В Нижний Новгород мы приехали уже к вечеру. Дождь лил не очень сильно, но с холодным ветром это было неприятно.
Гостиницу «Шинель» нашли легко — надо было ехать прямо на собор Александра Невского и свернуть на стоянку, немного не доезжая его.
В Нижний Новгород мы приехали уже к вечеру. Дождь лил не очень сильно, но с холодным ветром это было неприятно.
Гостиницу «Шинель» нашли легко — надо было ехать прямо на собор Александра Невского и свернуть на стоянку, немного не доезжая его.
Поскольку стоянка располагалась прямо перед входом в гостиницу, то мы даже промокнуть не успели.
Гостиница очень интересной оказалась — я про нее отдельный отзыв написала.
Когда заселились, уже стемнело. Дождались, пока дождь немного поутихнет и отправились искать место, где бы поужинать. Район не туристический, поэтому выбора у нас особо не было — пошли в ресторанный дворик в торговом центре «Седьмое небо» (там же «Ашан», «Castorama» и «Декатлон» неподалеку).
Прогноз на следующий день был весьма неутешительный — холод, ветер и дождь. А потом обещали улучшение погоды.
После ужина принимаем решение, что следующий день лучше провести в машине — раз знакомство с Нижним Новгородом откладывается, будем знакомиться с окрестностями.
Утром, после роскошного завтрака в номере, садимся в машину, прихватив по сменной паеу обуви и запасные носки, и едем в Городец.
Бросаем машину недалеко от ресторана «Яръ» (любят они названия со старыми буквами делать — еще «Градъ» неподалеку есть) и спускаемся к Волге.
По дороге на смотровую площадку застройка старая, но как-то не радует совсем…
Берег атмосферно выглядит, но на любителям.
На выходе из шлюза вот такую громадину увидели.
Это последняя, восьмая, нефтеналивная баржа проекта ROB20, построенная в 2019 году для компании «Белмакс» на судостроительном заводе «Окская судоверфь» в Нижегородской области.
Максимальная длина — 119 м, ширина — 23 м, осадка — меньше 3 м.
Проводим взглядом удаляющуюся баржу, возвращаемся к машине и едем к следующей точке на карте, под названием Малый Китеж — чисто для галочки, потому что город вызвал некоторое разочарование.
А место-то красивым оказалось!
Вокруг озера проложена деревянная дорожка — тишина и умиротворение.
Только несколько смущают тянущиеся к озеру шланги с близлежащих участков — ну вот не надо слишком внимательно вокруг смотреть! Будем считать, что это «ливневка»…
Делаем попытку еще раз посмотреть на город со смотровой площадки у памятника Александру Невскому. Тут нас ждал сюрприз — проезд перекрыт полицией, все паркуются где могут неподалеку от памятника погибшим в Великой Отечественной войне.
Припарковались и мы, дальше идем пешком. А вот и резные Городецкие домики начались!
Ярмарочные палатки их местами закрывают, вид у продавцов унылый, хотя где-то впереди играет громкая музыка и слышны микрофонно-натужно-веселые голоса аниматоров.
Оказалось, что мы угодили на 800-летие Александра Невского! Не верите — вот доказательство на баннере.
Памятник Александру Невскому установлен в городе не случайно, поскольку Городец является местом смерти князя. Из Городца тело покойного князя повезли во Владимир. 23 ноября Александр Невский был погребён во Владимире в монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы.
С обрыва открывается красивый вид на Волгу — сверху совершенно другое впечатление производит.
Праздничное действо уже заканчивалось, когда начался дождь — все дружно кинулись в близлежащие музеи Самовара и галерею Добра.
Ну, а мы, дождавшись под деревом, когда дождь несколько ослабнет, поспешили к машине.
Наш путь лежал через плотину Горьковского водохранилища в Чкаловск.
Вот он, въезд на плотину издали.
А это вблизи.
Очень хотелось прогуляться по молу, но это закрытая для посещения территория.
Правда рыбаков и желающих погонять на мотоциклах, это не останавливает (мимо колючей проволоки есть натоптанные тропинки), но мы нарываться на неприятности не стали.
Итак, Чкаловск, бывшее село Василёво. Наша цель — Дом культуры имени Чкалова, в котором сейчас находится краеведческая экспозиция и «Музей скоростей».
Здание было построено в 1940 году.
Фасад здания напоминает речные вокзалы тех лет. А если посмотреть на здание сверху, то оно напоминает самолет — вот такое совмещение водной и воздушной стихий как нельзя лучше подходит для Музея скоростей.
Перед музеем находится зеленый сквер.
Но сначала немного краеведения.
Василёво известно с XIII века. Это было богатое село, главным доходным промыслом которого являлась торговля хлебом и судостроение.
Для меня открытием было то, что Кузнецовский фарфор был недорогим(!) фарфором.
В Василёво строили беляны — огромные суда до 100 метров длиной, перевозившие по Волге исключительно лесные материалы: тес, дрова, шпалы, лыко и т. д. Назывались так, поскольку были «чистые», не смоленые. На Нижней Волге беляны обычно продавали вместе с товаром.
Строили и расшивы — суда с прямым парусом, которые в основном использовались для перевозки хлеба.
Появление пароходов и барж привело к исчезновению расшив и белян, зато выросла потребность в дноуглубительных работах. В 1883 году здесь заработали мастерские по ремонту и обслуживанию землечерпалок, в 1920-е годы выросшие в крупный завод, первый в СССР с такой специализацией.
В 1904 в семье котельщика тех самых мастерских родился Валерий Павлович Чкалов — наверное, самый знаменитый советский летчик, совершивший первый беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, первый перелет в Америку через Северный полюс, знаменитый пролет под мостом и получивший ещё при жизни населённый пункта имени себя (в 1937 году).
Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании самолета И-180. Отказал двигатель…
Памятник Чкалову в Нижнем Новгороде.
Но вернемся к селу Василёво.
Главной городской артерией была Большая улица, переходящая в дорогу, ведущую в Нижний Новгород. В 30-е годы ХХ века она была переименована в улицу Чкалова.
А потом попала в зону затопления при заполнении Горьковского водохранилища — все, что выше красной линии, было затоплено.
Дом, в котором родился Чкалов, был перенесен из зоны затопления. Сейчас в нем находится музей Чкалова.
А дальше речь пойдет о человеке, который дал судам крылья — Ростиславе Евгеньевиче Алексееве, конструкторе экранопланов и судов на подводных крыльях.
В 1941 году Алексеев закончил кораблестроительный факультет Горьковского индустриального института имени Жданова (ныне — Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева).
Тема его дипломной работы — «Глиссер на подводных крыльях».
Однако молодой инженер был отправлен на завод «Красное Сормово», где в течении двух лет проработал контрольным мастером выпуска легендарных Т-34.
В 1943 году по заказу управления кораблестроения ВМФ Алексеев приступил к работе по созданию боевых катеров на подводных крыльях. Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел.
В 1951 году военные наработки молодого конструктора преобразуются для нужд гражданского судостроения. КБ Алексеева начинает работу над пассажирским судном на воздушной подушке, получившим название «Ракета», которое могло развивать скорость до 70 км/час.
Первая «Ракета» была представлена в Москве во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости на голову превосходившее все существовавшие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы.
За четыре десятилетия по 30 проектам построено около 2000 пассажирских судов на подводных крыльях, из них 200 — на экспорт.
Реализовав в полной мере идею судов на подводных крыльях, Алексеев переходит к работе над экранопланами — кораблями, парящими над водной гладью.
Ещё в самом начале эры авиации лётчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект — резкое увеличение подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.).
Аэротрубная и катапультная модели экранопланов.
В 1958 году у города Чкаловска на акватории Горьковского водохранилища, в месте впадения в водохранилище реки Троца, началось сооружение будущей испытательной базы (ИС-2) для экранопланов. Именно на этой базе вначале создавались, а затем испытывались все самоходные (пилотируемые) модели экранопланов. Ростислав Евгеньевич начал со строительства опытных машин. Первый пилотируемый экспериментальный экраноплан СМ-1 (самоходная модель, первая) был построен в 1961 году. 22 июля того же года он совершил первый испытательный полет.
В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет).
«КМ» имел действительно гигантские размеры — размах крыла 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.
Экранопланы могли развивать скорости около 500 км/час, что было прорывом в кораблестроении. Испытывать на Волге их было невозможно. Поэтому испытания проводили на Каспийском море. Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его «Каспийским монстром».
Свой первый полёт «Каспийский монстр» совершил 18 октября 1966 года. Пилотировали его два лётчика, одним из которых был сам Ростислав Алексеев. Полёт прошёл успешно.
В начале 1970-х годов Минобороны дало заказ КБ Алексеева на разработку десантного экраноплана для ВМФ, которому было присвоено кодовое название «Орлёнок». В 1974 году чиновники из Москвы буквально вынудили вывести Алексеева ещё «сырой» «Орлёнок» на ходовые испытания ещё до получения результатов статической проверки корпуса. Итогом этого стал отрыв хвостовой части корпуса во время испытаний. Алексеев, традиционно управлявший своим детищем в его первом полёте, сумел благополучно вернуть «Орлёнок» на базу. Никто не пострадал, зато самого Алексеева наказали по полной — его отстранили от разработки «Орлёнка», переведя на должность начальника отдела перспективного планирования.
Несмотря на это, отстранённый конструктор почти подпольно продолжал участвовать в работе над десантным экранопланом. В 1979 году «Орлёнок» был принят на вооружение ВМФ СССР. Этот десантный экраноплан мог взлетать при высоте волн до 2 метров и развивать скорость 400–500 км/час. Взяв на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две боевые машины (танк, БТР, БМП), «Орлёнок» мог перебросить их на расстояние до 1500 км.
Один «Орлёнок» стоит в Москве в Суверном Тушино, второй — на берегу Каспийского моря.
Ростислав Евгеньевич Алексеев умер от травмы, полученной на испытаниях пассажирской модели экраноплана, проходившей в Чкаловске в январе 1980 года.
Ударный экраноплан «Лунь», замысел которого принадлежал Алексееву, был спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение, войдя в состав Каспийской флотилии.
В Нижнем Новгороде в Сормово на Юбилейном бульваре Алексееву установлен памятник.
Экраноплан «Волга» во дворе Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева
«Метеор» на площади Буревестника в Нижнем Новгороде.
«Валдай» на Волге в Нижнем Новгороде.
Очень хотелось прокатиться по Оке на «Валдае». Купили билеты на вечернюю полуторачасовую прогулка до Дзержинска (точнее, до Шуховской башни) и назад. К сожалению, рейс отменили, поскольку мы были единственными купившими билеты.
Аллея звезд перед музеем.