В глубинных закоулках моей памяти с каких-то давних времен пряталось, изредка мерцая слабым лучиком, местечко, даже название которого стерлось. Я только знал что это: а) монастырь, б) красивый, в) находится где-то в районе Звенигорода. Впрочем, насчет последнего пункта большой уверенности не было. В конце 90-х я побывал там случайно. И вот в череде унылых и хмурых осенних дней тот лучик напоминания был мною уловлен — я решил покопаться одновременно в своей памяти и интернете, выяснить, что это за монастырь и затем съездить туда, дождавшись хорошей погоды. Вычислить оказалось делом несложным, буквально через 10 минут я уже знал название, и даже прикинул на карте маршрут. И как мы раньше жили без интернета?..
Итак, это Саввино-Сторожевский мужской монастырь.
Сверился с прогнозом погоды — через пару дней обещают несколько солнечных дней без дождя и ветра. Надо ехать. Жена обычно меня поддерживает в подобных начинаниях, поддержала и на этот раз. Еще позвали нашу подругу, она согласилась присоединиться. И вот примерно в полдень хорошего дня начала октября, когда воцарилась золотая осень (или то, что называют бабьим летом), мы отправились в путь. Можно ехать по Рублевке, потом в районе Николиной горы пересечь Москва-реку, и далее через поселок Грязь до Звенигорода; можно по Можайскому шоссе до него же. Мы ехали туда через Грязь, мимо торчащей башни родового замка династии Пугачевых-Галкиных. А возвращались по Можайке (толкаясь в пробках в районе Малых Вязем).
Монастырь расположен чуть дальше Звенигорода, на холме у Москва-реки, от дороги к нему есть ответвление с указателем. Холм называется «гора Сторожи», а речечка, впадающая неподалеку в Москва-реку, именуется Сторожка. Как легко догадаться, вместе они дают название комплексу. По усыпанному крупными желтыми листьями асфальту проезжаем чуть дальше монастыря, оставляем машину на в меру просторной парковке и идем пешком к воротам северного входа.
На небольшой внешней площадке недалеко от входа стоит памятник, это Преподобный Савва Сторожевский, основатель и первый игумен монастыря. Его имя в церковно-исторических анналах соседствует с именами Сергия Радонежского (Савва был его учеником) и Андрея Рублева (по некоторым сведениям именно Савва благословил Рублева на создание знаменитой иконы «Троица»).
Савва был истовым верующим, постоянно молился и, дабы ничто не отвлекало, искал уединенное место для молитв. В качестве такого места он решил соорудить что-то вроде пещеры — скит, где в тиши мог бы общаться с богом. Постепенно туда стали стекаться другие монахи, ученики и последователи. Религиозный центр рос и привлек внимание местных властей, которые выделили обширные земли для постройки настоящего храма-монастыря. Местными властями в те времена был сын Дмитрия Донского князь Юрий Дмитриевич, впоследствие ставший Великим князем Московским. В настоящее время около скита обустроен источник святой воды и возведена купальня, до этого места от монастыря около 1 км на север.
С Саввой церковь связывает множество чудес, среди которых пророчества и исцеления неизлечимо больных, совершенные им при жизни, но наиболее значимые чудеса сей старец сотворил уже после смерти, в частности, его призрак спас царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты в этих местах. Еще призрак Саввы являлся пасынку Наполеона, стоявшему в Звенигороде во время войны 1812 года, и, используя угрожающие полунамеки, внушил принцу мысль о неприкасаемости монастыря, сохранив таким образом здание, утварь и святыни в целости и невредимости. Кстати, сын того принца-пасынка, Евгения Богарне, впоследствии породнился с русским имераторским домом, женившись на дочери Николая I.
Дата рождения Саввы Сторожевского неизвестна, монастырь он основал в 1398 году, умер же в декабре 1407 года. Спустя примерно полтора столетия он был канонизирован, мощи святого ныне хранятся в этом монастыре, имеющем статус Лавры.
А мы входим в ворота и движемся к центральным строениям комплекса.
Слева стоит большое и, на мой вкус, не очень выразительное здание, это Трапезная. Видимо, мой архитектурный вкус далек от изысканности, потому что здание Трапезной описывается как «выдающееся достижение русской архитектуры ХVII века». Время было обеденное и в воздухе носились ароматы советских столовых. Напротив входа в трапезную видим небольшую часовенку (ротонду), она установлена на месте старинной деревянной церкви.
Проходим чуть дальше, там начинаются самые интересные места. Сразу за углом трапезной возвышается красное здание с куполами, это Звонница:
В верхней части выделяются странноватые часы, перекрывающие одно из окон:
Мы обходим монастырь внутри против часовой стрелки. Вдоль дорожки стоят довольно затейливые скамейки, в спинках которых отлито название монастыря:
А на торцах перил в завитках металла видим стеклянные инсталляции:
Напротив Звонницы, посреди открытого пространства южной части монастыря возвышается классическое здание русского православного храма, это Собор Рождества Пресвятой Богородицы, главный собор монастыря:
Несмотря на середину дня осеннее солнце висит не очень высоко, пряча чуть ли не половину комплекса в плотную тень. Правее собора расположено большое удлиненное здание, вывеска гласит, что это бывший дворец царя Алексея Михайловича:
Южная часть монастырской стены самая короткая, вдоль нее располагается т.н. Малый Келейный Корпус, или, на более привычном нам языке — малое общежитие. А следующее здание вопреки ожиданиям называется не Большой Келейный, а Большой Братский корпус.
Внимание привлекают зеленые ставни:
Из этой зоны главный храм монастыря выглядит так:
После двух корпусов общежития далее против часовой стрелки идут Царицыны Палаты, построенные для супруги царя Алексея — Марии Милославской. Это здание более красиво, чем оба корпуса монашеских общаг:
Царицины Палаты упираются в нагромождение ярусов Троицкой Надвратной Церкви:
Царицыны Палаты с этого угла:
В этой зоне топорщится интересный шпиль, деревянный, с «ёжиками»:
Это Надвратная башня, также называемая Красной. Она не просто венчает собой ворота, а совмещена с церковью «Преподобного Алексея, человека божия». Для того, чтобы попасть во внутренний дворик у Красных ворот (можно назвать их восточными), надо спуститься по ступеням в полуподвал (подклет), а затем уже выйти к воротам.
В подклете оставлены фрагменты старых росписей:
И выход к Красным воротам:
Ворота были закрыты, а это вид из арки под ними на Троицкую Церковь:
Вбок уходит что-то вроде улочки, пространство, оставленное вдоль стены:
А за толстой стеной царит золотая осень:
Выбираемся назад во двор монастыря. Здесь видны какие-то руины, это остатки церкви Сергея Радонежского:
В монастыре повсеместно встречаются художники, очевидно, комплекс выразительно получается на картинах.
Одна из таких художниц:
Можно подняться по ступеням на торце здания Трапезной, оттуда взору открываются башенки на крыше царского дворца, которые снизу заметны только с противоположной стороны:
Мы сделали полный круг по двору монастыря, однако, в главный храм так и не зашли, надо вернуться. В соборе очень много икон, в основном больших, настенные росписи, горят свечи, поддерживается таинственный полумрак. Я опасался, что снимать здесь запрещено, успел только сделать один кадр на телефон, стоящий рядом хмурый охранник тут же известил, что мои подозрения верны. Что ж, я чту подобные ограничения, хотя не всегда их понимаю.
Выбираемся наружу, можно двигаться к выходу. Это одна из двух северных башен — Северо-восточная:
А вторая называется Провиантская:
Все, на этом прогулка внутри монастыря окончена. Но программа визита еще не выполнена, у меня с собой дрон, а монастырь отлично смотрится с высоты птичьего полета. Так что после выхода поворачиваем налево и идем вдоль западной стены.
Стена имеет отрицательный наклон, видны башенки царского дворца:
Мои дамы отстали, я не стал их дожидаться, устремился к угловой юго-западной башне.
Здесь нашел небольшую поляну, с которой можно безопасно взлететь. Полетели.
К юго-западу от монастыря имеется пруд и источник со святой водой (еще один я уже упоминал, он возле скита).
Низко над строениями монастыря я летать не стал, не хотелось привлекать внимание к бесовскому аппарату. Но высоко пролетел.
Слабо ощущаемый внизу, ветер на высоте заметно мешал стабильной съемке, поэтому я не стал усердствовать в облете всех окрестностей. Подошли мои женщины, я приземлился, собрался и мы неспешно направились вдоль монастырских стен к машине, наслаждаясь по пути красками некрасовской осени (…Листья поблекнуть еще не успели, желты и свежи лежат, как ковер).
Мы прошли внутреннее пространство против часовой стрелки, в том же направлении обошли монастырские стены и снаружи.
Звенигород отсюда виден едва-едва:
Отыскали машину, загрузились и поехали восвояси.
Такое вот получилось небольшое путешествие с православными куполами и осенними красками Подмосковья.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия