Сангуэса
После Памплоны наш дальнейший путь лежал в Пиренеи, но по дороге мы сделали несколько коротких остановок, и первая из них была в маленьком средневековом городке Сангуэса (Sangüesa, карта 1).
После Памплоны наш дальнейший путь лежал в Пиренеи, но по дороге мы сделали несколько коротких остановок, и первая из них была в маленьком средневековом городке Сангуэса (Sangüesa, карта 1).
Сангуэса стоит на границе автономий Наварра и Арагон, на берегу реки Арагон. В 11-м веке в этом месте через реку построили мост, главным образом для паломников на одном из маршрутов «Пути Св. Якова». Средневековый мост не сохранился, однако фото ниже (из интернета) показывает, как он мог выглядеть (на самом деле это средневековый мост в местечке Puente la Reina, который аналогичен утраченному старому мосту в Сангуэсе). Следующее фото демонстрирует современный вид моста.
Со временем вокруг моста вырос город, опять же в основном как пункт на маршруте паломников, но также как остановка на торговом пути во Францию. Главной достопримечательностью города является церковь Santa Maria la Real, построенная в 12-13-х веках.
В свою очередь, церковь эта знаменита своим южным порталом (Portаda Sud), на котором изображен Страшный Суд.
Первые два ряда фигур наверху — это прелюдия к Страшному Суду: сидящий на троне Христос в окружении евангелических символов, двух ангелов и 12-ти апостолов. Ниже в тимпане разворачивается само действие: Архангел Михаил взвешивает души и, в зависимости от результата, отправляет их обладателей либо в рай (по правую руку Христа), либо в ад (по левую руку).
По обеим сторонам тимпана мы видим массу диковинных и гротескных животных и растений, сюжеты из Библии, и даже сцены из легенд.
Наконец, фигуры в форме кариатид по обе стороны двери являются евангельскими персонажами: слева — три Марии (Магдалина, Богоматерь и мать Св. Иакова), справа — апостолы Петр и Павел и с самого края — удавившийся Иуда.
Удивительно, как скульптура конца 12-го века могла так хорошо сохраниться. Интерьер церкви не представляет большого интереса и при недостатке времени его можно смело опустить. Зато южный портал является настоящим чудом и безусловно оправдывает поездку в Сангуэсу.
В нескольких километрах от Сангуэсы (см. карту 1 выше) находится еще один интересный объект — замок, в котором в 1506 году родился Франциско Хавьер (исп. Francisco Javier), считающийся патроном Наварры. Он знаменит тем, что вместе с Игнатием Лойолой был одним из основателей Ордена иезуитов (подробнее про Лойолу и иезуитов — см. рассказ про Страну басков). Хавьер прославился в основном миссионерской деятельностью в Индии и Юго-Восточной Азии, включая Японию. Он попал туда на португальских кораблях в период великих географических отрытый и стал первым католическим миссионером в Азии. Хавьер умер в 1552 г. на китайском острове Шанчуань и позже был перезахоронен в Гоа (Индия). В 1622 году он был вместе с Лойолой причислен католической церковью к лику святых.
Сам замок изначально построен в 10-м веке как крепость на границе с маврами и затем неоднократно перестраивался и расширялся. К 14-м веку он прибрел современный вид и им стала владеть семья матери Франциско Хавьера. Внутри замка есть базилика в честь Хавьера, а также большая диорамная экспозиция, посвященная его жизни и миссионерскому подвигу.
Кроме того, в одной из часовен (Capilla del Santo Cristo) находится искусно выполненное в 16-м веке распятие из орехового дерева, на котором по лицу Христа как бы бродит улыбка. И это ощущение не покидает, с какого бы ракурса не смотреть. На стенах вокруг этого распятия — фрески 15-го века с изображением скелетов, исполняющих танец смерти) — крайне необычное и странное зрелище для христианской церкви.
Этот монастырь находится в красивых предгорьях Пиренеев (см. карту 1 выше) и известен тем, что в 10-11-х веках был духовным центром Наварры и местом захоронения её самых первых королей. Здесь в конце 10-го века провел молодые годы и воспитывался самый могущественный из наваррских королей — Санчес III Великий, которого мы уже несколько раз упоминали в наших рассказах. Именно при нем были возведены самые древние романские постройки монастыря — три полукруглых абсиды и башня.
Сейчас в монастыре Лейре живут монахи-бенедиктинцы, но есть и небольшой отель для туристов. Мы в этом отеле переночевали, привлеченные в основном возможностью послушать грегорианские песнопения, несколько раз в день исполняемые монахами по средневековым канонам. Песнопения эти нам не понравились, поскольку были монотонными, тоскливыми и заунывными, однако удалось увидеть много других интересных вещей.
Самое большое впечатление произвела крипта, которая никогда не была местом захоронений, а имеет чисто инженерную функцию — это основание церкви, построенной на неровном склоне. Несмотря на столь прозаическое назначение этого помещения, оно столь необычно, что внутри него испытываешь какое-то мистическое чувство.
Другой сохранившийся шедевр романского зодчества — портал главного входа в церковь (Porta Speciosa), относящийся к 12-му веку.
Однако интересней всего разглядывать арочные обрамления тимпана, густо покрытые изображениями каких-то диковинных существ, зверей, птиц, растений и бог знает, чего ещё. Какое всё это имеет отношение к религии и зачем помещено на церковный портал — остаётся неясным.
Может, это своего рода средневековая энциклопедия об окружающем мире и всех существах, его населявших? И почему все это изображено в таком беспорядке, с перемешиванием церковных сюжетов с бытовыми сценками, а иногда просто с фантастическими персонажами? Непонятно, но ужасно любопытно.
Внутри церковь довольно мрачная, может поэтому монахи в ней так уныло поют?:) Обращает на себя внимание отсутствие симметрии между романскими абсидами и готическим нефом, пристроенным позже, а также «промахнувшееся» мимо центра круглое окошко.
С левой стороны нефа за железной решеткой в большом кованном ковчеге покоятся останки самых первых наваррских королей.
Монастырь Лейре стал нашей последней остановкой в Наварре, дальше нас ждал Арагон. Но об этом — уже в следующих рассказах.