Ни для кого не секрет… Мы любим маленькие города! Когда мы прочитали о небольшом городке Радовлица, расположенном всего в нескольких минутах не доезжая озера Блед (если ехать от Любляны), не могли в нём не остановиться.
Ни для кого не секрет… Мы любим маленькие города! Когда мы прочитали о небольшом городке Радовлица, расположенном всего в нескольких минутах не доезжая озера Блед (если ехать от Любляны), не могли в нём не остановиться.
В городе почти никого не было. Но в этом случае нелогично было бы списывать на июльскую жару, потому что из прочитанного ранее было ясно, что Радовлица — обязательный объект для многих массовых, да и не массовых туров. Пустота на улицах Радовлицы — явный признак ковид-кризиса. В любом случае нам как всегда очень понравилось, что город находится почти в одиночестве!
Радовлица, расположенная в тени популярного озера Блед, считается одной из идеальных отправных точек, если вы планируете поездки по окрестностям северных предальпийских озёр Словении в летний сезон. Город, расположенный над рекой Сава окружён богатой природой.
Прямо из города открывается множество захватывающих видов, один из которых прямо с автопарковки на границе старого центра.
Колоритные фасады совсем небольшого Старого города весело светились ярким летним солнцем, что немудрено — в Радовлице самое большое количество солнечных дней во всём Гореньском регионе.
Но в этих улицах возникло своеобразное ощущение какой-то «приторности», исторической нереальности, пробуем разобраться. Радовлица впервые упоминается как торговое место в 1333 году, а в конце XV века она стала официально признанным городом. Действительно — один из наиболее хорошо сохранившихся городов в Словении с домами XV–XVI веков. Здесь, пусть и на очень небольшой площади, можно найти подлинно сохранившуюся архитектуру, а также музеи, галереи и другими достопримечательности.
Но некоторые дома уж слишком сверкают новизной, несмотря на то, что старые. Как и предполагали, оказалось, что с началом развития туристического бизнеса в независимой Словении из города решили сделать выставку «сладкой жизни». В прямом смысле.
Радовлица, средневековый город со рвом и видами на Альпы, сделали словенской столицей пчеловодства, шоколада и пряников. Даже неофициально поменяли название на Радольца (Сладкая Радовлица). Конечно же рассчитывая на прибыль от туристов, соблазнённых возможностью посетить «Центр традиций производства сладостей».
Что ж по большому счёту не соответствует действительности. Гораздо лучший мёд мы купили около одного из замков, посещённых в Южной Словении, речь о тех местах ещё впереди. Да и пряники видели повкуснее, хотя здесь их производят прямо при вас в пряничной лавке. Но индустрия есть индустрия. Были созданы музеи пчеловодства и пряников. Мануфактуры керамики и стекла, где всё производится, конечно же, «традиционными способами». Ежегодно проводится фестиваль шоколада. И, конечно, множество кафе и кондитерских, магазинов со сладким товаром.
Город должен был соответствовать статусу «пряничного места», чем и вызвана его тотальная реконструкция. В основном автобусы привозили сюда восхищающиеся толпы китайских, корейский, да и других туристов, радостно щёлкавших исторический блеск и раскупающих удивительные пряники. Но пусты сейчас огромные стоянки для автобусов. Даже на небольшом автопаркинге в центре найдётся место на выбор. Всё открыто, всё работает, и где-то даже жалко выглядывающих из магазинов, с надеждой ожидающих одиночных покупателей. Но сейчас никто не покупает ничего, да и в музеи не заходит. Десяток местных, приехавших в знакомое место, чтобы убить выходной. Да пара таких одиночных туристов, как мы, осматривающих город отнюдь не из-за пряников. Но словенцы очень вежливый и спокойный народ. Не арабы. Они не зазывают и не теребят за рукав, молча и с надеждой переживая кризис.
Мы же пройдёмся по крохотному историческому центру и попытаемся найти действительно памятные объекты.
Сердце и душа Радовлицы — площадь Лингарт, которая вдохновляет разнообразием и подлинностью сохранившейся архитектуры. Здесь найдём расписанные фресками ренессансные и готические дома XV–XVIII веков.
Центральное место на площади занимает усадьба, которая отличается не только прекрасным декоративным фасадом XVIII века и главным входом, украшенным мужскими фигурами по бокам и графским гербом графа. Но и своими размерами — кажется, что дворец перенесён из другого, крупного города, так он не вяжется с малыми размерами Радовлицы. На месте сегодняшнего особняка графы Ортенбург построили небольшой замок в XIII веке, который был впервые полностью отреставрирован в середине XVI века, когда его арендаторами стали графы Дитрихштейн. Возникновением сегодняшнего дворца город во многом обязан семье Турн-Валсассина, владевшей им с 1654 года до Второй мировой войны. Именно они в ходе реконструкции 1668 года здание расширили до сегодняшних размеров. Пресловутый Музей пчеловодства совместно с Муниципальным музеем сегодня занимает часть этого особняка.
Дом Шивец — один из лучших образцов позднеготической буржуазной архитектуры в Словении. Благодаря сохранившейся планировке дома и богатой отделке фасада он считается наиболее хорошо сохранившимся домом XVI века в стране. Фасад дома украшен фреской XVI века, на первом этаже бывшего магазина и ремесленной мастерской прекрасно сохранился готический сводчатый потолок. Сегодня дом используется художниками для периодических выставок.
Дом Магушара был на протяжении веков сформирован из трёх домов, к которым примыкает исторический внутренний двор с аркадой, датируемый XVI веком. Хозяин, словенский мастер керамики Урбан Магушар, добавил в здание свои изюминки. В мастерской на чердаке он создавал свои произведения. Сегодня на первом этаже дома находится выставка деревенской Гореньской керамики.
Вилла Савника стоит у входа в старый город. Была построена между 1922 и 1925 годами по проекту известного словенского архитектора Ивана Вурника.
В Радовлице нет совсем памятников, общепринятых в иных городах — государственным деятелям, народным поэтам, как Прешерн, героям войн или сопротивления. В Старом городе только памятники местного значения, непонятные посетителям со стороны, и надо постараться, чтобы найти информацию, кому и зачем поставлены. Вот памятник-фонтан, изготовленный в каменной мастерской Ивана Вурника. Наверху находится статуя школьника, который опирается на медальон с изображением Иосипины Хочевар, а в другой руке держит учебник. И кто же такая эта Хочевар? Это местная предпринимательница и меценат, почётный гражданин Радовлицы. Содержала школы, дом учителей, платила стипендии ученикам. В 1906 году она пожертвовала средства на строительство водопроводной станции Радовлицы. В благодарность спустя два года горожане установили памятник в виде фонтана. Даже в размерах маленькой Словении эпизод незначительный, но памятник неплохой и украшает центральную площадь города.
Главный духовный памятник в Радовлице — церковь Святого Петра. По пути к ней упираемся в небольшой францисканский монастырь, не обозначенный даже на картах. Монахи при последней реконструкции сохранили часть фасадных фресок XVI века.
Работающий до сих пор монастырь и правда крохотный, можем заглянуть в его дворик.
Церковь Святого Петра — исключительный образец готических трёхнефных церквей. Интерьер украшают красиво оформленные своды, звезда-ангел и алтарь из черного мрамора.
Вероятно, ещё в X веке на месте нынешней церкви стояла часовня, которая в то время была единственным духовным зданием в окрестностях. С расширением города и его растущим благосостоянием росла и церковь, став базиликой. В XIII веке епархия переехала в Радовлицу и вскоре трёхнефная романская базилика была преобразована в готическую церковь. Простой внешний вид церкви датируется концом XIX века, когда благодаря стильному оформлению был восстановлен её первоначальный готический вид. Обновлён фасад, витражи, входной портал и его украшения.
Войдя в церковь, мы попали в зал, который разделён на три части колоннами, поддерживающими ребристый свод, состоящий из восьмиконечной звезды. Свод центрального нефа украшен ангельской звездой. В пресвитерии также есть высокий звездчатый свод с фигурками.
В XVIII веке первоначальный главный готический алтарь Святого Петра был заменён чёрным мраморным алтарём работы Людовика Бомбасси из Любляны. Статуи святого Леопольда и святого Николая по бокам — работа Анджело Поццо.
Посмотреть Радовлицу хватит одного часа. На мой взгляд, остановиться по пути к озеру Блед, до которого осталось 10 минут езды, стоит. Если, конечно, вы на машине. В следующем рассказе я расскажу о озере, замке на его берегу и о живописной горной дороге через Словенские Альпы.