогда ты христианин. Вспомним, в связи с этим, ещё раз великого Скандербега, более яркого примера не найти.
Чтобы упомянуть ещё одну особенность религиозной культуры албанского народа, предлагаю переместиться в соседний мусульманский храм, обозначенный на карте как Halveti Tekke.
Напомню, что текке в исламской культуре именуют обитель дервишей, этакий «суфийский монастырь», который включает в себя трапезную, мечеть и медресе и где могут останавливались ученики шейхов и паломники.
В этот суфийский монастырь меня привёл всё тот же дядя гид в счёт уже уплаченных 100 лек, демонстрируя тем самым просто сеанс неслыханной щедрости.
Внешне это здание, построенное в 15-м веке, представляло собой одноэтажное, почти квадратное строение, состоящее из главной комнаты и вестибюля.
Внутри стены украшены картинами, и очень богато был оформлен потолок.
Так вот, начиная с 13-го века в Албании распространяется суфийский орден бекташи, причём настолько активно, что и сейчас треть албанских мусульман считают себя бекташийцами.
Бекташи, по сути дела это секта с элементами христианства, ислама и более древних верований, не имеющая ничего общего ни с суннитской, ни с шиитской ветвями традиционного ислама. Они чтут «Святую Троицу» (Аллах, Мохаммад и его зять, имам Али), живут в мусульманских обителях, уединившись от мира, соблюдают обет безбрачия, исповедуются своему духовному наставнику и, кстати, у бекташи нет запрета на алкоголь. Вот такое своеобразное ответвление в исламе, к которому я ещё немного вернусь в материале из Гирокастры, будет повод.
Чтобы как-то логично окончить этот рассказ, я должен упомянуть о нынешнем состоянии религиозного вопроса в Албании. Но, впрочем, в одном из своих рассказов из Албании я уже резюмировал, что современная Албания абсолютно светское государство, где нет места политике воинствующего атеизма, но в условиях религиозной свободы светская власть, с одной стороны, поощряет деятельность религиозных организаций, и мусульманских, и христианских, но при этом равноудалена от них.
Вроде бы, открываются мечети, католические и православные церкви, но албанский народ минимально религиозен. Религиозные традиции явно прерваны в нескольких поколениях, так что говорить о современной Албании как о мусульманской стране ярко выраженного типа абсолютно неправомерно.
При этом, стоит различать албанцев, проживающих на территории Албании и албанцев Косово и Македонии. Последние, как известно, после Второй мировой войны жили в Югославии, там политика государственного атеизма проводилась не так жёстко. Среди них исламские традиции традиционно сильны, являясь своеобразной формой национальной самобытности и даже защиты от окружающих их христианских народов — сербов, греков и македонцев. Религиозные и политические конфликты — это как раз там, и в меньшей степени, в собственно Албании. Это надо понимать и учитывать, это очень важно.
На этом всё, постараюсь успеть сделать материал из Гирокастры, пока в Африку не уехал. Однако, в любом случае к этому региону ещё вернусь, и к Албании, и к Северной Македонии, и, конечно, к Сербии. Очень мне это всё интересно.
Другие рассказы из Албании:
Три балканские страны
Албания: второе пришествие меня
Про «албанские грибы»
Османское наследие Берата
Серебряный город Гирокастра
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия