В 2018 году мы ездили в Шлиссельбург, и как раз тогда я узнал, что неподалеку от него открылся новый военный музей, посвященный прорыву Ленинградской блокады. Мы еще тогда хотели в него сходить, но не успели. Ну что ж, подумали тогда, как-нибудь в другой раз.
И вот на следующий год нас приглашают на день рождения в город Кировск, который как раз недалеко от нового музея. Ну, про сам Кировск я уже рассказывал, а теперь направимся в музейный комплекс «Прорыв».
Находится комплекс на небольшой площадке прямо внутри транспортной развязки на съезде с Мурманского шоссе в сторону Шлиссельбурга. Паркуемся у входа. Дальше сразу идет выставка танков, сначала современных, а уже потом — времен войны.
Тяжелый танк в белом камуфляже — это КВ-1. Танков этой модели на площадке у музея несколько, и это неспроста. Именно на Кировском заводе в Ленинграде в 1940 году началось их серийное производство и продолжалось, даже несмотря на блокаду (использовались комплектующие, оставшиеся на ленинградских заводах).
Кроме тяжелых КВ, есть здесь и несколько легких танков, применявшихся в начальный период войны
Легкий танк Т-26. Сконструирован на основе британского Vickers Mk E, лицензию на производство которого СССР закупил в 1930 году. Производство было освоено на ленинградском Обуховском заводе (он же завод «Большевик»). Всего в 1931—1941 гг. построено 11252 танков Т-26 разных модификаций. Боевая масса — 8–10 т, основное вооружение — 45-мм пушка, экипаж — 3 человека.
Легкий плавающий танк Т-38. Экипаж — 2 человека, боевая масса — 3.3 т, вооружение — 7.62-мм пулемет. В 1936—1939 гг. произведено 1420 танков.
Легкий танк БТ-5. Боевая масса — 11 т, вооружение — 45-мм пушка, экипаж — 3 человека. В 1933—1935 гг. построено 1884 танка этого типа.
Теперь о музеях. Их здесь, собственно, два. Первый из них — Диорама «Прорыв блокады Ленинграда» — был открыт еще в 1985 году и располагается в помещении под левобережным пандусом Ладожского моста через Неву (надо же, вообще ничего не знал о нем все эти годы). Второй же музей был открыт совсем недавно, это 3D-панорама «Прорыв». Тут, правда, оказалось, что пускают туда только с экскурсией. Билетов на «сейчас» не продавали, надо было ждать примерно два часа, и тогда мы решили съездить в еще один военный музей — «Дорога жизни», что на берегу Ладожского озера.
Год назад мы по этой дороге уже проезжали, и у знаменитого памятника — «Разорванное кольцо» — тоже останавливались.
А в самом музее я был еще школьником. Началось все с того, что в январе 1984 года у нас отмечалось 40-летие снятия блокады Ленинграда, и мы в школе под руководством учительницы истории готовили большое представление для ветеранов — читали стихи про войну и блокаду. Выступление было в самом большом ДК в Нарве, это не считая выступлений в самой школе.
Боже, сколько у нас тогда было репетиций! А дело еще происходило зимой, так что в ходе подготовки несколько человек свалилось с гриппом, и их пришлось срочно заменять. Помнится, мне тогда тоже пришлось дополнительно читать чьи-то слова:)
А в мае, на День Победы, когда погода наладилась, все участники того выступления поехали на экскурсию в Ленинград и по местам боев. Побывали мы тогда и у «Цветка жизни», и у «Разорванного кольца», и в музее на Ладожском озере. Выставленный там транспортный самолет Ли-2 я очень хорошо запомнил, даже фотография рядом с ним была, но сейчас уже не найду:)
Но с тех пор в музее много чего изменилось. И новое здание, судя по современному архитектурному решению, было построено совсем недавно.
Заходим внутрь. В принципе, все как и в обычном военном музее.
Если кто забыл, на этой карте показано, как в 1941—1942 гг. проходила линия фронта. Подошедшие к Ленинграду с юга немецкие войска 8 сентября захватили Шлиссельбург и отрезали Ленинград от остальной страны. С севера, как можно видеть, наступали финны. За нашими войсками оставался сам Ленинград, небольшой кусочек вокруг Ораниенбаума и выход к Ладожскому озеру, который позволял еще хоть как-то снабжать осажденный город.
В летний период грузы с восточного берега шли водным путем, зимой же здесь организовывалась ледовая переправа. Именно эта транспортная артерия и получила название «Дорога жизни».
Разумеется, немцам не очень нравилось, что Ленинград продолжал сражаться, отвлекая на себя немалые силы. Чтобы отодвинуть советские войска от Ладожского озера и перерезать оставшиеся линии снабжения, они повели наступление на Тихвин, надеясь вскоре соединиться со своими финскими союзниками. Однако в ноябре 1941 года уже захваченный фашистами Тихвин нашим войскам удалось вернуть. Второго кольца блокады удалось избежать.
Дальше начались тяжелые позиционные бои. Раз за разом советские войска пытались взять Синявинские высоты, на которых укрепились немцы, но каждый раз неудачно.
Все это время Дорога жизни работала под огнем противника. В Ленинград везли продовольствие и боеприпасы, а обратно эвакуировали больных и раненых. Проход судов в летнее время обеспечивала Ладожская военная флотилия.
Вот только какое отношение к тем событиям имел Андреевский флаг?
Спасательный круг с эстонского парохода «Вилсанди». Национализированный после присоединения Эстонии к СССР пароход тоже участвовал в перевозке грузов по Дороге жизни. В апреле 1943 года был затерт льдами в Ладожском озере и затонул, но уже в августе был поднят и продолжил работу.
Все экономьте электроэнергию!
Кстати, а вы знаете, откуда блокадный Ленинград получал электричество? В 1942 году под вражескими обстрелами была вновь запущена Волховская ГЭС, после чего кабель от нее протянули по дну озера. И это тоже была Дорога жизни!
Но вот 18 января 1943 года, когда немцы уже терпели поражение под Сталинградом, встречный удар Ленинградского и Волховского фронтов наконец достиг цели. Блокада была прорвана на участке шириной примерно в 10 км.
Именно этим событиям и посвяен мемориал «Прорыв», к которому мы вернулись, когда подошло наше время. Сначала зашли в Диораму.
Диорама «Прорыв блокады Ленинграда» изображает момент форсирования замерзшей Невы войсками Ленинградского фронта 12 января 1943 года. Мы как бы стоим на правом берегу реки, спиной к Ленинграду.
А вот здесь видно горящий Шлиссельбург. Дым поднимается и над крепостью Орешек, закрывающей вход в Неву из Ладожского озера. Все время блокады в крепости сражался советский гарнизон, немцы так и не смогли ее захватить.
Разеры диорамы — 40 на 8 метров. Полотно спереди плавно переходит в макетный план, на котором воссоздан подлинный рельеф местности с воронками от бомб и снарядов и фрагментами инженерных сооружений.
Здесь виден тот самый мост через Неву, где сейчас находится диорама. А что это горит за мостом? Электростанция в Кировске?
А теперь самое интересное — идем с экскурсией в 3D-панораму «Прорыв». Она была открыта совсем недавно, и явно стала новым словом в музейном деле.
Как обычно устроена панорама? В Севастополе же многие были? Зрители стоят в центре, а вокруг вдоль стен по кругу натянуто полотно, спереди плавно переходящее в макетный план. Но здесь не так. Здесь зрители сами спускаются в окопы и буквально погружаются в атмосферу идущего боя.
Если в прежних панорамах макетный план состоял в основном из всяких мелких вещей, разбросанных по земле, то здесь повсюду расставлены фигуры солдат и стоит боевая техника.
Многие изображенные солдаты имеют реальных прототипов. Я уж не стал записывать, где кто и какой подвиг совершил.
Оружие у солдат настоящее, найденное поисковиками на местах боев.
Тут в зале приглушается свет и откуда-то сверху раздаются пулеменые очереди, грохочет артиллерия, воют атакующие самолеты.
Экскурсовод заканчивает экскурсию, после чего группе дается «свободное время», чтобы самим походить по окопам и более подробно все рассмотреть.
Да, меня, конечно, сложно чем-то удивить, но здесь все сделано просто потрясающе
Авторами панорамы являются участники команды «Невский баталист» под руководством Дмитрия Поштаренко. «Прорыв» стал их первой работой.
В дальнейшем эти же ребята оформили еще несколько аналогичных экспозиций в разных регионах России. Мне наиболее интересными показались 3D-панорамы «Десант на Шумшу» и «Освобождение Южного Сахалина». Обе с 2016 года выставлены в Южно-Сахалинске.
«Десант на Шумшу». Фильм о создании трехмерной панорамы. Видео с сайта проекта «Невский баталист».
А на этом я свой рассказ закончу. Мы в тот день, конечно, съездили еще в одно интересное место, но здесь это наверно будет смотреться не очень уместно.
Первая часть рассказа — Наша Ленобласть. Кировск-на-Неве
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия