Продолжаем нашу прогулку (начало здесь) и посмотрим на город с высоты птичьего полета. Лучшая панорама из тех, что мы видели, открывается с чертова колеса парка Кырлай. Шестиместные закрытые кабинки (с форточкой) поднимают на высоту 55 метра, и позволяют сделать неплохие панорамные снимки. Несмотря на то, что чуток подвела погода: было пасмурно и накрапывал дождь, мы с удовольствием и прокатились, и полюбовались на близлежащий район, Кремль и реку Казанку.
Самая доступная и популярная обзорная точка находится на 74-метровой многоярусной колокольне Богоявленского собора. Долгое время звонница была самым высоким сооружением города. Сегодня колокольня служит прекрасным ориентиром для туристов: где красная башня — там центр Казани, улица Баумана. Чтобы подняться на колокольню, нужно преодолеть 210 ступеней. Сверху можно рассмотреть сразу все достопримечательности старого города: Спасскую башню кремля, мечеть Кул Шариф, купола Петропавловского собора, площадь Габдуллы Тукая.
Не меньший интерес представляет и сама Богоявленская колокольня. Она была построена в неорусском стиле в 1894–1897 годах на средства, завещанные купцом 2-й гильдии Иваном Семеновичем Кривоносовым. Звонница сложена из красного лекального кирпича, и щедро украшена узорным декором.
За своей колокольней прячется во дворе нежно-голубой Богоявленский собор. За долгую свою историю храм пережил множество метаморфоз: его перестраивали, впопыхах ремонтировали, переделывали в спортивный зал. Все то убранство, которое закладывалось изначально, практически не сохранилось.
Запись в метрической книге Богоявленской церкви гласит, что здесь 2 февраля 1873 года (по старому стилю) крестили Федора Ивановича Шаляпина. Покорив лучшие сцены русских и зарубежных театров, Шаляпин всегда помнил свой родной город. Казанцы тоже гордятся своим знаменитым земляком. В 1999 году оперному певцу рядом с собором установили памятник.
Архитектурной доминантой старого города и прекрасной смотровой площадкой является шестиярусная колокольня Петропавловского собора. Она, как и башня Сююмбике, имеет ощутимый наклон.
Подняться на колокольню не представляется возможным. В настоящее время ведется масштабная реставрация всего храмового комплекса. Работы планируется завершить к празднованию 300-летия собора в 2023 году. Но осмотреть Петропавловский собор как снаружи, так и изнутри, нам удалось.
Позолоченный семиярусный иконостас. Был изготовлен в 1723-1726 годах. После пожара 1815 года обновлен художником Василием Туниным
Невозможно не залюбоваться этим уникальным храмом. Не портят впечатления даже строительные леса, закрывающие часть стен.
Пожалуй, самое удивительное в соборе — это его лепной растительный орнамент. Гирлянды цветов, бутонов, виноградных лоз и гроздья плодов и фруктов сочным рельефом обрамляют угловые колонны, окна и порталы. Элементы лепнины подчеркиваются зеленой, синей и оранжевой раскраской.
Историки сходятся во мнении о принадлежности собора Петра и Павла к «нарышкинскому» стилю, но тем не менее отмечают, что многие детали декора и расцветка совершенно нетипичны для русской архитектуры, и по своему характеру схожи с традиционным татарским орнаментом.
К сожалению, имена зодчих собора не установлены. Считается, что храм начал строиться в 1722 году, после посещения Казани Петром I, направлявшимся в персидский поход. Среди краеведов есть версия, что император останавливался в доме И. А. Михляева, который в память этого события на месте древней церквушки поставил этот каменный двухэтажный собор.
Иван Афонасьевич Михляев был богатейшим купцом и промышленником петровского времени. К концу жизни, а умер Михляев в 1728 году, он владел суконной мануфактурой, винокуренным и кожевенным заводами, салотопенным двором, лавками, домами, и земельными угодьями. Помимо дел купеческих, Михляев прославился своей благотворительностью, направленной в основном на возведение больниц и храмов. На пожертвования Ивана Афанасьевича в Казани и окрестных сёлах было построено около десяти церквей. Одну из них построили в 1728 г. специально для рабочих суконной мануфактуры. Главный престол освятили во имя Богоявления Господня (с 1831 года во имя Рождества Пресвятой Богородицы), правый придел во имя трех Казанских святителей Гурия, Германа и Варсофония, левый придел во имя св. Параскевы Пятницы. За церковью прочно закрепилось название «Пятницкая».
По всей Казани раскидано более десятка красивейших православных храмов. Они строились в разные времена, разными зодчими и отличаются друг от друга множеством архитектурных особенностей. У каждого храма своя судьба, своя история, но их объединяет одно — в каждом из них представлена Казанская икона Божьей Матери, особо почитаемая верующими христианами.
Никольский кафедральный собор. Расположен вблизи кремля, на ул. Баумана
Благовещенский собор Казанского кремля
Безусловно, главным событием для православных верующих Казани стало недавнее открытие в татарстанской столице одного из ее главных духовных центров — собора Казанской иконы Божией Матери, восстановленного после утраты в лихолетье 30-х годов XX века. Прежний каменный храм входил в комплекс Богородицкого монастыря, основанного по указу Ивана Грозного, на месте обретения иконы Божией Матери, известной как Казанской. Храм был построен в 1798—1808 гг. И стоял, пока не взорвали — до 1932-го.
Воссозданный собор Казанской иконы Божией Матери за неделю до открытия
Храм восстанавливался по архивным фотоснимкам и чертежам. Строительные и отделочные работы шли с 2016 по 2021 год. Также облагородили близлежащую территорию Богородицкого монастыря. Везде чисто, ухоженно, обустроены клумбы, растут цветы. Место обретения Казанской иконы Божией Матери отмечено небольшой кованной часовней с голубым куполом. Именно здесь 21 июля 1579 года по новому стилю, после страшного пожара, десятилетняя девочка Матрона обрела чудотворный образ Богородицы.
Почти триста лет Казанская икона хранилась в Богородицком монастыре. В 1904 году монастырь разграбили. Бесследно пропала и чудотворная икона. Несмотря на исчезновение оригинального образа, православные все равно его чтут. Икону считают одной из главных святынь России. Именно перед ней в 1612-м молилось ополчение во главе с Минином и Пожарским перед решающим штурмом. У этой же иконы молились Петр I накануне Полтавской битвой в 1709 году и Кутузов перед Бородинским сражением.
Богоматерь Одигитрия. Первая половина XVI века. Икона из местного ряда иконостаса Троицкой церкви Свияжска
Казанская икона Богородицы оставила свой след в виде множества списков, разошедшихся по всей Руси. Многие копии создавались в иконописной мастерской, открытой в 1867 году при Богородицком монастыре. Посмотреть на древние иконы и вникнуть в детали иконописи можно в Музее казанской иконы (ул. Большая Красная, 10). Основу экспозиции составляют иконы из собрания известного казанского мецената, председателя совета директоров «Ак Барс банка» Валерия Сорокина.
Икона Божией Матери «Скоропослушница» мастерской Богородицкого женского монастыря
Кроме того, мы побывали в «Ак барс галерее» на уникальной выставке, представляющую коллекцию списков с Казанской иконы XVI—XX вв. В экспозиции более ста икон Божией Матери из разных уголков России. Казанская Богородица почиталась повсеместно, но в каждом регионе была своя стилистика написания. Название выставки «Повесть и чудеса… явления образа, иже в Казани» отсылает к повести Патриарха Московского и всея Руси Гермогена. Будучи простым священником в Казани, он стал одним из первых, кто принял явленный образ в руки и перенес его в церковь. В своём сочинении Гермоген подробно изложил все обстоятельства обретения и описал чудеса, происходившие от иконы.
Казанская икона Богородицы.Москва, школа оружейной палаты,20-е гг. XVIII в.
Конечно, Казань в первую очередь является исламским центром в современной России. Две ведущие мировые религии уживались здесь крайне сложно, исподволь, но сегодня уже можно говорить о том, что достигнуто устойчивое взаимопонимание между представителями ислама и православия. Для тех, кто хочет посмотреть на многонациональность и мультикультурность по-российски, Казань — идеальный пункт назначения.
А вот любителям чего-то экстраординарного придётся отправиться за город, в посёлок Старое Аракчино. Там строится Храм всех религий или, как его еще называют, Вселенский собор.
Яркое, пестрое строение похоже на большой слоеный пирог с самой невообразимой начинкой. Здесь тесно переплелись практически все религии и верования и цивилизации, существующие в мире. Всё слилось воедино: геральдика монголов, славянские руны, масонские знаки, символы мальтийского ордена, буддийские статуи, еврейский семисвечник и египетские сфинксы. В облике здания угадываются черты и католического костела, и синагоги, и минарета с полумесяцем.
Строительство Вселенского собора начал в 1992 году архитектор и скульптор Ильдар Ханов. Работы велись за счет денежных средств самого художника. Не обошлось без пожертвований и помощи друзей. Каждый год добавлялся новый элемент, так что за 20 с лишним лет храм так и остается недоделанным. Службы и обряды в нем не проводятся. В 2013 Ильдар Ханов ушел из жизни. Сегодня работами руководит родной брат художника — Ильгиз Ханов.
Посмотреть на казанское чудо света было весьма любопытно. С другой стороны, я рада, что не пришлось сюда ехать специально (нас завезли к храму на обратной дороге из Свияжска).
Ну, а мы вернемся в Казань и пройдемся по улице Баумана. Когда-то начало этой улицы было частью Ногайского тракта. При штурме кремля войсками Грозного, стены южнее и севернее улицы были проломлены взрывами. Улица была названа сначала Проломной, а затем Большой Проломной. С 1930 года улица носит имя революционера Николая Баумана.
Теперь здесь допоздна работают кафе, рестораны, сувенирные магазинчики, играют уличные музыканты, рисуют портреты художники, «кусают» прохожих за голову зебры-аниматоры, разгуливают влюбленные парочки и праздношатающаяся публика вроде нас.
Улицу Баумана украшают несколько фонтанных сооружений, памятный знак «Нулевой меридиан», скульптуры «Конь-страна» и «Конь в пальто». У качаловского театра стоит «Карета Екатерины II». На такой же карете императрица разъезжала по Казани во время своего путешествия по Волге. С именем Екатерины Великой связано немало значительных вех в истории города. При посещении Казани в 1767 г. она писала: «Сей город безспорно первый в России после Москвы… во всём видно, что Казань столица большого царства». В знак благодарности за теплый прием Екатерина оставила свой транспорт в подарок жителям. Оригинал кареты выставлен в Национальном музее Республики Татарстан и считается едва ли самым ценным экспонатом. Но и чугунный экипаж вызывает всеобщий восторг. И местные жители, и гости города любят устраивать здесь фотосессии.
Еще одна интересная улица Казани — Кремлевская. Она проходит по гребню Кремлевского холма, занимая самую высокую часть города, и соединяет два значительных архитектурных ансамбля: кремль и университет.
В сквере напротив главного корпуса Казанского федерального университета установлен памятник молодому студенту Ульянову. Всего несколько месяцев проучился Владимир Ильич на юридическом факультете. 5 декабря 1887 будущий вождь мирового пролетариата был отчислен за участие в студенческой сходке и сослан в деревню Кокушкино.
В отличие от вечно шумной улицы Баумана на Кремлевской достаточно тихо и немноголюдно. Эта зеленая уютная улица, чем-то напоминающая европейские бульвары, располагает к неспешным спокойным прогулкам.
Издавна Кремлевская считалась самой красивой и элитной частью города, где могли позволить себе жить только состоятельные, знатные люди. Здесь располагались первоклассные гостиницы, модные магазины, ателье портных, парикмахерские и лучшие в городе фотосалоны. Разные исторические эпохи оставили улице свое наследство. Чуть ли не каждый дом заслуживает отдельного рассказа.
Дом Зинаиды Николаевны Ушковой. Начало XX века
Пассажи, купеческие особняки, доходные и торговые дома возводились по индивидуальному проекту лучшими градостроителями своего времени. Фасады некоторых домов так изобилуют архитектурными деталями, что перед ними зависаешь надолго.
Александровский Пассаж. Построен в 1880—1883 годах. Здание построил архитектор Г. Б. Руш по проекту Владимира Суслова и Николая Поздеева
В Казани до наших дней сохранилось немало старинных зданий, заслуживающих внимания. Несмотря на свой солидный возраст, все дома выглядят точно с иголочки и радуют глаз свежевыкрашенными стенами. На многих объектах реставрация продолжается и идет полным ходом.
Дом купца Чукашева на улице Горького. Дата постройки 1908 г. Архитектор К.С. Олешкевич
Барочный двухэтажный дом купца З.В. Журавлева. Улица Островского 15. Дата постройки 1908 г. Здание занимает Дом татарской книги с мемориальной квартирой татарского писателя Шарифа Камала
Доходный дом купца Л.В. Кекина стоит на перекрестке трех улиц: Горького, Жуковского и Галактионова. Дата постройки 1905г. Архитектор Генрих Руш. В 2005 году здание было восстановлено и модернизировано с сохранением внешнего облика и добавлением современной инфраструктуры
К числу старейших магистралей города относится ул. Карла Маркса. В период Казанского ханства здесь проходила Арская дорога (она шла в сторону Арска и далее на Урал и в Сибирь). Пролегая вдали от торговых мест, эта улица долгие годы хранила тишину и спокойствие. Основная застройка улицы началась в XVIII веке, когда здесь начали селиться богатые и знатные казанцы. Они возводили просторные каменные дома, окруженные обширными дворами. Улица стала одной из самых респектабельных. Помимо роскошных особняков, здесь располагался ряд важных для города учреждений. Среди них: Императорская Казанская гимназия, Казанское соединённое промышленное училище, Дворянское собрание, Ветеринарный институт и др.
Усадьба Оконишникова на ул. Карла Маркса. начало ХХ в.
Одна из красивейших городских усадеб принадлежала командующему войсками Казанского военного округа генералу Александру Сандецкому. Газета «Волжский вестник» писала: «…построили здание в 1907-м по проекту не то архитектора Мюфке, не то Амлонга, не то другого неизвестного, но хорошего военного архитектора». В начале века во дворе дома был разбит парк с беседками и фонтаном.
Свою вековую историю усадьба пережила не без потерь. От былых интерьеров в доме остались лишь камины.
Сегодня в этом нарядном здании расположен Музей изобразительных искусств Республики Татарстан. С порога бросаются в глаза блеск и порядок. На глобальную реконструкцию, которая продолжалась почти три года, из бюджета республики потратили почти полмиллиарда рублей.
Коллекция насчитывает более 25 тыс. экспонатов — это одна из самых внушительных художественных коллекций в Поволжье. В музее есть работы Айвазовского, Брюллова, Репина, Рокотова, Левитана, Тропинина, Кустодиева, Шишкина, Крамского, Серова, Яна Брейгеля и др.
Девушки в гроте. Т. А. Нефф. 1859 г.
Улица Карла Маркса приводит нас на площадь Свободы. До 1924 года площадь называлась Театральной, так как здесь с 1845 года стояло красное кирпичное здание театра. Этому театру постоянно катастрофически не везло. Несколько раз он выгорал дотла и вновь его перестраивали. Самый разрушительный пожар вспыхнул в августе 1919 года и продолжался почти три дня. Обгоревшие руины здания разобрали только в 1923 году. На месте театра разбили сквер и поставили памятник Ленину.
Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля
Нынешнее величественное здание с восьмиколонным портиком в центре мало чем напоминает своего предшественника. Открытие театра состоялось в 1956 году премьерой национальной оперы «Алтынчеч». Тогда же ему присвоили имя поэта Мусы Джалиля, а Академическим театр стал называться в 1988 году.
Здание театра очень красиво как снаружи, так и внутри. Мраморные лестницы, художественный паркет, хрустальные люстры, тонко прорисованный лепной потолок, огромные зеркала, бронзовые светильники из чешского стекла — всё связано в единую продуманную композицию. Дизайнерами широко использованы мотивы лозы, тюльпана, листьев, линейные геометрические узоры. Национальные орнаменты присутствуют как на внешнем фасаде здания, так и во внутреннем интерьере.
Билеты в театр мы покупали через интернет примерно за месяц до представления. Смотрели балет «Жизель». Сказать, что нам понравилось — ничего не сказать! Мы были в полном восторге. Балет зрелищный, красочный. Декорации, костюмы, исполнение — все на высшем уровне.
После насыщенного событиями дня приятно прогуляться и побродить просто так, без какой-либо конкретной цели. Вечером город тонет в золоте заката и преображается. Вспыхивают многоцветные огни реклам, озаряются светом здания. Оттеняя темную синеву неба горят словно свечи стройные минареты.
Древняя и современная, торопливая и спокойная, терпеливая и мудрая Казань неизменно открыта и приветлива. Здесь рады любому гостю и каждому город дарит незабываемые впечатления, эмоции и воспоминания. Большое спасибо и до свидания, Казань!