Этот день по своей эмоциональной насыщенности стал самым-самым в поездке по Оренбуржью. Конечно, были всплески эмоций и до этого дня — утром на Айских притесах, в эпицентре «атомных» учений на Тоцком полигоне. Было это разово, сиюминутно. В тот день градус ожидания чего-то важного с раннего утра только возрастал, и на закате достиг своего максимума. Но обо всем по порядку.
Дождавшись, когда в областном центре схлынет поток машин со спешащими на работу, мы покинули Оренбург, два дня в котором изрядно пополнили личную копилку туристических интересностей. Сегодняшний путь наш лежал в Саракташский район. Примерно через час заезжали в село Чёрный Отрог.
Весной этого года здесь открылся мемориальный музей уроженца села, бывшего Председателя правительства РФ В. С. Черномырдина.
В предыдущем рассказе цикла я провёл довольно полную экскурсию по этому музею, не буду повторяться.
Аллея к музею от дороги идёт вдоль церковной ограды. С внутренней стороны храмовая территория обильно засажена яблонями и рябиной. Ветви рябины гнутся под тяжестью ягод.
Если народные приметы ещё работают в современном мире с угробленной экологией, то предстоящая зима покажет характер в этих краях!
Одно из зданий музея — бывший райком КПСС. Соседствует оно со старинной деревянной церковью, только металлическая ограда отделяют церковное и мирское. В 1850 году между двумя селами, украинской Кочубеевкой и русским Чёрным Острогом, был построен деревянный храм Иоанна Богослова.
Шли годы и церковь оказалась в самом центре села, объединившего русских и украинцев. В начале 1930-х годов храм закрыли, частично перестроив. Зачем зернохранилищу купола и звонница? В 1993 году в селе возродился приход и церковь вернули верующим.
В. С. Черномырдин мечтал о том, чтобы построить в родном селе музей истории и новый каменный храм. В 1994 году одна его мечта начала сбываться — в Чёрном Отроге был заложен первый камень в основание новой церкви. В 1996 году храм во имя Иоанна Богослова освятил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Какие же авторитет и уважение имел Виктор Степанович, если храм, построенный под его патронажем, освящает Патриарх, а расписывают лучшие иконописцы Украины! В 2005 году, когда Черномырдин был послом в Киеве, Богословский храм расписали художники-иконописцы из Свято-Успенской Киево-Печерской лавры.
В 2006 году в храм были переданы ковчег с 78 частицами мощей киево-печерских святых, икона с частицами мощей Даниила Московского и Александра Невского, икона с мощами оптинских старцев. В 2007 году храм посетил митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл, теперешний Патриарх Московский и Всея Руси. Такая вот церковь в глубинке Оренбургской области. А деревянную церковь, восстановив, не забросили и не снесли. Сейчас здесь крестильный храм.
Всего в 20 километрах от Чёрного Отрога, на берегу речки Сакмары, раскинулось село Саракташ. Основано оно было в 1913 году, как одна из станций строящейся железной дороги Оренбург — Орск. До 1990-х годов это было ничем не примечательное село, подобное тысячам пристанционных поселков в стране. Церкви, и той не было. Точней, вроде бы и была, но её не было. В 1944 году, когда власть ослабила гонения на верующих, в Саракташе появился молитвенный дом. В 1947 году началось строительство церкви во имя Симеона Верхотурского. В 1949 году только что построенный храм изымают под школу. Прихожане не сдались, добились постройки церкви в другом месте. В 1958 году храм был освящен. Но тут начинается период хрущевского богоборчества, и церковь отбирают под детский сад. Лишь спустя 30 лет, в 1991 году изрядно обветшавшее здание возвращают православной общине.
В 1990 году в Саракташ был определён священник Николай Стремской. Он не только добивается возвращения здания церкви и его восстановления, но и начинает строительство храмового комплекса — Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия. Тогда при церкви были открыты воскресная школа и Дом милосердия для одиноких больных пожилых людей. За последующие 30 лет территория обители разрослась до размеров одного из крупнейших храмовых комплексов в стране. Судите сами. 8 церквей и часовен, колокольня, Дом милосердия для детей-сирот, пансионат для престарелых и одиноких матерей с детьми, православная гимназия. Тысячи паломников ежегодно приезжают сюда. Сейчас вокруг комплекса опять началась какая-то «движуха». Отец Николай, семьёй которого за эти годы усыновлено более 70 детей-сирот, закрыт в кутузку по обвинению чуть ли не в педофилии. Что дальше будет — непонятно, время покажет. А мы давайте просто погуляем по обители.
Огромная территория, огороженная краснокирпичным забором, за которым видно множество больших и маленьких золотых куполов. Недалеко от пустой парковки, рядом с угловой башней, памятник святому князю Владимиру.
Забор напоминает крепостную стену со сторожевыми башнями. Центральный въезд в эту «крепость» — Святые врата с надвратной башней Христа Спасителя и храмом-исповедальней во имя Вадима Персидского.
Рядом со Святыми вратами в ознаменование победы России в войне с Наполеоном установлены копии пушек того времени.
своды и стены протяженной арки расписаны сценами из Жития,
в глубине аллеи за воротами виднеется храм с колокольней.
Мы пока туда не идём, а свернем после ворот влево. В перспективе в этом углу обители будет построено новое здание православной гимназии. А пока здесь стоит Ту-134, превращенный в кафе-мороженое и игровая площадка под ним.
Рядом с восточными воротами
установлен памятник Симеону Верхотурскому, в честь которого была освящена первая церковь в Саракташе и названа обитель милосердия.
Недалеко от этих ворот высится 37-метровый храм в честь святых Царственных страстотерпцев.
От центральной аллеи к храму отходит боковая, по краям которой установлены стенды с фотографиями из жизни династии Романовых.
Впоследствии эти фото станут экспонатами в музейном зале, который расположится в подземном этаже храма.
В юго-восточном углу обители здание, с которого она началась. Дом милосердия, основанный в 1991 году.
Центральное место занимает собор Троицы Живоначальной и колокольня.
Давайте мысленно вернёмся в Оренбург. Я вам рассказывал о трагической судьбе храма Казанской иконы Божией Матери, уничтоженного в 1936 году. В 2001 году в Саракташе на месте обветшавшей церкви Симеона Верхотурского был заложен новый храм. Он стал в полтора раза уменьшенной копией взорванного Казанского собора.
Внутри новый собор расписывали иконописцы школы при Московской Духовной академии из Сергиева Посада.
Колокольня рядом со Свято-Троицким собором немного постарше. Она была построена в 1999 году.
В 2005 году на звоннице храма был установлен самый большой в Оренбургской епархии колокол весом 2700 килограмм. Приятно было узнать, что отлили его у нас, на колокольном заводе Пяткова в Каменск-Уральском.
Эта часть обители застраивалась первой. Разросшиеся за 30 лет сосны и ели, берёзы и липы не только создают тень на алллеях, но и прячут за своими стволами и кронами небольшой погост.
На подножии креста, на мраморных табличках имена священнослужителей, репрессированных в Оренбуржье.
Рядом с погостом Богоявленский храм-крестильня, самая старая церковь обители, освященная в 1998 году.
По соседству с крестильней стоит огромное здание православной гимназии имени Сергия Радонежского, основанная в 1992 году.
В окружении деревьев у западного входа напротив гимназии стоит памятник преподобному Сергию.
Четверть территории обители пока ещё стройплощадка. Здесь планируется большое здание пансионата для престарелых, оказавшихся без попечения близких. На границе со строй площадкой небольшая часовня-купальня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Такая вот она, Свято-Троицкая Симеонова обитель милосердия. Денег вбухано немеряно Дорого-богато, пафосно и помпезно. Но… Чего-то мне не хватило. Не проняло. В общем, хаять не буду, но и петь дифирамбы тоже воздержусь.
С непонятным чувством выезжали из Саракташа. Само село лежит на левом берегу Сакмары, а на правом возвышается Красная гора. Почему красная? А вы посмотрите на её склоны!
Выжженная за лето трава совсем не скрывает красную глину и песчаник. Это живописное место в 1998 году присмотрели киношники. Александр Прошкин снимал фильм «Русский бунт» по мотивам пушкинской «Капитанской дочки». Гора и протекающая вдоль подножья Сакмара показались идеальными для постройки декораций Белогорский крепости. Ну и что, что Бело-, а почва здесь красно-. Съемки-то велись зимой, под снегом не видно. Киношники отсняли свои эпизоды и уехали. А декорации остались. Народ и потянулся. Ну, а коли большая часть нашей поездки по Оренбуржью так или иначе была связана с Пушкиным и Пугачёвым, то пропустить это место было никак нельзя.
Свернули с трассы по указателю, и тут нас ждала маленькая неприятность. Плакат на обочине ведал, что в связи с пандемией доступ закрыт. Ну-ну, степь большая, дорог много. Да и на вершине горы стоит ретранслятор, и в его сторону идёт сносная «полевка». Зайдем, как говорил Аркадий Райкин, «через задний кирильцо». Оставив машину у вышки на вершине, начинаем спускаться по неприметной тропке. Вот и первое строение. Ого, за 20 лет церквушка действительно стала похожа на 300-летнюю.
Мельница не в лучшем состоянии.
Домики в более «здоровом» виде.
Внизу, у самой реки, блестят яркой металлочерепицей несколько свежих домов.
Вроде бы там ландшафтно-этнографический музей. Не знаю, что он из себя представляет, но иллюзию нахождения в крепости, разграбленной и сожженной армией Пугачева, организаторы поддерживают. Мо-лод-цы! Только вот ещё пару лет пройдёт, и останутся от иллюзии несколько кучек полуистлевших бревен. И перестанет народ ездить смотреть на декорации, и накроется ваш музей медным тазом…
Настроение от посещения этих руин нисколько не ухудшилось. А через какое-то время индекс удовлетворения и вовсе пополз вверх.
В конце 18 века недалеко от границы с Башкирией было основано село Петровское. Развивалось оно быстро, и к середине 19 века в нем было 119 дворов. Хм, и если верить Википедии, то, по моему разумению, каждый двор был заводом. Не, а как? По Вики в 1866 году в селе «имелось: церковь, волостное правление, 11 кожевенных заводов, 2 мельницы, кирпичный завод, мыловаренный завод, 2 корьедробилки, лесопилка, 2 маслозавода, поташный завод, 8 частных гончарных заводов, частные колбасные заводы и хлебопекарня». Ну, да ладно, не будем ломать голову над размерами этих заводов. Речь пойдёт о другом. Село разделяет речка Ассель, и продукцию местных «заводов и фабрик» приходилось возить туда-сюда с одного берега на другой. Деревянные мосты часто смывало ледоходом, и в 1916 году через речку перебросили бетонный виадук.
Строили его пленные немцы и турки. Качественно построили, 100 лет уже свои функции выполняет.
Говорят, правда, что он «устал» сильно, опасно по нему ездить. Однако навигатор без тени сомнения прокладывает маршрут по старинному виадуку, игнорируя современный мост неподалёку.
Дороги в Петровском никогда не знали асфальта, сплошь щебеночно-грейдерные и грунтовые. Каково же было моё удивление, когда на выезде из села я увидел остатки вот такого тракта.
Причём местные этим участком не пользовались, старательно пыля по накатанной рядом грунтовке. Технология укладки полотна в наше время и во 2-й половине 20 века не такая. Мне приходилось ездить по остаткам Екатерининского тракта 18 века и 200-летнему Сибирскому тракту. Здесь, в Петровском, очень похоже. К сожалению, поиски в интернете ничего не дали. Буду верить, что мой Кирюха своими колесами вновь прокатился по двухвековому булыжному тракту. Ведь в те времена где-то здесь была дорога между Оренбургом и Башкирией, и все может быть…
В мыслях об этой загадочной дороге не заметил, как справа появилась цепочка холмов.
Впереди возникла церковь-игрушечка. Вот он апогей нынешнего путешествия, точка возврата. Андреевский мужской монастырь. Церковь Михаила Архангела. Андреевские шишки. Место, где Уральские горы начинают свое движение с возрастанием высоты вершин к Ледовитому океану.
Село Андреевка было основано почти одновременно с Петровским поручиком Крашенинниковым П.Д. В начале 19 века Андреевка, как приданое дочери Петра Дмитриевича, переходит генерал-майору С. Т. Циолковскому, предку Константина Эдуардовича. После Хивинского похода 1839–40 годов генерал-губернатор Перовский отправляет Циолковского в отставку. Официально — по болезни, а фактически за продажу казенных верблюдов, из-за отсутствия которых зимний поход на Хиву потерпел фиаско. Отставник уезжает в свое имение и становится жестоким помещиком.
До конца 19 века Андреевка оставалась деревней, в церковь крестьяне ходили в Петровское за 10 километров. Жил в те годы купец 1-й гильдии Михаил Алексеевич Чистозвонов, славящийся духовностью и благотворительностью. Его племянник взял в жены дочь основателя Андреевки, и купец решает помочь деревне с церковью. Потратив 60000 рублей, Чистозвонов построил в Андреевке две часовни, дом священника, школу и храм Архангела Михаила.
Заходим в ограду. На погосте два надгробных креста. Один из них на могиле М. А. Чистозвонова.
Входные двери, увы, на замке.
Решаю постучать в дверь церковной сторожки.
И, чудо, дверь открывается, выходит монах и приглашает пройти в храм!
Всегда говорю, что я не сильно оцерковленный человек. Но в некоторых храмах в душе словно что-то переворачивается. Так было и здесь. Какое же намоленное место! Несколько поколений крепостных, изнемогая от издевательств помещика Циолковского, молились о храме в их Андреевке. Когда это случилось благодаря Чистозвонову, другие поколения шли в храм со своими бедами и радостями. В 1930-е храм закрыли, но не уничтожили. Слишком крепкими оказались строения. Приспособили под зернохранилище. В 1990-е архимандрит Серафим искал место в области для мужского монастыря. Вместе с владыкой Леонтием они остановили выбор на Андреевке. В 1996 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил преобразовать иноческую общину в монастырь.
Наш сопровождающий (каюсь, я даже не удосужился спросить его имя, настолько захлестнули эмоции) начал рассказывать о годах становления монастыря. Как своими руками он с братией очищал стены и свод от штукатурки и краски, освобождая первоначальную роспись,
и как один из братьев, художник по образованию, осторожно, мазок за мазком восстанавливал авторские шедевры.
Я же смотрел на иконостас, от которого веяло чем-то до боли знакомым. В разговоре выяснилось, что иконостас — работа монаха-художника, который родом из Невьянска. Все встало на свои места, это же невьянская школа иконописи! Обилие золота и тщательная проработка мельчайших деталей.
О многом рассказал святой брат. И о часовне, стоявшей когда-то на ближайшей горе, и как ее «комсомольцы взорвали», и о ее планируемом восстановлении, и что кирпичи для новой часовни несут на гору паломники, туристы, местные жители, все, кому небезразлична ее судьба.
Подсказал он нам и место для лагеря, узнав, что собираемся заночевать в окрестностях Андреевки. Посетовал на то, что земляк с нами не сможет увидеться. «Он был бы рад!»
Не хотелось уходить… В таких вот небольших храмах, скромных, но величественных своей красотой, построенных и восстановленных подвижниками, и есть самая суть земли Русской…
Не зная, чем отблагодарить, подарили большую открытку с видами нескольких екатеринбургских храмов. На прощание купили пару баночек монастырского меда и поехали к подножию окрестных горок. Туда, где среди выжженной степи тянулась зеленая полоса высоченных деревьев. Там была речка, была тень, там, со слов монаха, есть хорошее место для стоянки.