Всем привет! Давно не брал я в руки шашки перо. Все как-то было не до путешествий. Ковид свирепствует, до весны из-за собственной непривитости страшновато выезжать было, потом садовые работы навалились. Но вот наступил август, с ним и отпуск подошёл. А это святое! Шмотки в машину покидать недолго, маршрут давно подготовлен, штурман уже соскучился по навигатору. Поехали!
Почему Оренбургская область? Да не получилось туда поехать в прошлом году из-за взбрыкнувшего железного коняшки — поломался «кореец» на самом старте, и после ремонта времени от отпуска оставалось только на неизведанную, к тому времени, Удмуртию. Если копнуть глубже… Не большой я любитель кататься по распиаренным местам. После пятого, десятого прочитанного отзыва приходит чувство, что ты там был, все там знаешь. А Оренбургская область у нас на Туристере почему-то оставалась белым пятном. Немного отзывов о достопримечательностях Оренбурга, да парочка материалов об одной святой обители. Да и сам я в этом большом регионе России бывал только в Орске. Так и созрел план маршрута.
Чтобы попасть в 56-й регион, от Екатеринбурга надо пересечь Челябинскую область и Башкирию. А у соседей, на западе Челябинской области, есть несколько «вкусных» мест, где до этого не был, но было огромное желание места эти посетить.
Знакомство со Златоустом состоялось у меня лет шесть назад, но тогда была одна цель — посетить небольшой оружейный заводик и получить представление о процессе изготовления знаменитых златоустовских ножей. В этот раз цель была — побывать в музее одной из самых старых в России оружейных фабрик.
Путь до города уральских оружейников недолог, и вот мы уже едем по одной из центральных улиц, отмечая при этом улучшившееся дорожное покрытие. Помнится, чертыхался, лавируя между многочисленных ям. Параллельно с нами движется новенький трамвай — ещё один плюсик к карме города.
Немного передохнуть решаем в Горном парке им. П. П. Бажова — одном из мест отдыха горожан.
Какие здесь произошли изменения? Все так же экскурсанты поднимаются на часовню Иоанна Златоуста, чтобы посмотреть с высоты на город и ударить в колокол. Огневушка — поскакушка, Хозяйка Медной горы, дуб, Змей Горыныч — все на месте!
Но есть и изменения. Вокруг фонтана появились чудесные фигурки читающих детей. Не стал искать, кто сделал такой прекрасный подарок городу, не столь это важно. Ясно, что зарубежный скульптор — сказки, которые читают дети, на английском языке. Вся эта бронзовая детвора очень гармонично вписалась в интерьер парка!
От Горного парка недалеко до Кафедрального собора Серафима Саровского. Этот белокаменный красавец виден со многих мест в городе.
На территории храмового комплекса есть небольшой прудик. В просветах между кустами ивняка, густо растущего по берегам, открывается совсем не городской вид на крестильную церковь Иоанна Предтечи.
Выложенная плиткой аллея к собору начинается с двух памятников, стоящих по бокам. Бюст Николая II и хачкар в память о геноциде армянского народа.
В сам собор заходить не стали — шло отпевание. Лишь обошли кругом.
Да и время поджимало, надо было успевать попасть в музей. Припарковался неподалёку от памятника П. П. Аносову, направился рассмотреть поближе, и попал…
Рядом с памятником стояла группа молодых людей с микрофоном, видеокамерой. Оператор, среагировал на мой фотоаппарат, тут же направил свою камеру на меня, а девушка с микрофоном, не давая возможности «слинять», тут же взяла меня «в оборот».
Оказывается, в Златоусте в этот день презентовали новый проект. Возле нескольких наиболее значимых достопримечательностей установили информационные таблички, и я, как турист, очень вовремя им подвернулся со своим мнением. Недолго побеседовали и, вроде бы, разошлись. Мы пошли к памятнику-символу Златоуста, увековеченному на гербе города — крылатому коню.
Прошли мимо памятника Петру и Февронии перед часовней Александра Невского,
постояли на берегу Златоустовского пруда, полюбовавшись на открывшиеся виды Таганайского хребта и его вершин, посмотрели старинную плотину,
и поспешили, наконец-то, к музею. Но возле Бастеньких ворот опять те же телевизионщики! Тут уж я не выдержал и в обмен на прошлое «интервью» затребовал общее фото!
Мимо входа в музей Златоустовской фабрики точно не промахнуться! Во-первых, огромная вывеска на фасаде фабрики, во-вторых, гигантский нож острием лезвия указывает направление, ну и боковая стена фабрики облицована листами-выпрессовками.
Над этими листами, в которых угадывается вся выпускаемая продукция, выдавленная прессом, располагаются барельефы представителей фабричных профессий.
По чугунной лестнице поднимаемся на 3-й этаж.
Сам музей не очень большой, всего один зал, над входными дверями в который большое панно, где изображены люди, внесшие огромный вклад в развитие предприятия.
На стендах размещены образцы всего того холодного оружия, выпускавшегося с начала 19 века. Для тех, кто захочет посетить музей, сразу скажу — возьмите экскурсию! Стоимость небольшая, но зато сколько информации. В пояснениях на стендах вы этого не прочитаете. Я же этими сведениями «грузить» не буду, размещу лишь немного фотографий.
Случались годы, когда продукция фабрики не пользовалась спросом. Тогда заводчане переключались на выпуск канцелярских и столовых ножей, портсигаров, подложек для отрывных календарей и прочей сувенирки.
В годы Великой Отечественной войны у каждого танкиста Уральского танкового добровольческого корпуса был златоустовский «Чёрный нож». В 1980-е, во время войны в Афганистане, этим немного модифицированным ножом были вооружены советские солдаты.
Сейчас фабрика выпускает, в основном, сувенирную продукцию. Какой красавец Меч Победы выковали к одному из юбилеев! На лезвии меча выгравированы названия городов-героев, на ножнах — портреты Маршалов, удостоенных ордена Победы, а сам орден, вместе с солдатским орденом Отечественной войны, красуется на рукояти меча.
С развитием технологий в гальванике на фабрике стали выпускать картины. Сложнейший процесс, но какие 3D шедевры получаются!
Уже в конце экскурсии, насмотревшись на все эти «ножички», во мне проснулся 10-летний пацан. Мальчишки, их же так тянет подержать в руках настоящую саблю!
На этом очередной краткосрочный визит в Златоуст закончился. Нас ждали природные, в основном, достопримечательности Южного Урала.
Про старейшую действующую ГЭС Пороги я уже рассказывал. Но тогда была зима, и ниспадающие потоки воды с плотины были скованы ледяным панцирем. Хотелось посмотреть на ГЭС и окрестности в летнем убранстве.
За эти несколько лет ГЭС, хоть уже и не является действующей, в руины не превратилась.
Нашлись инициативные люди, возникло общественное движение #Порогижизнь, по мере сил и возможностей стараются сохранить памятник гидростроения. Ведь это первый в России электроферросплавный завод, старейшая ГЭС, единственное в мире гидросооружение, построенное из дикого камня. Все это возвели более 100 лет назад, в 1910 году.
Доступ в цеха закрыт уже несколько лет. Радует то, что народ у нас, вроде бы, становится культурнее — нет свежих " петроглифов» на стенах, мусора. А может, на совесть туристов давит этот плакат-просьба?
В прошлый раз из-за глубокого снега походить по округе не удалось. В этот приезд, соблюдая осторожность, обошел и осмотрел все. И каменную кладку стен, и деревянные площадки из негниющей лиственницы, и открытые для доступа пустые цеха.
Да и берега горной речки Большая Сатка, не в пример зиме, были великолепны.
Порадовавшись за старушку ГЭС, что ей спокойно на заслуженном отдыхе, поехали дальше. В тех местах я ещё не был, но наслушался восторженных отзывов. Подъезжая к поселку Межевой, рядом с дорогой обратил внимание на 5 кирпичных башен-полуразрушек. Это ж печи для обжига извести! Не раз видел такие сооружения, но издалека, а здесь выпал шанс осмотреть досконально.
Известь издавна используется человеком в различных отраслях. Неподалёку от известняковых карьеров строились такие печи. Известняк вместе с горючим материалом загружался через верхнюю часть печи, а через нижние проемы по окончании отжига выгружалась готовая негашеная известь.
Эти печи были построены в советское время, но с развитием промышленного производства неподалёку потеряли рентабельность и были закрыты.
Посёлок Межевой стоит на берегах реки Ай. Речка эта одна из самых красивых на Урале. Ежегодно тысячи туристов-водников сплавляются по ней на разных участках в Башкирии и Челябинской области. По башкирском участку до впадения реки в Уфу как-то и мне посчастливилось сплавиться. Но сейчас наша цель не сплав, а шикарнейший по красоте участок берега, имеющий название Айские притесы.
Проехав Межевой, ненадолго остановились у входа в гидротехнологическую штольню.
Это сооружение, оформленное как каскад небольших водопадов, пользуется спросом не только у туристов, но и у местных жителей. Откуда ещё могли взяться замочки молодоженов на ограждении штольни? Да и гранитные валуны-столики располагают к праздничному фуршету.
Дальше хороший асфальт с небольшими серпантинами выводит в поля. И на одном из съездов табличка «К Притесам». Поехали по убитой гравийке и уперлись в ленточное ограждение с флажками. И домики за ограждением. Видимо, предприимчивые хозяева этих гестхаусов поставили указатель, чтобы заманить незнающих дорогу туристов. Ну, мы и попались. Ладно, поменяем немного план действий, ведь совсем рядом т.н. Сухие водопады.
Бросив машину на поляне, перешагнули через «волчатник» и углубились в лес. Тропинка почти сразу резко пошла под уклон. Благо, давно стоит сушь и не пришлось катиться вниз на «пятой точке» по скользкой стене этого ущелья. Вот и дно. Словно каменная река.
Весной талая вода стекает сюда, вниз и бурлящим потоком несётся к речке Ай. Дно этого ущелья не везде ровное, случаются и уступы. Летом воды нет, но каменные уступы-лестницы как напоминания о весеннем буйстве воды. Народ назвал это место Сухие водопады.
Поднялись обратно довольно быстро, солнце уже близилось к закату. Сели в машину и поехали в объезд этих «заборостроителей». Примерно через километр на другом конце поля стал виден большой палаточный лагерь. Вот и стоянка у Притесов.
Как только не называют в народе высокие отвесные берега рек. На Лене и Усьве — Столбы, на Вишере и Чусовой — Камни, Бойцы. На реке Ай — Притесы. Стоя почти на краю площадки, как зачарованный смотрел на открывшийся вид.
И хотя видел что-то похожее на Усьве, Вишере — дежа вю не наступило. У каждого места есть неповторимость и каждое по-своему прекрасно!
Разбили свой маленький стан по соседству с водниками, поужинали в темноте быстро надвинувшейся ночи и спать. Утром, я верил, придёт настоящее чудо…
Наутро, едва высунув голову на волю, еле сдержался, чтобы не завопить. Вот оно!!! Туман, словно облаком, накрыл остывшую за ночь землю.
Схватив фотоаппарат, тихонько, осторожно, чтобы не оступиться в какую-нибудь расщелину в этой молочной мгле, стал пробираться на смотровую. Туман отступал медленно, нехотя. Сначала стала видна речка, потом стены притесов. Через полчаса пейзаж принял свой привычный облик. Лишь кое-где в расщелинах между вершинами гор он не отступал и висел облаками…
То, чего я так страстно желал — увидеть Притесы в утреннем тумане, свершилось и, позавтракав, мы прокатили дальше.
В паре километров вниз по реке на другом берегу (нам пришлось проехать все 40 в объезд), уже на территории Башкирии, есть ещё одна айская достопримечательность, созданная совместно человеком и природой. Геологи бурили разведочную скважину, наткнулись на водоносный слой. Скважину заглушили, но куда там бороться с мощью Земли! Заглушку выбило и вода полилась небольшим фонтаном. Впоследствии кто-то из «рукодельников» забил в трубу небольшой камень, уменьшив диаметр. И вот он — Айский фонтан во всей красе.
Площадку на берегу благоустроили, добавили на табличке-указателе буковку и получился —
Вот только дорога с верха горы вниз к фонтану совсем не райская… Довольно крутой спуск, глина. Даже в сухую погоду колея по краю влажная. Короче, если не хотите утруждать свои ноги вниз-вверх, то полный привод с «понижайкой» вам в помощь, на «пузотерке» лучше вниз не спускаться.
Прокатившись как-то по столетним железнодорожным виадукам в Красноуфимском районе, я заинтересовался этой темой, погуглил и нашёл ещё один в наших горах. Только чуть помоложе, лет на 20. Стоит этот каменный шедевр мостостроителей перед городом Миньяр.
Симский перевал, ставший притчей во языцех у едущих по М5"Урал», в этот раз проскочили. Благодаря сухой погоде не было заторов из груженых фур, поднимающихся на этот довольно высокий перевал. И вот он — красавец Никольский мост.
Средняя арка раскинула свои ноги-опоры по берегам речки Сим, маленькая арка нависает над автодорогой. Построен мост был в 1929–30 годах и стал первым в СССР арочным бетонным мостом. Имя автора известно — это профессор И. А. Белелюбский. А вот имя руководителя стройки кануло в небытие. Известно только, что это была женщина. Также в памяти людской осталось, как эта инженер при пуске виадука встала под ним, а по ж/д путям на мосту толкали груженые платформы. Виадук хорош, не поспоришь. Каменные облицовочные плиты придают ему воздушность, лёгкость. Он и по сей день в строю. При нас по нему прошёл грузовой состав.
По дороге от Миньяра до Аши сделал для себя очень приятное открытие. Всего-то 30 километров, почти нулевой трафик, дорога «никакого» значения. Свежий асфальт вьется змейкой между гор и рекой. Горы с обеих сторон, покрытые лесом. По другому берегу реки идёт железная дорога, местами прячась в тоннелях и навесах от камнепадов. По своим ощущениям тут же поставил эту дорогу наверх своего личного рейтинга пройденных дорог. Выше, наверное, только дороги кое-где на Кавказе.
Проехали Ашу, свернули на узкую асфальтированная дорогу, уходящую в лес. Большая асфальтированная площадка. Припарковался. Подошёл к началу аллеи, усаженной по бокам голубыми елями.
И тут же нахлынули воспоминания…
4 июня 1989 года диспетчер на станции газопровода на участке Аша — Улу-Теляк заметил понижение давления в магистрали. Немного добавил, приоткрыв вентиль.
Около 2 часов ночи к перегону на 1710 километре спешили навстречу друг другу два пассажирских поезда. Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск. Они никогда не встречались на этом перегоне, просто один отстал от графика. На юг сибиряки везли своих детей отдыхать, ведь только начались летние каникулы. А с юга возвращались загоревшие и отдохнувшие. Больше 1000 человек в двух составах. На 1710 километре они встретились…
Трещина в трубе газопровода тем временем все больше расширялась, метан плотным облаком оседал на дне лощины на этом проклятом километре.
Что произошло в момент встречи двух поездов, мы уже не узнаем никогда. Может, сработало, заискрив контактами, реле в одном из локомотивов, может роса осела на контактном проводе и пантограф заискрил, может кому-то не спалось и он вышел в тамбур покурить, открыл дверь и зажег спичку…
Остается только факт — в момент встречи поездов произошёл жуткий взрыв тысяч кубометров скопившегося в лощине газа, по мощности сопоставимой со взрывом бомбы в Хиросиме… По официальным данным в этом огненном аду погибли 580 человек…
Движение поТранссибу было закрыто на неопределенное время. Спустя сутки в поезде Новосибирск — Адлер, в прицепом вагоне из Свердловска, присоединенному к составу в Челябинске, мы с женой и сыном ехали в отпуск…
До последнего в вагоне никто не знал, как пойдёт наш поезд. У меня с собой был атлас железных дорог, и вот по нему, следя за мелькающими за окном названиями станций, определил, что идём мы по тому самому участку.
Поздней ночью в вагоне, кроме грудных детей, никто не спал. Стояла тишина, женщины рыдали беззвучно, лишь изредка тихонько всхлипывая… Поезд тем временем буквально крался по свежеуложенному пути. А за окнами с обеих сторон… Разорванные, закрученные в спираль вагоны, море костров и силуэты людей, ходящих по этому первозданном хаосу… Мне не довелось побывать на войне, но то, какой она имеет запах, я знаю…
И вот, спустя 30 с небольшим лет, стою на том самом месте. Сейчас здесь мемориал. Две стелы. Не стал искать, что хотел сказать автор. По моим ощущениям — это два человека, повернувшиеся лицами друг к другу, как при встрече. У подножья обелиска — таблички с тех вагонов, венки, цветы и игрушки.
По краю мемориала 29 мраморных плит. На каждой по 20 фамилий. Всех тех, чьи души по огненной дороге ушли отсюда на небо…
Очень тяжёлое место. Уже вернулись к машине и поехали, а воспоминания о той трагедии не уходили. Вспомнилось, как спустя что-то около года возвращался из командировки по Средней Азии на поезде новосибирского формирования. Проводником в вагоне был парень примерно моего возраста. Зайдя к нему вечером в купе на «рюмку чая», увидел на его кителе значок «Почетного железнодорожника». Оказалось, что он один из немногих, кто выжил в том аду…
Челябинская часть путешествия здесь закончилась. От Улу-Теляка нам предстоял длительный перегон через всю Башкирию. К вечеру надо было добраться до границы с Оренбургской областью, в местечко Тугустемир. Но об этом уже в следующей части.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия