Сколько раз я говорил, что в России не умеют делать технические музеи, и вот мои слова, похоже, услышали;) Новый ж/д музей в Санкт-Петербурге — это что-то невероятное, на уровне лучших европейских образцов. На месте бывшего депо собрана большая коллекция всякой железнодорожной техники, что еще недавно передвигалась по железным магистралям бывшего СССР.
Есть и масса паровозов, и много более современных тепло- и электровозов. Часть экспозиции представлена в крытом ангаре, часть стоит прямо на улице.
Паровоз С.68 серии «С» («Сормовский») был построен на Невском заводе в Санкт-Петербурге в благословенном для Российской Империи 1913 году. Он проработал на разных линиях вплоть до 1960 года, после чего был переведен в одну из воинских частей, где использовался в качестве передвижной котельной. В начале 1970-х паровоз хотели отдать на слом, но вмешались неравнодушные энтузиасты. Общими усилиями его не только спасли, но и отреставрировали. С 2001 года паровоз экспонировался в музее на Варшавском вокзале (на базе которого позже возник и нынешний музей).
Кстати, а вы знаете, как вообще устроен паровоз? Честно говоря, я никогда не задумывался о том, что у них там внутри. Ну котел и котел. А тут в музее один из паровозов представлен в разрезе.
Дабы не вдаваться в излишние подробности, будем в общих чертах считать, что паровоз работает так. В топке разжигают уголь, после чего в котел по трубам начинает поступать вода. Под действием огня она сначала закипает, потом превращается в пар, после чего пар еще раз прогоняют через котел. К этому моменту давление пара там уже такое, что его вполне достаточно для того, чтобы толкать поршни, которые, в свою очередь, приводят в движение кривошипно-шатунный механизм, вращающий колеса. Красным цветом на верхнем фото обозначена топка, голубым — зона, где циркулирует вода, а желтым — главный паропровод, ведущий к колесам.
А теперь переходим сразу к самым грозным экспонатам. ТМ-3-12 — это сверхтяжелая артиллерийская система, сконструированная в 1938 году с использованием орудий с затонувшего в 1916 году линкора «Императрица Мария». Калибр ствола — 305 мм, снаряды массой 340 кг могли выстреливаться на дальность до 44 км. Всего было построено три таких платформы, все они принимали участи в советско-финской войне, потом базировались на советской базе на полуострове, где в 1941 году были захвачены финнами. После войны возвращены СССР.
Все три артустановки сохранились до нашего времени — еще одна стоит в музее на Поклонной горе в Москве (фото ниже — оттуда), а третья — в форте «Красная горка» (там я тоже был, правда сильно давно, когда еще в школе учился:)).
А это уже более современное советское «вундерваффе». БЖРК — боевой железнодорожный ракетный комплекс, он же «поезд-призрак». Встал на боевое дежурство в 1987 году. Состав с одной ракетой РТ-23 УТТХ «Молодец» мог скрытно перемещаться по стране, а в случае начала войны должен был наносить удар десятью боевыми блоками мощностью по 550 кт на расстояние до 11,000 км. К началу 2000-х годов ракетные комплексы сняты с вооружения.
Но вернемся к гражданской технике. Довольно редкий экземпляр — тепловоз-электростанция ТГэ, такие в конце 1950-х годов производились для СССР в нейтральной Австрии. Справа — маневровый тепловоз ТГМ1 производства Муромского завода им. Ф. Э. Дзержинского.
Двухсистемные электровозы ВЛ82 производились на заводе в Новочеркасске в 1966—1977 гг. Серия не была большой, электровозы работали на участках, где требовался переход из сети переменного тока на постоянный ток.
Слева — пассажирский электровоз ЧС1, производившийся в 1957—1960 гг. для СССР в Чехословакии. А справа — паровоз П36, выпускавшийся на заводе в Коломне в 1950—1956 гг. Получил прозвище «Генерал» за характерные красные «лампасы» по бокам корпуса. П36 стал последним пассажирским паровозом, произведенным в СССР.
В тот же день, когда был собран последний паровоз П36, Коломенский завод перешел на выпуск тепловозов ТЭ3. Серия стала по-настоящему массовой, всего до 1973 года было построено 6808 таких тепловозов. Любопытно, что организаторы музея нашли оба исторических локомотива — и последний паровоз (П36-0251), и первый тепловоз (ТЭ3-1001) — и поставили их вместе.
Пассажирский тепловоз ТЭ7, разработанный на базе грузового ТЭ3 выпускался в 1956—1964 гг. Его скорость могла достигать 140 км/ч.
Красненький Д₁ — это венгерский дизель-поезд, производившийся для СССР в 1964—1988 гг.
В центре — разработанный в России скоростной электропоезд «Сокол-250». Предполагалось разогнать его до 250 км/ч и запустить на линии Москва — Санкт-Петербург. Однако из-за многочисленных проблем «Сокол» в серию так и не пошел, вместо него в Германии были закуплены «Сапсаны». А справа — легендарный советский скоростной поезд ЭР-200. Его эксплуатация на линии Москва — Ленинград началась в 1984 году, однако было построено всего два таких состава, а потому ходили они достаточно редко.
А это - знакомая всем с детства классическая советская электричка ЭР2. Поезда этого типа производились на Рижском заводе RVR с 1962 по 1984 год.
У меня за спиной — грузовой тепловоз 2ТЭ121, строившийся на заводе в Ворошиловграде (Луганске) в 1978—1992 гг. Слева выглядывает электровоз ВЛ8, такие производились на Тбилисском заводе в 1955—1967 гг. А справа — это т.н. «рельсовый автобус» РА1 (ну, а что, бывают же автопоезда;))
Подытожу — очень интересный музей, и то, что я заснял, это разумеется не все. Правда есть и недостаток — невозможно никуда залезть, зайти или заглянуть, все двери у паровозов и тепловозов заперты:(
Мы же дальше отправились гулять в Новую Голландию
На тот момент общественное пространство на месте бывшей воинской части только недавно открылось. Сейчас там наверно еще больше всего построено.
Главное здание здесь это бывшая военная тюрьма «Бутылка», названная так за свою круглую форму. Внутри там всякие кофейни, барбершопы, коворкинги и прочие модные заведения для сыроедов и смузипивов;)))
Надувные розовые фламинго в пруду красиво смотрятся, но вот что такое «реп с курицей»? Хорошо хоть не брейк-данс:)
Но в целом место очень позитивное. Правда страшно подумать, сколько туда денег вбухнули.
А теперь прогуляемся в сторону Невы и по Благовещенскому мосту перейдем на Васильевский остров
Причал на Английской набережной
Интересно, на сколько еще лет хватит «Метеоров» советской постройки? :)
Историческую застройку Санкт-Петербурга можно фотографировать бесконечно, особенно в хорошую погоду:)
Потрясающе красиво выглядит Успенская церковь (1895–1900). Что интересно, в советское время здесь размещался каток с искусственным льдом и тренировались фигуристы. Подумать только, под что только не перестраивали церкви — и планетарии, и кинотеатры, и склады, но чтобы каток? Впрочем, каток это еще ничего, в другой церкви, тоже на Васильевском острове, раньше вообще была глубоководная камера для тренировки водолазов. Слышали про такое? :)
А на набережной Лейтенанта Шмидта пришвартована подводная лодка С-189. Спущенная на воду в 1954 году, она находилась в боевом составе флота до 1990 года. Вооружена была традиционно для обычных неатомных подводных лоток — шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм.
У входа на лодку сидел слепой дед в военно-морской форме. Молодой моряк рядом с ним рассказывал посетителям, что тот когда-то был командиром одной из лодок такого же типа, просил задавать ему вопросы. Ну я и спросил — было ли на лодке ядерное оружие и имел ли капитан право самостоятельно применить его? Старик ответил, что у них на крайний случай была одна торпеда с ядерной боеголовкой, и капитан мог применить ее в случае, если связи с командованием нет, а война уже началась. Лодки такого типа дежурили в Карибском море во время ракетного кризиса в 1962 году, и тогда действительно едва не дошло до ядерной войны.
Для меня это была уже шестая подводная лодка, на которой я побывал. До этого были С-56 во Владивостоке (2007), «Гроулер» в Нью-Йорке (2009), «Лембит» в Таллине (2012), «Боуфин» в Перл-Харборе (2014) и Д-2 здесь же в Петербурге (2016).
На каждой подводной лодке поражают две вещи — как удается упаковать в ограниченный объем столько всякого оборудования, и как среди всего этого в боевых походах жили моряки.
Главным оружием подводной лодки были торпеды, но если основной боекомплект хранился в торпедных аппаратах, то уже запасной приходилось держать прямо в отсеке. И пока торпеды не отстреляны, матросы спали буквально с ними в обнимку :)
Туристам между отсеками передвигаться тяжело, иногда приходится пролезать вот в такие люки :)
Еще поражает огромное количество всяких вентилей и манометров, и ведь каждый за что-то отвечал.
Теперь вот думаю, где бы можно было побывать на музейной атомной подводной лодке? Хотелось бы оценить ее размеры в сравнении с тем, что было на обычных лодках.
А вот на ледокол "Красин" сходить уже не успели. Это как-нибудь в другой раз.
А теперь пройдемся по Васильевскому острову. Гуляя по Большому проспекту, вы наверняка наткнетесь на старинное здание пожарной части (1884)
Дом-особняк португальского консула Педро Лопеса (1810), позднее был перестроен под типография Академии Наук (1830).
Клумба перед типографией. На заднем плане пересечение Большого проспекта с 8-й и 9-й линиями В. О. Это что же получается, каждая половинка улицы считается за отдельную линию? :)
Собор Святого Андрея Первозванного (1781)
Знаете, чем москвичи отличаются от петербуржцев? Первые пьют чай с пончиками, а вторые предпочитают ходить в пышечные. В чем отличие, знаете? Это как бордюр и поребрик :)
Лютеранская церковь Св. Михаила на углу 3-й Линии и Среднего проспекта
Церковь Святой Екатерины у Тучкова моста (1823). Тут мы сели на троллейбус и поехали обратно в центр. Остановки в троллейбусе по случаю ЧМ по футболу объявляли по-русски и по-английски — «Площадь Труда» — «Твуда скуэа» :)
Ну, Исаакиевский собор наверно все знают :)
По случаю ЧМ по футболу в городе было много иностранцев. Тут мимо нас проехали две англичанки на велосипедах :)
Прямо у адмиралтейства был развернут официальный магазин с символикой ЧМ
Рядом в парке стоит памятник русскому путешественнику Пржевальскому, тому самому, который описал дикую лошадь, названную его именем. Посмотрел в Википедии, и правда, она даже на латыни значится как Equus przewalskii caballus.
Июнь — время белых ночей. В Петербурге в белые ночи принято приходить на набережную и смотреть на разведение мостов.
Последний раз я видел, как разводят мосты в 1986 году, мы тогда с классом после выпускного в 8-летней школе ездили в Ленинград. Тогда мне больше всего запомнилось, что несмотря на ночное время, к парапету набережной было не подойти, настолько много народу собралось.
И на этот раз ничего не изменилось, видео с разводящимся Дворцовым мостом пришлось делать через поднятые над головами телефоны :)
Тут еще и тучи набежали, так что белых ночей не получилось. Но зато лучше было видно подсветку :)
Дворцовый мост развели, и пока по фарватеру шли баржи, из-под боковых пролетов под музыку хлынула целая армада экскурсионных лодок.
Два часа ночи. Мосты разведены, но карнавал на Дворцовой набережной продолжался. На очереди — огненное шоу.
Вобщем, вот такими у нас выдались выходные в Петербурге. А в следующий раз мы на машине поедем в Карелию. Но об этом я уже писал :)
Сортавала и Рускеала. На выходные — в Карелию!
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм