В городе — сотни дорог, вечность в себе таящих.
Город — всегда диалог прошлого с настоящим
Роберт Рождественский.
В июне этого года я побывала в одном из самых древних российских городов — Казани. Поездка осуществилась благодаря моей давней подруге, которая, собственно, и предложила поехать в столицу республики Татарстан. Так получалось, что раньше в планы моих путешествий Казань никогда не вписывалась. Всё случилось нежданно-негаданно. Каким-то чудом мы успели купить бюджетные билеты до Москвы. А оттуда на двухэтажном поезде добрались до Казани.
Современный архитектурный комплекс Кремля сложился к концу XIX века.
Удивило то, что в 2 часа ночи в Казани уже светло как днём (местное время совпадает с московским). Поэтому первые дни мы жили в привычном для нас биоритме: завтракали в 3.00 (по хабаровскому времени это 10.00), обедали в 8.00 (по нашему — в 15.00), а ужинали как придется. В четыре утра мы уже выходили из дома и успевали вдоволь нагуляться до полуденного зноя. Жаркая погода в этом году бьет температурные рекорды.
Первое, что бросается в глаза по приезду в город — это его особенный колорит. Казань наполнена минаретами, громко звучащей татарской речью, восточными сладостями и шумными базарами. В исторических памятниках и архитектуре четко прослеживается причудливое сплетение различных культур и цивилизаций — восточной и западной, тюркской и славянской, христианской и исламской.
Казань была частью Волжской Булгарии, Золотой Орды, Московского царства, Российской империи и CCCР. За свою тысячелетнюю историю город превратился в современный мегаполис, который называют «третьей» столицей России. Видимо в борьбе за этот статус строят с размахом и помпезностью.
Центр семьи «Казан» (в разговорной речи просто «Чаша») — главный дворец бракосочетаний (ЗАГС)
Относительно названия города существуют множество легенд. Наиболее популярная версия основана на очевидном созвучии названия города с татарским словом «казан», то есть котёл. По преданиям, на том месте, где была заложена Казань, обитали полчища змей. Правил ими крылатый дракон Зилант. Чтобы истребить змеиное царство люди обложили холм соломой и подожгли. В пламени погибло все живое. Однако Зиланту далось спастись. Он улетел на гору, названную опосля Зилантьевой, и оттуда наводил на жителей страх. К счастью, убить змия сумел могущественный волшебник Хаким.
Дракон Зилант у входа на станцию метро Кремлевская
Зилант работы бурятского скульптора Даши Намдакова
Впрочем, не зря говорят, что от любви до ненависти один шаг. Тут вышло наоборот. Вражда переросла в почитание, Зилант сделался хранителем города и даже попал на герб. Теперь дракона можно встретить повсюду: на футболках, платках, флагах, на магнитиках, и даже на водосточных люках.
Ещё одной здешней знаменитостью является Кот Казанский. Это не только привычный всем нам котик, а еще и частый персонаж фольклорных и лубочных сюжетов XVI–XX веков, наделённый титулом — «Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…». В 2009 году герою народных сказаний был установлен памятник работы Игоря Башмакова. Скульптура упитанного кота, развалившегося в беседке с балдахином, была создана талантливым скульптором Игорем Башмаковым.
Давным-давно в Казани действительно водились кошки особой породы. Животные отличались широкой круглой мордой, толстой шеей и коротким хвостом. Называли тех котов не Мурзиками или Васьками, а татарским именем Алабрыс (в переводе значит «великан»). Считалось, что казанские коты — самые искусные охотники мышей и крыс. В XVIII веке эта слава докатилась и до царского двора в Санкт-Петербурге. В то время мыши были настоящим бедствием для Зимнего дворца и по высочайшему указу императрицы Елизаветы тридцать лучших котов «удобных к ловлению мышей» из Казани отправились на «работу» в столицу. Впоследствии кошачье племя перемешало свои гены с обычными кошками и в итоге порода в чистом виде исчезла. Тем не менее, здешние мяукающие создания бодры, веселы и милы.
Конечно, перво-наперво мы отправились в Казанский кремль. Работает он без выходных и круглосуточно.
Изящный силуэт этой древней крепости, раскинувшейся на крутом холме у реки Казанки, привлекает внимание еще издали. Процесс заселения кремлевского холма шел с глубокой древности. Наиболее ранние находки, обнаруженные в Кремле, относятся к эпохе мезолита. Приблизительно в конце X века сюда пришли булгары, основали городское поселение. Позже на этом месте возвели небольшую крепость, которую в XIV веке разрушили ордынцы. После распада Золотой Орды в 1438 году чингизид Улуг-Мухаммед основал независимое Казанское ханство и обосновавшись в Казани начал работы по укреплению столицы. Постепенно Казань стала важным торговым и политическим центром, а её крепость -неприступным оплотом.
Безымянная круглая башня и Братский корпус
К эпохе Казанского ханства относятся более или менее достоверные описания застройки кремля. В письменных источниках упоминаются: Ханский двор, дворец, мавзолеи и комплекс мусульманских культовых сооружений, включавших в себя Ханскую мечеть, Гарнизонную и «Нур-Али», мечеть медресе «Кул Шариф» и мечеть около Преображенской башни. К середине XVI столетия кремль выглядел величественно.
Изначально, в Кремле было 13 башен, но из-за различных войн и разрушений до нашего времени сохранились только 8. При этом протяженность стен кремля составляет 1,8, а площадь 15 га. В 2000 году Музей-заповедник и историко-архитектурный комплекс Казанский кремль был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
До наших дней ни одной ханской постройки не уцелело. После осады Казани в 1552 году крепость лежала в руинах. По повелению Ивана Грозного в Казань прибывают псковские мастера и под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя разворачиваются масштабные работы по восстановлению разрушенных стен и башен кремля. В результате кремль расширился и принял знакомые нам очертания. Стоит отметить, что прежний градостроительный план сохранился почти без изменений.
Казанский кремль — главная достопримечательность столицы Татарстана, которую без преувеличения можно назвать «сердцем» города.
Кремль не раз горел, но всегда восстанавливался. К концу 17 века он стал полностью каменным. В дальнейшем появились Губернаторский дворец, здания присутственных мест, юнкерское училище, архиерейский дом, здание духовной консистории и др.
Главное здание Пушечного двора
Преображенская башня. XVI век.
Одновременно с крепостью вырастали и православные храмы. Самым древним памятником, сохранившимся до наших дней на территории крепости, является Благовещенский собор. Место для его постройки выбрал сам Иван Грозный. 4 октября 1552 года царь-победитель торжественно въехал в Казань и на возвышенности водрузил крест. Там и заложили храм. Деревянную церковь, срубленную за 3 дня, освятили 6 октября в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Через несколько лет собор был перестроен из камня по образцу московского Успенского собора.
Старейшее сооружения ансамбля Казанского кремля. Более того, эта красивейшая церковь 16 века долгое время была главным храмом Казани.
С самого начала Благовещенский собор стал средоточием православной культуры и центром Казанской епархии. Сюда была принесена на литургию новоявленная Казанская икона Божией Матери, здесь служил священником будущий патриарх Гермоген, здесь принимали почти всех представителей династии Романовых. В подклете собора нашли упокоение многие казанские архипастыри. На долю храма выпало немало бедствий: многочисленные пожары, лихолетья революции, разорения гражданской войны, годы полного забвения. И все же храм выстоял, возрождаясь из пепла. В 2005 года отреставрированный в своём прежнем величии Благовещенский собор был вновь освящён. Сегодня он является действующим православным храмом.
Стараниями реконструкторов удалось очень точно воссоздать историческое убранство собора: росписи, фрески, иконостасы, утварь, образа. Что-то удалось сохранить с древних времён, остальное восстанавливали заново по сохранившимся чертежам и рисункам.
Поразительно, что сохранился пол собора. Он выстлан из массивных чугунных плит, отлитых в 1743 году на уральском металлургическом заводе Демидовых.
Храмовой 50-метровой колокольне повезло гораздо меньше, чем собору. Её разобрали в 1928 году. Прилегающую к храму территорию облагородили в конце прошлого века. С южной стороны собора разбили сквер, в котором В 2003 году установили памятник «Зодчим Казанского Кремля». Скульптурная композиция задумана как собирательный образ зодчих разных эпох, культур и национальностей, строивших кремль.
В уютном сквере приятно посидеть на лавочке среди зелени и цветов. После отдыха обязательно обойдите вокруг храма. За Благовещенским собором есть прекрасная смотровая площадка, с которой открываются отличные виды на Кремлевскую набережную, Дворец Земледелия, и противоположный берег реки Казанки. Чтобы полюбоваться панорамой, рекомендую приходить сюда вечером по той простой причине, что днём солнце бьёт прямо в объектив и шедевральных снимков сделать не получится.
Мы подходим к самому загадочному объекту кремля — многоярусной Башне Сююмбике. Для всего татарского народа она давно стала символом исторической родины. До сих пор ведутся споры о возрасте башни и это обстоятельство рождает множество слухов и мифов. Каждому, кто приехал в Казань, рассказывают легенду о том, что Иван Грозный, захватив Казань, возжелал взять себе в жены казанскую правительницу Сююмбике. Красавица согласилась, но с условием, что русский царь за неделю построит в Казани самую высокую башню. Началось спешное строительство. В первый день положили первый ярус, во второй день — второй, и т. д. К исходу седьмого дня башня была готова. Тогда Сююмбике забралась на самый верх и, дабы не доставаться нелюбимому, бросилась вниз… Сказка, конечно, красивая. В действительности, судя по археологическим данным, построили башню, скорее всего, в середине XVII века. 58-метровая конструкция имела в основании дубовые сваи, которые забили не слишком глубоко. От этого шпиль башни отклонился от вертикальной оси на «критические два метра».
Что касается царевны, то доподлинно известно, что родилась Сююн, к имени которой позднее добавили «бике», то есть «госпожа», в семье ногайского бия Юсуфа и была потомком основателя династии Ногайской Орды Едигея. Сююмбике трижды была замужем, и каждый раз мужа ей выбирали исключительно из политических соображений. Остаток своей жизни последняя казанская царица провела в Касимове, где и похоронена. Для татар эта женщина стала эталоном женской красоты и самоотверженного служения своему народу. В память о ней башня носит имя Сююмбике.
С 2003 г. арку в нижнем ярусе башни Сююмбике украшают кованные ворота «День и Ночь». Витиеватый растительный узор на створах обрамлен орнаментом с мифологическими животными. В центральной части сверкают золотом солнце и полумесяц, олицетворяя собой день и ночь. Интересно, что башня ориентирована по сторонам света таким образом, что солнце встает прямо посреди ворот один раз в году — 22 декабря, в самый короткий день года.
Ещё одни ажурные ворота преграждают вход на территорию Губернаторского дворца. В настоящее время там находится официальная резиденция Президента Республики Татарстан. Просторная придворцовая площадь с фонтаном и цветочными клумбами придаёт зданию необычайную парадность. Жаль, что рассмотреть дворец, как и чудесный фонтан XIX века, вблизи не удастся.
Строительство Губернаторского дворца было начато в связи с визитом в Казань Николая I. Государь был крайне раздосадован отсутствием в городе зданий, достойных своей царственной особы и распорядился построить «военно-губернаторский дом с императорскою квартирою». Проект двухэтажного дворца разработал русский архитектор К. А. Тон, а дизайном интерьеров занимался архитектор М. П. Коринфский. Здание построено в псевдовизантийском стиле.
Самая «заметная» и самая «юная» постройка в Кремле — мечеть Кул-Шариф. Она была возведена вместо легендарной мечети Казанского ханства, разрушенной в 1552 году, и названа в честь имама, поэта и мусульманского просветителя ХVI века Кул Шарифа, участвовавшего в обороне Казани. Воссозданная мечеть стала своеобразным подарком городу к его тысячелетию.
Мечеть невероятно красива. Массивное здание выглядит лёгким и парящим благодаря белоснежной облицовке, а бирюзовые минареты, устремленные в небо, дополняют визуальный эффект.
Ориентацию мечети на Мекку определили астрономы Казанского университета через спутник с точностью до сотой доли секунды. На фасаде Кул-Шарифа высечены суры из Корана. К примеру, арабская вязь на входной арке гласит: «О, Аллах! Открой нам врата милости своей».
Мечеть открыта не только для мусульман, но и для всех желающих. Вход бесплатный. Запрета на посещения женщинами мечетей нет. Хотя это считается непоощряемым занятием, особенно для молодых и веселых девушек вроде нас. Кроме того, правила ислама требуют скрывать свои прелести и опускать свои взоры. Следуя предписаниям, мы прикрыли волосы на голове платком и вели себя скромно.
Оказавшись внутри, попадаешь в сказку из «Тысячи и одной ночи». Кругом богатство и роскошь. Ощущение сияния и волшебства создают витражи, тонкие арабески, лепнина, каллиграфическая роспись, цветная мозаика, разноцветные эмали, и резьба по камню. В отделке использовали золото, серебро, мраморный оникс, змеевик, хрусталь.
Строилась мечеть всем миром, в основном на пожертвования, в которых приняли участие более 40 тысяч граждан и организаций. Возводили Кул Шариф строители из Турции; ковры были получены в дар от Правительства Ирана; гранит и мрамор привезли из Урала; все осветительные приборы и огромная люстра весом около двух тонн были сделаны в Чехии; над росписями стен и потолка трудились татарские художники.
Даже беглый осмотр кремля может занять целый день. Помимо главных достопримечательностей здесь и музеев столько, что не перечесть. Сразу три музея (Великой Отечественной войны, Национальная картинная галерея и центр «Эрмитаж-Казань») разместились в здании бывшего Юнкерского училища, построенном в 1840 годы архитектором Пятницким.
Открытие первого в России представительства Эрмитажа состоялось в 2005 году. Музей успешно функционирует, реализуя выставочные и образовательные проекты. Сейчас в залах центра «Эрмитаж-Казань» развернута выставка «Пять символов счастья. Благопожелания в китайском искусстве XVII — XX веков из собрания Государственного Эрмитажа».
Всего в экспозиции представлены 240 экспонатов из коллекций Отдела Востока Государственного Эрмитажа: изделия из фарфора, керамики, нефрита, метала, дерева, слоновой кости, бронзовые статуэтки, шелковые ткани и вышивка.
Завеса с изображением гусей на озере. Вышивка цветными нитями шёлком. Гуси, как и уточки мандаринки, и другие водоплавающие птицы , стали символом счастливой супружеской жизни.
Китайская народная картина няньхуа. Конец XIX – начало XX века. Один из самых популярных символов успешной карьеры – карп.
Изображения на всех предметах имеют благопожелательную символику и дают представление об основных компонентах счастья: долголетии, здоровья, богатства, добродетели и естественной смерти. Гарантов счастья, разумеется, гораздо больше, но некоторые символы и знаки наиболее узнаваемы. В Китае они стали обязательным атрибутом для привлечения счастливой судьбы.
Большой напольный экран на подставке. 1760 г. Выполнен из древесины дорогого и редкого дерева цзитань, нефрита, лазурита, лака, эмали и других.
От выставки мы получили заряд положительных эмоций. И отправились в поисках счастья дальше. Как ни крути, но оно для каждого своё.
Кашпо с изображением цветов, птиц и бабочек. XVIII — начало XIX в.
Мы покидаем кремль через башенные Спасские ворота, издревле служившие парадным въездом в крепость. Спасская башня до XVII века была невысокой двухъярусной постройкой с дозорной вышкой. После пожара 1694 года её надстроили двумя кирпичными восьмигранными ярусами и шатром. В восемнадцатом веке на башне установили часы, а в двадцатом белокаменную Спасскую башню увенчала большая пятиконечная звезда.
Непосредственно перед Спасской башней в ханский период существовало посадское поселение ремесленников и торговцев, выходцев из далекой Бухары. На посаде стоял караван-сарай для купцов, зовущийся русскими Гостиным двором (На Руси слово «гость», означало «приезжий купец» или «чужеземец»). Казань по праву слыла важным центром международной торговли между Европой и Азией. Ассортимент товаров был богат. В Казань ввозились соль, лён (из Московской Руси), ткани, ювелирные изделия, книги (из Бухарского ханства, Персии), фрукты, вина, сталь (из стран Закавказья). После завоевания города русские торговую часть переносить не стали. В XVI веке на этом месте построили деревянный Гостиный двор. В 1770 году его заменили на каменный. В июле 1774 года из пушек, установленных в трактире Гостиного двора донской казак Емельян Пугачев прямой наводкой бил по кремлю. После подавления пугачёвского бунта Гостиный двор долго стоял в полуразрушенном состоянии, пока, по личному указу императора Павла I, не началась его реконструкция. Строительством нового торгового центра занимался архитектор Ф. Емельянов. Здание страдало от пожаров, бесчисленных перестроек, и наконец приняло свой нынешний модерновый облик.
Сегодня здание Гостиного двора занимает Национальный музей Республики Татарстан. В основу его фондов легла коллекция известного ученого, археолога и этнографа Андрея Фёдоровича Лихачева. Музею досталось 40 тысяч артефактов — керамика, гравюры, монеты, рукописи, книги и др. Память о труде А. Лихачева увековечена в оформлении входа в музей, над которым ангелочки удерживают свиток с вензелем АЛ — Андрей Лихачев.
Ну, а мы выходим на площадь 1 Мая, примыкающую к южной части Казанского кремля. На протяжении всей своей истории площадь многократно меняла название, границы и памятники, но всегда оставалась важным центром общественной жизни. Здесь оглашали указы, публично казнили, проводили митинги и праздничные мероприятия. Окончательно площадь сформировалась в 1966 г. после установки на ней памятника татарскому поэту Мусе Джалилю. За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине. В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии.
Поэзия Джалиля довоенного периода проникнута светлой, оптимистической атмосферой:
Нынче наша родина сад неувядающий,
Где и в пору зимнюю видятся цветы.
С песней нескончаемой на просторах родины
Строим жизнь счастливую вместе я и ты.
На этой жизнеутверждающей ноте я, пожалуй, попрощаюсь. Всем спасибо за внимание. Продолжение будет обязательно!