Все могут короли.
Свидания со Сплитом мы конечно ждали, но одновременно и немного опасались, что город нам, как говорится, «не зайдет», что мы просто не успеем проникнуться им. При этом мы предполагали, что на шапочное знакомство у нас уйдет полный день, от заката до рассвета. Ну, а как может быть иначе? Судите сами — второй по размерам населенный пункт Хорватии. 178000 жителей. Ой, а что так ма…? У нас, в никому не нужной Обираловке, вдвое больше, как минимум. Тем не менее. Выехали мы из Трогира довольно рано, и добрались до Сплита около 9 утра. Расстояние между городами — 33 километра, а сама дорога (навигатор в этот раз решил нам платную дорогу не предлагать, поэтому ехали мы по двухполосному шоссе вдоль моря), к нашему удивлению, пейзажами напомнила нам аналогичную приморскую дорогу на Северном Кипре, в районе Кирении.
Я уже говорил, что парковки в Хорватии это квест? Не лишено смысла повторить. Квест, квест, мать их. Даже если на парковке есть свободные места, и в обозримом пространстве присутствует паркомат, не факт, что вам удастся запарковаться. Паркомат может не принимать карты. Или банкноты. Мелочь принимают всюду, но у нас её никогда не наскребалось нужное количество. По СМС обладатели не-хорватских номеров оплатить парковку тоже не могут. Вот именно в Сплите, именно в такой ситуации, я психанул, и, не владея ни единым словом тамошней мовы, установил парковочное приложение, благодаря которому паркуются в городе простые сплитовцы и сплитовки. А так же сплитчане со сплитчанками. Добавил в приложение карту, что-то там верифицировал, введя некий код… ффух, оно заработало. Можно топать в сторону центра.
Этим самым центром Сплит обязан своему, пожалуй, самому знаменитому земляку, сыну вольноотпущенника, императору, а на склоне лет сельхозработнику, Диоклетиану. Ну потому что, как принято говорить, доминанта города, его главная точка притяжения — огромный и неплохо сохранившийся до наших дней дворец этого самого Диоклетиана, по совместительству — уроженца здешних мест. Разумеется, сейчас этот впечатляющий комплекс зданий посильно приспособлен для нужд туристических — в сохранившихся помещениях функционируют музеи, рестораны, магазины и даже отель, возможно, и не один. Именно вокруг дворца, чьи могучие стены вырастали буквально из морских волн, сложился за века современный город Сплит. Который, как мы и опасались, нам так и не удалось понять окончательно.
Самой главной нашей ошибкой был высокий темп осмотра. Как выбежали мы с парковки, так и бегали, боясь не увидеть, не успеть, пропустить. И зря. Не делайте так. На самом деле Сплит в той части, которая заслуживает внимания путешественников, не столь уж велик. Обойти его за день в расслабленном режиме, совершенно никуда не торопясь и внимательно глазея по сторонам, — более, чем посильная задача.
Конечно, остаться здесь на пару дней и почувствовать себя императором на покое, было бы вообще замечательно. К этому располагает и удивительно праздничная набережная, ничуть не менее привлекательная, чем, скажем, аналогичная в Каннах.
И шоппинг-стрит, да не стрит даже, а целый квартал в районе улицы Мармонтова.
И многочисленные ресторанчики у набережной и в дворцовых закоулках. Всё здесь хорошо, вот только пробежали мы весь город со скоростью олимпийского спринтера, идущего на рекорд, и уже к обеду нам стало несколько томно. Вроде мы ничего не поняли, а уже практически всё увидели, такая вот загогулина.
При этом Сплит, конечно, прекрасен, хоть и рождал он в нас, порой, полярные ощущения. Дворец нас впечатлил, но не сказать, чтобы особенно. Может, ранее утро тому виной, может, хмурая погода, а возможно, конские цены в кафе «Luxor» на ступенях центральной площади. Хотя сама идея вот так попить кофейку на ступенях имераторского дворца подкупает, чего уж.
Главный собор города, расположенный в бывшем мавзолее Диоклетиана, мне очень глянулся, а вот Рите почему-то нет.
Подъем на колокольню порадовал нас обоих и главное, дал понять, куда идти дальше.
Набережная Рива очень мила, безусловно. Очень понравился примыкающий к центру Марьянский холм, — и видами на город и море,
и старинной застройкой, опять-таки навеявшей воспоминания о горных деревнях Кипра. Вообще Сплит произвел впечатление эдакого «два в одном». Величественный и одновременно расслабленный, благодаря наличию моря центр, и спешащие, гудящие, как улей, индустриальные окраины. Великолепные особняки
и безликие коробки времен социалистической Югославии. Праздничный мрамор набережной и унылый бетон дорожных развязок…
Наша беготня по городу привела к тому, что в два часа дня, со вкусом отобедав, мы посмотрели друг на друга, и единогласно решили «а не поехать ли нам куда-нибудь еще». Тем более, что у нас даже зачатки планов существовали. Как один из вариантов времяпровождения был у нас в загашнике микро-городок Омиш, находящийся всего в 25 километрах от Сплита, если направляться вдоль побережья в сторону Дубровника. На старт-внимание-марш!
Йо-хо-хо и бутылка рома.
Омиш — ярчайший пример так называемой (нами) «маленькой Хорватии». В какой-то момент становится понятно, что в этой благословенной стране даже небольшие деревушки и городки (в Омише, скажем, всего 6000 жителей) зачастую заслуживают непременного посещения, и способны предложить много вкусненькогоинтересного. А порой и даже очень много. Вот, скажем, герой текущей главы. Не зная, что тебя там ждет, просвистишь на машине, и не заметишь. А между тем…
Начнем с того, что Омиш, словно прижатый горами к берегу моря в устье реки Цетина, (выглядит всё это очень впечатляюще, надеюсь, это видно на фото) — древняя база пиратов, наводивших страх на всю Адриатику. Сохранившихся материальных свидетельств тому в окрестностях города, как минимум, два. Подъем до крепости Мирабелла прост, логичен, и занимает совсем немного времени. Только вот засада — нам туда подняться так и не удалось. А потому что мы, прибыв в Омиш, очаровались окружающими видами настолько, что сначала пошли неспешно гулять по колоритным улочкам центра,
а надо было дурням ломиться в крепость, причем бегом. Вход в нее закрывается в 15.00, а почему так рано — бог его знает. В общем, опоздали мы всего минут на 15, и было это жутко обидно. Ведь именно виды из этой крепости на город являются классическими.
Путь же до крепости Стариград, когда-то считавшейся самым всамделишным пиратским городом, и находящейся на самой вершине огромной, нависающей над Омишем горы, занимает больше часа. Имейте в виду: подъем туда далеко не самый простой, если вы не в форме — дважды подумайте, надо ли оно. Мы вот подумали, и решили, что летать, как птицам, нам сегодня не очень охота, хватает и того, что есть внизу. Хотя (говорят) виды оттуда вообще космические.
Как повествует нам вездесущий интернет, окрестности Омиша давно облюбованы экстремалами всех мастей и оттенков — и трекинг по горам здесь великолепен, и прогулка на яхтах в устье реки завораживает видами из «Властелина колец», и главное — невероятная, крышесносящая трасса-тарзанка, провешенная между гор, общей длиной 2, 5 километра, тоже находится здесь неподалеку. Вот вам сайт, кстати, рисковые вы мои. http://zipline-croatia.com/en/
Любителям отдыха у моря Омиш гордо предлагает чуть ли не единственный в радиусе 50 км песчаный пляж. Вот это да, это, на фоне обще-хорватского галечно-бетонного однообразия, действительно сокровище. После долгих прогулок по окрестным горам (ради треккинга, на самом деле, большинство туристов сюда и едет), поваляться на чистейшем песочке — самое оно. Но нам валяться некогда, пора возвращаться в Трогир, и готовиться к самому что ни на есть апофигею апофеозу всего путешествия, — марш-броску на Дубровник. Он нас заждался поди.
Не прячьте ваши денежки
Руководствуясь старой истиной, гласящей, что, кто встает ни свет, ни заря, тому от бога всяческие преференции, в сторону Дубровника мы из Трогира выехали в 7 утра. Первую часть пути нам предстояло проехать по автостраде, вторую — по региональным дорогам. При этом небольшой отрезок трассы, километров 10 пролегает по территории Боснии и Герцеговины, со всеми вытекающими пограничными формальностями, обогатившими наш паспорт совершенно ненужными штампами о въезде-выезде из/в Хорватию. Боснийцы при этом штампов не ставят и в паспорт не смотрят совсем, так что подтверждением факта, что мы топтали боснийские земли, служат у нас только фотографии из единственного адриатического курорта этой страны — города Неум.
Вот правда, утверждают, что летом вся небольшая Босния прям собирается и переезжает в Неум — моционить, фланировать, в общем, предаваться курортному бытию. По дороге в Дубровник мы там даже не притормозили, резонно рассудив, что весовые категории у этих мест совершенно разные, и, если останется время на обратном пути, значит, останется, ну, а не останется — невелика потеря. Время осталось. По пути из Дубровника в Пулу мы решили тормознуться там хоть на полчаса, и… уехали раньше. Неум и вправду произвел на нас мало впечатления, показавшись на удивление безликим, прикладным, что ли. Без изюминки. Впрочем, мы были не в претензии. Изюминок в нашем путешествии было и так более, чем достаточно. А мы уже приближаемся по прибрежному серпантину к самой, пожалуй, главной хорватской архитектурной жемчужине, мы уже предвкушаем встречу… и всё равно не можем сдержать восторженных восклицаний при виде могучих городских стен, показавшихся нам во всей своей величественной красе за очередным поворотом. Нет, даже твердо зная, что тебя ждет, подготовиться к этому невозможно.
250 километров пути из Трогира до Дубровника заняли у нас 4 часа с остановкой на дозаправку автомобиля и непременным кофе. И такой результат, доложу я вам, это несомненно подвиг. Потому что, на самом деле, останавливаться хотелось не раз, и не три, и даже не восемь. И то, что мы остановились по дороге всего раз 5, говорит о недюжинной силе воли. Хорватские дороги предлагают такие пейзажи, что только держись за руль… в то время, когда беспрестанно хочется оглядываться по сторонам, вертя башкой на 360 градусов.
Что, согдаситесь, чревато аварией. Но ОК, обошлось. На часах 11 утра, мы на месте и решаем для начала припарковаться и найти наши апартаменты, сбросить туда вещи, а уж потом, налегке приступать к покорению города.
Ха, припарковаться! В Дубровнике это проблема из проблем, доложу я вам. Причем даже не столько проблема места (хотя и не без этого, что нам показалось удивительным в отсутствие толп туристов), сколько вопрос денег. Вообще по итогам пребывания в этом несомненно прекрасном городе, впечатлившем нас, конечно, невероятно, мы сделали вывод, что — вот, есть Дубровник, а есть вся остальная Хорватия.
В Хорватии (я об этом уже писал, но не лишне напомнить) парковки стоят от 4 до 8 кун в час, в зависимости от близости к достопримечательностям или просто к центральной части того или иного населенного пункта, а в Дубровнике за возможность сутки ровно простоять в пяти минутах ходьбы от городских стен, мы отдали 400 куниц. Всё, что нам попалось по более дешевой цене, было забито напрочь, мест нет. Сделав пару кругов по улицам, мы в какой-то момент мы просто махнули рукой, осознав, что драгоценное время, которое дороже любых денег, уходит, и тратить его на поиски места для авто вообще не хочется.
Чтобы уже к материальной составляющей пребывания в Дубровнике не возвращаться, отметим, что дороги здесь не только парковки, здесь дорого всё. Музеи, рестораны, магазины, кофе, сувениры, всё. Даже удивительно, что апартаменты, пусть небольшие, зато в самом центре старого города, нам достались по вполне сходной, не шокирующей цене. Но вот тут уж, скорее всего, нам банально повезло. В городе, где обычно сдается любая конура, в начале мая 2021 ощущалась явная нехватка постояльцев, в связи с этим берут недорого, и рады каждому клиенту. Нам, например, проапгрейдили наши апарты, и заселили в момент, лишь только мы постучались в двери. При этом в трехэтажном доме мы жили вообще одни, имея возможность зайти в любую из сдаваемых квартир — постояльцев не было, наверное поэтому и запирать апартаменты не сочли нужным.
Первое, что нам хотелось осуществить в Дубровнике, это посмотреть на него с высоты. Такую возможность предоставляет всем желающим канатка, расположенная неподалеку от центра, и возносящая вас на близлежащую гору с простым и понятным названием Срдж. Высота горы всего 413 метров, однако виды отсюда — на миллион долларов. Стоимость билета на канатку — неприятная, 170 кун. Хотя в Дубровнике всё так, смотри выше. Да и вообще непонятно, нафига я всё это писал. Потому что в день, когда Ивановы приехали в Дубровник, канатка не работала, не факт, что работает и сейчас, когда вы читаете эти строки. А ковид потому что. Ограничения. Поцеловав замок, решили мы было несолоно хлебавши удалиться, как вдруг нас окликнули. Из двух минут общения с улыбчивой дамой, стоявшей в дверях сувенирной лавки, мы уяснили, что возможностей подняться на Срдж и без канатки навалом, более того, одна из таких возможностей перед нами. Можно пойти в гору пешком. 2 километра по солнцепеку вверх и столько же вниз. Так же на вершину можно въехать на машине. Можно на своей, но можно и довериться профессионалам, там более, стоит такая поездка дешевле, чем два билета на канатку.
Прикинув все «за» и «против», мы решили расслабиться и получить удовольствие. В самом деле, идти за машиной, вызволять её с парковки, нажитой непосильным трудом, снова садиться за руль, при этом плохо себе представляя, какие сюрпризы могут ждать нас на местных серпантинах… Правда, проще отдать 200 кун. ОК, и где, спрашивается, тот самый таксист, который вознесет нас к вершине?
А это, говорит тетенька, я самая таксист и есть. Добро, стало быть, пожаловать — и распахивает гостеприимно двери стоящего рядом «Мерса».
О, надо же, класс. Надо сказать, поездка получилась отличной, и местные серпантины мы оценили, что называется, по достоинству. С первой попытки их преодолеть было бы, пожалуй, не самым приятным опытом. А так мы были совершенно расслаблены по дороге, и не ограничены во времени на вершине. Дополнительный плюс — еще пара точек для съемки, до которых, поднявшись на канатке, мы бы просто не догадались пройтись. Что ж, отличное начало. И виды, виды конечно- ах, что за виды…
Если вы видели это, вы счастливый человек, если же нет, то всё, что нам остается сказать, это:
Wish You Were Here.
История Дубровника (латинское наименование города — Рагуза, употреблялось наравне со славянским названием и повсеместно фигурировало в официальным документах) отличается от истории большинства хорватских городов, в которых нам довелось побывать ранее. Есть смысл упомянуть хотя бы о том факте, что Дубровницкая республика, получив независимость от Венеции в XIV веке, благодаря успехам дипломатии, оставалась фактически независимой вплоть до упразднения этого государственного образования Наполеоном в 1808 году. Основное занятие, долгое время приносившее республике баснословные доходы, — морская торговля. Мореплаватели Дубровника достигали Индии и Америки, в годы расцвета флот Республики насчитывал до 200 крупных судов. Находясь в постоянном соперничестве с Венецией, Дубровник привлекал лучших архитекторов, создавших невероятные по красоте здания. Но прежде, чем погрузиться в переплетение улиц города в его средневековых границах, мы заступаем на стражу городских стен, почти буквально.
Прогулка по фортификационным сооружениям, веками успешно защищавшим Дубровник от внешних врагов, — очень популярное развлечение, отказываться от него не следует, даже несмотря на конскую стоимость данного мероприятия (200 куниц со взрослого индивидуума, 50 куниц за ребенка). Протяженность стен — 2 километра, что с одной стороны, вроде как, фигня, а с другой — вдумчивая бродилка плюс фотографирование у нас, известных молниеносностью передвижений, заняла два часа прописью. И два часа эти были столь же прекрасны, как танцы со штативом под дождем на Плитвицких озерах. Вот и сложились приоритеты. В Дубровник мы несомненно будем пытаться вернуться еще, хотя конечно ничего даже отдаленно похожего на наш апрельский вояж по окончании ковида нас точно не ждет. Представить себе, что в городе одномоментно пасется до 20000 туристов, сходящих только с круизных лайнеров, я не могу, как ни стараюсь…
Именно здесь мы поймали себя на мысли, что, как и в случае с несомненным лидером наших хорватских пристрастий — Плитвицей, Дубровник нам не хочется ни к чему примерять и ни с чем сравнивать, настолько он выше возможных сравнений. Попав сюда мы оказались в некоем совершенном пространстве, возможном только в романах и сериале «Игра Престолов», в котором Дубровник играл роль Королевской Гавани.
На узких улочках этого невероятного городка столько прекрасных зданий, кажущихся невозможными, что мы отказывались верить своим глазам. Вот чкестно, сколько фотоальбомов ни создавай, будет мало.
Спустившись со стен, мы решили со вкусом отобедать, и, не долго думая, устроились за столиками небольшого ресторанчика, а скорее даже гастробара с не самым банальным для Дубровника названием «Конго» в самом начале главного городского… пусть будет «проспекта»,- ул. Приеко.
Кстати говоря, такие фото этой улицы в доковидный период были, как говорят, вообще непредставимы. обычно здесь течет людская река…
Цены к этому моменту нас уже вообще не волновали, — мы решили принять правила игры, намекавшие, что за возможность погостить в одном из самых прекрасных городов планеты нужно отдать полцарства. Кафешка, надо сказать, оказалась совершенно замечательная, рекомендуем. Как-то так вышло, что мы здесь и пообедали, и выпили вечером вина, и позавтракали утром, приведя своим постоянством тамошних официантов в состояние, близкое к экстатическому. Один из них знал нехарактерное для официантского лексикона слово «appreciate», и, обращаясь к нам, вставлял это вкусное словцо, куда не попадя, апрешиэйтя, то есть, «ценя» в нашем поведении всё подряд, будь то выбор вин или коктейлей, вкусовые предпочтения и размер чаевых. Ну что ж, зато именно благодаря этому словечку он нам и запомнился, и даже в историю угодил.
Наученные горьким опытом Омиша, где, если помните, мы не успели попасть в крепость, после обеда мы первым делом отправились не по улицам, а в близлежащую крепость Ловриенац.
Неровен час, закроется. Виды оттуда на город тоже классные, да.
И уже только потом, закончив с обязательной программой, начали вдумчиво и никуда не торопясь обходить улицу за улицей непосредственно в самом Дубровнике,
и заходя всюду, куда была возможность зайти.
Эх, честно говоря, нам тогда очень хотелось, чтобы этот день, ставший одним из лучших дней в нашей жизни, никогда не заканчивался.
В принципе на этом нашу поездку можно было уже считать состоявшейся, удавшейся и завершенной. Ведь каких-то особенных планов на последний предотлетный день у нас не было.
Точнее, были, но сугубо прикладные. Проехать 700 с лишним километров через всю страну от Дубровника до Пулы, это не шутки, Google обещал, что на это у нас уйдет около 10 часов. Хм, наивный. Что делает русский, осознав, что ограничений скорости на автобане можно считать, что нету, а дури под капотом хватает? Правильно, топит на всю железку. И надо сказать, топит настолько успешно, что у нас даже осталось время заглянуть по пути еще в один хорватский город, бывший, что называется, на слуху. Город назывался Риека. В переводе с хорватского просто «река».
Сам по себе город Риека (итальянское название Фиуме) не сильно популярен у туристов. Город-работяга, крупнейший на данное время хорватский порт, он чем-то похож на поистаскавшуюся красотку. В центре города, напомнившем нам то ли Австрию, то ли Любляну,
очень много красивых домов, вот только дома эти неухоженные, серые какие-то, «уставшие». Если и есть смысл сюда заглядывать, то разве что сувениры купить подешевле, да заглянуть в бывший пригород, а сейчас район города — Трсат. Здесь, на горе, предлагающей шикарные виды на окрестности,
находится удивительно неплохо сохранившийся замок, Трсатская крепость, в которой нынче открыт ресторанчик, и прелестная базилика Девы Марии, место паломничества католиков из многих стран мира. Вот этот район показался нам и живее и интереснее центра Риеки, будете проезжать мимо, загляните, это не лишено смысла.
А для нас круг замкнулся, когда мы открыли дверь всё тех же апартаментов в Пуле, в которых наше путешествие началось неделю назад. В этот раз нас уже никто не встречал и ничего не объяснял, поэтому возникло ощущение, что мы дома. И последняя, утренняя прогулка по Пуле, в ожидании вылета, была необязательно прекрасной, мы уже не торопились объять необъятное и просто наслаждались последними мгновениями тепла, ярчайшим солнцем и прощались со страной, ставшей для нас неожиданным открытием, куда нам уже хочется вернуться.
И мы это обязательно осуществим, будьте уверены.
Мир вам. Ваши Ивановы.
Москва-Пула-Ровинь-Слунь-Плитвицкие Озера-Трогир-Задар-Скрадин-Шибеник-Сплит-Омиш-Дубровник-Риека-Трсат-Пула-Москва.