Продолжаем наше автопутешествие по Бессарабии — историческим областям между Черным морем и реками Дунай, Прут и Днестр. Этот регион интересен своим многонациональным колоритом, в нем много солнца, вкусной еды и, конечно, вина. Этим местам досталась незавидная судьба многочисленных переходов, что называется, «из рук в руки» — сначала они были отвоеваны Российской империей у Турецкой, затем перешли из неё в состав королевства Румыния, после этого эти земли вошли в состав Советского Союза, с 1941 года снова включены в Румынию, а в 1944 году здесь снова наступили советские времена.
В целом, Бессарабия в наши дни — это Одесская и Черновицкая области Украины, но мы путешествуем сейчас только по ее одесской части.
Итак, это наше автопутешествие началось с посещения наиболее известных и близких к Одессе бессарабских мест — винного поселения Шабо и города Белгород-Днестровского, знаменитого своею исторической и самой большой крепостью на территории Украины — Аккерман. Вторым интересным местом на нашем пути был небольшой, но интересный как в историческом, так и природном планах — городок Болград. И вот теперь, проехав от него полсотни километров вдоль озера Ялпуг, считающегося самым большим естественным озером Украины, подъезжаем к городу Измаил, который одно время даже «возглавлял» эту, одноименную с ним, область.
Город относительно небольшой (72 тыс. населения) и отельный выбор был соответствующим. Где же остановиться на пару ночей? Короткий экскурс по Booking.com показал что наилучший вариант как по ценовой, так и географической составляющей, будет отель «Бессарабия», 3*. Так оно и оказалось — самый центр города, в самом начале его главного проспекта им. Александра Суворова (пр. Суворова, 2) и почти на берегу Дуная! Двухместный номер с завтраком стоил 1215 грн ($45). Отель, несмотря на свои габариты, относительно небольшой и насчитывает 35 различных комфортабельных номеров.
Заселившись, познакомились с историей этого здания. Как оказалось, оно было построено еще в 19 веке румынскими властями и использовалось в городе в качестве учебного заведения — Технического училища им. И. К. Братиану. После окончания Второй мировой войны здание было отремонтровано и передано в пользование Советскому Дунайскому пароходству, в котором оно стало главным офисом этой судоходной компании. Именно на эти годы пришелся пик его расцвета. В 90-е годы с наступлением всеобщего упадка и ликвидацией пароходства, здание не раз меняло собственников, пока, наконец, власти города не решились оприходовать его и сделать в нем отель, который начал действовать с 2016 года.
Внешне отель «Бессарабия», стилизованный под замок и окруженный невысокими крепостными стенами, напоминает об историческом прошлом Измаила.
Пока приехали и заселились, наступил поздний вечер. Оставалось только пойти и найти где поужинать. Естественно, решили идти в сторону Дуная — уж там-то где-нибудь на набережной обязательно будет где посидеть с видом на реку. До набережной было метров триста по пустынной площади и как-то впереди тоже не сияли яркие и зазывные ресторанные огни — днём мы увидели на набережной пару кафе. Зато сразу же слева в парке, увидев яркую надпись Ресторан «Занзибар», сразу свернули к нему и не прогадали — в нем были вкусные и разнообразные блюда, претендующие на африканскую кухню, из которой (в Кении) мне хорошо запомнились блюда из мяса крокодила.
Официантками были молодые девушки и на мое приветствие «Джамбо!» (на суахили — Привет!), они никак не среагировали — даже не знали, что это означает. Ну, теперь будут знать! На радостях вспомнились даже слова из знаменитой и веселой песни тех мест, которую аборигены поют при встрече с белым человеком — «Джамбо, джамбо бвана! Аборигани мзури сана…»
Весь следующий день мы посвятили знакомству и исследованию этого интересного в историческом отношении, города. Народ, как мне показалось, в этих местах настроен как-то пофигистски — они понимают, что находятся довольно далеко от центральных властей — где-то в затерянном мире на окраине. Но, несмотря на слабо развитую туристическую инфраструктуру, здесь есть что посмотреть. И мы начали наше знакомство с портовой частью города — когда-то взвалившую на себя ношу главного его кормильца.
Сразу перед зданием отеля находится красивая детская игровая площадка, а за нею стоит устремлённая вдаль канонерская лодка. Это Памятник морякам Дунайской военной флотилии в виде малого речного бронекатера БКА-134. Он был установлен 30 июля 1967 года на территории начинавшегося отсюда парка Дружбы народов. Этот парк знаменит тем, что в нем с 2014 здесь проходит рок-фестиваль «Дунайская Сич».
Пройдя мимо памятника бронекатеру и еще закрытого утром нашего вечернего ресторана «Занзибар», выходим к реке Дунай — к зоне Измаильского порта и морскому вокзалу. Этот международный торговый порт не входит в число самых крупных в Украине, но это не исключает его роли в деловой и исторической частях города.
Исторически, по условию Бухарестского мирного договора, с 1812 года Россия становится дунайской державой и тогда ею был открыт путь для свободного плавания по этим водам торговых судов всех государств. Вместе с развитием городов в Придунайском крае начинают свою деятельность и порты. Уже в 1816 году в порт Тучков (старое название Измаила) заходили турецкие, австрийские, английские суда со своими товарами. В целом, 19-й век был расцветом судоходства и торговли на Дунае.
Здание морского вокзала . г; Измаил
В советские времена кардинально поменялся состав флота и суда дунайской прописки барражировали по всему миру, а потом, с введением частной собственности — они «разбежались» кто куда. В настоящее время Украинское Дунайское Пароходство, имея в своем распоряжении морской и речной флот, продолжает, хоть и не в тех масштабах, начатые в советские времена традиции по созданию транспортного узла, обеспечивающего внешнеэкономические интересы Украины в придунайских странах, а также в странах Черного и Средиземного морей. Вот совсем недавно — весной 2021 года, румынские партнеры включили город Измаил, Белгород-Днестровский и Одессу в маршруты своего пассажирского флота, который начал посещать румынскую дельту Дуная.
Любители, увлекающиеся данной тематикой, могут посетить Музей истории Украинского Дунайского пароходства — он размещается в Управлении пароходства. В музее представлены модели судов, различные морские приборы, и многочисленные фотографии. Мы этим не увлекались — поверили на слово.
От здания морского вокзала и до территории грузового порта протянулась более чем километровая набережная имени Луки Капикраяна — талантливого хозяйственника, организатора морской транспортной инфраструктуры в советском Придунавье. В течение шестнадцати лет он возглавлял Советское Дунайское государственное пароходство.
В самом центре этой набережной стоит интересный остроконечный памятник, напомнивший мне издали парусную яхту типа класса М, на которой я осваивал в далекой юности тонкости управления такими судами. Оказывается, этот памятный знак был открыт в ноябре 1983 года в честь 100-летия начала регулярного торгового судоходства на Дунае. Он изготовлен из железобетона и имеет высоту 5.5 м. По задумке автора, памятник символизирует остов корабля с парусами типа грот и стаксель, дополненный логотипом Дунайского пароходства в виде штурвала.
Набережная в утренние часы была пуста и на ней был только одинокий рыбак и наблюдавшие за ним с парапета стаи чаек. Жарко, но, думаю, что шансы поймать хотя бы мелкую тюлечку у него есть!
Вернувшись к отелю и пересев на машины, продолжили наше знакомство с городом. Как известно, в 18 веке Измаил был одной из самых неприступных турецких крепостей и после взятия города первые православные жители возвели деревянную церковь и отправили прошение о построении храма из камня.
Это сооружение и стало самым знаковым зданием Измаила. Свято-Покровский собор, признаный главным храмом города, был построен в 30-х годах XIX века. Его особенностью является овальная колоннада. Собор расположен на проспекте Суворова, на территории городского сада.
Его автором был все тот же Авраам Мельников, профессор архитектуры, ректор Императорской Академии художеств, который создал и виденный нами вчера Спасо-Преображенский собор в Болграде. В общем архитектурном стиле Покровский собор напоминает уменьшенную копию Казанского собора в Петербурге. Но его центральную колокольню возвели уже при румынской власти в 1936 году. Колокола собора были отлиты из переплавленых турецких орудий. Считается, что наибольший из колоколов был весом 700 пудов. В пересчете это больше 11 тонн! Интересно — как и чем его поднимали на колокольню в Те времена?
Ценители церковной истории с удовольствием познакомятся с находящимися в нем чудотворными иконами Пресвятой Богородицы в их числе, привезенные с Афона на благословение Измаила «Избавительница», и «Скоропослушница». А также — с иконами Божьей матери «Святой Марии Магдалены», «Святого Великомученика и целителя Пантелеймона».
На столетний юбилей собора в 1931 году румынские власти на часовне установили часы с боем, которые до сих пор исправно сообщают горожанам точное время. Овальная колоннада, благодаря которой собор стал легкоузнаваемым, была достроена только в 1937 году. Сегодня храм принадлежит Одесской епархии Украинской православной церкви.
Невдалеке от собора в городском саду стоит, установленый в 1909 г. памятник знаменитому русскому полководцу Александру Суворову (1729–1800), руководившему в 1790 г. взятием турецкой крепости Измаил.
Эту знаковую фигуру и по сей день чтят в Бессарабии. И позже мы убедились в этом, посетив Диораму на тему штурма измаильской крепости. В Измаиле есть еще и музей Суворова, открытый 7 ноября 1947 года. Мы в него не поехали, решив посетить только Диораму, но, говорят, что в нем хорошая выставка оружия и военной формы Тех времен. Есть также возможность почитать письма А.Суворова и узнать, что из народного творчества на самом деле принадлежит авторству этого выдающегося человека. Думаю, это — бесценно.
Неподалеку в парке стоит Памятник жителям Измаила, погибшим в афганской войне 1979—1989 гг. И в эту советскую глушь проник Афганистан…
Есть в Измаиле еще одна почитаемая обитель — Измаильский Константино-Еленинский мужской монастырь, который находится на пересечении улиц Папанина и Бендерской (не путать с Бандеровской!). Он был основан в 2001 году, но на самом деле его история гораздо более длинная.
На его месте ещё во второй половине XIX века существовал деревянный храм, но эта церковь сгорела и в 1930 году румынскими властями было принято решение о строительстве нового каменного храма, строительство которого было завершено в 1935 году. Он был освящен в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены. Советы, как в большинстве случаев той поры, церковь закрыли и в ее здании сделали музей атеизма. Кресты с алтаря и купола были сняты, но крест с колокольни, говорят, не удалось демонтировать даже с помощью трактора. В 1992 году храм был вновь открыт и позже в нем была возрождена монашеская община.
А сама улица Папанина, на которой построена эта церковь, довольно оригинальная! Это не просто улица, а, как я понял из ее структуры, в определенные периоды года иногда — настоящая река! Сейчас, когда ее русло, вымощенное камнем, сухое, по ней ездят машины. А, наверное, во времена паводков — лодки…
На этой же улице, на пересечении с Бендеровской, стоит типичный дом румынской постройки конца 19 — начала 20 веков. Но удивило меня не его долговечность, а красная звезда, выложенная из кирпича. Или это Новодел?
Покинув центральную часть города, направляемся как бы в пригород Измаила — к знАковому историческому месту — Диораме штурма Измаила войсками Суворова (ул. Крепостная, 1а), изображающая часть нашей общей героической истории. Эта инсталляция находится в здании старой турецкой мечети, расположенной по соседству с центральным городским пляжем. Купаться на нем можно, но нужно быть осторожным с этим делом — Дунай в этом месте имеет сильное течение и вас может унести прямо без загранпаспорта — за границу в Румынию! Будут небольшие проблемы…
Ну, а на площади перед мечетью сделана эдакая инсталляция крепостных стен. К тому же, все частные дома, окружающие эту площадь, практически не видны, так как тоже обнесены такого же типа стеной.
Экспозиция диорамы (живописной картины во всю большую стену), посвящена штурму крепости Измаил. Эта выставка является филиалом музея А. В. Суворова, от посещения которого мы отказались. Она была открыта 9 мая 1973 года в самом старом здании города — турецкой мечети конца ХVI века. Эта мечеть, с сохранившимся наверху полумесяцем, является на территории Украины одним из немногих образцов средневековой классической османской архитектуры периода её наивысшего расцвета.
Войдя в музей, взяли гида-экскурсовода, которая рассказала нам все перипетии той исторической битвы.
Как известно, в 1790 году Суворов, командуя 30-ти тысячным осадным корусом под Измаилом в течение 2 недель подготовил штурм этой сильнейшей крепости и 11 декабря 1790 овладел ею. В ее взятии наряду с русскими войсками участвовали и черноморские казаки. Именно этой теме и посвящена вся экспозиция данного музея.
На стене вывешены портреты командующих этим героическим штурмом.
Портреты генералиссимуса А.В. Суворова и адмирала И.М. Дерибас
Познакомив нас с историей этого здания и событиями, которые развивались вокруг в те давние времена почти два века тому назад, входим в сам зал диорамы. На его полотне размером 20×8 метров художники московской военной студии им. М. Грекова Е. Данилевский и В. Сибирский воспроизвели решающий момент штурма крепости. Недавно оно было отреставрировано, так что сабли, эполеты и кушаки воинов сияют сейчас свежими красками.
От самой крепости той поры почти ничего не осталось — ее тогда, в отличие от Аккерманской, сравняли с землей. Ну, это и немудрено — ее стены были в основном земляными валами. После поражения Российской империи в Крымской войне в 1856 году, Измаильская крепость была упразднена, валы и другие укрепления были частично взорваны и срыты. Однако некоторые пытливые туристы, интересуясь вопросом — что же от нее осталось, могут получить на это ответ в отдельной экскурсии. Мы туда не поехали, так как нас удовлетворил ответ нашего гида — там можно увидеть старое воинское кладбище, Памятник Героям, Свято-Николаевскую и Свято-Успенскую церкви, малую ханскую мечеть, подпорную стену и Пашинский бастион.
Чтобы почувствовать ауру настоящего бессарабского колорита, стоит отправиться на Центральный рынок. Это что-то типа одесского Привоза — колоритные многонациональные продавцы, много фруктов, вина и рыбы. В целом, одного дня вполне хватает для знакомства с этим историческим местом. Измаил нам понравился тем, что это очень зеленый и уютный город. По нему просто приятно не спеша прогуливаться. Не мегаполис с высотками, но с относительно развитой инфраструктурой, железной дорогой, портом и своими достопримечательностями.
Его по праву можно считать столицей этого края — не зря когда-то же он был областным центром. История, Дунай, местный многонациональный колорит — все это есть в этом городе.
Следующим на нашем пути будет местечко Вилково — поселение староверов в дельте Дуная с его населением, живущим вдоль «венецианских» каналов разливов устья реки. Там тоже есть, что и на что посмотреть! Многих привлекает т.н. Нулевой километр — место, где заканчивает своё течение более чем двухтысячекилометровый Дунай. Также интересно будет познакомиться и с богатым животным и пернатым миром — лошадями Пржевальского, водяными буйволами, пеликанами и лебедями, обитающих в заповедных зонах этой дельты…
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия