Продолжаем рассказывать о нашем путешествии по северной Испании. Список уже опубликованного — в конце.
Автономия Риоха — очень небольшой регион (карта 1), но в 11-12-х веках эти земли были предметом ожесточенных территориальных споров между Наваррой и Кастилией, неоднократно воевавших между собой по этому поводу. Соответственно, земли Риохи неоднократно переходили «из рук в руки».
Карта 1. Автономия Риоха на карте Испании.
Поначалу удача сопутствовала Наварре, которая захватила Риоху и даже в какой-то момент перенесла туда свою столицу (подробнее об этом ниже). Однако к концу 12-го века Кастилии удалось овладеть Риохой и включить её в состав своих земель, где она и пребывала аж до 1982 года, после чего стала автономией в составе Испании. Самая северная часть исторических земель Риохи до сих пор входит в состав Страны басков.
Из винодельческой Лагуардии (№ 1 на карте 2) наш путь дальше лежал на юго-запад автономии Риоха — в Нáхеру (№ 2).
Карта 2. Границы автономии Риоха выделены черными точками. Три субзоны винодельческого региона Риоха закрашены яркими цветами. Посещенные нами Лагуардия (№1) и Нáхера (№2) подчеркнуты.
Небольшой городок с несколько вызывающим для русского уха названием Нáхера (ударение на первом слоге) сейчас расположен в автономии Риоха и является заурядной остановкой на пути паломников к мощам Св. Иакова. Изначально, в римские времена, здесь было поселение под названием Tritium. Нынешнее название города имеет арабские корни и, согласно Википедии, означает «место между скалами».
Нáхера - небольшой городок в Риохе с 6-тысячным населением. Расположен в долине реки Нахерилья (фото из интернета).
Те самые скалы, в честь которых арабы назвали этот город.
После того, как в 923 году мавры захватили и разрушили Памплону, король Санчо I Гарсиа (Санчо Великий) перенес столицу своего государства Наварра в Нáхеру. Так что самый славный период в истории Нáхеры пришелся на раннее средневековье, когда город был в составе соседнего с Риохой государства: более 150 лет (с 924 по 1076 г.) Нáхера была столицей Наварры. Однако не былая столичная слава, материальных признаков которой практически уже не осталось, привела нас сюда, а старинный бенедиктинский монастырь Санта-Мария-ла-Реал (Santa Maria la Real).
Бенедиктинский монастырь Санта-Мария-ла-Реал. В его экстерьере - смесь нескольких архитектурных стилей - как результат его длинной истории.
Исходным стилем построек монастыря был романский, хорошо соответствовавший и оборонительным целям сооружения.
Этот монастырь был основан в середине 11-го века королем Гарсиа Санчесом III, старшим сыном Санчо Великого (об этом — в следующем рассказе про Памплону). По легенде, в 1044 году король охотился в этих местах и случайно обнаружил небольшую пещеру со статуей Святой Девы, возле которой горела свеча и стояла ваза с белыми лилиями. Именно над этой пещерой была построена вначале церковь, а потом и монастырь. Пещера сохранилась (ныне интегрирована в здание церкви), однако находящаяся в ней статуя Богоматери с младенцем-Христом на коленях относится уже к 13-му веку. Сюжет с «обретением» статуи наваррским королем представлен на одном из барельефов внутри церкви.
Статуя Богоматери с младенцем-Христом на коленях (13-й век).
Сюжет с «обретением» статуи Богоматери наваррским королем.
Перед пещерой (которая теперь часть церкви) находится склеп, где похоронены более 30 королевских особ (короли, королевы Наварры и их дети), правивших с 10-го по конец 11-го века. Непосредственно перед входом в пещеру, на самом почетном месте, покоятся король Дон Гарсиа, основатель монастыря, и его супруга Донья Эстефания.
Захоронение короля Дона Гарсии и его супруги.
Оформление склепа и королевские саркофаги гораздо моложе их «обитателей»: они выполнены в стиле позднего ренессанса где-то в середине 16-го века. Королевскому пантеону Нáхеры повезло больше, чем аналогичным по важности захоронениям леоно-кастильских королей в Сан-Исидоро и Лас-Уэльгасе (см. рассказы про Леон и Бургос). По всей видимости, в Нáхеру не добрались наполеоновские войска, в связи с чем этот пантеон остался не разграбленным.
Достойно упоминания еще одно захоронение — королевы Бланки Наваррской (Blanca de Navarra) — матери знаменитого Альфонсо VIII, победителя мавров в битве при Лас-Навасе (см. рассказ про Бургос). Крышка её саркофага 12-го века, выполненная из белого камня с искусно вырезанными библейскими сценами, представляет большую художественную ценность как образец романского искусства.
Крышка саркофага королевы Бланки Наваррской с библейскими сценами (12-й век).
Трехнефная церковь монастыря Санта-Мария была построена в начале 15-го века и относится к периоду поздней готики.
Интерьер церкви монастыря Санта-Мария.
В центре богатого барочного алтаря мы снова видим статую Святой Девы, обрамленную изваяниями Св. Бенедикта и Св. Схоластики (основателей Ордена бенедиктинцев), а чуть ниже — букет белых лилий, якобы найденных наваррским королем в пещере рядом с образом Святой Девы.
Алтарь церкви монастыря Санта-Мария.
Очень хороши расположенные на втором уровне церкви резные хоры, выполненные в стиле поздней готики в конце 15-го века. Стиль резьбы очень разнообразный, а персонажи зачастую необычны, но ключевая фигура по центру — всё тот же Дон Гарсия, основатель монастыря.
Резные хоры церкви монастыря Санта-Мария. Фигура по центру – Дон Гарсия, основатель монастыря.
Монастырский клуатр был возведен в начале 16-го века и украшен ажурной резьбой по камню в стиле платереско.
Монастырский клуатр с ажурной резьбой по камню.
В 16-18-х веках в клуатре монастыря были устроены многочисленные захоронения баскской и наваррской знати, поэтому его иногда называют «рыцарским» (El Claustro de los Caballeros). Он сильно пострадал в 19-м веке, когда последовательно использовался (в чисто советском духе!) как тюрьма, казарма, театр, школа и т. п. Можно только представить, насколько он был красив изначально.
Монастырский клуатр с захоронениями знати.
Наконец, в монастыре много искусно сделанных дверных порталов/проёмов: из разных материалов, в разной технике, но неизменно восхищающих.
Дверные порталы и проёмы в монастыре. На нижнем фото справа - так называемый «королевский» портал (исп. Puerta de los Reyes).
Буквально в нескольких километрах от Нахеры находится удивительная церковь, которая называется Basilica de Santa Maria de Arcos. Это на самом деле римский мавзолей 3-го века из города Tritium, переделанный вестготами в христианскую базилику в 5-м веке. Снаружи ее римское прошлое не бросается в глаза, зато внутри римские колонны как на ладони. Мы, к сожалению, внутрь не попали, поскольку церковь открыта только по выходным, но не упомянуть этот удивительный объект было просто невозможно.
Basilica de Santa Maria de Arcos с римскими колоннами в интерьере (интернет).
Хотим сказать об еще одном симпатичном средневековом городке на пути Св. Иакова, находящемся между Нахерой и Бургосом — Санто-Доминго-де-ла-Кальсада (Santo Domingo de la Calzada). Calzada в переводе с испанского означает «тракт» или «дорога», а Святой Доминик «дорожный», в честь которого назвали город, был христианским подвижником, который в начале 11-го века спрямил здесь дорогу для паломников и построил с этой целью мост через реку на свои средства. Он же обустроил для них постоялый двор и инициировал закладку церкви в городе. Однако не только этим известен этот город, а одним чудом, которое здесь когда-то случилось (скептики могут назвать это сказкой о жареном петушке:).
Статуя Св. Доминика в соборе города Санто-Доминго-де-ла-Кальсада. Куры у ног святого неслучайны.
Давным-давно одного паломника, остановившегося на ночлег в этом городке, обвинили в серьезной краже, хотя на самом деле он был абсолютно невиновен. Алькальд (мэр городка), не разобравшись до конца в ситуации, велел повесить беднягу, что и было исполнено. На другой день к алькальду пришли люди и сказали, что повешенный еще жив и просит снять его с виселицы. Алькальд, который в это время закусывал жареным цыплёнком, рассмеялся и ответил: «Вы ещё скажите мне, что этот петух сейчас прокукарекает!» Ко всеобщему изумлению, петух тотчас же вскочил на ноги и закукарекал. Бросились к виселице и действительно нашли паломника живым. По его словам, перед казнью он обратился с мольбой о спасении к Св. Иакову, и его просьба была услышана. С тех пор белый петушок (а заодно и белая курочка) являются символами города.
Роскошный курятник из цветного камня в соборе. Куры - живые (фото из интернета).
Мы про этот городок прочитали, готовясь к поездке по северной Испании, и включили его посещение в свой план. Но не получилось… Пишем об этом, чтобы те, кто будет путешествовать в этом регионе, имели такой вариант в виду, а проделанная нами домашняя работа не пропала даром.
Ну, а дальше, из бывшей столицы Наварры мы в ближайшее время переместимся в ее нынешнюю столицу — Памплону.
Цикл материалов "Северная Испания":
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия