После пяти «континентальных» словенских дней утром шестого дня мы наконец-то увидели Маре Адриатико.
После пяти «континентальных» словенских дней утром шестого дня мы наконец-то увидели Маре Адриатико.
Портовый, деловой Копер, интеллигентный Пиран и мило-крохотная Изола — о этих городах будут следующие рассказы. Первым был Копер, самый большой и важный город на словенском побережье и фактически единственный словенский порт.
На протяжении веков этот город был известен под разными названиями — Эгида для древних греков, Каприс для римлян, Юстинополис для византийцев, Каподистрия для венецианцев и, наконец, Копер для словенцев и всех туристов в наше время.
Существует интересная легенда о происхождении города, которая гласит, что остров, на котором сегодня находится Копер, был создан в результате ссоры между богом Посейдоном и богиней Афиной. Афина поссорилась с Посейдоном и сбежала в эти места, после чего произошло столкновение двух божеств. Говорят, что щит Афины (Эгида — отсюда первое название острова) во время битвы упал в воду и превратился в остров. Бывший остров по оценке историков действительно напоминал щит.
Остров, на котором расположен Старый город, когда-то был соединён с материком мостом. Со временем город расширился, протоки засыпали и сегодня Старый Копер — это полуостров, соединённый с другими городскими районами в одно целое.
Наибольшее экономическое и культурное процветание город пережил во времена Венецианской республики. После падения которой стал частью Австро-Венгрии, а позднее Югославии. Копер был частью Венецианской республики более пяти веков, что хорошо видно в архитектуре города.
Прогуливаясь по узким улочкам, мимо внушительных дворцов и монументальной архитектуры старого города, часто кажется, что находишься в Италии, особенно с учётом того факта, что многие уличные указатели на словенском и итальянском языках.
Если говорить о значении города для Словении, то конечно Копер — это прежде всего порт.
Большая портово — промышленная зона занимает обширную территорию к северу от Старого города. Практически весь порт можно хорошо увидеть с высокой набережной.
Мы же пойдёт на юг, в самый центр Старого Копера. Титова площадь — главная площадь Копера, здесь стоят самые значительные здания. Площадь является пересечением всех основных улиц в старой части города, окружена Преторианским дворцом, Лоджией, Кафедральным собором, Оружейной палатой и дворцом Форестерия. Мне трудно представить, чтобы, например, в центре Праги сохранили площадь Ленина. И ещё раз убеждаемся в исторической вежливости словенцев — да, главная площадь Копера, названная в честь маршала Иосипа Броз Тито в социалистические времена, так называется и сейчас, хотя стала центром событий за тысячу лет до создания Югославии.
В архитектурном плане площадь предлагает интересное зрелище, так как можно наблюдать несколько разных стилей строительства — от готики и ренессанса до барокко. Местный комплекс домов XV века дышит средневековой атмосферой. И, конечно же они все в венецианском стиле.
Самым важным зданием в Копере является Преторианский дворец, который был на протяжении веков резиденцией мэра и губернатора. Этот готический дворец датируется XV веком, представляет собой двухэтажное здание с внешней лестницей, доминирующим львом на фасаде и двумя башнями.
Через площадь напротив Преторианского дворца стоит Лоджия — единственная сохранившаяся готическая ратуша в Словении, в которой сегодня находится кафе.
Лоджия была построена в XV веке, а первое в Копере кафе здесь открылось уже в 1848 году. Оно на первом этаже, а на втором этаже находится картинная галерея.
Третью сторону площади занимают Aрмерия и Форестерия. При строительстве в XV веке это были два отдельных здания, позже их соединили в одно. Армерия была во времена Венецианской республики складом оружия, затем городской сберегательной кассой и ломбардом для бедных, а в 1871 году она стала резиденцией городской мэрии. Форестерия служила для приёма и пребывания гостей коперского подестата (чиновников администрации). Сегодня здесь размещается ректорат Приморского университета и библиотека Гуманитарного факультета.
Кто знаком с правилами итальянского строительства в древности, вправе спросить — а где же Дуомо? Конечно же, правило не нарушено и здесь — Собор Успения Пресвятой Богородицы расположился на восточной стороне площади на месте когда-то стоявшей романской базилики.
Собор — самое старое здание на площади, был построен в XI веке, с тех пор претерпел несколько реконструкций. Нижняя часть выполнена в готическом стиле, а верхняя — в стиле ренессанс. В настоящее время церковь известна как одна из крупнейших в Словении, длина составляет 70 метров, а ширина — 25 метров.
Внутри церкви можно полюбоваться произведениями Витторе Карпаччо и мраморным надгробием Святого Назария, епископа Копера в VI веке, а затем покровителя города. Надгробие было подарено городу Венецианской республикой в 1350 году.
Рядом с церковью с XII века высится 54-метровая колокольня, которая служит и смотровой башней, с которой, поднявшись по 43 ступеням, открывается прекрасный вид на город, побережье и окружающие холмы. Большие часы в середине башни были изготовлены в 1463 году, а среди семи колоколов до сих пор висит колокол Святого Назария — самый старый колокол в Словении. Он был отлит в Венеции 6 сентября 1333 года.
С северной стороны собора почти незаметен Баптистерий Святого Иоанна Крестителя, который был построен в XII веке отдельно от церкви. Баптистерий — романская ротонда с нависающей глухой аркой, был реконструирован в 1317 году, а его интерьер был позже оформлен в стиле барокко. Но посмотреть внутри не удалось.
Последнее здание на площади, о котором хотелось бы рассказать — дворец Пизарелло-Пальма. Классическое двухэтажное здание XIX века было домом дворянской семьи которые были и знаменитыми фармацевтами. До конца XIX века их аптека «Алла Фениче» работала на первом этаже здания. И сегодня на первом этаже дворца есть аптека, а мебель и препараты старой аптеки можно увидеть в качестве музейных экспонатов на первом этаже Преторианского дворца.
Осмотримся по сторонам от площади Тито. К западу от неё на улице Кидричева стоит дворец Бельграмони — Такко (не забываем при этом, что мы до сих пор как бы в Словении). Дворец был построен в XVII веке и является одним из самых красивых дворцов в стиле барокко в Копере. После Первой мировой войны он стал резиденцией Городского историко-художественного музея, ныне Регионального музея Северной Истрии. Два имени дворца нам напоминают историю о том, как его владелец граф Белграмони однажды ночью проиграл его в карточной игре, и недвижимость перешла в собственностью семьи Такко. После смерти последнего члена семьи Такко муниципалитет присвоил здание под музей.
Дальше по улице находится церковь Святого Николая 1594 года. Святой Николай был покровителем моряков, поэтому храм посещали в основном моряки и их семьи.
К церкви прилепился длинный дворец Тотти — Гаварди. Здание с красным фасадом когда-то состояло из трёх отдельных домов, которые в XVIII веке были соединены.
Дворец примечателен каменным барочным барельефом льва Святого Марка, который является лучшим такого типа в Копере.
Улица закончилась на площади Карпаччо, на которой стоит колонна Юстины, воздвигнутая в знак победы при Лепанто в 1572 году. В сражении принимала участие коперская галера, украшенная гербом города. За памятником видно двухэтажное жилое здание в венецианско-готическом стиле XIV века. Считается, что именно в нём родился и жил венецианский художник Витторе Карпаччо.
На площади также находится небольшой фонтан в форме верхней части классической колонны, который был привезён из Венеции.
Вернёмся на площадь Тито, чтобы пойти в восточном направлении. Сразу за Кафедральным собором видим дворец Брутти с великолепным фасадом в стиле барокко, роскошным входом и лестницей. Дворец был построен в 1714 году венецианским архитектором Джорджо Массари, сейчас в нём находится Центральная библиотека Копера.
По улице Цанкариева проходим мимо особняка, в котором сейчас располагается педагогический факультет университета,
и выходим к крохотной Ротонде Успения Богородицы. Это самое старое сохранившееся сакральное здание в Копере, построено в начале XI века.
Сворачиваем на юг. Встречается интересное здание — Копер Фонтико. Это венецианское здание было… зернохранилищем… Его строительство началось в конце XIV века и завершено примерно в 1460 году. На главном фасаде этого сооружения видны богато вырезанные архитектурные детали, такие как окна эпохи Возрождения и Готики, а также ряд гербов мэров Копера того же периода.
Готический входной портал, который когда-то был частью Верзиева дворца, дома знатного рода Верзи, считавшегося одним из старейших в Копере, датируется XV веком. На арке можно увидеть герб этой семьи.
Запутанная сеть старых улочек спускает нас всё ниже на юг.
Иногда встречаются очень старые дома, никак не обозначенные, но явно построенные в готические времена.
Дошли до крайней точки в южном направлении — площади Прешерна, которая находится сразу за бывшими городскими стенами, от которых остались только ворота. На правой стороне — дворец Морганти. Могучее трёхэтажное здание конца XVIII века закрывает восточный край Прешерновой площади. Этот дом не имеет никаких выдающихся деталей, скорее это обычный жилой дом. Вероятно, Морганте не были богаты. Слева виден фонтан де Понте.
В XVII веке, когда жители города страдали от нехватки воды, его построили богатые итальянские семьи для нужд всех жителей. Фонтан служил источником питьевой воды до XIX века. Изображает венецианский мост и окружён 15 колоннами, каждая из которых несёт герб семьи, которая внесла свой вклад в строительство.
Барочная церковь Святого Баса XVI века была построена при городском приюте для бедных, позднее ставшим первой городской больницей.
Сохранившиеся городские ворота Порта делла Муда датируются 1516 годом. На воротах есть официальная эмблема города — солнце с человеческим лицом. Ворота были построены Себастьяном Контарини по образцу средневековых триумфальных арок. Это единственные сохранившиеся въездные ворота из двенадцати.
Дальше на юг ходить уже не имеет смысла — там начинается стандартная низкоэтажная застройка XIX века.
Из интересных домов около площади Прешерна можно ещё упомянуть дворец Карли. Этот памятник архитектуры в стиле барокко с живописным внутренним двором 1418 года имеет готическое происхождение. Дальше входного портала, правда, нас не пустили.
И дворец Альмеригонья. Характерной чертой этого готического дворца является фасад со множеством прямоугольников с растительными мотивами. К сожалению, большая часть картин уже выцвела или смыта дождями, цвет сохранился только в более высокой части под крышей.
Возвращаемся к площади Тито по улице Сапожников. Название говорит за себя — раньше здесь были в основном обувные мастерские. Улица также известна как Калегария, на протяжении веков использовалась купцами и ремесленниками, у которых были коммерческие помещения на первых этажах зданий.
Здесь можно полюбоваться различными дворцами, некоторые из которых находятся немного в стороне от улицы. Среди обычных домов встречаются примеры венецианской готики с расписными главными фасадами.
Дворец Барбабьянка — это здание XVIII века в стиле барокко можно ненароком пропустить, стоит в глухом тупике. Дом ещё называют Камерал, потому что в нём располагался офис венецианской налоговой инспекции.
Крытый переход над улицей принадлежит дворцу Орландини в стиле барокко. Известен ещё и тем, что во времена правления Наполеона в нём жил французский префект Истрии.
С площади Тито идём в сторону порта по чистенькой и светлой улице Трубариева,
которая заканчивается небольшим парком перед набережной.
Порт постепенно переходит в марину. Правда, больших яхт здесь нет, Копер всё же больше рабочий портовый город. Все богатеи в Словении паркуются в Пиране, куда мы приедем позже.
Набережная заканчивается выдающимся в море молом.
Копер пройден, перед дорогой в Изолу захотелось подкрепиться морским фэстфудом, который продавали в киоске здесь же, на моле. Вроде только приятная мелочь, но в сочетании с шумом волн, криками чаек, гудками портовых буксиров и запахом разбавленной водорослями морской воды напомнило, как же мы соскучились по Средиземноморью!