Турист Елена Ха (kharchenkova)
Елена Ха
была 21 сентября 2023 15:31

Валдай — Россия Август 2021

В середине августа я решила посетить малую родину моих родителей – глухую деревню в Новгородской области. Валдай находится всего в двух часах езды от нее. На озере я уже была лет двадцать назад, а вот до города еще ни разу не доезжала. В этот раз звезды сошлись, и я запланировала посетить этот уездный городок.  Путешествовала я с семьей. Остановились мы в гостинице сети АМАКС Валдайские зори с воскресенья по среду (4 дня/3 ночи).

Самый главный плюс отеля - местоположение: прямо на берегу Валдая, есть пирсы, с которых можно любоваться этим замечательным озером. Озеро Валдай – это чудо галактического масштаба. Сидя на его берегах и любуясь отражением белых пушистых облаков в хрустальной воде, кажется, что все мирское – пыль и прах. Не удивительно, что Никон именно здесь решил основать монастырь, но об этом позже.

Валдай — голубоглазый край

Столовая, где проходят завтаки, а так же обеды и ужины, находится в отдельном здании, на 2 этаже в красивом, светлом зале, в нем же по пятницам и субботам проходят дискотеки (жаль мы не попали). Рядом тут же есть бар с бильярдом. Внизу на первом этаже – конференц-зал, столы аэрохоккея и для настольного тениса, караоке-бар «Шаляпин», но он работает только по субботам.

Валдай — голубоглазый край

Кормят хорошо в формате «шведский стол». У нас были включены завтраки, они были довольно плотными и традиционными: каша, творог, иного блинчики, салаты и свежие овощи, сырная и мясная нарезка, сосиски и омлет, вареные яйца, кофе (капучино, латте, экспрессо) и чай. Обедали и ужинали мы в городе, но один раз пообедали (500 руб./чел.) и один раз поужинали (400 руб./чел.) в гостинице, между обедом и ужином разница только в супе, на выбор предлагают: 2 салата, 2 супа, 3 горячих и 3 гарнира. Еще есть выпечка, но, увы, только 1 вид булочек (на завтраке есть выбор – 2-3 вида выпечки).

В отеле есть массажный кабинет (опробовали – у массажистки сильные руки, но можно попросить, и она ослабит хватку) и сауна, куда нужно записываться заранее.

Жила я в номере эконом с двухъярусной кроватью. Мне нравится спать на втором этаже. Но номер был просто крохотный, в коридоре номера так тесно, что если открыть шкаф - из туалета уже не выйти. Санузел тоже очень маленький, там совсем нет крючков и фена!!! Зато есть маленькая ванна и душ. В номере и санузле чисто.

При такой тесноте в номере не хватает стульев и столика на просторном балконе. В номерах только два стакана, хороший телевизор, холодильник, кресло, которое можно разобрать, и будет полноценно третье спальное место, но тогда думаю, кроме как спать, в номере невозможно будет что-то еще делать.

Кондиционеров не заметила, в общественных помещениях душновато, нам с погодой повезло – было даже жарко.

На каждом этаже стоит кулер с горячей и холодной водой. Парковка платная, обратите внимание (150 руб./сутки).

Рядом с отелем находится Соловьевский парк, там есть своя Эйфелева башня, какой-то якорь, беседка знаков задиака и памятник рыболову.

При отеле имеется очень хороший прокат спортинвентаря:

– велосипедов (брали, велосипеды хорошие),

– лодок (мы взять не решились, потому что мы – это три хрупкие женщины и один ребенок, мы побоялись, что сил не хватит справиться с тяжелой лодкой, другое дело лёгкий каяк),

– сап-серфов (при нас прокатчик очень хорошо обучал гостей ими пользоваться),

– ракеток для настольного тенниса (как я уже написала, стол стоит на 1 этаже здания столовой),

– ракеток и воланов для бадминтона.

Нам не хватило в прокате катамаранов, на них бы точно поплавали.

Основные достопримечательности тоже находятся в шаговой доступности: Музей колоколов и Музейный центр колоколов в 10 минутах ходьбы, до Троицкого собора 15-20 минут. Кроме того, рядом есть городской пляж, мы купались там, потому что у отеля очень илистое дно и долго мелко (надо бы почистить!). По дороге к пляжу мы наткнулись на удивительно красивый дом, украшенный скворечниками, тарелками и медными трубами.

Валдай — голубоглазый край

Самое интересное то, что при отеле организуют туры на каяках по озеру. Они начинаются в 19-00 каждый день, если набирается группа. Если вы хотите, лучше запишитесь заранее. Именно это вечернее путешествие стало главным моим впечатлением от поездки. Был полный штиль, и поверхность озера превратилась в огромное зеркало.
Озеро Валдай как будто создано для каякинга. Тихие неспешные гребки весел практически не нарушают глобальную тишину озера и не разбивают его зеркальной глади. Удивительное единение земли и небес сходится в линии горизонта, стирая границы. И ты находишься в полной гармонии с этой вселенной...

Валдай — голубоглазый край

Грести, конечно, тяжело, но вас никто не будет торопить, устали - отдохните, пофотографируйте сказочные пейзажи. Мы проплыли мимо Валдайского Иверского монастыря, вид с воды на него – волшебный. Затем заплыли в глухое озеро и поплыли обратно. Маршрут вполне подойдет и для новичков.

Город Валдай остро нуждается в реконструкции, и она вроде как идёт, очень много в центре пустующих, разваливающихся домов, деревья у них растут не только на крыше и крыльце, но и на подоконниках и прямо из стен.

В городе всего три музея, два из которых посвящены колоколам.

Мы самостоятельно осмотрели экспозицию Музея уездного города. Она состоит из пяти залов, и там удивительно много фотографий, очень теплая, практически домашняя обстановка.

Валдай — голубоглазый край

В Музее колоколов (он открыт в 1995 году и расположился в памятнике архитектуры XVIII века церкви Великомученицы Екатерины) можно не только посмотреть на колокола, но и послушать их. Мы там были с экскурсией, наш гид устроила для нас настоящий концерт и дала попробовать нам разговорить колокола - для меня это оказалось сложной задачей.

Коллекция колоколов росла и пополнялась не только старинными экземплярами, но и новыми авторскими работами. Например, музею подарили настольный колокольчик, созданный в память о трагедии в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.

Валдай — голубоглазый край

Экспонатов стало так много, что пришлось открывать рядом Музейный колокольный центр. Экспозиция Музейного колокольного центра состоит из четырех тематических залов, проходя по которым, можно ознакомиться с колокольной историей с глубокой древности до наших дней, они привезены сюда из разных уголков Земли. В Центре на колокола можно только смотреть, но их количество и разнообразие поражает воображение. Еще там много интересных макетов и есть интерактивный аппарат, с помощью которого детям будет интересно самостоятельно запрячь тройку ямщика.

Не далеко от музейного центра колоколов по Комсомольскому проспекту есть Туристический центр, в нем хороший набор сувениров, и цены оптимальные. В монастырской лавке и в сувенирном магазине напротив Музея уездного города дороже. Сам центр очень мило оформлен росписью, резными деревянными фигурами и граффити, рядом с ним находится памятник кузнецам и колокольным мастерам, тут же стоит и самая большая подкова в России (соответствующий сертификат прилагается).

Напротив Музейного центра колоколов в Нижнем парке стоит памятник победителям и раскинулась аллея партизан, ведь Валдай был столицей партизанского движения северо-запада во время Великой Отечественной Войны. Еще бы! Здесь самые дремучие леса и непроходимые болота. А еще вокруг Валдая крутые горки, на которых частенько ломались почтовые кареты. Почему вы думаете, здесь так было развито кузнечное дело!

Валдай — голубоглазый край

С экскурсией мы посетили и Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь, который находится на острове Сельвицкий в десяти километрах от города Валдай. Его в 1653 году основал патриарх Никон. Никон освятил озеро и бросил в него крест. Так что Валдай не просто красивое озеро с чистейшей водой, оно  – святое (некоторые так его и называют).

Добраться из Валдая туда можно сейчас только на машине через Рябиновый остров по мостам – это очень живописная дорога. Раньше с причала Валдая к острову Сельвицкий ходил теплоходик. Но он обветшал, и его списали, а на новый у администрации города денег нет. К тому же по озеру Валдай запрещено ходить на моторе, это ведь заповедник!

Экскурсовод нам сказала, что Дом отдыха Валдай имеет свой собственный теплоход, на котором доставляет своих туристов к монастырской пристани, но мы этого не видели своими глазами.

Жемчужина монастыря – Иверский собор – там проходят службы, он единственный храм из монастырских открытый для посещения туристам. На территории монастыря (очень приятной и ухоженной) есть сад с яблонями и грушами, гостиничный корпус, раньше был еще и огород, но сейчас грядки вынесли на подворье, которое принадлежит монастырю, нам сказали, у них там и живность есть.

Валдай — голубоглазый край

А еще в монастыре растет дуб. Легенда гласит, что он здесь растёт со дня основания, после нехитрого подсчета можно определить, что дубу минимум 368 лет. Когда неизвестно, но люди начали обнимать этот дуб, ходить вокруг него кругами, запихивать ему в кору деньги и записки с желаниями.

Монахи посчитали поклонение дереву — язычеством, повесили на него икону и ящик для пожертвований, люди молятся иконе, целуют её, но все равно обнимают дерево и запихивают ему в кору деньги, игнорируя ящик.

Валдай — голубоглазый край

Ученые доказали, что дубу не более двухсот лет. Но и этот возраст внушает уважение.

Но вернемся в центр Валдая. Его главная доминанта - Троицкий собор. Он величаво возвышается над площадью Свободы. Рядом с ним есть сквер Героев. Он выглядит ухоженным в отличие от самой площади.

Валдай — голубоглазый край

Недалеко от площади Свободы на берегу Валдая построена поляна сказок – это прекрасно оборудованная детская площадка, рядом с которой стоит веселое здание «Место. Валдай», на 1 этаже в нем уютное кафе с мягкими разноцветными диванами, а на 2 – детский развивающий центр. Есть столики на улице с прекрасным видом на озеро и Валдайский Иверский монастырь. Внутри очень уютно. Мы там не ели, только выпили по коктейлю, безалкогольному, естественно.

Валдай — голубоглазый край

Здесь же на берегу обустроена набережная со скамейками и смотровой площадкой на длинном пирсе. С площадки открывается чудесный вид на Троицкий собор, город и Валдайский Иверский монастырь. А еще здесь тоже можно взять в прокат лодки, и вот как раз здесь есть катамараны, но они маленькие двухместные, нам не подошли, и мы прошли мимо.

Из интересных мест, где можно вкусно покушать, могу отметить кафе «Бавария».  Кафе предлагает простые, но вкусные блюда по гуманным ценам, но в нем нет туалета!!! Рядом, на улице Народной есть кафе «Шашлыкофф» – шашлык вкуснейший и нежнейший, но нет ни вина, ни коньяка. Можно со своим, есть пробковый сбор.

В городе много самых разных деревянных домов, в том числе и сгоревших. Гид сказала нам, что для Валдая пожары это основная напасть. Мы сами в этом убедились. В последний вечер разразилась гроза, а потом недалеко от отеля разбушевался пожар. Что горело, мы так и не поняли, но пожарные машины приехали только минут через 20, как мы заметили пламя, а сколько оно еще горело до этого...

Валдай — голубоглазый край

Подводя итоги, могу сказать, что в город Валдай стоит приехать, чтобы полюбоваться Святым озером, прокатиться по нему на чем-нибудь (лодки, сапы, каяки), съездить в Валдайский Иверский монастырь и послушать перезвон колоколов в музее колоколов. Вы узнаете все о разновидностях колоколов и колокольчиков, и почему именно Валдай считают колокольной столицей России, как на самом деле выглядели колокола, отлитые на Руси, услышите множество интересных историй, которые могли произойти в маленьком уездном городе, некогда богатом и успешном. Мне лично очень понравилась история про баранки Валдая и про колокольчик с надписью «Кого люблю, тому дарю». Интересно? Тогда вам на Валдай!

Еще в Валдае есть визит-центр Валдайского природного заповедника, он находится в отдалении от центра, при нем есть гостиница и выставочные экспозиции. У них можно купить экскурсию не только по экологическим тропам заповедника, но и по Валдаю. Если вы захотите с палатками остановиться на территории Валдайского природного заповедника – вам нужно будет там оформить документы. Мы до них не доехали, так что будет повод вернуться – люблю гулять по экологическим тропам, да и интересно, чем закончится реконструкция ценра. Я бы очень хотела увидеть этот город ухоженным и процветающим.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия