Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 0:40

Любляна — Словения Июль 2021

Третий свой рассказ о столице Словении начинаю прогулкой по её более новой, фешенебельной части, в которую можно попасть, свернув от знаменитого небоскрёба Неботичник, описанного мной в первом рассказе о Любляне, на запад.

Завершение прекрасного дня

Многим эта часть города покажется менее индивидуальной и привлекательной для изучения. Да, застройка здесь похожа на районы других европейских городов, возникших после Первой мировой войны. Но для полного представления о Любляне я бы советовал эту часть города не оставить без внимания.

В кварталах восточнее проспекта «Словенска цеста» расположились правительственные здания, музеи и торговые центры, элитные жилые комплексы. Подобные районы предполагают широкие светлые улицы, постоянную чистоту, комфорт. Всё это есть и в Любляне, несмотря на свой размер в этой части столица выглядит вполне солидно.

Завершение прекрасного дня

Здесь самая дорогая недвижимость. В жилых районах спокойно, пусто, несмотря на относительную близость центра, на улицах запрет парковки всем чужим.

Вдоль улицы Штефанова, которая начинается около Неботичника, находятся: Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, престижные школы и лицей, Национальная галерея Словении.

Завершение прекрасного дня

К парку Тиволи выходит улица Цанкариева, названная в 1946 году в честь словенского писателя, которая в момент своего создания в 1876 году несла имя императора Франца Иосифа.

Туристы мало заходят в эту часть Любляны, если только не проходят к Национальной галерее, историческому музею или Музею современного искусства. Здесь царство местных, которые оккупируют модные магазины и ресторанчики с барами. Работников министерств, офисов и тружеников культурного фронта разбавляют студенты недалёкого университета, о котором речь ещё впереди.

Завершение прекрасного дня

На пересечении улиц Люпанчичева и Цанкариева стоит Люблянский оперный театр. Здание было построено между 1890 и 1892 годами в стиле неоренессанс по проекту чешских архитекторов Яна Владимира Граски и Антона Грубого. Первоначально в здании расположился Областной театр после того, как его здание сгорело во время землетрясения 1895 года, а Словенский национальный театр оперы и балета переехал сюда уже после Первой мировой войны.

Завершение прекрасного дня

Площадь Республики, образец архитектуры социалистического модернизма, построенная по проекту архитектора Эдварда Равникара, является символическим сердцем словенской государственности. Площадь окружают здание словенского парламента, футуристические башни Люблянского банка и офис-центра. Ученик Плечника спроектировал площадь в 1960 году на месте, которое ранее занимали обширные сады Урсулинского монастыря. Площадь окружена рядом памятников периода социалистической Югославии. Самый большой из них — памятник революции работы скульптора Драго Тршара, открытый в 1975 году. В самом первом рассказе о Словении я уже писал о том, что многим малым странам, впервые получившим свободу, надо бы поучиться у Словении мудрости строительства национального государства. В Словении я вообще не столкнулся с фактом уничтожения монументов или памятных мест, построенных как в имперские времена, так и при монархической или социалистической Югославии.

Здание словенского парламента было построено между 1954 и 1959 годами по проекту архитектора Винко Гланца в качестве резиденции Народного социалистического собрания.

Завершение прекрасного дня

Само здание скучное, но примечательной особенностью является двухэтажный главный вход, окружённый скульптурами, символически изображающими рабочих и служащих разных профессий, работы скульпторов Зденко Калина и Карла Путриха. Только вот почему все профессии трудятся голышом? В занимательном, нудистском здании трудятся словенские парламентарии.

Улица Бетховена выведет нас от площади Республики к площади Конгресни трг.

Завершение прекрасного дня

Направо, через дома, видны башни Урсулинской церкви Святой Троицы.

На месте нынешней площади Конгресни трг, сейчас оккупированной студентами университета, уже в период барокко находилась небольшая площадь, которая была тщательно реконструирована к съезду Священного союза 1821 года и названа в его честь. С тех пор здесь был центр политических церемоний, демонстраций и протестов, таких как создание Королевства Югославия, праздники в честь освобождения Белграда, или протесты против югославской власти в 1988 году. В центре площади был разбит Звёздный парк.

Завершение прекрасного дня

Основное здание на площади Конгресни трг было спроектировано в 1902 году Яном Владимиром Граски, а позже было реконструировано чешским архитектором из Вены Иосипом Худецем. Говорю о главном корпусе-дворце Люблянского университета.

Несмотря на то, что в нём обучается около 39 000 студентов, университет сравнительно молодой. В рамках империи австрийцы не были заинтересованы в развитии национального образования в своих провинциях, за исключение Венгрии и Чехии. Попытка организовать первый университет в Любляне была предпринята в 1810 году, но уже в 1813 году университет был распущен, главным учебным заведением по прежнему остался Императорский королевский лицей.

Завершение прекрасного дня

Во второй половине XIX века было сделано несколько политических заявлений о создании словенского университета, хотя значительное количество словенских академиков работали по всей Центральной Европе, а большинство словенских студентов было зачислено в иностранные университеты Австро-Венгерской империи, особенно в Карлов университет в Праге и Оломоуцкий университет.

Выпускник последнего, философ Франк Самуэль Карпе, ставший канцлером в 1881 году, наконец смог в 1890-х годах создать объединённый совет по созданию словенского университета, который в 1898 году получил зелёную улицу благодаря решению регионального парламента.

Завершение прекрасного дня

В университетском квартале можно повсеместно встретить и разбросанные небольшие отделения Словенской академии наук, которая возникла ещё позже, в начале XX века.

От Парка Звезда возвращаемся в старый центр.

Завершение прекрасного дня

К трём мостам идём по улице Вольфова. Бывшая Театральная улица была переименована в 1892 году, так как лежавший на ней театр сгорел. По предложению мэра улица была названа в честь епископа Антона Алойзие Вольфа.

Постепенно вышли на уже знакомую нам площадь Прешерена с францисканской церковью Благовещения.

Завершение прекрасного дня

Следущий час мы посвятили неторопливой прогулке по обоим берегам Любляницы от Трёх мостов до моста Сапожника и обратно. Чудесный район старой столицы.

Портовый район на реке впервые упоминается в письменных источниках в начале XIV века. До 1849 года, когда в Любляне появилась железная дорога, здесь было главное место выгрузки товаров.

Завершение прекрасного дня

Обновлённый район Брег, как называют словенцы совокупность набережных, в последнее время снова используется как новое место для проведения ярмарок под открытым небом. Которые, к счастью, при нашем посещении отсутствовали, не люблю, когда шатры закрывают весь обзор.

Завершение прекрасного дня

С одной стороны река Любляница и район Търново для прогулок и отдыха, с другой — центр со всей инфраструктурой. Всё рядом — театры, магазины, кафе-рестораны и достопримечательности, университет, библиотека и так далее.

Рыбный пешеходный мост предлагает вид на соседний Тройной мост на севере и мост Сапожника на юге.

Завершение прекрасного дня

Это прозрачный стеклянный мост, который в ночное время освещается встроенными светодиодами. До 2014 года он был деревянным и украшен цветами. Мост на этом месте планировал построить ещё Йоже Плечник, однако его план не был реализован.

Сразу за пешеходным мостом находится Рыбная площадь, которая была создана после великого землетрясения в Любляне, когда все старые дома были снесены, таким образом образовалось место для самой маленькой площади в самом центре Любляны. На площади стоит небольшой фонтан со скульптурой женщины с кувшином 2-й половины XIX века, перенесенный сюда в 1981 году из сада рядом с замком Тиволи.

Завершение прекрасного дня

От набережной можно с другой стороны выйти к уже известному зданию Люблянского университета по площади Дворни Трг, которая до 1515 года была северной окраиной Люблянского гетто. Первоначально площадь называлась Бургплац, была переименована в 1848 году.

В начале площади установлен памятник австрийскому композитору и дирижёру Густаву Малеру, имя которого в основном связано с Веной и Германией. Памятник напоминает о раннем периоде его биографии, когда он работал в качестве плохо оплачиваемого дирижёра в Любляне в 1881–1882 годах.

Завершение прекрасного дня

На месте нынешнего Моста сапожников, построенного архитектором Йоже Плечником между 1931 и 1932 годами, стоял крытый деревянный мост, соединяющий площади Местни трг и Нови трг, две основные части средневековой Любляны. На мосту размещались сапожные мастерские — отсюда и название.

Нынешний Мост сапожников был задуман как широкое пешеходное пространство с балюстрадами, украшенное псевдоантичными колоннами.

Завершение прекрасного дня

Мы подошли с другой стороны к площади Нови трг, описанной в прошлом рассказе о Любляне. Здесь возвышается фонтан в стиле барокко из садов Ауэрсперг.

В этой точке обязательная программа завершилась. Мы неторопясь возвратились на площадь Кирилла и Мефодия, где наискосок от Кафедрального собора находится ресторан национальной кухни «Сокол», который можно только посоветовать.

Завершение прекрасного дня

Погостив у «Сокола» вернулись к Трём мостам. Солнечный свет приобретал золотистый оттенок, что говорило о приближающемся вечере.

Часто после ужина двигаемся в направлении отеля, но здесь не хотелось. Любляна не отпускала. Около мостов, на набережной присели в первый попавшийся бар. Но в Любляне не прогадаешь. Отличные коктейли, почти итальянское мороженое. Наблюдая вокруг счастливый молодой город, его красивейшую площадь Прешерен.

Завершение прекрасного дня

Поднялись уже в наступающих сумерках. На площадь Прешерена слеталась молодёжь в предвкушении ночных развлечений.

Теперь уже точно пора в отель, пока совсем не стемнело. Прекрасная Любляна пройдена, в такие города хочется возвращаться.