Это было наше с Наташей первое путешествие по Ленинградской области и окрестностям Санкт-Петербурга. Ехать мы решили в северном направлении. Почему? Дело в том, что в последнее время стал резко набирать популярность новый туристический объект — мраморный каньон Рускеала в Карелии. В прошлом году на Туристере про него написал vibas, а совсем недавно там побывал Alware. Не съездить ли и нам туда же? Далековато, правда, для одних выходных, но у нас ведь на тот момент еще белые ночи не закончились :)
В пятницу вечером выехали из СПб и понеслись по трассе А-121 «Сортавала». Дорога там отличная, все 80 км до поселка Лосево — отличный четырехполосный автобан. На ночлег остановились в мотеле с финским названием «Сампо».
А с утра у нас первая достопримечательность — Лосевские пороги на реке Вуокса. Местечко довольно популярное, тут вам и рафтинг, и каякинг :)
Вообще Вуокса — речка странная. Куда на Карельском перешейке ни поедешь, везде эта Вуокса. Как я понял, у них там вода постоянно переливается из одного озера в другое, и все эти протоки между ними и называются — Вуокса :)
Поскольку завтрака у нас в мотеле не было, мы взяли еду с собой и устроили пикник прямо рядом с порогами, на лавочке. Тут, откуда ни возьмись, появился забавный котик. Ну, покормили и его :)
А мимо все плыли и плыли надувные лодки, битком набитые туристами :)
Мы сидели вон там, на том берегу. А это уже вид с северной стороны. Но пора ехать дальше.
В поселке Саперное все экскурсии делают остановку у красивой деревянной церкви Коневской иконы Божией Матери. Остановились и мы. Погода пока радовала голубым небом.
В Приозерске надо обязательно посетить старинную русскую крепость Корела. Но сначала у входа нас встретила бронетехника времен войны. На переднем плане — самая мощная советская самоходка — ИСУ-152. Цифры — это калибр орудия. Снаряд из такого срывал у немецких танков башню. А на заднем плане еще один бронированный монстр — ИС-3. На войну не успел, но наши притащили его на Парад Победы в Берлине в 1945 году, чтобы показать союзникам.
А по другую сторону от танков мы увидели это — на полянке повсюду один на другом стояли камни, нарушавшие все законы физики. Я даже поначалу подумал, что у них внутри пропущен металлический стержень. Толкнул один камень слегка, а он и повалился.
И тут, как из-под земли, откуда-то возник недовольный мужик с голым торсом. -Вот, блин, ходют тут всякие… Написано же — камни не трогать! И, обругав нас, принялся восстанавливать упавшую «инсталляцию». Вот удивительно — и как эти камни так держатся? Ведь стоят иногда на самом кончике! А сверху еще один-два камня! Просто фантастика :)
Но вот и крепость Корела, шведское название — Кексгольм. Крепость была основана русскими в XIII веке, и много лет являлась крайней северо-западной точкой Руси. В 1580 году была захвачена шведами в ходе Ливонской войны, но по Тявзинскому договору в 1595 году возвращена Русскому царству. В 1610 году Василий Шуйский подарил крепость шведам в обмен на их помощь в усмирении Смуты. Шведы крепость захватили, а вместе с ней и половину нынешней Ленобласти. Когда Петр I спустя 100 лет «прорубал окно в Европу», это он ликвидировал последствия той «сделки». С 1710 года Корела снова в составе России.
А в 1809 году «широкий жест» сделал другой царь — Александр I. Отвоевав Финляндию у шведов, он подарил образованному им Великому Княжеству Финляндскому завоеванный за сто лет до этого Петром I Карельский перешеек. Все бы ничего, но в 1917 году Финляндия стала независимой. За Кякисалми/Кексгольм пришлось воевать сначала в 1939-м, потом в 1941-м, и последний раз — в 1944-м. Да, у пограничных территорий всегда нелегкая судьба.
Но теперь здесь растут цветы :)
А на территории крепости тем временем готовились к празднованию «Дня семьи, любви и верности» — есть в РФ с недавних пор и такой праздник. На сцене певцы и танцоры в народных костюмах репетировали свои номера, а ведущий в это время пытался настроить микрофон. И все у него что-то не получалось :)
Поначалу он, как и обычно в таких случаях, бубнил в микрофон — раз… раз… раз… два… три… Однако потом ему, видимо, надоели эти цифры и он переключился на другие. -Раз… раз… раз… ПЯТЬ! ПЯТЬ! СЕМЬ!!! СЕМЬ!!! Хотя как по мне, микрофон у него работал нормально :)
Мы же обошли крепость вокруг и направились к выходу
Но сразу не уехали, а прогулялись еще по Приозерску. Ну, городок совершенно ничего особенного, надо сказать :)
А дальше была дорога до Сортавалы, про которую раньше автотуристы рассказывали всякие ужасы. К примеру, еще совсем недавно там в принципе не было никакого асфальта. Сейчас же асфальт появился. Правда на границе Ленобласти и Карелии нас ждало первое испытание на прочность — пресловутые 5 км совершенно разбитой грунтовки, ликвидировать которые не могут уже много лет. Как же я ругался, подпрыгивая там на буграх! Но осталось потерпеть недолго, в сторонке, скрываясь за деревьями, дорожники уже прокладывали новую трассу. Скоро асфальт будет и здесь!
А на границе Карелии, словно по мановению волшебной палочки, асфальт снова появился. Правда вместе с ним на дороге возник совместный пост пограничников и Росгвардии.
-Ваши документики? Иностранцы? Куда едем? В Сортавалу? А что вы там будете делать? У вас там забронирован ночлег? А телефон есть?
Пограничник не поленился и, взяв у нас номер, принялся названивать в отель и спрашивать, ожидают ли они сегодня таких-то туристов. Хозяева подтвердили, что ожидают. На наш вопрос, а в чем, собственно, проблема, военные ответили, что это все из-за Чемпионата Мира. Только я не понял, это они за иностранцами следят, чтобы те не шпионили, или наоборот, следят, чтобы с ними ничего не случилось? :)
Тут Наташа не выдержала и спросила солдатика — а что это у вас там в палатке? Тот аж опешил от такого вопроса. Ну разве можно военных такое спрашивать, это же военная тайна! Но тот смущенно ответил — «Место для приема пищи» :)
Но наконец нам вернули документы и мы продолжили свой путь. Дорога в этом месте — просто замечательная. Первые 33 км после границы Карелии — прямая, как стрела, ровная и гладкая. Причем построили ее с нуля, в обход всех деревень! Хоть и всего две полосы, но ехать было — одно удовольствие. Раньше же здесь было примерно так.
Когда 33 км закончились, дальше пошла обычная дорога, иногда прерываемая ремонтами. Последние же километры перед Сортавалой запомнились тем, что дорога там петляла и влево, и вправо, и вверх, и вниз. Такой извилистой дороги я еще в жизни не видел! Иногда мы заезжали на бугор, а куда ехать дальше — поначалу не видно, настолько там крутой спуск шел! Но в целом дорога неплохая.
В Сортавалу приехали уже около 7 вечера. Городок оказался интересный, с большим количеством старинных деревянных домиков.
Мы же первым делом полезли на смотровую площадку на горе
А у подножия в парке как раз в это время шли народные гуляния в честь дня города. Какие-то певички на сцене исполняли хит про лабутены. Не мог удержаться, чтобы не заснять :)
Потом прогулялись по городу. Старые деревянные дома здесь соседствуют с более современными хрущевками и панельками :)
Город стоит на берегу шхер Ладожского озера. Отсюда на «Метеоре» можно отправиться в паломничество на остров Валаам. Название у «Метеора» соответствующее — Алексий II, в честь покойного патриарха.
Здесь же на берегу молодежный центр со странным (особенно для молодежи) названием — СЕРДОБОЛЬ. Ну, это оно казалось странным, пока мы не прочитали про историю города. Оказалось, что Сердоболь — это его старинное русское название, данное в честь Сердобольского монастыря. Сортавалой город стал уже позднее, когда его передали Финляндии.
Про Сортавалу я как-нибудь еще расскажу в отдельном альбоме, город того стоит, а пока вставлю смешной видеоролик про птенчиков чайки, которых мы увидели, гуляя вечером по берегу озера :)
А на ночлег мы поехали в гостевой дом «Благодать». Тоже довольно странное название для отеля. Но, как я понял, хозяева его — армяне, а у них, как у людей религиозных, такие названия, наверно, вполне в порядке вещей. Отель, кстати, вполне неплохой. А приехали мы сюда как раз в тот момент, когда сборные России и Хорватии били друг другу пенальти. Да, обидно получилось, совсем чуть-чуть не хватило, чтобы выиграть :(
А с утра мы поехали покорять горный парк Рускеала. Первую остановку сделали у Рускеальских водопадов.
Раньше место это было дикое и при этом бесплатное. В 1972 году здесь снимали одну из сцен знаменитого фильма про войну — «А зори здесь тихие».
Сейчас же здесь оборудовали лестницы, дорожки, мостики и назвали это экологической тропой. Теперь за вход сюда берут деньги. Впрочем, учитывая огромное количество туристов, приезжающих в Рускеалу, последнее вполне справедливо.
Надо хоть разок самому появиться в кадре :)
Подвесной мостик над главным водопадом
Рускеальские водопады — ВИДЕО
А дальше было то, ради чего мы, собственно, и отправились в долгий путь. Горный парк Рускеала, он же Рускеальский мраморный каньон. Здесь, на месте старого карьера, где много лет назад добывали мрамор, со временем возникло красивое горное озеро с изумрудной водой. Долгое время озеро было заброшено, но в последние годы его стали обустраивать для массового туризма.
Как я читал, по озеру можно прокатиться на лодке. Чтобы не опоздать, мы решили начать как раз с этого.
Вход в парк стоит 300 рублей. Час катания на лодке — 600 рублей. Правда прокат организован странно. Сначала надо выстоять живую очередь к лодочнику, потом подняться и оплатить услугу в кассе, после чего вернуться назад на пристань. Разумеется, лодочник предложил исключить лишнего посредника в лице кассы и поехать кататься всего за 500 рублей ему в руки :)
В таком волшебном месте, да еще и на лодке, это было невероятное ощущение. Сюрреализма добавляли проносившиеся сверху на тросе любители экстрима :)
Всего одновременно в озеро выпускают 10 лодок. Пока кто-то не закончит катание, остальные ждут. Как я читал, могут возникать большие очереди, но нам повезло, мы ждали совсем недолго.
В дальнем конце озера есть несколько гротов и даже почти пещер
Из одной из таких пещер начинается экскурсионный маршрут «Подземная Рускеала». Людей привозят туда на кораблике, высаживают, гид открывает решетку и они исчезают внутри скалы. Им показывают, как мрамор добываали не только снаружи, но и под землей.
Но у нас на это, к сожалению, времени не было. Чтобы пройти там по всем маршрутам, одного дня явно мало.
Так что мы ограничились осмотром тех пещер, куда можно заплыть на лодке :)
А потом, вернув лодку, мы отправились гулять вокруг озера пешком. Эх, еще бы погода была получше, а то солнца совсем нет, сплошные тучи.
Очередной любитель экстрима скользит по тросу над водной гладью. Сзади всем приделывают парашют, чтобы не летели слишком быстро :))
Тут я изловчился и снял телефоном такую панораму, которая бы дала наилучшее представление о тех видах, что открываются с горной тропы вокруг. Тут и лес, и вода, и скалы, и лодки с туристами, и высота :)
Итальянский карьер — последнее место, где вырезали мраморные плиты, шедшие на отделку зданий. В числе прочего, мрамором из Рускеалы были отделаны Исаакиевский и Казанский соборы в Санкт-Петербурге.
Но знаете, что больше всего меня удивило в истории Рускеалы? Что в основном добываемый здесь мрамор шел вовсе не на отделку дворцов, а пережигался для приготовления строительной извести. Как по мне, это варварство — переводить благородный камень на такое :)
Тропа спускается в шахту. Явно под землей мраморные плиты не вырезали, а просто отбивали куски мрамора и везли на переработку.
Тут Наташа вспомнила, что где-то здесь должен быть заброшенный завод с торчащими трубами, на котором обжигали мрамор, делая из кальцита известь. Мы долго бродили по округе, пока из-за очередных кустов не возникли те самые трубы. Да, заброшка тут просто шикарная. И что самое главное — очень редко кто из туристов сюда забредает, так что кадры практически эксклюзив :)
А на обратном пути мы наткнулись вот на такое сердечко. Это то самое место, куда выходит подземный маршрут, начинающийся в пещере у озера. Как раз в это время внизу послышались голоса, и показалась очередная группа туристов.
А фотографироваться лучше с этой стороны каньона. Скалы здесь нависают над водой ну прямо как в Норвегии :)
И тут стоило нам только завершить обход всего маршрута, как облака слегка разошлись и показалось солнце. Обидно! Ну не идти же по второму кругу? А собственно, почему бы и нет? Фото заброшенного завода на фоне голубого неба - самый необычный кадр за всю поездку. Выставлю его в заголовок :)
Про Рускеалу надо будет сделать отдельный альбом, невозможно вставить в один рассказ все впечатления. ВИДЕО.
Мы же уже под вечер снова вернулись в Сортавалу, где продолжили осмотр того, что не успели увидеть вчера
Центральная пешеходная улица. В последние годы во всех российских городах обязательно стараются сделать такую.
Самое необычное здание Сортавалы — построенная в 1888 году пожарная часть с каланчой. А на заднем плане — здание банка, возведенное в 1905 году. Сейчас в нем офис Сбербанка.
А это последнее фото, которое я успел сделать на телефон, прежде чем он разрядился. Бывший Сортавальский мужской лицей (1901). Ныне — Сортавальский колледж.
Самая неинтересная часть путешествия — обратная дорога. От Сортавалы до Нарвы — 440 км. Одно хорошо — в Ивангороде на границе в 4 утра никого не было :)
А на этом пока все. Дальше, я надеюсь, будет еще несколько альбомов :)
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия