Всего в 1000 километров от Минска, в Белгороде-Днестровском мы оказались практически в другом мире. Да, здесь говорят по-русски, и вроде ничего не режет глаз, но как-то всё по-другому. И если считается, что атмосфера в столице Беларуси напоминает совок, то здесь вы просто с головой в него окунаетесь. Причём так сочно, годы в 70-е. Наше путешествие в прошлое началось на площади у железнодорожного вокзала, где в ожидании пассажиров выстроились дребезжащие, дымящие и чихающие, неизвестного мне производителя, автобусы.
Также здесь были такси, 30-40-летние, повидавшие жизни автомобили, любая поездка на них стоит 50 гривен. В городе, как оказалось, очень много старых машин ещё советского производства — Жигули, Москвичи, Таврии и вообще какие-то самоделки. Живы, курилки!
Рядом с вокзалом раскинулся незамысловатый парк Мира с таким же незамысловатым памятником освободителям от фашизма. Такое чувство, что то ли люди не рады, что их освободили, то ли не до памятников им.
Идём, неспеша осматривая город.
Проходим мимо автомойки, которая, видимо, по совместительству моет ковры. И не автомобильные коврики, а именно ковры. Такие расписные, узорные, шерстяные, за которыми бегали, в надежде стать обладателями, годах так в 60-70х. Настоящие сборники пыли.
Солнышко поднимается всё выше, и жара начинает действовать на мозги. Вот смешные, пешком они решили погулять по жаре в 35 градусов! Выпив пивка, для начала зашли в торговый центр, чтобы охладиться. Выбор товаров был богат, цены вроде тоже нормальные. Жаль, что не увезёшь ничего. Хотя, денег-то всё равно нет, поэтому долго не расстраивались. Мозги потихоньку стали возвращаться в рабочее состояние, и нас осенило взять такси. На удивление, машина стояла рядом с торговым центром в теньке. Ну, раз есть колёса, почему бы и по городу не покататься? Сразу решили посетить подземную церковь Иоанна Сучавского. Место представляет собой небольшой комплекс из маленьких домиков — церковной лавки, купели, и, собственно, самой церкви, в которой почему-то запрещено фотографировать. Вот к чему эти запреты? Чего они боятся, что за тайны скрывают? И это касается не только данного объекта, с запретами я сталкивался и в норвежских ставкирках, и в австрийских замках. Правда, чихал я всегда находил способ обойти такие запреты. Говорят, это место возвращает здоровье истинным верующим. И действительно, люди подходят, молятся, окунаются в ледяную купель. Мы не стали, лишь попили водички из источника, которая по вкусу была похожа на опреснённую воду, и поехали на рынок. Нам его очень советовали.
Да уж. Тут и машины времени не нужно. Последний раз я ходил по такому рынку лет 30 назад. Нам, привыкшим за эти годы к просторным и комфортным торговым центрам, тут оказалось делать нечего. К тому же ни цены, ни товар, я скажу вам, не впечатлили. Поэтому мы ограничились следующим:
1. Поменяли баксы. Стоят обычные «менялы» (доллары-марочки), ни от кого не скрываются.
2. Сходили в туалет. Платный, но из тех же 80х.
3. Купили креветок и краковской колбасы в дорогу. Вот что, а креветки здесь обалденно вкусные, и цена приятная.
4. Сделали несколько фото и выдвинулись в сторону крепости.
По пустынным улицам со старой брусчаткой, мимо зданий с закопанными первыми этажами, дверями, сделанными в окнах и глубокими подвалами
мы вдруг выходим на огромную парковку, заставленную автомобилями. Чуть поодаль тусуются толпы людей. Это очередь на вход. Мы было пристроились в хвост, но от купивших заветные билеты услышали, что простояли они полтора часа. Э, нет. Такого мы себе позволить не можем, у нас каждая минута на счету. Решив действовать напрямую, я подошёл ко входу и без обиняков, тонко намекнул контролёрам, что готов отдать им ысячу ублей деньги и пройти без билета, но получил отказ. Тогда я обиделся, всхлипнул, отвернулся, смахивая слезу, промямлил, уходя, что-то типа «ну вот, из Беларуси припёрлись и такую красоту не увидим»… Меня остановил хлопок по плечу:
— Слушай, давай проходи, сколько вас?
— А деньги?
— Не нужно денег, проходи!
Я, который на целую Эйфелеву башню без очереди проходил, тут оказался в замешательстве. Так как на Эйфелеву башню я хотя бы за деньги попал. Поблагодарив, прошли. Но, если вы окажетесь в такой ситуациии, не повторяйте за нами. А то могут уже и не поверить, как не поверили Паниковскому, что он сын лейтенанта Шмидта.
Размеры крепости Аккерман впечатляют. Сразу бросаются в глаза огромные широкие и глубокие рвы. Сколько же нужно было приложить усилий, чтобы их выкопать? Сколько нужно было камня, чтобы потом выложить стены этих рвов, и с помощью какой техники это делали? И, наконец, куда же дели тысячи кубометров грунта, который доставали при постройке оборонительных сооружений?
Вообще, если читать историю фортеции, и при этом вдумываться в прочитанное, вылазит много нестыковок и необъяснимых фактов. Но обо всём по порядку. Итак, строительство начали в 13 веке с цитадели, ставшей сердцем оборонительного комплекса. Работы велись аж два столетия! И это на стыке морских и речных (Днестр, Дунай, Днепр) путей, ведущих вглубь материка, то есть важнейшей стратегической точке! Я думаю, борьба за это место в те времена была не шуточной. Как же умудрялись строители в течение двухсот лет спокойно копать рвы и возводить стены? И какая инфраструктура и мощности для этого были нужны? Ведь необходимо было построить дороги для подвоза строительных материалов и вывоза отходов, заводы по обработке камня, инструментальные заводы, конструкторские бюро, которые должны были просчитывать надёжность и безопасность возводимых конструкций. Или строили так, «на глазок»? В конце концов, строителям и другому персоналу нужно было где-то жить, их нужно было обслуживать, кормить, и так далее. И при этом они должны были отбивать нападения других, как сейчас говорят, формирований, явно желающих захватить такой лакомый кусочек.
Что касается заводов. На территории крепости есть свежая табличка, рассказывающая о том, что здесь находилась православная церковь. Более 600 лет тому назад.
То есть, крепость строили османы, а церковь была православной? Сейчас на месте этой «церкви» стоит минарет, что более соответствует историческим фактам.
Но на что, как вам кажется, похож этот минарет? Вот как по мне, — это печь. Доменная.
И она просто была необходима здесь. Для обжига стройматериалов, посуды, керамики, для плавки металла, из которого делали оружие, доспехи и орудия труда. Ведь без этого нельзя в крепости, которую могут осаждать месяцами, а то и годами? Как пишут историки, кто только не пытался завладеть Аккерманской крепостью — и казак(х)и, и поляки (литвины), и молдавские господари. Но, естественно, у них этого не получилось. А получилось, конечно же, только у «русского» генерала Игельстрома в 1770 году, так как османы растеряли былое величие. Но, простите, почему же тогда, как пишут историки, через 4 года, «в 1774 году крепость пришлось вернуть туркам»? Из жалости вернули? А зачем захватывали? Или это раньше развлечение такое было? Кстати, про элиту русских военачальников можете прочитать в моём рассказе про Одессу, ведь все высшие руководящие должности в 18–19 веках занимали иностранцы. Да что там говорить, про военачальников, сами императоры были немцами или их потомками, чего только стоит София-Фредерика Августа Ангальт-Цербтская, она же Екатерина II!
Ну да ладно, вернёмся к фортеции. Внешние стены имеют протяжённость в 2,5 километра. Из 34 башен сохранилось 26, и каждая имеет своё название: Девичья, Сторожевая, Комендантская, Темница, Башня сторожевых (Килийских) ворот. Есть даже башня Пушкина. При чём тут Пушкин к древнему сооружению, и зачем его имя пихают куда только можно, мне не понятно. Ну да, литератор, поэт, в те времена выдающийся, потому что и сравнить особо было не с кем. Писателей вообще катастрофически не хватало, потому что 99% населения и грамоте не были обучены. Это сейчас пишет каждый, кто буквы знает (вот и я пытаюсь), а раньше это была привилегия. Поэтому против названий именем Пушкина библиотек, ну, в крайнем случае, улиц, я ничего не имею. Но называть его именем колхозы, или башню, с которой он рядом когда-то постоял, как-то не очень. Вот, например, Кутузов, вообще комендантом Аккермана был, однако ничего его именем не назвали.
Опять куда-то меня понесло. Так вот, Девичья башня поразила меня своей многоугольной, геометрически правильной формой (это к вопросу о КБ), качеством обработки камня и его укладки. Если так умели строить 700 лет назад, почему же мы говорим, что в те времена цивилизация была слаборазвитая, и люди не владели технологиями? Я думаю и сейчас пришлось бы покорпеть над проектами, всё рассчитать, изготовить строительный материал, и нанять высококвалифицированных специалистов для укладки таких стен.
И ладно бы только башня. Тут ещё и руины античного города Тира имеются. А это вообще 2–3 тысячи лет назад. И посмотрите на качество изготовления и стыковки огромных каменных блоков, как им это с деревянными молотками и медными зубилами удавалось???
В комендантской башне интересные бойницы. Мало того, что они находятся на трёхметровой высоте, так они ещё и длинные, на всю толщину стены.
Как можно было ими пользоваться, я тоже не догадался. Разве что туда можно было бы просовывать какие-то длинноствольные пушки типа гаубиц, но где такие пушки? Во внутреннем дворе нам показывают какую-то несуразицу, которую называют пушками. Если их использовать с порохом и ядрами, как нам рассказывают историки, то урона они нанесут не больше, чем новогодние хлопушки. И воевать такими можно только где-то на открытой местности, в бойницы они просто не поместятся. Поэтому или всё-таки пушки были другие, или стреляли совсем не ядрами.
В общем, вопросов много. Но место хорошее. Что и подтверждает огромное количество людей, приезжающих в крепость. На территории можно отлично провести время в компании или с семьёй. Сувенирные лавки, фотолокации, реконструкции событий, музей, анимация, кафе и многое другое. Приезжайте, окунитесь в прошлое, не пожалеете. Да и город душевный. Не зря в советские годы здесь снимали много художественных фильмов. На слуху «Адмирал Ушаков», «Мексиканец» с Олегом Стриженовым, «Отелло», «Мушкетёры 30 лет спустя» и другие.
Белгород-Днестровский, или, как его любят больше называть местные жители, Аккерман. Всем удачных путешествий!
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия