Тихое карельское утро лучилось ярким солнцем, бликующим резвящимися на поверхности Онежского озера «зайцами», в такой отдалённой от городской суеты глуши, что комариные переговоры звучали сродни мощному акустическому аккомпанементу, льющемуся из динамиков звуковой установки.
Комариным руладам вторили шелестящие на лёгком ветру берёзы, да крякающие утки, что, повинуясь инстинктам, отгоняли от берега любопытных птенцов.
Благодать! Одно только слово и было уместно в утренней идиллии зарождающегося дня…
Однако предыдущий денёк выдался напряжённым. Долгая дорога длинною почти в сутки, сопряжённая с простоем в пробках на МКАД и ремонтируемых участках федеральной трассы в Ленобласти, казалось, не имеет конца. К тому же в последний момент принимающая сторона огорошила известием, что первую ночь проведём не в кондопожском отеле «Карелия», как заявлено в программе, а на загородной базе отдыха в деревне Ватнаволок, что расположена на берегу Онежского озера в 30 км от Кондопоги.
Но все тревоги и недовольства развеяла поутру спокойная гладь Онежских просторов…
Городок Кондопога, послуживший базой для карельского путешествия, не выделяется ничем примечательным. Собственно, городские натюрморты — не сильная сторона карельского направления, чего не скажешь о матушке-природе, расщедрившейся на эффектные картины в здешних краях.
Наименование «кондопога» уж очень замысловато. К тому же этимология слова однозначной трактовки не даёт. С уверенностью можно утверждать одно — в основе топонима Кондопога лежат фино-угорские языки, но со временем тонкости местных диалектов сгладились и русифицировались. В переводе с карельского «kontio» означает «медведь», с финского «kontu» и вепского «kond» — крестьянский двор, хозяйство. Иногда происхождение названия Кондопога связывают со словом «конда», что на языке поморов обозначало боровую сосну, но данная версия сомнительна. Вторая часть слова — «пога» (от карельского pohja) означает «дальний угол», «крайняя часть залива». Традиционно принято считать, что Кондопога в переводе с карельского трактуется как «медвежий угол». Местные делают ударение на первый слог, к чему сложно привыкнуть, глотая последующие два, пока доберешься до последнего)
Во второй день была запланирована поездка на Соловецкие острова, но Белое море, разбушевавшись до девятибального шторма, внесло коррективы в экскурсионные планы, отложив поход по воде на неопределённый срок.
Обзорная экскурсия по Кондопоге стартовала с улицы Советской, где у Ледового дворца на въезде в город размещаются часы — корильон.
Оригинальная конструкция-звонница в виде арки с 23-мя колоколами, выписанная из Нидерландов, является главным символом Кондопоги. В дословном переводе корильон означает «трезвон» и данное название вполне оправданно. Каждый час корильон играет различные мелодии, классические в том числе.
Где-то на улочках Кондопоги затерялся ещё один корильон с 18-ю колоколами, но временем на поиски оного не располагали. Остальные немногочисленные достопримечательности города сводятся к монументам воинам, погибшим в годы ВОв и храму Рождества Пресвятой Богородицы, что возвели вместо утраченной при пожаре по вине повредившегося умом 15-тилетнего подростка деревянной Успенской церкви 16 века. В начале июня в северном городке ещё цвела сирень и крупные гроздья, облепившие ухоженные кусты на территории храма, выгодно оттеняли сооружение в пространстве своеобразными «рамками».
Удивил местный Дворец искусств, что отреставрировали на средства олигарха Виталия Федермессера, по совместительству бывшего директора градообразующего целлюлозно-бумажного предприятия.
В слегка «кричащие» интерьеры с обилием мрамора, колонн и помпезных люстр привносят эстетику алебастровые статуи, подле которых хочется задержаться и подумать о прекрасном.
Но главное достояние дворца не статуи и антураж, а привезённый из Гамбурга орган. Виталия Федермессера, к сожалению, уже нет в живых, но горожане и гости города по-прежнему могут наслаждаться классическими произведениями, исполняемыми профессиональным органистом. В один из вечеров мы прослушали органный концерт и убедились в таланте органиста и великолепном звучании инструмента.
В карельской глубинке удалось прикоснуться к традициям и быту фино-угорских племен, населявших здешние места с незапамятных времен. Увлекательные мастер-классы организовала принимающая сторона в отеле «Карелия», подробности о котором здесь. Мы поупражнялись в национальных танцах, изготовлении традиционных северных пирожков калиток и кукол-оберегов, а также исполнили старинные национальные мелодии, что выводит струнный кантеле. Кто бы мог подумать, что абсолютно простецкий инструмент, напоминающий гусли, издает столь мелодичные убаюкивающие звуки.
Чем ещё можно заняться в Кондопоге вечером. Наведаться в гости к шаману в настоящий саамский чум, добыть огонь, погреться у костра на оленьих шкурах, призвать бубном духов, погадать на рунах и получить предсказание на будущее. Однако не стоит относиться к предсказаниям серьезно, ведь шаман-то не настоящий)
В черте города на берегу Онежского озера обустроен питомник хаски с контактным зоопарком, где любителям животных можно пообщаться с собаками, оленями и парочкой гусей. Питомцы, содержащиеся в вольерах, проявляют радость и дружелюбие, едва увидев гостей. По договоренности с персоналом с собаками можно погулять.
Охристые закаты, изливающие благородное золото в Онежские воды и дразнящие прикосновениями переливов суровые валуны, приснувшие у берега, располагали к вечерним прогулкам по заброшенному пирсу и эффектным фотосессиям.
Для пущей выразительности в духе Инстаграм не хватало платьёв до полу, но отказать себе в удовольствии попозировать в закатных лучах пусть даже и в спортивном одеянии никак не могли.
Экскурсионная программа, предложенная принимающей стороной, оказалась на редкость насыщенной. Настолько, что несколько суток подряд приходилось обходиться без сна. Но это касалось лишь тех, кто подобно мне нахватал дополнительных экскурсий на Соловецкие острова, Кижи и Валаамские шхеры. Однако, отпускное время в столь удивительных местах обладает чудодейственной энергетикой, вселяя мощный заряд в пытливых путешественников, посему подобный ритм выдержала на «Ура!».
Третий день начался с поездки в Медвежьегорск, именуемый в местных диалектах Кархумяки. Небольшой городок, лишенный каких-либо запоминающихся штрихов, проехали быстро и, углубившись в лесистую местность, совершили переход до оставшихся сооружений Линии Маннергейма.
Об исторических событиях 1920—1930 гг., когда между Финским заливом и Ладогой возводился более чем 130-километровый комплекс, созданный на финской части Карельского перешейка, слышала вскользь. Как свидетельствуют источники, Линия Маннергейма стала местом наиболее значительных боёв в «Зимнюю войну» 1939—1940 гг.
Идеально прямые сосны, стоящие навытяжку, будто часовые на посту, редкие северные цветы и щебет птиц настраивали на поэтичный лад. И будто ничего не напоминало о давнишних военных действиях и о том, что после занятия местной территории финскими войсками здесь размещался лагерь советских военнопленных для сдерживания возможного наступательного удара со стороны СССР.
Однако очертания противотанковых рвов, поросшие травой, и бункер, служивший мощным укреплением на подходе к горе Лысуха оставили гнетущее чувство, что проникает холодком на подкорку, заставляя ценить безмятежное голубое небо здесь и сейчас…
Где-то здесь снимали эпизоды фильма «Любовь и голуби», но место съемок на берегу реки Кумсы укрылось за раскидистой смешанной порослью и огромными валунами, что служат визитной карточкой карельских лесов.
Гора Лысуха, являющаяся по сути скалистой сопкой, — один из памятников военной истории. По периметру 138-метровой возвышенности находится укрепрайон, входящий когда-то в оборонительную Масельскую линию, возведенную во время финской оккупации в 1941–1944 годах.
С горы Лысуха открываются панорамные виды на Медвежьегорск и окрестности. Не скажу, что отличающиеся особенной живописностью, но определённо имеющие штрихи суровой северной стати.
В сувенирном магазине фабрики «Карельские узоры», что посетили в Медвежьегорске, с трудом оторвалась от местных изделий ручной работы. И только голос разума подтолкнул поспешить на выход.
Поселок Повенец удивил необычным во внешнем проявлении храмом Николая Чудотворца, архитектурный экстерьер которого похож на что угодно, но только не на привычное обличие православного храма. Церковь, возведённая в память о погибших на строительстве Беломоро-Балтийского канала узниках ГУЛАГа, напоминает оборонительную башню с небольшими окнами-бойницами, а деревянная звонница — сторожевую вышку. Фотографировать внутри не запрещали, лишь обратив внимание на обязательность соблюдения антиковидных мер.
Недалеко от Никольского храма расположен важный стратегический объект — Беломоро-Балтийский канал имени Сталина, самый прославленный из всех российских каналов благодаря одноименным папиросам и первый, где использовался труд заключенных. Объект категорически запрещено фотографировать, о чём предупредил неприветливый секьюрити у входа на мост, разделяющий шлюзы, и бдящий впоследствии за процессом туристических перемещений по территории, периодически рявкающий на тех, кто пытался расчехлить фотоаппарат. Но у бывалых туристов всегда найдётся парочка контрафактных фото. Делюсь)))
В окрестностях посёлка Повенец обнаружились ещё две достопримечательности: мемориальное кладбище в честь расстрелянных в годы сталинского террора по «квотам» НКВД в Урочище Сандармох
и крошечная часовня Георгия Победоносца, слепленная из дерева. Мемориал окинула беглым взглядом, сконцентрировавшись на высоких соснах, утопших в песке.
Слишком гнетущие мысли возникают в подобных местах, а хотелось слиться с природой и наслаждаться буйствующими люпинами, разморёнными солнцем на здешних лугах.
Кратер вулкана Гирвас, куда добрались во второй половине дня, поразил фактурными масштабами. Древнейшая достопримечательность Карелии, чьи лавовые потоки преодолевали расстояние около 70 км, проявляла активность 3 млрд лет назад. Последнее извержение Гирваса произошло около 2 млрд лет назад, когда высота горы достигала шести километров. Если верить учёным, Гирвас — самый древний из сохранившихся на Земле вулканических кратеров.
При взгляде на оставшиеся на месте вулкана лавовые породы трудно визуализировать первоначальный его облик, поскольку за долгие годы вулкан стёрся в почти ровную, гладкую поверхность. Местность вблизи кратера, окруженная густыми лесами, сползает каскадами вулканических пород, распределёнными по уровням, к жерлу вулкана, заполненному водой.
Если аккуратно спуститься вниз до импровизированной относительно ровной лавовой площадки, можно зафиксировать обалденный контраст угольно-чёрных горных пород и глубокого индиго, заполнившего кратер, обрамлённых нефритовым кольцом хвойных. Отсюда просматривается разрез более двадцати потоков лавы, окаменевшие вулканические «бомбы» и газовые пустоты.
На подходе к кратеру размещена аллея с плакатами, перечисляющими легендарные картины, эпизоды которых снимались в Карелии, и симпатичная инсталляция с лосём.
Сохатый появился в этом месте не случайно, ведь «Гирвас» происходящий от карельского слова «hirvas», означает в дословном переводе «лось».
Напоследок заглянули в форелиевое хозяйство, что организовано неподалёку от сохатого. Здесь всё стандартно: рыбки выращиваются в разделённых друг от друга резервуарах, лавки с готовой продукцией размещены тут же, а вот какого-нибудь небольшого ресторанчика явно не хватает. Желающие отведать свежеприготовленной рыбки нашлись бы.
Утром четвертого дня мы поехали на курорт. Бальнеологический и грязевой курорт «Марциальные воды» — первый российский курорт, основанный Петром I в. 1719 году на базе железистых минеральных источников, что были обнаружены в Кондопожском районе. Любивший здесь отдыхать Пётр, рекламировал здравницу по всей Европе.
Местные утверждают, что забыть про хвори и болезни позволит дегустация живительной минеральной воды из четырех источников. Не знаю, можно ли пить целебную воду без ограничений, но мы приложились ко всем четырем скважинам последовательно и козлёночком никто не стал. Ожидаемо наблюдался аншлаг подле скважины под номером 3, чья водичка врачует нервенные болезни. Времена нынче такие, знаете ли)
К слову, открытый здесь санаторий «Марциальные воды» в последнее время пользуется повышенным спросом.
Напротив скважин взбирается на взгорок церковь Апостола Петра. В народе её называли «иностранкой». Так непривычно выглядели высокие стрельчатые окна, граненые выступы алтаря, кресты без косых перекладин и шпиль, венчающий здание. И это не удивительно, ведь строительством храма руководил лютеранин по вероисповеданию голландец Вильгельм Генин. Оказывается, в церкви до сих пор сохранились подсвечники, выточенные самим Петром I. А ещё здесь можно увидеть старую сосну, высаженную самим императором.
Далее предстояло подняться по древним лавовым потокам, возвышающимся над местностью на 30–40 метров и образующим магическую гору Сампо, что привлекает символической значимостью места. В карельском фольклоре сампо — предмет, дарующий счастье. Овеянная легендами Сампо считается местом с сильной энергетикой. Существует традиция повязывать ленточки на ветви сосен, цепляющиеся корнями за лавовые уступы, и загадывать желание.
На вершине горы оборудована смотровая, откуда открываются живописные виды на лесистую местность и западный берег озера Кончезера.
Слови свой персональный дзен, закрой глаза и отдайся власти мистического камня… Подобные слова произносила как мантру в центре по производству шунгита, что посетили впоследствии.
Об удивительном карельском камне шунгите издавна ходят легенды. Ещё далекие предки заметили, что угольно-черный камень обладает целебными свойствами, а спустя полтора столетия камню нашли применение и современные врачи. Жители Карелии предпочитают употреблять шунгитовую воду или ставят минерал в жилищах, для оздоровления атмосферы, мы же предались релаксу в шунгитовой комнате, погруженной в полумрак.
Отдохнув в тишине, закрепили эффект шунгитовым чаем с настойками и оценили ассортимент сувениров из минерала, происхождение которого остается тайной до сих пор.
Полноводную реку Шую, что течёт в высоких берегах, предстояло штурмовать на одном из переходов тем, кто решился на рафтинг. Не испытывая недостатка в адреналине, предпочла фотоохоту.
Вначале прошлась вдоль берега, насколько позволяла береговая полоса, наблюдая, как мощные потоки ветра и подводные течения подгоняют суровую красавицу к Петрозаводской губе Онежского озера.
Хмурые тучи, набежавшие в считанные минуты, не испортили живописности пейзажа в месте слияния двух рукавов, прибавив, пожалуй, драматичности. Но стоило выкатиться солнышку, как поверхность воды преобразилась оттенками сине-голубого.
Насыщенная красками глубина, оттенённая отражениями, настолько притягивала взгляд, что какое-то время я провела на деревянной лестнице, круто спускающейся сверху к реке, пытаясь сохранить в памяти каждую представшую перед глазами природную деталь.
Среднетаёжные сосновые лишайниковые леса в сочетании с еловыми зеленомошниками взяли в кольцо импровизированную стоянку, где ожидали возвращающихся рафтингистов. И пока колоритный повар колдовал над котлами с ухой и гречей с мясом, углубилась в еловник на радость муравьям, мгновенно облепившим кроссовки.
Нежно-салатовая растительность, стелящаяся плотным ковром, перемежалась с необъятными муравейниками, редкими цветочками и пнями со свежими срубами.
Во всем этом угадывалась какая-то настоящая природная красота, но все же неудержимо тянуло обратно, на косогор к реке. К тому же на повороте одного из рукавов показались наши рафтингисты.
Такой вкуснющей ухи, приправленной карельской наливочкой, что откушали на берегу Шуи, не пробовала никогда) А после обеда нас ждал Петрозаводск.
Обзорная автобусная экскурсия по городу завершилась на набережной, где установлен памятник Петру I и современные малопонятные инсталляции — подарки из городов-побратимов.
Среди современных «шедевров» выделю два: «Рыбаки», скульптура из города-побратима Дулута (Миннесота, США), установленная в 1991 году, что положила начало всей галерее скульптур, и «Дерево желаний», скульптура из города-побратима Умео (губерния Вестерботген, Швеция), установленная в 1996 году.
Первая, олицетворяющая двух рыбаков (русского и американского), закидывающих сеть, символизирующая по замыслу автора совместный созидательный труд, вполне читаема. Вторая отличается бОльшей оригинальностью. При изготовлении скульптуры живую сосну покрыли стеклотканью, а сбоку, на стволе дерева, расположили ухо, в которое можно прошептать самое заветное желание. Дерево желаний фигурирует в шведском национальном эпосе, что делает подарок символичным.
Но все же финальный акцент здесь расставили облака — ослепительно белые разбросанные по небу мягкие волокна, так же мягко обнимающие гавань. И будто сулящие исполнение надежд. Хотя бы на то, чтобы благополучно добраться до Соловков)