Как быстро летит время, казалось бы, вот только сказочной осенью встретились 2 любящих и израненных сердца, а уже пару лет минуло, жизнь сначала устаканилась, а потом явилась беда, откуда не ждал её никто, чума китайская (Начало истории смотрите ЗДЕСЬ Часть 1 и ЗДЕСЬ Часть 2)
И все засели по своим избам и теремам. От страха на улицу носа никто не казал.
Даже купцы свои лавки закрыли, огородники огороды забросили, кошки с собаками по углам попрятались.
Жизнь остановилась, Волга-матушка аж заскучала по шустрым корабликам, резво рассекающим по её водной глади.
Наши молодые не сильно-то на всю эту тоску и уныние внимание обращали, жили себе на счастье, батюшке Настенькиному на радость, но молодость требует движения.
И как только дозволили людям передвигаться, устремились влюблённые в путешествие по родной земле.
Лето — прекрасная пора для долгих прогулок по лесным дорожкам, да и церкви-монастыри уже открыты для паломников, отчего же и в них не заехать.
Единственное, что омрачало радость молодых, так это нестерпимая жара.
Ванечка в своих «европах» и не такое пекло видел, но для владимирщины это что-то совершенно новое.
Настенька начинала причитать с утра, что жарко ей, и хочется кваса смородинового и в речку окунуться, хоть и срамота это, но покорно следовала за любимым и потом рассказывала своим девушкам и нянюшкам об увиденных чудесах.
А увидеть удалось многое, мир же полон красоты рукотоворной и божьей, главное, смотреть вокруг, широко раскрыв глаза.
А началось всё в Суздале златоглавом.
Ох, какой же добротный город, как хозяйство купца-старообрядца.
Всё на своём месте, всё по уму, заборы покрашены, полисадники обихожены, огороды прополоты, кошки наглажены, пироги испечены и т. д.
И вот этой деловитостью выгодно отличается от своих более безолаберных соседей, типа Иваново.
Город, хоть и славится прежде всего своими монастырями и церквями, производит бОльшее впечатление как город торговый, где каждый горожанин-огородник пытается продать приезжим огурчик втридорога или пирожок домашний. И только диву даёшься, как в таком суетном месте столько святынь собрать удалось.
Настеньке Суздаль понравился, не город, а сплошная клумба, в каждом уголочке цветы. И хоть с утра город накрыла сухая гроза, наша птичка хотела петь и танцевать, ну и кормить своих любимых уточек. Ванечке ничего не оставалось, как решительно брать ситуацию в свои руки и водить любимую стрекозу по всем запланированным местам, не зря ж они такой путь проделали, дома этих утей и цветочков пруд пруди.
А вот, например, Васильевский монастырь — единственный в своём роде, строил его князь Владимир Красное Солнышко ещё в 13 веке и для спасения души, и для обороны города, и хоть много раз монастырь перестраивался, всё ж намоленность присутствует.
А как не поглазеть на Спасо-Евфимиев монастырь?
С его высоких рвов открываются великолепные виды на окрестности и Покровский монастырь.
И вот именно он Настеньке больше всего в душу запал в этом городе. Знатное место, с великолепным садом, достойном самого Владыки. Да и не удивительно это, ведь именно здесь заточались навеки вечные неугодные царицы и боярыни. И может Настеньку в своё время отправили бы именно в этот монастырь, как вдову богатого боярина. Но судьба человека — его характер. Не получилась у злодеев такая акция. И особенно болело сердце у Настеньки (хотя нет, уже не Настенька, уже взрослая боярыня, Анастасия Александровна) за насельниц этого монастыря. Вдруг не по своей воле они тут живут, хоть и кельи богатые, вдруг не по своей воле за садом ухаживают да в белоснежном трёхглавом Покровском соборе службы слушают? Как тут не вспомнить печальную судьбу Соломонии Сабуровой, супруги Василия Третьего, подло заточившего верную жену по обвинению в бесплодии в стены этой обители? Уж не за это ли покарал господь царскую семью, дав Василию Третьему безумного сына Ивана Грозного?
А Соломония, в монашестве София, прожила жизнь так кротко и милосердно, что причислили её к лику святых и она признана покровительницей Суздаля.
Страшное, тёмное время тогда было, неугодных людей травили, казнили без суда и следствия, жён в монастыри ссылали, тот же Иван Грозный не чурался такой практики и заточил здесь свою пятую жену, да и в более поздние времена таких вот историй будет море.
Но не для грусти молодые тут, для радости, погулять у Кремля, надивиться на товары разной степени нужности, отведать яств, накупаться в Каменке, побегать по лугу и далее отправиться в КИнешму, куда давно сердце звало.
Кинешма…имя у города совсем не русское, финно-угорское, древнее очень, впрочем, как и сам город.
Люди селились в этих местах задолго до рождения Спасителя (2–1 вв. до н. э.), «тёмная вода», так переводится это слово. Волга в этом районе очень уж своенравная, берега её крутые, воды тёмные, течения сильные. Сосны по берегам высокие, корабельные, смоляной дух от них стоит на много метров вокруг, кинешеменцы охотно купаются в жару в речке Мерешке и гуляют по вековой сосновой роще. В самой Волге здесь особо не покупаешься, даже если ты пловец в категории «лучший из лучших», но зато можно совершить освежающую прогулку, и здесь за это никто косо не посмотрит на такую вольность для боярыни, принято у местных горожан и горожанок так воскресное время проводить.
Нарядятся во всё самое лучшее, избушку на клюшку, болонку в сумку и на набережную, недавно местными властями облагороженную. Это просто дело чести — отведать чаю, квасу, посидеть в беседке и потом уже на прогулку речную, любоваться Кинешмой с воды, в деталях рассмотреть поселения, леса и отмели противоположного берега, проплыть под мостом и с ветерком вернуться на набережную.
Можно ведь и пожить в избе на воде (дикая мечта молодой боярыни) и даже в Плёс сплавать на денёк, отведать лучших в мире углов с копчёным лещём.
«Швейцария, чистая Швейцария» — всё восхищался Ванечка, глядя на окружающую красоту.
Настенька тихо посмеивалась, слушая возлюбленного. Чего только нет в этих «заграницах», но нет нашей красавицы Волги, нет таких просторов, всё у них там без размаха.
То ли дело наши края! Уж если строить собор, то пусть его маковки золотом сверкают на 10 вёрст, если уж строить места для торговли, то только Красные ряды, с замудрёными входами.
Ох какой выбор изделий местных мастериц в Кинешме, нигде такого Настенька больше не встречала, тут и мыло Шуйское, и льны Ивановские, и пряники разных видов, да и цены пониже, чем в любом окрестном городе.
Кинешма — чистый, ухоженный купеческий город (поселение тут известно с 1429 года, а городом его нарекли в 1777), горожане степенны, за прибылями не гонятся, как в Суздале.
Единственное, чем щекочут себе нервы — легендами о Стеньке Разине, утопившем в Волге очередную персидскую княжну прямо напротив города, да воспоминаниями о героической обороне города во время польско-литовского нашествия под руководством воеводы Фёдора Боборыкина.
Ох, натворили бед супостаты, город пограбили, детишек малых и баб беззащитных сожгли заживо в церкви. И как люди могут быть такими злосердными… Сейчас посадские люди сидят в тени густых деревьев, лакомятся семечками, играют дети, носятся со счастливым лаем собаки и ничего им не напоминает о жестоком прошлом.
А наши влюблённые отправились смотреть очередное и, пожалуй, главное чудо земли Владимирской — храм Покрова на Нерли.
Белой лебедью плывёт эта белокаменная церковь над всем пространством заливного Боголюбского луга.
И хоть стоит храм на берегу речушки Нерль, кажется, что к земному миру он не имеет отношение, это всего лишь отражение мира божественного.
Давно, очень давно хотела наша боярыня посетить это святое место. И вот это случилось. Ноги сами несли её по высокой траве и пахучим цветам все 1,5 км пути от села Боголюбово.
И правда, места эти любимы Богом, и Боголюбский монастырь, и матушка-природа, храм Покрова — всё свидетельствует об особом отношении Провидения к этому месту.
А ведь история у этого места славная, строили белокаменное чудо быстрыми темпами, всего за одно лето 1164 года. Андрей Боголюбский получил знамение от Богородицы именно в этом месте, он был убит горем после гибели сына Изяслава в войне с булгарами и в память о нём и возвёл этот храм. Он один из немногих, кто пережил татаро-монгольскую тьму. Хоть и потрепало его немало, он так и остался символом чистой, непорочной, древней и святой Руси.
Ванечка, насмотревшийся в Европе на тамошние храмы, умно рассказывал об архитектуре церкви, дескать, она совершенна (но тут и так понятно, даже не надо учиться), и великая гармония во всём тут заложена, и горгулий каких-то нашёл (тьфу, что за слово такое поганое) и не могли тогда наши архитекторы ничего такого построить, иноземных мастеров приглашали… И тут чуть ли не в пух и прах рассорились наши молодые. Настасья никак не соглашалась, что не было на Руси в то время достойных специалистов, да всё у нас было, и архитекторы, и резчики по камню, просто мало осталось памяти о них, всё войны смели с нашей многострадальной земли. И осталось только эхо воспоминаний в рассказах кота-Баюна, которого молодые приобрели прям тут же…
А что было дальше? А дальше покупали гостинцы родным и близким во славном Владимире граде, который заливал даже не ливень, а всемирный потоп, долго добирались домой, где во всех красках поведали домашним о своих приключениях и долго ещё обсуждали, чтобы ещё можно посетить в этой поцелованной Богом земле. Но это будет уже в следующий раз).
В этом моём небольшом путешествии по городам и весям Золотого Кольца в мою светлую голову пришла именно такая история. Все персонажи вымышленные, могут по времени и событиям не совпадать с реальностью.
Отдельно хочу поблагодарить мою золотую Юлю за помощь и поддержку при планировании этого маршрута, я бы не влюбилась в эти места так сильно, если бы не твои рассказы о них) И отдельное спасибо за подсказку о чудесных книгах Сергея Голицына, в детстве они прошли мимо меня, но я наверстала упущенное и именно его творчество, полное любви к истории этих мест, во многом создало нить моего маршрута)
Теги:
Самостоятельные путешествия