Про свою поездку в Медынь на натурную площадку ВОЕНФИЛЬМа я уже рассказывала. После той поездки осталось ощущение незавершенности: во-первых, я проехала мимо Ильинского рубежа, во-вторых, не доехала до Полотняного Завода, который находится совсем рядом.
Итак, наверстываю упущенное.
Погожим летним днем (прогноз — местами кратковременные дожди) я села в машину и отправилась в Калужскую область.
Первая остановка — Ильинский рубеж.
Парковка есть как у здания музея, так и прямо у обочины на Варшавском шоссе — я с шоссе съезжать не стала, тем более, что парковка официальная, с разметкой.
Декорации, в которых снимался фильм, я уже видела. Таперь осмотримся на местности.
Певым делом направляюсь к музею и вижку на его ступеньках женщину с 3-я детьми, которая звонит по телефону. Младший, лет 4-х, с важным видом сообщает, что все закрыто.
На двери висит рукописное объявление. Женщина недовольно говорит, что никто не берет трубку.
Ну раз в музей не попасть, то иду к возвышающемуся на холме памятнику.
Отхожу поближе к шоссе — «большое видится на расстоянии».
В это время на дорожке в районе ДОТа появляется уже знакомая мне семья — старшие дети обсуждают, что мост в фильме был не такой, а мама догоняет убегающего мне навстречу младшего шустрика. Дорожка узкая, да еще я на ней стою — беглец затормозил, мама его настигла, но вид у нее совсем расстроенный. Говорит, что 2 часа с детьми до музея ехала, и зря. На сайте специально проверила, что музей работает. Точнее, что нет объявлений, что не работает. Ну в общем, рассказала я ей про ВОЕНФИЛЬМ — еще 20 км пути уже «погоды не делают». Дети хором сказали, что хотят на место съемок. Надеюсь, что их пустили на территорию, а декорации и техника скрасят им разочарование от закрытого музея.
Ну, а я отправилась в поселок под названием Полотняный Завод.
Своим появлением поселок обязан Петру I, который издал Указ об основании в 1718 году парусно-полотняной фабрики и Указ от 1720 года об основании бумажной фабрики под руководством купца Тимофея Карамышева.
Стремительное развитие российского флота в XVIII веке требовало парусины, а бумага в то время была ценным дефицитным материалом, и практически вся импортная.
В 1725 году завод выпустил первую продукцию: писчая бумага и парусное полотно.
В 1732 году Карамышев выдвигает на рассмотрение Петру I кандидатуры двух предприимчивых купцов для разрешения «принять в компанию»: это Афанасий Абрамович Гончаров (прапрадед Натальи Николаевны Гончаровой) и Григорий Иванович Щепочкин (племянник Карамышева).
В 1735 году основатель мануфактуры Тимофей Карамышев умер. К тому моменту мануфактура уже считалась одной из крупнейших в Европе.
Управление мануфактурой перешло к тандему Гончаров-Щепочкин, но Гончаров играл ведущую роль, поскольку внес раза в 3 больше капитала, чем Щепочкин.
То, что соперничество между концессионерами было, подтверждается, хотя бы, на примере их усадеб.
Гончаров построил 2-этажный усадебный дом рядом со входом на территорию мануфактуры.
Третий этаж был надстроен позднее.
Сейчас в доме располагается музей и ЗАГС.
Усадьбы Щепочкина находилась на отдалении от мануфактуры, на другом конце парка. Зато дом был изначально 3-этажный. Сейчас он находится на неторопливой реставрации. Говорят, что в него можно попасть с экскурсией и увидеть сохранившиеся расписные потолки.
В том же 1735 году произошел «полюбовный раздел»: Гончаров остался в Полотняном Заводе, а Щепочкин основал бумагоделательное производство в Кондрово — бумаги требовалось много, так что места под солнцем хватило всем.
В 1741 году Гончаровым был построен «Храм Спаса Преображения», в котором впоследствии совершались все последующие таинства семьи Гончаровых. В пристройке к церкви находится усыпальницы рода Гончаровых.
В 1742 году императрица Елизавета Петровна пожаловала Афанасию Абрамовичу Гончарову чин коллежского асессора в ранге майора, что дало ему право на потомственное дворянство.
В 1850 году в церкви венчался великий русский хирург Николай Иванович Пирогов с правнучкой Щепочкина, Александрой Антоновной Бистрой.
Главной туристической достопримечательностью Полотняного Завода является усадьба Гончаровых.
Построек, помимо усадебного дома, сохранилось немного.
Ворота на въезде в усадьбу.
Еще одной достопримечательностью парка является 300-летний дуб.
Во время Отечественной войны 1812 года в Полотняном Заводе располагалась Главная штаб-квартира русских войск, а на третьем этаже проживал Михаил Илларионович Кутузов.
И все-таки в Полотняный Завод я приехала не из-за музея Гончаровых, а из-за музея бумаги. В общем, променяла интерьеры XVIII века и портрет работы Брюллова на станки и технологии.
Вот он, музей Бузеон.
Расположился он в бывших хозяйственных постройках усадьбы Гончаровых на берегу Фабричного канала.
Итак, Бумажная мануфактура в Полотняном Заводе является старейшим действующим предприятием России, производящим бумагу.
Как я уже писала, изначально мануфактура производила парусину. Но пароходы постепенно вытеснили парусники, поэтому производство парусины было свернуто. А вот производство бумаги живет и по сей день.
Кстати, кирпичная труба на фотографии датируется 1908 годом — она «новая», перестроенная. Первоначальная труба имела квадат в сечении.
Предприятие специализируется на 2-х видах продукции:
— переаботке макулатуры и выпуске гофрокартона. Макулатуру везут из Московской области, склад находится за каналом.
— выпуске высококачественной бумаги, тетрадей, дневников, блокнотов. Сырье (целлюлоза) привозное, по-моему, из Прибалтики.
В музее лучше брать экскурсию, поскольку многие экспонаты требуют пояснений.
Без экскурсии тоже будет интересно, поскольку на мониторах идут ролики с показом старой китайской технологии изготовления бумаги.
Есть «японский стенд», «индийский стенд».
Оказывается, в Китае бумагу изготавливали не только из растительного сырья, но и из бракованных коконов тутового шелкопряда.
А вообще из чего только ни делали бумагу! В Индии и Японии в качестве сырья использовали бамбук. В средневековой Европе в сырьем служила ветошь. Трогать образцы бумаги можно!
В музее хранятся экзотические виды бумаги:
— из экскрементов панд (не только измельчили бамбук, но и кислотой уже обработали :-) )
— экскрементов слонов
— смеси гипса с низкотемпературными полимерами. Гид сказала, что бумага разлагается под действием света. Попыталась погуглить — ничего про такую бумагу не нашла. Зато потрогала — гипс наощупь чувствуется, но не крошится.
В общем, что бы ни служило сырьем, технология одна и та же: измельчить, намочить, тонко раскатать и высушить. А потом отшлифовать и нарезать на нужный формат.
В XVIII веке производство было в основном ручным.
Потом вмешался технический прогресс, и на смену ручному труду пришли станки.
Часть экспозиции посвящена переработке целлюлозы. Для меня неожиданным было, что во время Великой Отечественной войны из целлюлозы делали патоку.
На втором этаже музея выставлены поделки из бумаги.
Ну и не только из бумаги.
Вот такой интересный музей для взрослых и детей. Когда я выходила из музея, началась экскурсия для семьи с детьми — экскурсовод переключилась на подачу, которая будет интересна детям. В общем, грамотно работает.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия