Подготовка для (не)продвинутых
Мы стартовали на Средний и Рыбачий полуострова из Мурманска, но процесс подготовки к поездке начался намного раньше. Для нас он включал четыре главных шага.
1) Оформление пропуска в охраняемую территорию
Лучше заранее обеспечить себе беспрепятственный въезд на особо охраняемую природную территорию. Мы сделали это еще до путешествия — в режиме онлайн. Результат: пропуска не пригодились, но стало немного спокойнее.
По пути на Рыбачий и Средний придется пройти формальный досмотр на пограничном посту под Печенгой (чуть больше 100 км от Мурманска по хорошей дороге). Именно там могут проверить ваши пропуска — сказывается близость Норвегии. У нас на въезде только спросили, куда мы направляемся, и попросили показать паспорта.
2) Подготовка автомобиля
В нашем случае «подготовить авто» означало арендовать проходимую машину. Ею оказалась видавшая виды «Нивочка». Без полного привода и знающего водителя на Рыбачий лучше не соваться. Свой автомобиль мы оставили на платной стоянке в Мурманске.
Главное — не забыть оборудовать арендованную машину всеми необходимыми инструментами на случай форс-мажора. Мы — забыли и «голосовали» на перевале Муста-Тунтури, чтобы найти спасительный ключ.
3) Подготовка к ночёвке
С собой мы взяли палатку, газовую горелку, провиант и прочую походную атрибутику. Сначала немного сомневались в необходимости ночевки на Рыбачьем. Но когда обнаружили себя в «Нивочке», с трудом передвигающейся по колдобинам полуострова со скоростью 7 км/ч, стало ясно, что мы не прогадали с решением о ночевке. Добраться до Мурманска «засветло» было бы нереально даже физически (белые ночи в помощь, но нам все же хотелось отдохнуть). Да и не стоит. Лично для меня осознание самого факта «засыпания» на краю Земли стало очень ценным.
4) Утепление
Думаю, излишне напоминать о необходимости запастись теплой одеждой. Она очень пригодится для ночевки на берегу Северного Ледовитого океана (а именно, Баренцева моря).
На мне во время такого сна, помимо теплого спальника, была двуслойная куртка-ветровка, шерстяная водолазка, футболка и тонкая шапка. Напомню, что мы путешествовали в августе. Я умеренная мерзлячка, поэтому можете вычесть один слой для объективности. К утру все равно проснулась с онемевшим носом, но ни разу не пожалела о нашем решении заночевать именно на Кекурском мысе.
Как построить маршрут?
Советую закладывать на такое путешествие как можно больше времени. Мы выехали из Мурманска примерно в 8 утра, а вернулись на следующий день примерно в 20:00. При этом мы успели посмотреть далеко не все, что планировали.
Отправляться стоит как можно раньше. Запомните эти прекрасные 110 км ровной асфальтовой дороги до пограничного поста под Печенгой: такого блаженства вы еще долго не испытаете. После прохождения пункта пограничников мы поехали на водопад Мельничный, который находится неподалёку. Понаблюдали за бурлением реки Титовки около руин ГЭС послевоенных времен, благодаря которой водопад получил свое название.
Следующий «чек-поинт» — перевал «Новая Титовка» у Пьяного ручья. Говорят, раньше там было очень трудно проехать и гибли люди, но сейчас дорога вполне раскатанная. На локации стоит беседка с кучей автографов от путешественников. Существует «традиция» выпить здесь, чтобы безбоязненно преодолеть перевал.
Мы ограничились виноградным соком и поехали дальше. Погода здесь еще была солнечной, а пейзажи уже космическими. По обеим сторонам от дороги лежал ковёр из ягеля. Я пока что беззаботно ходила в футболке и ни о чем не подозревала.
Такими темпами мы доехали до перевала Муста-Тунтури. Дорога постепенно ухудшалась: мы посмотрели на километраж и приняли решение не останавливаться здесь, а ехать дальше. Не хотелось попасть на мыс Кекурский слишком поздно. Мы запланировали осмотреть Муста-Тунтури на обратном пути. Спойлер: ни перевал, ни Швабскую дорогу, построенную немцами, мы посмотреть так и не успели.
Свою роль сыграла и неожиданная поломка арендованной «Нивочки». К нам пришло трагическое осознание, что ящик с инструментами остался в нашей собственной машине на стоянке. Пришлось «преграждать дорогу» проезжающим мимо авто (а их было не так уж и много) и просить у путешественников необходимый инструмент взаймы. Какие-то «коллеги» все-таки нашли его на дне багажника, выставив все свои сумки. Вокруг уже было облачно и прохладно. Туман располагал залезть в машину двигаться дальше.
Наконец мы въехали на полуостров Средний. Основная «экскурсионная» программа здесь была запланирована нами на следующий день. Продолжили путь по правой стороне полуострова вдоль губы Большая Мотка. По пути несколько раз останавливались, чтобы побродить по берегу Мотовского залива. От нас разлетались целые стаи чаек — на фоне серого северного неба они смотрелись очень кинематографично. Также по берегу было рассыпано множество морских ежей (вернее, их панцирей). Во время отлива море открыло все свои «подводные камни».
Постепенно добрались до перешейка между полуостровами. Общее расстояние от Муста-Тунтури до него составляет 27 км. Там мы оказались уже в середине дня или даже позже. Доехав до Рыбачьего, мы не сразу поняли, какой дорогой ехать дальше. Решили — напрямик через полуостров. Еще есть вариант проложить маршрут по левой стороне вдоль Большой Волоковой губы. Вроде бы кто-то ездит и через Зубовскую губу, но не знаю, как там дела с дорогой.
Наш вариант оказался предназначенным «для продвинутых» (как и всё на Рыбачьем и Среднем). Хотя не исключено, что другие дороги преподнесут еще больше сюрпризов. По пути совсем не видно воды: только гористые «поля» — открытая глазу каменистая местность без конца и края. Где-то в 16:00 нам уже очень хотелось есть. Нечего было и говорить об укрытии или комфортном «привале». Пейзаж не менялся, а расстояние до цели не уменьшалось.
Мы все-таки решили пообедать. На полуострове дул порывистый ветер, который мешал разжечь горелку. Нашли выход и обставили горелку крупными камнями по кругу. Приготовили самую вкусную в мире картошку и съели ее на семи ветрах — чуть ли не с ягелем вприкуску. Ветер сделал свое дело. Такого вкусного чая я тоже не пила очень давно. Дальше ехать было уже веселее.
По пути встречали множество ДОТов. Повсюду чувствовалась близость боевых действий времен ВОВ. Современная военная техника тоже время от времени появлялась на пути. В один момент пришлось преодолевать «мостик» из бронетранспортёров. Такой «экзотики» мы не ожидали.
Да и вообще на пути довольно много бродов, которые нужно мерить — желательно для начала не машиной, а высокими сапогами. Их мы, в отличие от инструментов, не забыли.
Примерно в 18:30 оказались на мысе Скорбеевском. Оттуда нам впервые открылся вид на океан. Ветер был просто жуткий, а небо — пасмурным: погода действительно настораживала. Какие-то туристы собирались уезжать — их тент-палатку буквально сносило. Я надевала слой за слоем и продолжала мерзнуть. Мысль о ночевке в таких условиях меня пугала. Здесь же увидели красивейший водопад.
Мыс Кекурский
Уже оттуда наконец поехали на Кекурский — расстояние до него составляет примерно 8,5 км. По пути увидели заброшенный посёлок и успели изучить надписи на стенах. Примерно в 19:00 мы наконец были на месте. Утеплились по максимуму и пошли гулять между черными скалами-гребнями.
Зрелище просто удивительное. Впереди — только океан. Мы приехали в часы отлива и вдоволь набродились по морскому дну. Повсюду водоросли, крабы, морские ежи…
Но самое впечатляющее зрелище — цвет океана — налитый искрящимся светом аквамарин. Даже в пасмурную погоду он завораживает.
Природа подготовила нам подарок: к вечеру наконец выглянуло солнце. Из зловещего пейзаж мгновенно стал располагающим.
Нагулявшись в окрестностях Кекурского, мы решили устроиться на ночлег. Ветер преследовал везде, но каким-то чудом нам удалось найти довольно тихое место с видом на океан. Мы расположились под одной из скал мыса. Камни формировали своеобразный защитный «уголок» вокруг этой стоянки.
В гости сразу же пришла лиса. Не советую покупаться на общительность этих зверей. Они переносят болезни, а могут, наверное, и друзей привести ближе к ночи. Хотя перед лисичками, конечно, сложно устоять. Они на Кольском такие худенькие — очень хочется их накормить.
После трапезы мы решили подняться на скалу, под который располагалась наша палатка. Там протоптана неплохая тропинка. Подниматься наверх от силы минут пять. Ветер на высоте усилился в сотни раз. Я всерьез думала, что меня снесет, если не буду держаться за камни. Несмотря ни на что, именно в подобной локации я рекомендую вам наблюдать закат.
Солнце лениво висело над горизонтом, будто бы оттягивая момент своего погружения в Ледовитый океан. В тот день на Рыбачьем так и не стемнело. Впереди был только Север. Я видела себя маленькой точкой на карте мира — точкой на самом краешке России, песчинкой на верхней части глобуса.
Мыс Немецкий
После белой ночи мы отправились в самую северную материковую точку страны, то есть на мыс Немецкий. От Кекурского туда ехать километров 8–9. Время проходит быстро: 20 минут — и нам уже показался знаменитый маяк.
Немецкий запомнился нам величественным и мрачным. Полагаю, дело, как всегда, в погоде. Отсюда виднелась Норвегия. Говорят, в хорошую погоду оттуда можно буквально разглядеть дома соседнего государства. Мы видели только туманные горы, но это зрелище тоже очень впечатлило. Поездка в Норвегию — моя давняя мечта. В то утро до нее было рукой подать — 50 км напрямую.
Полуостров Средний
До знакомого перешейка между Рыбачьим и Средним мы добирались другой дорогой. Ехали не по центральной части полуострова, как накануне, а вдоль Большой Волоковой губы. В целом этот путь несильно отличался от вчерашнего по уровню сложности.
Такими темпами к середине дня мы добрались до Двух братьев. Эти скалы действительно заслуживают внимания. Чтобы очеловечить их, не нужно иметь большой фантазии. Два брата завороженно смотрят в Баренцево море, а мы не менее завороженно наблюдаем за ними.
Здесь мы устроили небольшой пикник, и отправились на Берег рыжих камней.
Вокруг — просто марсианские пейзажи. Туристов на Среднем встретили значительно больше, чем на Рыбачьем.
В душе мы все еще лелеяли надежду осмотреть Муста-Тунтури, но совершили небольшой стратегический просчет. После посещения Берега рыжих камней мы не развернулись, а решили поехать прямо, то есть по дальней от Рыбачьего дороге. Расстояние до перевала было таким же, но этот путь оказался самым сложным за два дня. В основном дорога шла по крутому берегу над морем. Она постоянно перемежалась крутыми склонами. Казалось, что машину «несет» под горку. Пару раз наши пассажиры даже выходили из автомобиля и преодолевали короткие расстояния пешком, чтобы сохранить себе нервы.
Естественно, до Муста-Тунтури мы добрались уже без сил, но полные впечатлений. Эта часть маршрута так и осталась для нас неизведанной. Мы поехали в Мурманск и оказались в городе примерно в 20:00. Скажу честно: чувствовали себя дикарями, внезапно попавшими в цивилизацию. Но ощущение это было приятным. В тот вечер я выбирала продукты в мурманском супермаркете и отрешенно осознавала все произошедшее. Где масс—маркет, а где мыс Кекурский — самая северная материковая точка России.