Используя фуникулёр, мы поднялись в Люблянский замок, стоящий на холме над городом около 900 лет, который должен быть одной из главных достопримечательностей Любляны.
Используя фуникулёр, мы поднялись в Люблянский замок, стоящий на холме над городом около 900 лет, который должен быть одной из главных достопримечательностей Любляны.
Согласно археологическим исследованиям, присутствие людей на территории замкового комплекса прослеживается с 1200 года до нашей эры, хотя нет достоверных сведений, когда были возведены первые укрепления. Впервые замок был упомянут в письменной форме между 1112 и 1125 годами, когда Рудольф Тарценский подарил Аквилеевскому епископу небольшую усадьбу на вершине холма. В 1144 году замок упоминается как резиденция каринтийских герцогов Шпанхейма. Замок впервые изменился в XV веке, когда его расширили, в XVI и XVII веках постепенно возникли другие постройки, окаймляющие двор замка и образующие нынешнюю его территорию. Со временем из-за потери стратегического значения правители замок опустили.
В начале XIX века власти в замке устроили тюрьму, что снизило популярность постройки среди жителей города. Муниципалитет Любляны купил замок в 1905 году и поселил в нём нуждавшихся в жилье бедняков. Квартиранты оставались обитателями замка до середины 1960-х годов, когда началась подготовка к реконструкции. В конце 1960-х годов начался более чем 35-летний период восстановления замка. В 1990-х годах замок оживал в основном во время свадебных церемоний, которые городские власти начали организовывать в первом отреставрированном здании, а после 2000 года удалось на его реконструкцию получить деньги из фонда ЕС
Мы дали этой достопримечательности твёрдую «троечку». С одной точки зрения не посетить знаковое место в истории Любляны при её подробном изучении непоследовательно. С другой — личный опыт говорит о том, что когда реконструкция производится на «брюссельские» деньги, с историчностью и художественной ценностью можно попрощаться. По стандартам еврочиновников это вообще, как кажется, не главное. Что, как правило, в таких объектах обязательно, так это — лифты и роскошные туалеты, точки общепита, в Любляне это рестораны «Стрелец», «Гостиная на Граду», «Замковая винная лавка Стрелец», «Замковое кафе» и джаз-клуб «Люблянский замок». Летний кинотеатр под открытым небом «Фильм под звёздами». Помещения для интерактивных выставок и детского игрового аттракциона «Виртуальный замок». Обязательно должны присутствовать пара бесформенных железяк от какого-нибудь «креативного» мастера, фоторепортаж о «тяжёлой судьбе» геев и лесбиянок в какой-нибудь стране за пределами западных демократий… А историчность? Она как-то всем этим размылась. По внешнему виду новый, с иголочки, замок мало отличается от отеля 5* «Замок», построенного недавно в пригороде Праги из пенобетона и стекла. Кстати, и небольшой ВИП отель здесь тоже есть.
Да, со смотровой башни открывается самый красивый вид на Любляну и её окрестности. Только это не оригинальная башня. Та была снесена ещё в 1813 году во время французской оккупации. Позже здесь стояла сигнальная башня, в которой жил сторож.
В какой-то момент времени даже пожалел нескромной суммы, потраченной на фуникулёр и билет в замок (инвестиции Брюсселю надо отбить), пока не наткнулся на готическую часовню Святого Юрия, старейшую сохранившуюся часть Люблянского замка, которая находится в юго-западном крыле.
Первое упоминание о часовне относится к 1489 году, когда император Фридрих III Габсбург присутствовал в ней на мессе.
Часовню перестроили в стиле барокко в 1747 году, тогда же её расписали гербами. Немного задержались для изучения. В часовне изображены гербы шестидесятых губернаторов карниольских провинций, гербы австрийских правителей — эрцгерцога Карла, Марии Терезии, императоров Иосифа II и Карла VI, гербы Истрии и Словенской марки.
Спускаемся вниз.
Дальше мы пойдём по серии площадей, перетекающих одна в другую, здесь постройки старой Любляны сохранились лучше всего. Одна из красивейших частей центра словенской столицы.
Водников трг — так стали называть эту площадь после того, как 30 июня 1898 года на ней перед входом в лицей установили памятник словенскому деятелю культуры Валентину Воднику работы скульптора Алойза Гангла. Валентин Водник был священником францисканского монастыря и профессором лицея, поэтому выбор места для памятника не был случайным.
Переходим на площадь Кирилла и Мефодия, на которой главенствует Кафедральный собор Святого Николая.
Первая церковь, стоявшая на этом месте, упоминается в 1262 году, она представляла собой трёхнефную романскую базилику. После пожара 1361 года её перестроили в готическом стиле. После основания Люблянской епархии в 1461 году церковь несколько раз расширялась и перестраивалась, пока её в 1469 году не сожгли турки. В 1701 году церковь кардинально переделали в новый собор в стиле барокко в форме латинского креста с приделами.
Планы собора были составлены архитектором-иезуитом Андреа Поццо, строительство продолжалось до 1706 года. Внутри собор посмотреть не удалось, он открыт только на мессы.
К Люблянскому собору тесно примыкает Архиепископский особняк, возведённый после землетрясения 1511 года, в результате которого был разрушен Епархиальный дворец 1461 года, построенный епископом Любляны Криштофом Равбаром. Руководил работами Августин Прыгл-Тифернус, сотрудник тогдашнего епископа, по совместительству строитель.
Сегодняшний облик особняка — это результат переустройства конца XVII века, когда были созданы аркадный двор в стиле барокко и декор в стиле рококо внутри здания. Во время посещения Любляны в особняке ночевали три законных императора и один самозванец — Леопольд I Австрийский в 1660 году, Карл IV Австрийский в 1728 году, российский Александр I в. 1821 году и Наполеон Бонапарт в 1797 году.
Перешли на Местни трг, перевод проще не придумаешь — «Городская площадь». Она была центром средневекового города с XII века. Когда в 1511 году многие средневековые здания были разрушены в результате землетрясения, их сменили постройки эпохи Возрождения, а затем и барокко, которые до сих пор сохраняют периметр площади.
Городская площадь также отмечена рядом интересных домов, начиная с Дома Лихтенбергов с фасадом 1540 года, кончая высоким Домом Сувани.
Самое известное здание на площади — Ратуша, построенная в конце XV века мастером -строителем Петром Безлаем. Свой нынешний вид дом приобрёл между 1717 и 1719 годами, когда к нему была пристроена часть, спроектированная Карло Мартинуцци. Фасад ратуши отражает влияние венецианской архитектуры. В вестибюле нашли место для мемориальной доски в стиле поздней готики с гербом, уцелевшим от оригинального здания ратуши, и статуи Геракла со львом XVII века, ранее являвшейся частью фонтана.
Перед Ратушей стоит знаменитый фонтан венецианского скульптора Франческо Робба, изготовленный между 1743 и 1751 годами. Фонтан трёх карниольских рек является одним из самых известных памятников барокко в Любляне. Скульптор из Италии большую часть жизни провёл в Любляне и считается лучшим местным мастером по камню периода барокко. Колодец создан по образцу римских, а три статуи речных богов, которые украшают его, представляют три словенские реки: Саву, Любляницу и Крку. В плане фонтан имеет форму трилистника, так выглядела старинная городская печать. Фонтан был последней работой Робба в городе. После завершения строительства художник переехал в Загреб.
Далее наш маршрут идёт вглубь бывшей средневековой части города, на самую старую улицу Любляны, переходящую в площадь, название снова говорит само за себя — Стари трг.
Сегодня это оживленная часть с множеством качественных ресторанов, место встречи и отдыха жителей столицы.
Улица Стари трг пережила катастрофическое землетрясение 1895 года, поэтому она сохранилась в том виде, в котором была когда-то. Внешний вид вполне аутентичен, здесь наконец-то можно почувствовать самую старую часть города и то, на что когда-то был похож почти весь центр Любляны.
Эта улица представляет собой смесь средневековой и барочной архитектуры. Проходя мимо многочисленных маленьких магазинов, кафе и ресторанов, можно рассмотреть детали старинных фасадов, которые придают особую атмосферу этой улице.
В Средние века часть площади Стари трг принадлежала цистерцианцам из Стичны, я рассказывал о монастыре пару рассказов назад. Здесь стоит особняк Стична — усадьба в стиле раннего барокко, которая была построена между 1628 и 1630 годами как городская резиденция настоятелей цистерцианского монастыря Стична. Особняк за время своего существования несколько раз реставрировался, современный фасад был создан в XVIII веке. Сегодня в здании находится Люблянская Музыкальная Академия.
Перед особняком Стична возвышается фонтан Геркулеса 90-х годов прошлого века, который является копией фонтана XVII века, рядом с которым стояла могучая липа, уже давно срубленная.
Номинально границу старого центра можно провести по «Дому над дорогой», под который приспособили часть бывших городских укреплений.
На краю средневековой Любляны стоит приходская церковь Святого Якоба, первая иезуитская церковь в Словении. Впервые упоминается в источниках в 1383 году, когда это был готический костёл августинского монастыря. В 1555 году монастырь был преобразован в императорскую богадельню. В 1597 году поместье перешло к иезуитам, которые к 1602 году построили новое монастырское здание, а к 1615 году полностью перестроили здание церкви.
После землетрясения 1895 года архитектор из Линца Раймунд Деблингер немного изменил внешний вид здания и возвёл новую высокую колокольню в неоготическом стиле, заменив ею обе старые. Перед церковью стоял иезуитский колледж. После того, как он сгорел, на его месте воздвигли в 1681 году Марианскую колонну. В момент нашего посещения Любляны Мария куда-то с колонны ушла. Вероятно, на реставрацию.
Площадь за иезуитской церковью называется Левстикова трг. Самое известное здание здесь — особняк Грубера, где в настоящее время находится Архив Республики Словения. Был построен между 1773 и 1777 годами в стиле переходном от барокко к рококо по проекту учёного из Вены Габриэля Грубера. Собственно, особняк он строил для себя, здесь были исследовательские лаборатории. Сегодня мы бы назвали такое учреждение научно-исследовательским институтом физики, гидравлики и астрономии. В 1840 году особняк был приобретён Антоном Вирантом, который использовал его как гостевой дом и кафе под названием «Zur Sternwarte» (что означает обсерватория).
Пора снова переходить на левый берег, что мы сделам по мосту Святого Якоба. Сейчас по нему проходит важнейшая городская транспортная артерия, а первый деревянный мост был построен на этом месте в 1824 году. Другие мосты через реку уже стояли, поэтому долгое время его называли Новым мостом. В 1915 году инженер Алоис Крал и архитектор Альфред Келлер заменили его железобетонным каркасным мостом. С моста сфотографируем речную панораму в сторону центра.
Сразу за мостом начинается набережная — место отдыха с ресторанами, барами и променадом. По левой руке первое здание — Дворец Зойса, который был построен между 1765 и 1793 годами путём реконструкции трёх отдельных домов, принадлежавших барону Микеланджело Зойсу. При сыне барона, Жиге Зойсе дворец служил местом встреч так называемого «круга Зойса», став центром интеллектуальной и социальной элиты Любляны и словенского общества того времени.
В память о Жиге Зойсе, карниольском дворянине, естествоиспытателе, масоне и покровителе искусств, который считался самым образованным человеком своего времени в Словении, Йоже Плечник в 1927 году создал Пирамиду Зойса. Сразу видно, что эта пирамида не подражание египетским, она явно похожа на пирамиду, изображённую на масонских одеждах и долларовой банкноте.
Сворачиваем в сторону площади Французской революции.
Когда-то вся территория вокруг этой современной площади принадлежала Тевтонскому ордену, построившему здесь свой монастырь в XIII веке.
Бывший монастырь был преобразован архитектором Йоже Плечником в период с 1952 по 1956 год в одно из центральных культурных мест города. В летнем театре под открытым небом, вмещающем 1400 человек, регулярно проходят концерты и мероприятия в рамках Люблянского фестиваля. Реставрация Крижанке, как назвали этот объект, была последней работой Плечника. При реконструкции Крижанке Плечник был вдохновлён работами архитекторов эпохи Возрождения.
Комплекс Крижанке также включает в себя атриум оригинального дизайна и церковь Девы Марии в стиле барокко 1714 года, построенную одним из ведущих венецианских архитекторов того времени Доменико Росси.
Несмотря на своё название, площадь Нови трг является одной из трёх старейших площадей в Любляне, упоминается в документах XIII века, когда входила в зону управления Тевтонского ордена. Была одной из трёх областей, вокруг которых развивалась средневековая Любляна. В конце XVI века здесь ещё стояли деревянные дома, а позже были возведены более крупные каменные постройки. В XVII–XVIII веках на площади были построены прекрасные особняки. С этой широкой площади самый лучший вид на Люблянский замок.
Так мы постепенно дошли до Любляны XIX–XX века, о которой продолжу в следующем рассказе.
А пока посмотрим на здание Национальной и университетской библиотеки. Создание библиотеки связано с указом императрицы Марии Терезии от 1774 года, согласно которому 637 книг, спасенных от пожара расформированного иезуитского колледжа на площади Левстикова переехали в новое хранилище. В 1791 году библиотека насчитывала уже 20 000 книг, тогда находилась на нынешней площади Водника. Библиотека разрасталась, в это красочное здание переехала в начале Второй мировой войны.