Итак, последний день в Словении. Его мы решили посвятить автопробегу вдоль южной границы Словении, а она практически на 100 процентов с Хорватией, посмотреть мелкие объекты, природу и остановиться на ночь в каком-нибудь городке на территории одного из народных парков, здесь их несколько. Выехав утром из чудесного Пирана, примерно через 40 минут пути по сельской дороге мы уже были в тихой деревне Храстовле, которая расположена на пологом холме с видом на долину, простирающуюся через холмистый ландшафт. Хотя административно находящаяся под властью муниципалитета Копера.
Здесь сельскохозяйственный район, пасётся скот, ездят комбайны, народ в полях и на фермах. Самая что ни на есть отдалённая провинция.
Здесь нет толп туристов, парковка не занята экскурсионными автобусами, не взимаются огромные входные билеты — и всё же мы обнаружили здесь памятник, не имеющий аналогов в этой части Европы — церковь-крепость Храстовлье с уникальной фреской «Танец смерти».
Старинная романская церковь Святой Троицы XIII века полностью скрыта за укреплениями, только башенка возвышается из-за высоких стен. В Словении это единственная сохранившаяся укреплённая церковь, да и в Европе их можно по пальцам пересчитать. Укрепления должны были защитить церковь от нападений турок, постоянно вторгавшихся на Балканы и земли севернее Балкан во время своих европейских завоеваний. Монахи, священнослужители и жители из ближайшей деревни, становившиеся на время солдатами, поднимались на крепостные стены и защищали свои жизни и имущество.
В трёхнефной церкви находятся готические фрески 1490 года, обнаруженные под слоями штукатурки только в 1951 году.
Судя по надписи, это работа средневекового истрийского мастера Иоганнеса де Касту, который запечатлел сцены из Древнего и Нового Завета. Так наглядно священники разъясняли неграмотным прихожанам содержание основних глав Библии.
Видели мы на стенах маленькой однонефной церкви Сотворение мира, Поклонение волхвов, Страшный суд. Но и календарь, изображающий различные периоды деревенской жизни.
Алтарь апсиды украшен изображениями Двенадцати апостолов.
Однако самый известный мотив, который подчёркивает оригинальность памятника, это танец смерти. На этой фреске изображены представители всех слоев средневекового общества, от ребёнка и нищего до короля и епископа, танцующих в компании скелетов. Фреска напоминает, что все без разбора смертны и одинаковы по ту сторону, будь то богатые или бедные, знатные или нищие, здоровые или калеки.
Всё это историческое удовольствие за пару евро с человека демонстрирует тётенька, ожидающая одиноких посетителей. Сколько их — три, пять за день? Мы были одни, и на стоянке не было машин, не могу судить. Но у неё всё поставлено грамотно — выдаёт аудиогид на любом языке, по ходу изложения показывает указкой на ту часть фрески, о которой идёт речь.
Оставили в книге благодарственную надпись, едем дальше.
Через 90 км мы около замка Снежник. Возникновение замка восходит к временам аквилейских патриархов, первых известных владельцев между X и XI веками.
Замок был построен на краю скалистого лесного массива с целью охраны важного торгового пути, который когда-то соединял Карниолу с Истрией и Кварнером. В редко сохранившихся документах имя Снежник впервые появляется в 1269 году.
За века разные владельцы изменила его и интерьер, и экстерьер. Замок приобрёл свой ренессансный вид в XVI веке, а сегодняшний облик дополнили надстройки последних владельцев, саксонских князей во второй половине XIX века.
Княжеская семья Шенбург-Вальденбург купила замок и поместье на аукционе и в 1860–64 годах тщательно отреставрировала его. Таким образом, прежний образ эпохи Возрождения приобрел романтическую нотку XIX века.
Интерьеры были обставлены со всеми удобствами, диктуемыми временем и целевым наначением — загородного охотничьего особняка. Одновременно с этими работами были построены хозяйственные постройки замка и обустроено окружение по образцу английских парков.
Комнаты замка обставлены аутентичной мебелью и другим оборудованием второй половины XIX века. Гостиные и спальни комфортно оформлены, наполнены множеством старинных диванов с оригинальной обивкой и украшенными печами. На стенах семейные портреты, старые фотографии и графика.
Почти полтора часа потребовалось, что доехать до следущей достопримечательности — замка Жужемберк. Этот замок возвышается на небольшой скале над рекой Крка, протекающей через одноименную деревню.
Первые упоминания о замке относятся к середине XIII века, когда он был построен графами Зайзенбергами. Был куплен в 1295 году у тогдашнего владельца графом Альбертом II из Гориции. В 1374 году замок стал собственностью Габсбургов, у которых некоторое время замок арендовали графы Целе. Нынешний вид замка восходит к XVI веку, когда он был укреплён стенами эпохи Возрождения и круглыми башнями.
Долгое время замком управляла семья Ауэрсперг — с 1538 года до середины XX века.
Замку не повезло, много он видел трагических событий. Горел, брался приступом. В 1575 году домашний медведь убил во дворе замка Анну фон Экк, жену владельца. В ознаменование этой трагедии на дворе была высажена липа, которая росла до 1999 года. Замок частично был разрушен в конце Второй мировой войны после воздушного налёта.
В 60-х годах XX века началась реставрация замка, которая получила новый импульс в 1996 году с созданием комитета по реставрации замка. Но пока отреставрирована часть замка, и так более-менее сохранившаяся до этого, а вот разрушенную во время налёта часть так и не начали ремонтировать.
В летние месяцы внутренний двор замка Жужемберк оживает благодаря различным культурным мероприятиям, таким как средневековые представления и музыкальные концерты. Что ж видно по оборудованию на дворе замка.
Следующая остановка у романтического водного замка Оточец на реке Крка в восточной части Словении недалеко от города Ново Место. Единственный водный замок в Словении был построен в XIII веке, свой нынешний, преимущественно барочный вид, он приобрел XVII веке. За время существования замка здесь по очереди сменялись несколько дворянских семей. В XVIII веке к замку пристроили часовню, с XIX века водной крепостью управляла итальянская семья Маргери. Почти до 1942 года, когда замок подожгли партизаны. После Второй мировой войны замок был реконструирован и в настоящее время функционирует как пятизвёздочный отель, окружённый большим парком и полем для гольфа. Поэтому внутри и близко не фотографировал.
Замок соединён с берегами двумя узкими мостами, а романтическую атмосферу добавляют небольшие острова. Помимо самого замка, живописная местность на берегу реки Крка также является отличной достопримечательностью.
Ещё час дороги, и мы у замка Подсреда в юго-восточном углу Словении на территории красивого народного парка Козьянско.
Он — один из наиболее хорошо сохранившихся замков романского стиля. Романское ядро датируется первой половиной XII века, позже к нему пристроили оборонительную башню, башню с часовней и трёхкрылый аркадный двор.
Замок Подсреда расположен на земле, принадлежавшей в 1000 году графам Бреже-Селишки, а затем графине Эмме из Кршки. В 1042 году Эмма основала женский монастырь бенедиктинцев, где она укрылась, передав всё имущество монастырю. После её смерти в 1045 году монастырь был распущен, а имущество перешло в собственность новой епархии Крка.
В первой половине XIV века замок был куплен Фридрихом Целе и оставался собственностью графов Целе до их исчезновения. Как наследники поместий Целе, Габсбурги сдали замок в аренду.
В 1617 году замок был приобретён графом Зигмундом Таттенбахом, после которого владельцы менялись ещё несколько раз. В 1848 году поместье было куплено князем Вериандом Виндишгретцем, который в последующие годы придал замку его нынешний вид.
Сегодня замок Подсреда — памятник, принадлежащий муниципалитету Козье. Парк Козьянско взял на себя управление в 1983 году и в том же году начал систематическую реставрацию.
Можно свободно ходить по территории, зайти на двор замка, чтобы оценить, как выглядели замки ещё в доготический период. Внутри особо делать нечего, судя по мтериалам там в голых залах находятся стендовые выставки местного значения.
Едем в небольшую деревню Олимье у подножия горы Рудница, в районе парка Козьянско.
Здесь находится Олимский монастырь, который успел побывать обычным феодальным замком. Замок графов Пильштайнских стоял на месте нынешнего монастыря еще в XI веке. В 1436 году замок был арендован графом Фридрихом Цельским, а в 1458 году перешёл в епархиальное владение. В 1550 году поместье было выкуплено у церкви Гансом фон Таттенбахом, построившим новый замок. За Таттенбахами в качестве владельцев поместья следовали различные хорватские дворяне, пока последний из них, Янез Сахмарди, не основал в 1663 году монастырь.
В ходе реформ Иосифа II монастырь был упразднен в 1782 году. Поместье было куплено в 1805 году Фердинандом графом Аттемсом, но он им никогда не пользовался. С 1785 года до землетрясения 1974 года здесь находился приход, а в 1820–1893 годах — школа. Графы Аттемс оставались владельцами до конца Второй мировой войны после которой замок был национализирован.
Когда-то замок представлял собой типичное здание эпохи Возрождения — наполовину крепость, наполовину резиденцию, подчеркнутую по углам круглыми башнями. Немного отличалась только южная башня, в которой на первом этаже находилась часовня с характерными окнами. Изначально замок был окружён оборонительным рвом, наполненным водой, через который ко входу вёл подъёмный мост. Строительство церкви в стиле барокко началось в 1665 году и завершилось через десять лет. Игнатий Аттемс приказал в 1807 году снести северо-восточную часть замка из-за высоких налогов. Если не принимать во внимание ущерб, нанесенный землетрясением в июне 1974 года, особняк практически не изменился со времен Аттемсов до наших дней.
В 1990 в Олимье по приглашению прибыли несколько монахов-миноритов из монастыря святого Франциска Ассизского, которые спустя 217 лет возродили монастырь. В ходе реконструкции была воссоздана прежняя роспись фасада. Монастырь очень популярен среди молодожёнов, вот и в день нашего посещения шёл обряд. Поэтому — фото издалека через открытую дверь.
Последняя остановка на ночь была в отеле небольшого городка Козье, давшего название Народному парку. Отличное завершение словенского вояжа. Большие современные комнаты и, впрочем как везде в Словении, вкусная еда. После ужина в сумерках немного прогулялись по городку. Он очень мал, по сути деревня, фотоаппарат был оставлен дома, поэтому пара фото с мобильника.
Но и этот минигородок имеет древнюю историю. Козье впервые упоминается в 1016 году. Городок получил рыночные права около 1384 года, в 1385 году стал резиденцией судебного и налогового пристава.
Посёлок не был укреплен, поэтому его несколько раз грабили турки, а в 1573 году на него напали восставшие крестьяне. Единственный архитектурный объект кроме небольшой ратуши — Приходская церковь Девы Марии.
На следующий день к полудню мы уже ехали по австрийской Штирии. Итоги. Непосредственно по Словении мы проехали около 1100 км. Посмотрели практически всё, что хотелось увидеть и оценить. Исторические города, жизнерадостную столицу, альпийские и морские пейзажи, следы Австро-Венгрии и Венеции. Конечно, у каждого своя подборка интересующих объектов. Нам абсолютно неинтересны разные грязевые, спа и прочие курорты, типа Рогачска Слатина или Моравске Топлице, равно как и пляжные центры как Порторож. Из известных туристических целей не были в Постойной пещере и иных подземельях, не любители от слова совсем. Но кто-то конечно включит их в свой маршрут. В любом случае, если кому-то при посещении Словении не понравится мой маршрут целиком, можно инспирироваться его отдельными частями. Особенность — он возможен во многом только на автомобиле, хотя в отдельные города можно комфортно доехать и общественным транспортом. Как правило, в одни и те же места дважды не ездим, но по пути на Балканы, если выпадет дорога, в каком-нибудь словенском городке с удовольствием остановимся транзитом.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия