Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 9:07

Путешествие одного дня по городам Калининградской области (часть 2). Гусев — Технополис GS; Калининград

Калининград, Гусев — Россия Июль 2021

В этом рассказе — продолжение описания путешествия одного дня по городам Калининградской области. Однодневная автобусная экскурсия с выездом из Светлогорска включала в себя три города: Гвардейск, Черняховск и Гусев. Последним в нашем путешествии был Гусев (он самый восточный). О первых двух городах можно прочитать здесь

Гусев (Гумбинен)

Поселение Гумбиннен, расположенное на слиянии рек Писса и Красная впервые упоминается в документах в середине XVI века. В нём была построена первая в округе лютеранская кирха. Статус города Гумбиннен получил 24 мая 1724 г., что добавило Восточной Пруссии привлекательности для пepeceлeнцев. Свыше 12 тысяч Зальцбуржцев, по приглашению короля Фридриха Вильгельма I, прибыли в Гумбиннен в 1732—1734 гг.

Зальцбургская кирха (фото из интернета).
Зальцбургская кирха (фото из интернета). В 1840 году была построена Кирха из кирпича в неоклассическом стиле. Внутри находился орган, который специально привезли сюда из Мемеля (территория нынешней Литвы). Здание было отреставрировано в середине 90-х годов прошлого века. Сейчас это действующая евангелическо-лютеранская церковь.
Фото из интернета.
Фото из интернета. Фреска германского художника Отто Хайхерта на стене молельни в бывшей Фридрихшулле (ныне агропромышленный колледж), посвященна 180-летию переселения зальцбуржцев в Восточную Пруссию. Размеры фрески — 8х17 метров. Эта фреска сохранилась и её можно увидеть в актовом зале колледжа.

В 1812 г. Гумбиннен стал своеобразными воротами для вторжения французской армии на территорию Российской империи. Здесь 18—21 июня 1812 г. в гостинице «Золотая лира» останавливался Наполеон, чтобы провести последний строевой смотр своей гвардии. Через Гумбиннен остатки разбитой французской армии возвращались на родину.

Существует легенда и о пребывании в городе русского императора Александра I. Он возвращался из Европы в Петербург после торжеств, посвященных победе над Наполеоном, и остановился в доме почтмейстера. Восхищенный радушным приемом, pycский император подарил хозяйке дома кольцо с крупным бриллиантом.

Дом стрелка (фото из интернета)
Дом стрелка (фото из интернета) Здание (постройка 1911 года) было задумано как концертное. Большой зал должен был вмещать до 1200 зрителей одновременно. На втором этаже был отстроен ещё один маленький зал на 200 мест. Имелись несколько помещений для артистов и закулисных работников. Для развлечения немецких граждан был установлен стрелковый тир. С 1950 года здесь размещается Дом офицеров.

В 1914 г. Гумбиннен oказался в эпицентре Первой мировой войны. 20 августа под Гумбинненом состоялось крупное сражение, завершившееся одной из первых побед Русской императорской армии и ослабившее германскую ударную группировку.

Во время Великой Отечественной Войны Гумбиннен был сильно разрушен. 21 января 1945 г. город взяли штурмом войска 28-й армии Третьего Белорусского фронта.

7 сентября 1946 года город получил имя Героя Советского Союза гвардии капитана Сергея Ивановича Гусева, смертельно раненного в бою под Гумбинненом.

В1992 году Гусев был отнесён к числу исторических городов России категории «ценное наследие», так как на его территории сохранились архитектурные достопримечательности.

«Фридрихшуле» (фото из интернета).
«Фридрихшуле» (фото из интернета). Здание, в котором сейчас располагается агропромышленный колледж было построено в 1903 году. В те времена здесь находилась высшая гимназия для мальчиков имени прусского короля Фридриха Вильгельма I «Фридрихшуле».

Прошу прощения, что пришлось добавить несколько фото из интернета, чтобы представление о городе было немного полнее.

На осмотр этого города времени было катастрофически мало! И мы практически не увидели даже то немногое, что осталось от архитектурных достопримечательностей бывшего Гумбиннена. Нас просто повозили по улицам, затем высадили недалеко от центральной площади Победы и на 25 минут отправили в «свободное плаванье». За эти 25 минут я только и успела, что примчаться на площадь и сделать несколько торопливых снимков того, что было вокруг.

На площади прежде всего привлекает внимание златоглавый Храм всех святых. Проект храма разработан московским архитектором Иваном Канаевым. Шатровый пятикупольный храм выполнен в московско-ярославском стиле и наследует традиции православного зодчества России XVI—XVII вв.

Путешествие одного дня по городам Калининградской области (часть 2). Гусев — Технополис GS;  Калининград

Камень в основание храма-памятника в честь всех святых был установлен в Гусеве в июле 2010 года. 27 ноября 2016 года собор был освящён.

Храм-памятник Всех Святых — это ответ современников тем, кто «положил душу за други своя», и служит восстановлению утраченной связи времен и возрождению памяти о великой и забытой войне.

Здесь же, на площади, находится импозантное здание «Нового правительства». Оно было построено для прусского окружного правительства в 1911 году в стиле барокко и до сих пор является визитной карточкой архитектурного облика города.

Здание состояло из двух корпусов, которые соединялись со старым зданием правительства аркой. Башня главного корпуса была украшена восточнопрусским орлом и аллегорическими символами Восточной Пруссии — символами рыболовства и плодородия. В восточном крыле размещались жилые помещения президента правительства.

Во время Второй мировой войны новое здание правительства лишилось своей черепичной крыши, старое сгорело. В феврале 1954 г. начались восстановительные работы для размещения в нём (это же надо было додуматься до такого!) завода светотехнической арматуры с плоской крышей.

В 2000-х годах крыша здания обрела прежние очертания, была восстановлена башня, капитально отремонтирован фасад. Взамен восточнопрусского орла главный фронтон украсили большие часы.

Фото из интернета.

За «Новым правительством», на боковой улице находится здание бывшего Народного банка, построенного в 1911 году.

Обратите внимание, справа, на башенке - гнездо с аистами!

Оригинальный неоготический фасад из клинкерного кирпича с центральной розеткой и остроугольными башенками до сих пор является непревзойденным архитектурным украшением города. После войны здесь размещалось заводское общежитие, сейчас же здание пустует. В 2016 году городская администрация выставляла здание на торги, стартовая цена составляла около 50 млн рублей. Покупателей не нашлось. До сих пор это прекрасное здание пустует. По всей видимости, ведутся какие-то ремонтные работы. Грустно всё это видеть.

На этом 25 минут, отведённые на осмотр города закончились и я поспешила к автобусу.

«Технополис GS»

Дальше было знакомство с Технополисом, который находится рядом с Гусевым. Честно говоря, это было для меня открытием. Слово-то слышала такое, а что это на самом деле — даже и не представляла.

Фото из интернета

«Технополис GS» — частный инновационный кластер, призванный наладить тесное взаимодействие российской науки и экономики и создать условия для зарождения и обмена инновационными идеями между талантливыми людьми.

Технополис объединяет производственную зону, научно-исследовательский центр, бизнес-инкубатор и жилую зону. Площадь территории — 230 га.

В нём открыто несколько производств: в том числе производство микроэлектроники, цифровых телевизионных приставок.

Жилой квартал Технополиса — уникальный проект, в котором воплощены идеи мировых урбанистов. Для жителей построены комфортные коттеджы европейского уровня. Улицы квартала названы именами великих учёных.

В 2014 году в честь столетней годовщины со дня начала Первой мировой войны и памяти русских солдат и офицеров, павших в боях этой войны в кластере открыт Мемориальный парк «Технополиса GS». Площадь парка — 3 га.

Собственно, по этому парку мы и погуляли и со стороны посмотрели жилой комплекс.

Мы подъехали к комплексу и вышли из автобуса. Вход в парк был перегорожен шлагбаумом, который, в принципе, можно было и игнорировать, просто обойти его. Но, статус тургруппы не позволял нам это сделать (там везде камеры). Гид связался с кем-то по переговорному устройству, шлагбаум поднялся и мы цивилизованно вошли на территорию парка.

В мемориальном парке расположена единственная в Балтийском регионе скульптурная композиция работы известного российского и американского скульптора и художника Михаила Шемякина «Памяти забытой войны, изменившей ход истории».

Идея композиции заключается в социальной трагедии Первой мировой войны. Общечеловеческую катастрофу выражают три ключевых фигуры: солдата, распятого на «колесе судьбы», и двух женщин, протягивающих к нему руки, — вдовы и матери. В гранитные тумбы, выполненные в виде разрушенных во время бомбардировок шкафов, вмонтированы фотографии, карты и военная документация тех времен. Рядом с памятником расположены стенды с историческими справками о событиях Первой мировой войны.

Центральную композицию дополняют скульптурные группы молодых авторов из Санкт-Петербурга — фигуры солдат русской и немецкой армий

и прокатившийся по земле «Шар войны».

На территории парка организованы зоны отдыха, здесь регулярно проходят культурные и спортивные мероприятия для гостей и жителей Гусева.

Немного погуляв по парку (очень приятное место) и прослушав информацию гида, мы вернулись в автобус и поехали назад, в Светлогорск, откуда наша экскурсия и начиналась.

Добавлю лишь, что в Гусеве расположена одноимённая станция Калининградской железной дороги, а значит, из Калининграда сюда удобно доехать на поезде.

Калининград (Кёнигсберг)

В заключение, немного о Калининграде. Его я посетила дважды: первый раз с экскурсией из Светлогорска, второй раз самостоятельно. Турфирмы предлагают несколько вариантов экскурсий в Калининград. Я выбрала обзорную: время с 14–30 до 19–00, цена 1000 рублей. В программе экскурсии значилось много чего интересного: и старинные районы, и парки, и мосты старого города, и оборонительные сооружения, порт. Это -то меня и привлекло. На деле вышло всё, как обычно на автобусных экскурсиях: нас просто покатали по городу, и мы всё это лицезрели из окна автобуса. Затем подъехали к Рыбной деревне, где нас и высадили.

Вместе с гидом мы прошлись по набережной, затем по острову Канта, посмотрели на Кафедральный собор.

Свободного времени на осмотр осталось около часа.

Могила Иммануила Канта у стен Кафедрального собора

Конечно, архитектурный контраст Калининграда очень бросается в глаза. Серые, панельные здания советской эпохи (их много!) совсем не радуют глаз. Хотя, в своё время, благодаря им, отчасти была решена проблема жилья в городе. Известный всем недострой Дом советов я уже не стала фотографировать.

Калининградские контрасты: напротив Рыбной деревни - безликие дома советской эпохи.
Калининградские контрасты.

Второй мой, уже самостоятельный визит в Калининград тоже, увы, не был успешным.

Из Светлогорска я приехала сюда на электричке (можно доехать и на автобусе, они ходят очень часто). Вышла на Северном вокзале, который находится рядом с площадью Победы.

Площадь украшает Храм Христа Спасителя. Комплекс зданий храма выполнен по Владимиро-Суздальской традиции зодчества. В качестве образцов брались пятикупольные святыни кремля в Пскове. Это первая православная церковь в Калининграде, до неё приходы действовали в зданиях, ранее принадлежавших лютеранами и евангелистам. Храм рассчитан на 3 000 человек. Его высота (до креста) достигает 51 метра. Рядом с ним возведен малый храм.

В центре площади — Триумфальная колонна или Колонна Победы, установленная в 2005 году в канун 750-летия города. В 2013 году колонну увенчал Орден Победы. Колонна имеет высоту 26 метров.

На площади есть несколько фонтанов, обилие цветов добавляют красок. Можно сказать, что площадь — место отдыха горожан и гостей, но вот только очень шумно на ней, так как окружают её улицы с очень оживлённым движением.

От площади я пошла по Ленинскому проспекту, на котором располагаются привлекательные дома. Уж не знаю, старые ли они, или хорошо отреставрированные советские постройки, стилизованные под старину. Но выглядят очень симпатично.

И как вы думаете, куда я, в конце-концов пришла? Ну, конечно же, опять к Рыбной деревне! Но вы согласитесь, что место это приятное, почему бы и не погулять там ещё раз, не торопясь?

У входа на Маяк рассмотрела как следует 2 скульптурные композиции: старый моряк с обезьянкой, отдыхающий на лавочке,

и очаровательная женщина в старинном платье, выглядывающая из приоткрытой двери.

Перешла по мосту «Юбилейный» на другую стороны реки Преголя.

Красивый, разводной мост был открыт к 750-летию Калининграда. При его сооружении использовались опоры разрушенного Императорского моста.

С другого берега реки открывается красивый вид на Рыбную деревню и Синагогу.

В 2018 году здание Синагоги было отстроено заново на месте прежней, построенной в 1890-е годы по проекту берлинских архитекторов. Стиль здания представлял собой сочетание готики с мавританскими формами и неоренессансом.

После прихода к власти в Германии нацистов, во время «Хрустальной ночи» в 1938 году синагога была сожжена и окончательно разрушена во время налета английской авиации в августе 1944 года.

Двигаясь по этой стороне реки, я вышла к небольшому скверу возле красивого здания. Оказалось, это Калининградский музей изобразительных искусств.

Расположен он в бывшей Фондовой бирже Кёнигсберга. Здание биржи было построено в самом сердце довоенного Кёнигсберга, на берегу реки Прегель в 1870–1875 годах. Здание биржи выполнено в стиле итальянского неоренессанса с элементами классицизма и является архитектурной жемчужиной Калининграда.

Я поднялась на мост-эстакаду и по нему пошла обратно, в сторону площади Победы. Сам мост — отличная смотровая площадка. Я переходила с одной стороны моста на другую (для этого надо было спускалась вниз и подняться по лестнице с другой стороны). Отсюда открывается вид на остров Канта и Кафедральный собор,

на калининградский порт и Музей мирового океана, набережную Петра Великого, памятный знак рыбакам.

К сожалению, на набережную Петра я не спустилась, а продолжила путь по эстакаде, и вернулась к Северному вокзалу.

Так что, Калининград, можно сказать, я и не видела. Но он определённо стоит того, чтобы посвятить ему несколько дней в путешествии.

На этом завершаю цикл рассказов о моём пребывании в Калининградской области, где мне очень понравилось.

Спасибо за внимание!

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры