Чтобы впоследствии не разочаровать любезного моему сердцу читателя, сразу сделаю оговорку: никакого родового имения Яхонтово, что на псковщине, уже к сожалению нет, только «следы» и остались. Но я поехала, чтобы пройтись по этим следам и могу смело сказать, что путешествие оказалось памятным и, немного… с печалью светлой на очах.
Путешествия для меня всегда начинаются с какого-то интересного посыла. Вот и в этом случае, неожиданно, в соц.сетях, получила весточку из Печорского монастыря, от незнакомого мне монаха.
Не буду приводить дословно, но добрый автор писал, что совсем недалеко от Пскова раньше находилось родовое имение Яхонтовых. Могилы некоторых представителей этого старинного рода, на погосте «Камно», сохранились и до сей поры…
Я и раньше что-то читала о поэте XIX века Яхонтове — когда готовилась к очередной поездке в Михайловское — в прошлом году (Пушкин был знаком с семейством, гостил в Яхонтово). Помню, что промелькнула родная фамилия не слишком заметно. Лишь тихий шепот, в потоке информации о том, что поэт был хороший и в свое время достаточно известный. Кроме того еще и переводчик, общественный деятель.
Информация промелькнула, но не забылась. В моих планах было осуществление желания «потянуть за ниточку», и сделать это именно сегодняшним летом, а тут, вдруг, такое явное напоминание — «не медлить».
Что ж! Сели в свою старенькую машинку и поехали с мужем (мы всегда путешествуем вдвоем), а в последнее время еще и «втроем» с нашей «Ладой» — выручает в непростые времена повсеместных ограничений передвижения.
Как обычно, к поездке я готовилась и должна признаться, что открыла для себя такую глубину и такую ширину темы, что с трудом дождалась заветного дня, когда мы, наконец-то, смогли тронуться в путь.
Подобно речке Каменке, которая сегодня струится, тонкими ручейками, (когда-то она была полноводной рекой Камно), могучая тема, заструилась узкими, но сильными, упрямыми в своем движении, притоками.
Было ясно, что вначале следует рассказать о древней, можно сказать древнейшей истории этого места. Ведь и река-то получила название от слова «камень». Великие валуны, что оставлял по пути своего следования знаменитый Валдайский ледник, до сих пор живут, отшлифованные могучей лапой древней природы, встречаются тут и там. Когда-то этот ледник и русло для реки Камно пробил-проложил. Было!
Не случайно Городище Камно — место археологических раскопок, ведь его часто называют «колыбелью псковской истории».
Второй ручей памяти — исторический, литературный. В научных кругах Пскова знают род Яхонтовых — хорошую память оставили на этой земле те замечательные люди. Еще не читала, но непременно познакомлюсь с монографией Н. Л. Вершининой: «Безупречный рыцарь» нового времени Александр Николаевич Яхонтов. Псков ГУ, ООО «Логос» Плюс. 2011. — 204 с.
Вначале эта тема и была ведущей, пригласившей к путешествию. Но можно ли отделить воду впадающих притоков от полноводья великой реки, что в сущности является историей нашего Отечества.
Третья тема, которая, несомненно, звучит в нашей истории и культуре — это Русь Святая.
Церковь Святого Георгия, что на погосте Камно — это храм XV века. Сколько он видел на своем веку! Здесь долгое время служил протоиерей Валентин (Мордасов), к которому ехали со всех концов России. Здесь икона Богородицы, которая в 90-е годы вдруг заплакала кровавыми слезами… И снова отовсюду ехали люди, чтобы прикоснуться к чуду.
Но обо всем по-порядку.
Древние мотивы.
В 7 км от Пскова, если двигаться по Рижскому шоссе, расположена деревня Камно, такое же название носит и древнее одноименное городище (10000 кв.м) — место, которое уже давно облюбовали археологи, а еще так называется старый погост, на котором возвышается небольшая Георгиевская церковь.
Древнее городище возникло в удобном месте, словно на полуострове, который обнимали два русла-истока одной реки Камно, которые затем соединяясь впадали в реку Великую. Для врагов, с трех сторон, место неприступное, а с незащищенной стороны, уже сами люди выкопали ров, насыпали вал.
Западные рубежи нашего отечества никогда не были местом спокойным и как писали в летописях, место это было «обидное». Чтобы выживать, здесь должны были рождаться доблестные воины. Так оно и было.
Эта земля не раз была прославлена значительными победами над врагом. Так псковичи в 1238 году «Избили Литву на Камне», как пишут летописцы. А весной 1271 года ливонцы напали на местных жителей и знаменитый князь Давмонт, с малой дружиной, будучи в сильном гневе от учиненного врагами грабежа и разбоя, одолел их.
Помогла хитрость. Рассчитав направление ветра, псковичи подожгли траву и «начаша погани бегата палимее траве, воспалима огнём, а власи на них и порты заженны горят, а иных изсече, а иные истопема в воде». 800 рыцарей оставил тогда на поле брани, напавший враг. Для войска того времени, потеря внушительная.
И близость реки не помогла. Вот на этой фотографии хорошо видно русло огромной когда-то реки.
Существует предание, что случилась эта победа в день празднования св. Георгия Победоносца и что именно тогда князь Давмонт повелел заложить на этом месте церковь в честь святого.
Очень похоже на правду. Память людская бывает крепкой.
Конечно, та церковь, скорее всего, деревянная не сохранилась, но каменная, построенная в XV веке на этом памятном месте, стоит и по сей день.
Однако местные жители не только воевали. Они жили, трудились. Им было что защищать. Богатая природа — леса, полезные ископаемые, водные угодья. В реке Камно рыбы было — «хоть руками лови». Якобы водились щуки до двух метров! А еще река эта была судоходной, и совсем близко проходил знаменитый путь «Из Варяг в Греки». Да. Было, что защищать от желающих силой завладеть столь привлекательными землями.
Известно, что люди в этих местах стали селиться еще в III—IV вв. Однако расцвет Камно, как великого для того времени города, относится к VIII—X вв. Курганы именно этого периода и были долгое время предметом пристального внимания археологов.
Правда с того времени, как стал разрастаться Псков, слава Камно пошла на убыль, хотя торговали, воевали совместно. Соперничества между городами — старым и новым не возникало.
Род Яхонтовых на псковщине.
Вот в таком заповедном месте, среди прекрасной природы, лесов, лугов, рек и родников, когда-то и было возведено родовое поместье древнего рода Яхонтовых.
Пока я не имела возможности познакомиться с архивными материалами, так чтобы проникнуть в глубину того же XVIII века. Как правило, интерес исследователей касается двух поколений. Вот о них и я готова рассказать.
Николай Александрович Яхонтов был дальним родственником М. И. Кутузова.
Как только начались военные действия войны 1812 года, вступил в народное ополчение. Служил секретарем и переводчиком при главнокомандующем.
В этой связи не кажется удивительным, что одна из знаменитых книг его сына — Александра Николаевича Яхонтова была посвящена той войне и называлась «Народная война 1812 года». Годы жизни Александра Николаевича 1820–1890, то есть он родился уже после той войны, но интерес к отзвучавшим событиям, той русской славе, были вполне очевидно воспитаны в семье.
Свои детские годы Александр Николаевич провел именно в Яхонтово, на Псковщине. Обучали мальчика приглашенные учителя, а в 11 лет отправили в Петербург, в пансион при университете.
В 1838 году способного юношу перевели в лицей, где все еще «дышало Пушкиным». Александр, в далеком детстве встречался с Пушкиным, когда тот приезжал в Яхонтово к Николаю Александровичу и Любови Фёдоровне — его родителям, на празднование дня рождения маленького Саши.
В записках краеведов и историков, которые основаны на воспоминаниях, дневниковых записях, собранных учеными, есть свидетельства того, что в один из дней Пушкин прогуливался с хозяевами усадьбы и, подхватив на руки пробегавшего шестилетнего именинника, спросил, кем он хочет стать.
— Поэтом! — Не задумываясь ответил малыш, а далее, без «перехода», начал читать Пушкину что-то из «Евгения Онегина», чем заметно удивил поэта.
Кстати, будучи уже начинающим литератором, А. Н. Яхонтов написал произведение, под явным влиянием «Евгения Онегина». Впрочем, тогда многие подражали Пушкину и находились во власти его таланта.
Впоследствии литературоведы, назвали А. Н. Яхонтова представителем некрасовского направления в литературе. Кстати и с Н. А. Некрасовым, и с М. Е. Салтыковым-Щедриным, другими знаменитыми современниками, Александр Николаевич был знаком.
Его ценили не только как поэта, писателя, но и как талантливого переводчика произведений Гете, Шекспира, Мицкевича, Лафонтена, Шиллера. С ним заинтересованно сотрудничали такие издания как «Современник», «Отечественное обозрение», «Вестник Европы», «Искра», «Живописное обозрение», и многие другие.
Написанные им книги «Путешествие в северный край России», уже упоминавшаяся «Народная война 1812 года», а также знаменитая книга «Город Псков и его окрестности» были очень популярны.
Достаточно заметить, что «Народная война 1812 года», увидевшая свет в 1883 году, впоследствии выдержала 11 (!) изданий, то есть ее многократно переиздавали уже и в советское время, после смерти автора.
Пока я не смогла познакомиться с книгами Александра Николаевича, но непременно их найду и прочитаю. Тот же, кто знаком с литературным наследием Яхонтова, неизменно отмечают не только содержательность его произведений, но и легкий слог — читать интересно.
Очевидно, что рассказ о личности незаурядного человека, будет неполным, если не коснуться и других сторон его деятельности. Ведь литература была для него скорее отдушиной, а всю свою жизнь он еще и находился на государственной службе, причем и на этом поприще проявлял себя с самой лучшей стороны. Как это не покажется скучным читателю, я все же приведу здесь некий «послужной список».
Так после окончания лицея, был определен на службу в Первый департамент Министерства государственных имуществ, в чине титулярного советника. В 1842 году вышел в отставку и отправился путешествовать.
Был в Германии, в Париже, Брюсселе, Вене, однако, возвратившись в Петербург снова поступил на службу. В 1851 году А. Н. Яхонтов возвратился в Псков, где занял должность советника в Палате государственных имуществ, а затем, в течение почти десяти лет был директором мужской гимназии. И вновь, все его и здесь полюбили, так как к своим подопечным умел относиться не как ментор, а как друг и отец. При этом занятия литературой не оставлял до конца своих дней.
В 1859 году, после смерти Николая Александровича, Александр Николаевич вступив во владение усадьбой Яхонтово, сразу же дал вольную всем своим крепостным крестьянам.
В 1861 году Александр Николаевич женился на Анне Николаевне Ильман.
Венчались в той же Георгиевской церкви.
Как прочитала в одном из источников, крестьяне, отпущенные на свободу еще в 1859 году и находившие в барине не владельца, а хорошего покровителя, буквально «молились на своего помещика».
Подобная формулировка не совсем христианская. Скорее всего, крестьяне молились не НА барина, а о его благополучии и здоровье. А молились все в той же Георгиевской церкви, где на погосте нашел место своего упокоения и предыдущий хозяин имения Н. А. Яхонтов со своей супругой.
Место, где располагалось имение, построенное отцом поэта в 1817 году, до сих пор вызывает споры.
(Рисунок по воспоминаниям внучки А. Н. Яхонтова)
(Фото из интернета)
Впрочем, местные жители мне твердо показали направление: на крутом обрыве, прямо напротив погоста Камно, где ныне находится военная часть.
После революционных событий 1917 года, усадьба, в числе многих других не просто пострадала, но была уничтожена: «тенистый парк извели под корень, господский дом сгорел, другие постройки разнесли по кирпичу».
Липа, под которой А. С. Пушкин разговаривал с маленьким Сашей, простояла дольше, но сгорела в 1930 году от удара молнии.
Есть сведения о том, что какое-то время на этом месте находилась центральная усадьба совхоза со странным названием «Диктатура», а во время Великой Отечественной войны, хозяйничали немецкие фашисты.
Вряд ли в настоящее время, все это для меня имеет значение. Усадьба утрачена.
В своей книге «Ожерелье земли Псковской. Дворянские усадьбы», изданной во Пскове, в 2005-м году, Н. Г. Розов отмечает, что дом был двухэтажный, с прекрасным парком.
А. С. Пушкин гостил у Яхонтовых в июне 1826 года. Тогда ему была отведена гостевая комната в мезонине, которая впоследствии на протяжении десятков лет, оставалась нетронутой, в том виде, в каком ее оставил уехавший поэт.
Святые места.
В этом путешествии я познакомилась с забавным термином специалистов — «руинированное состояние» — от печального слова «руины».
Проезжая по противоположной стороне оврага, который писатели-краеведы, почему-то иногда называют «живописным оврагом», я могла заметить какую-то торчащую из-под оскалившегося берега, кладку. Но я не археолог, и не историк, и что теперь искать старые камни — их не собрать. Важнее сохранить память, а за этим, как утверждали древние философы, идут на кладбище.
Наше путешествие мы и начали с погоста Камно. Горгиевская церковь была открыта, и мы смогли не только поклониться святыням, но и узнать что-то важное в нашем поиске захоронений.
Все оказалось не так благостно, как обещала информация из интернета.
Три старых, замшелых плиты в старой проржавевшей ограде. Имена почти не читаются.
Старый, в псковских традициях, древний крест, который, возможно привнесен из другого места, здесь оказался очень важным соучастником памяти и молитвы за усопших.
Поняла только, что в этой ограде покоится Николай Александрович и его супруга.
Рядом, вне ограды, лежат еще две плиты.
Одна из них свидетельствует о захоронении Александра Николаевича. Надпись гласит: Александр Николаевич Яхъонтов род. 28 июня 1820 г. Скончался 12 октября 1890 г. Помяни мя, Господи, во царствии Твоемъ.
Однако, как выяснилось, лежат плиты не на могилах, а найдены где-то на этом кладбище и привнесены местным батюшкой, на первоначальное место родового захоронения, которое было именно слева от входа в церковь.
В интернете прочитала, что могилы долгое время вообще были без креста. Только в 2002 году, по инициативе библиотечных работников (кажется из Неелово) нееловские кузнецы А.Мосин и В.Кольцов выковали Крест. В том же году, в день рождения поэта Крест был освящен и установлен.
Вот, пожалуй и все…
Прихожане следят за старыми могилами. Все чинно и прибрано. Однако время и невзгоды прошлого оставили непоправимые изъяны.
Чуть дальше, у алтаря, могила протоиерея Валентина (Мордасова), которого помнят и почитают.
Книги этого батюшки, который был известен еще и тем, что «отчитывал одержимых духовными болезнями» страдающих людей, продаются в свечной лавке. Я купила две книги, чтобы познакомиться с автором поближе, через его опубликованные проповеди.
У входа в храм, висело скромное объявление, с просьбой, если возможно, принести воды. Взяли ведра, пошли на источник. 50 ступенек вниз, столько же вверх.
Вода качается насосом и бежит споро, а рядом две купальни — мужская и женская. В холодной, ласково журчащей воде (родниковая — всегда холодная), играют лучи полуденного, проникающего в небольшое окошко, солнца. Тихо. Благодатно.
Отнесли ведра, спустились снова, чтобы набрать Георгиевской водички себе, в дорогу — в обратный путь.
Время не спешило. Не спешили и мы.
В храме два придела. Придел в честь преподобного Никандора пустынножителя Псковского, был пристроен в XIX веке. Сейчас в нем идет ремонт.
Это, конечно же, дело хорошее. В связи с ремонтом, одна из святынь — Старорусская икона Божией Матери, пока унесена из храма, дабы не повредили при работах.
В Георгиевском приделе вторая святыня — икона «Знамения». Следы крови на щеках лика Богородицы видны достаточно хорошо. Икона под стеклом и фотографировать трудно — блики. Все же сфотографировала, хотя не надеялась, что будет что-то видно. Дома посмотрела — фотография получилась отличная, ясная. Однако тут же и поняла, что отдавать этот Образ интернету я не стану.
Нельзя. Такие слезы…
Пошли к Никандрову источнику. Это второй святой источник, который бьет из-под камня, на котором когда-то любил молиться святой подвижник земли псковской.
Источник в овраге, который когда-то был дном реки Камно.
— Здесь раньше много источников было, говорят, что числом 33. Однако приезжали мелиораторы, осушали, работы вели и родники ушли. — Рассказывает мне местная жительница. — Только вот два осталось: Никандровский и Георгиевский
Идем через поле на древнее Городище. С высоты хорошо видно и старое русло, когда-то полноводной реки, и нынешняя узкая извилистая речка, что вьется, не сдается, живет!
На валу поклонный крест — я так поняла, что поклонный.
Пахнет прогретой травой, собираю душицу, к вечернему чаю — ее здесь много.
Следы — отметки, что оставили археологи. Говорят, что уже лет семь, как не появляются, а раньше, постоянно здесь трудились.
Наверное все уже выкопали, достали, изучили… А может быть и другие причины для такой затянувшейся паузы в работе.
Далеко видно, широко смотрится, глубоко дышится.
Можно ли назвать эти холмы и долины, каньоны и овраги «живописными»! Вряд ли. Здесь ты словно оказываешься в другом измерении и это не передать словами. Нужно просто дышать и смотреть вдаль, как ввысь.
На озере гнездятся лебеди. На склоне справа ровный ряд добротных коттеджей. Времена будто накладываются друг на друга, а над ними Великое Молчание…
И сквозь это молчание — печальные глаза Богородицы и следы боли на смуглых иконописных щеках…
А еще в прогретой тишине, сердцем слышится мольба, словно воспаряющая от этого земного, теплого, грешного, но, как мне в тот момент причудилось, кающегося мира: «Помяни мя, Господи, во царствии Твоемъ»…
P/S Поскольку вопросы будут, а мне из "безинтернетовской деревни" трудно будет ответить пространно, я решила немного добавить. Это ссылка на рассказ о моем двоюродном дедушке. Тому, кто прочитает - многое станет понятно.
Их было три брата (все священники) и две сестры. О. Василия помню. Родной дед - о.Николай ушел в мир иной в 1922 году. Узнала из старого семейного письма.
Добрый человек из Печорского монастыря и написал мне по следам этой публикации...
https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/default.asp?id=73185
Я не стремлюсь к доказательству кровного родства со знаменитыми псковичами. В веках, непростых временах, все так уже перемешено!
Но иногда ощущаешь духовную связь. Это дороже. А если еще и фамилия одна!
А место Камно и Георгиевскую церковь православные люди знают в России. Это место очень активного паломничества в недалеком прошлом. Так что и туристическая, и паломническая тема, и моя личная заинтересованность - все это как-то переплелось и раскрылось в одной поездке, о которой я и рассказала.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Паломнические туры, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия