Рассказ об Оренбурге, как само собой разумеющееся, начну с истории его самого известного и значимого символа — пухового платка. Ведь многие туристы едут в этот край с исключительной целью — приобрести шаль или платок из козьего пуха.
Жильё, которое мы снимали, было сравнительно недалеко от центра Оренбурга. Там же, в центре, на пересечении улиц Володарского и пешеходной Советской, расположила свою экспозицию Галерея Оренбургский пуховый платок.
Скажу сразу — мне опять не повезло. В городе во многих местах идёт глобальная реконструкция, и сфотографировать некоторые дома и памятники не представлялось возможным. Строительные леса, заборы портили весь вид. Вот и здание галереи осталось без фото.
В мае 2012 года областной музей изобразительных искусств открыл галерею Оренбургский пуховый платок. Поначалу это была сезонная выставка, где демонстрировались образцы из уникальной коллекции пухового платка. Со временем экспозиция стала постоянной, и уже, как дополнение к шалям и платкам, в зале проводятся выставки коллекций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Этим летом здесь проходит выставка Мир прялки.
Заходим. Небольшой зал, все пространство которого занимают деревянные рамки с натянутыми на них шалями.
Под потолком инсталляция в виде множества веретен — одного из важнейших инструментов прядильщицы.
Экскурсия для нас двоих не предусматривалась, но задав смотрительнице парочку «невинных» вопросов, мы её зацепили и дальнейший осмотр экспозиции проходил уже с её комментариями и рассказом об истории пухового платка.
Издавна, ещё до прихода казаков в эти края, по бескрайней степи пасли скот кочевники Киргиз-Кайсацкой Орды. Первые переселенцы с Дона удивлялись, как всадники не мерзнут на лютом холоде в лёгкой одежде. Оказывается, под накидками тела у степняков были обмотаны лёгкими пуховыми шарфами и платками. Сметливые казаки в своих хозяйствах стали разводить коз. Ведь главным отличием местных платков и шалей от обычных вязаных был особый козий пух. В местном климате у коз вырастает пуховый подшерсток, который и используется для прядения и последующей вязки.
Пух этот самый тонкий в мире — 16–18 микрон, когда у ангорских коз — 22–24.
Казаки охраняли южные рубежи России, а их казачки, чтобы как-то скрасить одиночество, вечерами вязали. Но владеющим вязанием кружев казачкам были неинтересны безузорные шали, как у степняков. Так появились ажурные паутинки — воздушные, невесомые, но удивительно тёплые.
Узоры у каждой вязальщицы были свои, но со временем выработались основные, наиболее часто применяемые.
Сейчас образцы узоров широко используются в сувенирной продукции, особенно в керамике. Тарелочки, вазочки, козы-колокольчики разрисованы ажурными узорами.
Вязальщиц-пуховниц в 18 веке было немного и их изделия были нарасхват. Основоположниками пуховязального промысла считаются жительницы Саракташского района. Здесь и сейчас по красиво разрисованной ограде можно определить избу пуховницы.
Вязальщиц было немного и их платки были нарасхват в губернии. В конце 18 века благодаря первому исследователю Оренбуржья П. И. Рычкову пуховые платки стали известны и в столице. Его жена произвела фурор привезенным белым пуховым изделием оренбургских вязальщиц.
В начале 19 века французы, посетившие Россию в 1812 году, разрекламировали пуховые шали в Европе. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне пуховые платки казачки Усковой получили золотую медаль. Ажиотаж вокруг оренбургских шалей не остался без внимания предприимчивых дельцов, и они стали вывозить коз с Оренбуржья. Но, увы. Климат Франции, Америки, Австралии не был таким суровым, да и подножный корм не шёл ни в какое сравнение со скудной растительностью степей. Не вырастал у привезенных и разводимых коз такой тонкий подшерсток.
Тогда стали европейцы закупать пух и выпускать платки с пометкой «Имитация под Оренбург».
Пуховые шали всегда отличались высокой ценой. В конце 19 века платок стоил от 18 до 35 рублей. И немудрено, ведь с килограмма шерсти пуховница начесывала не больше 100 грамм пуха для прядения тончайшей нити. Обучение девочек этому ремеслу было долгим. С 4-летнего возраста они начинали учиться вязать, но к прядению их допускали ох как нескоро! Когда наступала пора «невеститься», то девушкам было не до парней. Собирались они в одной избе, садились за прялки, принесенные из дома и выполняли заданный «урок», кому какой клубочек спрясти. А чтоб не скучно было — песни пели.
Спрос, как известно, рождает предложение. Если в середине 19 века в крае было 300 вязальщиц- пуховниц, то в 1913 году уже 21000! Понятно, что и сам процесс пытались как-то упростить и механизировать. Начали с прядения и стали использовать самопрялки.
С открытием пуховязальной фабрики для вязки середины платка стали применять станки, но кайму продолжали вязать вручную.
Во времена СССР оренбургский пуховый платок стал источником валюты для государства. Все пуховницы были на учете, и настоящая оренбургская шаль стала в стране дефицитом.
Фабрика, выпускавшая больше 20000 платков, не справлялась со спросом. В те годы вязальщицы выполняли и спецзаказы. К юбилею Ленина, например.
Сейчас тоже, порой, оригинальничают. При вязании можно использовать герб Оренбурга в виде узора.
В наши дни есть и другая проблема — много подделок. Да и поголовья оренбургских коз почти не осталось, завозят пух из Волгограда. Сколько дорог я проехал по области, а сфотографировать оренбургскую козу так и не удалось… Правда, у галереи недавно появилась своя коза. Сотрудники надеются, что в скором времени среди экспонатов появится и платок, связанный из пуха Изольды.
Узнав, что же это такое — настоящий оренбургский пуховый платок в галерее, мы продолжили прогулки по Оренбургу, не упуская возможности узнать ценовой диапазон изделий пуховниц. Правообладателями товарного знак «Оренбургский пуховый платок» сейчас являются две организации. Это ОренбургШаль и Фабрика оренбургских пуховых платков. С фабричным ассортиментом можно ознакомиться неподалёку от галереи, на Советской.
Очень большой выбор от носков-варежек до огромных шалей. И цены приемлемые, все ж таки это машинная вязка. Но чуть дороже, чем на рынке, куда мы успели заскочить с утра.
Современные шедевры ручной вязки оренбургских пуховниц, выставленные на продажу, мы увидели на Оренбургском подворье культурного комплекса Национальная деревня.
Я, мягко говоря, слегка удивился пятизначным цифрам на ценниках. Но продавец «успокоила», сказав, что самые дорогие и эксклюзивные платки на прилавке не залеживаются.
Уже вечером, вдоволь нагулявшись по городу, мы зашли в магазин, где свои работы ручной вязки выставляют пуховницы-надомницы.
Здесь же и частный музей пухового платка, с красиво оформленным входом. Силуэт Оренбургской области в виде шали, продернутой сквозь кольцо.
Кстати, это миф, что все оренбургские платки проходят через кольцо. Этой способностью обладают только платки-паутинки и палантины.
К сожалению, в музей попасть не удалось, надо заранее заказывать экскурсию.
Цены на платках и шалях меня уже не удивляли.
Паутинка, которую мастерица вяжет не менее трёх недель, не может стоить дёшево.
Вот, вкратце, мои впечатления о пуховязальном промысле в Оренбурге. В настоящее время в области многое делается для возрождения традиций. А при наличии спроса пуховницы без работы не останутся.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия