Наступил шестой день путешествия по далёкой и экзотической Мексике.
Наступил шестой день путешествия по далёкой и экзотической Мексике.
Его мы начали с посещения необычного населённого пункта Сан-Хуан-Чамула, расположенного в 10-ти километрах от города Сан-Кристобаль-де-лас-Касас (про него я вам рассказал в предыдущей заметке). Когда попадаешь сюда из современного города, то понимаешь что оказался в совершенно другом мире.
Население Сан-Хуан-Чамулы принадлежит к племени цоциль (или тсотсиль). Это самая многочисленная группа в регионе. До сих пор они хранят культуру и традиции предков. Их общая численность на сегодняшний день — около 125 тысяч человек, населяют горные районы штата Чиапас. В Сан-Хуан-Чамула проживает около 4000 жителей.
Чамула это общее название, используемое применительно к народностям майя: цоциль, целталь, маме, тохолобаль и чоле. Слово «Чамула» на языке цоцилей означает высохшее озеро. По легенде, поселение было возведено на месте пересохшего водоёма, куда людей привел святой Иоанн Креститель (Сан-Хуан-Баутиста).
До прихода на материк испанцев местное население занималось земледелием, скотоводством и охотой. Здесь были развиты гончарство, ткачество, плетение, выделка кожи, плотничество. Некоторое время народ был подчинен ацтекам.
Благодаря труднодоступности региона их проживания, завоевание цоцилей конкистадорами произошло лишь к концу 16 века. Однако в их образе жизни почти не произошло глобальных изменений. Новая католическая традиция интегрировалась в доиспанскую мифологию и приобрела оригинальный и в чём-то парадоксальный вид.
У цоцилей до сих сохраняются доколониальные верования, фольклор, свой ритуальный календарь, шаманизм, культ предков, обожествление природы, язык, быт и социальная организация.
Жизнь этого небольшого городка сконцентрирована на главной площади, вокруг центрального и единственного собора — Святого Хуана Баутиста в котором причудливо переплелись католические обряды и доиспанские верования.
Церковь высотой 20 метров украшена синими и бирюзовыми узорами. Фотографировать её можно только снаружи и без людей. Если поймают за съёмкой внутри церкви, то могут быть проблемы. Я слышал, что даже были случаи, когда туристов сажали в тюрьму. Полиции тут нет, решение принимают старейшины. А они свято чтят местные традиции.
Когда я зашёл в не типичный католический собор, то увидел удивительную картину. Пол был усеян хвойными иголками и горящими свечами. Повсюду пустые бутылки из-под кока-колы. В полумраке люди в клубах ладана читали молитвы на древнем языке. Некоторые женщины держали в руках уток и кур.
Как я узнал потом, домашнюю птицу приносят в жертву при помощи специального религиозного обряда и курандеро (целителя), который водит по телу, пришедшего с проблемой человека, куриным яйцом, а после разбивает его. Считается, что со смертью курицы, болезни покидают тело, а яйцо подсказывает жрецу природу происхождения недуга.
Любая церемония сопровождается употреблением особого крепкого алкогольного напитка «пош» из кукурузы и сахарного тростника, что помогает общению с духами. Интересным является тот факт, что цоцили почитают «кока-колу» священным напитком.
До прихода сюда цивилизации «колу» заменял традиционный перебродивший напиток из ананаса. По местному поверью с вызываемой этими напитками отрыжкой из тела выходит всё плохое. Источник
Снимать нельзя не только в этой церкви, а и вообще во всей Чамуле. Особый запрет распространяется на людей в чёрных и белых накидках, поскольку они искренне и глубоко верят в то, что фотограф ворует и уносит их души вместе с фотографией.
Поскольку я не ворую души и у меня была в то время мыльница с 15-ти кратным увеличением, я позволил себе сделать несколько снимков для этого рассказа. Правда, было не просто. Я старался, чтобы никто не заметил.
Мужчины Чамула обычно носят белые одежды, а чёрные туники говорят о высоком положении. Правящие старейшины, облачены в особые костюмы, в шляпах с лентами и с посохами в руках.
Только дети иногда подбегают к туристам и фотографируются, но за деньги. Мелких денег в этот день у меня не было, поэтому я остался без хороших детских кадров.
В объектив случайно попали вот эти местные, колоритные девушки. Три поколения: бабушка, её дочь и внучка.
Чамула крайне интересна и мистична. Здесь свои порядки и законы, в отличие от остальной Мексики. Даже с погодой было всё не так. Везде в округе светило солнце и как только мы въехали в город, пошёл мелкий пасмурный дождь.
В последние годы, в Чамуле появились автомобили, телефоны и другая цивилизационная атрибутика. Мест, теряющих свою самобытность, в мире, с каждым годом остается всё меньше и меньше. Так что спешите увидеть этот самобытный город.
Прощаемся с Чамулой (цифра 1) и едем дальше. Через несколько часов мы добрались до природной достопримечательности региона — водопада Мисоль-Ха (на карте цифра 2).
Это пешая дорога к водопаду. Мне нравится, когда идёшь по лесу и через деревья пробиваются лучи солнца. Есть в этом что-то магическое и приключенческое.
Название водопада Мисоль-Ха звучит как музыка, но в переводе оказывается довольно прозаичным и переводится просто — «падающая вода».
Водопад состоит из одного каскада высотой 35 метров, который падает в живописный, почти круглый бассейн, находящийся в окружении тропической растительности.
В сухой сезон водопад представляет собой несколько небольших потоков и, к сожалению, не раскрывается перед посетителями во всей своей красе.
Зато в этот период можно поплавать в озере или пройтись по гроту за водопадом и посмотреть на него с другого ракурса. Снимать там практически нереально, брызги постоянно попадают на камеру. Буквально через пару секунд фотоаппарат весь мокрый.
На сегодняшний день я побывал на многих водопадах мира, но тот момент был самый памятный, ведь с обратной стороны водопада я оказался впервые в жизни.
Мисоль-Ха известен тем, что в 1987 году на его фоне были сняты финальные сцены фильма «Хищник» с Арнольдом Шварценеггером.
Вокруг водопада можно погулять и полюбоваться красивой природой.
Много разных цветов. Жаль, что тогда я не фотографировал всё подряд.
Если повезёт, вы встретите представителей не только местной флоры, но и фауны.
Про социальную и природную достопримечательность я вам рассказал. Теперь пришла очередь важного, исторического объекта под названием Паленке (цифра 3 на карте).
Всемирно известный Национальный Парк Паленке находится в штате Чьяпас в 6 км от городка Санто Доминго дель Пеленке, в гористой местности на высоте около 145 метров над уровнем моря.
Паленке часто называют жемчужиной джунглей, потому что его строения утопают в зелени экзотических лесов. На территории комплекса есть даже ручьи и вот такие водопадики.
Название Паленке городу присвоили испанцы. А индейцы майя называли его Лакам Ха, что в переводе означает «Большая Вода», возможно, потому, что комплекс возведен у реки и окружен многочисленными водопадами.
Официальная история датирует Паленке 100 годом до н. э., а период рассвета — 600–800 гг. н. э. Неофициальные источники утверждают, что по найденным, невероятно сложным, древним артефактам следует датировать основание города несколькими тысячелетиями ранее. В то время город, возможно, был населен представителями неизвестной цивилизации.
Основные постройки датируются VII и VIII веками. Паленке погиб в IX веке — вероятно, в результате нашествия племён с побережья Мексиканского залива. Постепенно город превратился в развалины, погребенные в диких мексиканских джунглях.
В 18-м веке индейцы, бродившие в чащах джунглей в поиске пищи, обнаружили древние развалины. Они сообщили об этом одному католическому священнику. От него о затерянном городе узнали испанские власти, которые организовали археологическую экспедицию во главе с капитаном Антонио дель Рио.
Он составил подробное описание своих исследований, которое было переведено на английский язык. Прочитав это описание, американский путешественник Дж. Л. Стефенс отправился в Мексику в 1839 году, чтобы самому исследовать руины Паленке. С тех пор Паленке — это один из самых известных и притягательных городов майя.
Эти развалины вдохновили путешествующего русского поэта Бальмонта на написание стихотворения «В Паленке, меж руин…" (1906).
Площадь Национального парка Паленке охватывает около 24 кв. км. Парк получил свой статус в 1981 году и с тех пор находится под охраной и пристальным вниманием государственных властей. В 1987 года Паленке внесен в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
Лично я был впечатлён тем фактом, что до сих пор в Паленке есть неизученные постройки и пирамиды. Мне даже удалось взобраться на один из больших холмов, где по заверению гида находится древняя пирамида.
Мне понравился одна очень интересная и подробная статья. Вот выдержка из неё о том, как нашли гробницу Пакаля (3 глава).
Затем яркий свет ручного электрического фонаря прорезал сумрак подземелья, и археолог на мгновение потерял дар речи от всего увиденного.
«Из густого мрака,- вспоминает А. Рус,- неожиданно возникла сказочная картина фантастического неземного мира. Казалось, что это большой волшебный грот, высеченный во льду. Стены его сверкали и переливались, словно снежные кристаллы в лучах солнца. Как бахрома огромного занавеса, висели изящные фестоны сталактитов. А сталагмиты на полу выглядели, словно капли воды на гигантской оплывшей свече.
Гробница напоминала заброшенный храм. По ее стенам шествовали скульптурные фигуры из алебастра. Потом мой взор упал на пол. Его почти полностью закрывала огромная прекрасно сохранившаяся каменная плита с рельефными изображениями. Глядя на все это с благоговейным изумлением, я пытался описать красоту волшебного зрелища моим коллегам. Но они не верили до тех пор, пока, оттолкнув меня в сторону, не увидели эту великолепную картину своими собственными глазами».
На территории сохранились остатки дворца площадью 92×68 м (группа зданий, расположенных вокруг двух больших и двух малых дворов), квадратная в плане башня и три храма, традиционно именуемые храм Солнца, храм Креста и храм надписей. Галереи и внутренние помещения украшены гипсовыми и каменными рельефами.
Визитной карточкой парка является загадочный Храм надписей. Он был открыт в 1952 году во время археологических раскопок, проводимых Альберто Русом, который раскопал вход в гробницу, где находился огромный саркофаг с погребенным, как принято считать, правителем племени майя, Пакалем.
Этот саркофаг прекрасно сохранился. Он был украшен загадочными рельефными изображениями, которые до сих пор будоражат умы учёных и исследователей. Кто-то видит на крышке саркофага изображение божеств, которым поклонялись древние майя, кто-то — изображение «космонавта» за пультом управления космического аппарата. Источник
В 1952 году саркофаг, где находились останки правителя Паленке, вскрыли и все сокровища перенесли в национальный музей антропологии в Мехико. Я там был и рассказал о музее в своей первой заметке.
Археологическое исследование развалин продолжает преподносить сюрпризы. Так, в 1999 году археологи в храме ХХ нашли гробницу, а в храме XIX — алтарь с надписями и рельефами, изображающими внука правителя Пакаля.
В августе 2018 года сообщалось, что мексиканские ученые обнаружили небольшую маску, изображающую лицо пожилого человека с длинными продольными морщинами (вероятно, это царь Пакаль).
Предыдущие рассказы
Большое путешествие по Мексике ч.1 — перелёт и Мехико
Большое путешествие по Мексике ч.2 — Теотиуакан и покровительница Латинской Америки
Большое путешествие по Мексике ч.3 — Попокатепетль, Пуэбла и кактусы
Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль
Большое путешествие по Мексике ч.5 — океан, каньон Сумидеро и Сан-Кристобаль