Ах, какое это необыкновенное место — Коми-Пермяцкая земля! Поразила красотой и простором, удивила людьми, заворожила своими легендами, унесла в далекое прошлое. И этому далекому прошлому будет посвящен практически весь мой рассказ.
Понимаю, что ничего нового не поведаю после замечательно-глубокого рассказа Галины Горшениной и после фотоальбома Татьяны Поляковой, но начав писать этот опус, а скоростью при написании я не отличаюсь, решила его доделать.
2-й день путешешествия мы провели в КудЫмкаре. Название небольшого пермского города было на слуху, но ни о чем мне не говорило. Скажу честно, в этот тур я отправилась ленивым туристом: достопримечательности маршрута заранее не мониторила, города и гостиницы на карте не смотрела. На 100% была уверена, что будет интересно и предвкушала «сколько нам открытий чудных…" подготовил Николай. Я просто шагнула из рабочих будней в очередной отпуск и радовалась всему на свете.
Итак, КудЫмкар. Нас встречает гид Марина и мы отправляемся в историческую часть города, туда, где располагалось древнее Кудымкарское городище. История этого поселения дошла до нас в легендах и сказаниях, попробую поведать её на свой лад, песней о Кудым-Оше собственного сочинения.
Рассказать вам хочу, о други,
О давних временах и далеких,
Когда боги жили по соседству,
Земли эти населяли чудИны —
Древние племена Прикамья.
Жили они в низких землянках,
Гнездовались посреди равнины.
Следуя обычаям предков,
В озерах ловили рыбу,
На охоту ходили за зверем.
Птицы леса им пели песни,
Солнце — Шонди* для них светило.
И наверное дальше бы жили,
Только недруги — племена соседние
К ним войною ходить стали часто,
Нападали, да людей убивали.
Кудым-Ош — сын колдуньи и пама* (с коми-перм. пам — жрец, вождь)
Вождь сероглазых чудинов,
Разумом и властью наделенный
Должен уберечь родное племя —
Место новое найти для жизни!
И не стало Кудым-Ошу покоя,
Думы всякие его одолевают
В странствиях по лесам, по болотам.
Он к богам взывает о защите
И о помощи мирным чудинам.
Только нет ответа никакого.
Кудым-Ош собрал совет старейшин —
Жить зовёт на священную гору.
Это дерзостью неслыханной было!
На горе той жили только боги,
Охраняя могилы предков.
Рассердилась на него шаманка Чикыш:
— Разве можно людям жить с богами?!
И покой святой земли нарушить?
Кудым-Ош тогда к небу повернулся:
— Рассуди нас, Шонди, где же жить нам?
Тут же тучами закрылось небо,
Только солнца луч один пробился
И упал на священную гору. ………
На горе той поставили крепость,
Обнесли частоколом из бревен
И назвали ее Кудым-кар.
Мы стоим на вершине горы Изъюр, той самой священной горы, не в силах оторвать взгляд от открывающихся пейзажей.
Городище Кудыма, именно так переводится с коми-пермяцкого Кудымкар, действительно существовало в VII — XV веках, пока Пермское княжество не вошло в состав Русского государства. Многочисленные археологические находки подтверждают этот факт. Найденные остатки жилищ и захоронений, оружие, серебряные украшения, глиняная посуда, предметы пермского зверинного стиля можно увидеть в местном краеведческом музее.
По легенде, Кудым-Ош был вождем древнего племени со священным животным медведем (Ош — медведь), поэтому изображение медведя у коми — пермяков встречается везде. Кудым-Ош вошел в историю как мудрый и заботливый правитель. Он основал новое поселение, придумал строить лодки вместо плотов, вел торговлю, обменивая пушнину на товары заморские. За свои добрые дела прославился в веках.
Вот он, собственной персоной, хочет с нами познакомиться.
Убедившись в чистоте наших помыслов, дозволил на земле своей погостить.
Знакомство с героем продолжаем на аллее Кудым-Оша, где в скульптурах оживает ИСТОРИЯ. И мы снова уносимся в прошлое, слушая легенды этой древней земли из уст Марины.
История хлеба или зачем пельмень на земле лежит?
Пельмень для коми-пермяков — блюдо особенное. Правильнее назвать его «Пелинянь», что означает «хлеб Пеля» («нянь» — хлеб). Кто такой Пель? Пель — это бог (дух) северного ветра, он посылал на землю холодные ветра и наступала зима. С наступлением холодов коми-пермяки готовили, ели и замораживали впрок «Хлеб Пеля» с самыми разными начинками: с капустой, редькой, грибами, рыбой, мясом. Так что ни холод, ни голод им были не страшны.
Вторая особенность пельменя в том, что это не просто еда, это ритуальное блюдо, которым поминали усопших родственников в Семик. Семик приходится на четверг перед Троицей, уходит корнями в язычество. Считалось, что в этот день умершие родственники оказываются рядом с живыми, их ненадолго «отпускают» из загробного мира. И это был радостный день. Налепив накануне пельменей, дома накрывают стол, затем идут на кладбище. На могилу стелят скатерть, раскладывают еду, как на столе, устраивая «совместную» трапезу живых и мертвых. И обязательно обращаются к усопшим с просьбами о защите и покровительстве. Это традиция сохранилась и неукоснительно соблюдается коми-пермяками по сей день. Поэтому и лежит пельмень на земле.
«А где же тут про Кудым-Оша?»- спросите вы. Все очень просто, сейчас расскажу.
Плыли как-то раз чудины
По делам своим торговым
В одном городе далёком
Князь их хлебом угостил.
Мягким, вкусным и приятным
Оказалось угощенье.
Кудым-Ошу захотелось
Разузнать его секрет.
Князь повел его на поле,
Рассказал, как сеют зерна,
Как потом из этих зёрен
Вырастают колоски.
Показали Кудым-Ошу,
Как муку добыть из зёрен
И испечь в печи возможно
Ароматный, свежий хлеб.
В край родной когда вернулся
Кудым-Ош — привез с собою
Зерна ржи и ячменя.
И чудины научились
Хлеб выращивать и сеять,
До сих пор за это дело
Пама все благодарят.
Идем дальше и останавливаемся у большого камня. Если рассмотреть его внимательнее, то увидим медведя, склонившего голову. Над жертвенным камнем совершала свои обряды шаманка Чикыш, обращаясь к богам и духам природы. Подобный жертвенный камень находится на аллее Кудым-Оша. Горожане назвали его Камнем исполнения желаний, используют по прямому назначению и верят в его магическую силу.
Голова медведя закрыта ногами Николая, потому почти не видна.
Мы сосредоточены и серьезны, ведь формулировка желания — дело ответственное!
Про невесту Кудым-Оша и историю его женитьбы рассказывает скульптура Костэ.
На далёких, на северных землях
За лесами, за болотами темными
У богатого вогульского князя
Подрастала красавица- дочь.
Женихов к ней сваталось немало
Только никому не отвечала
Согласием и улыбкою Костэ.
Кудым-Ошу ведунья пророчит:
— Если с князем сговориться сможешь
И отдаст он княжну тебе в жены,
Счастье и любовь пребудут с вами —
Богатырь появится на свет.
В путь — дорогу Кудым-Ош собрался,
За княжной, за невестой он едет!
Пама удержать никто не в праве,
Даже гибель его не пугает
В тех дремучих, северных лесах. ….
Добрались, доехали, доплыли
Через реки, леса и болота.
Кудым-Ош в своем решении уверен,
Он руки Костэ у князя просит.
Разве кто-то мог предвидеть,
Что страшна собой окажется Костэ?
Трудно разглядеть в этой сгорбленной фигуре княжну. Огромные руки, похожие на лапы паука, скрывают лицо, черные спутанные волосы висят до земли, вместо белой кожи на лице — чешуя. Чудищем лесным показалась Костэ Кудым-Ошу. Увидел он ее печальные глаза, пожалел, обнял и рассыпались колдовские чары, снова стала княжна красивой молодой девушкой.
Скульпторы нашли очень интересное решение: два облика княжны об’единены в одной скульптуре. С одной стороны мы видим страшный облик, а если обойдем скульптуру — увидим красавицу.
Напомню, что авторами всех скульптур являются Валентина Ракишева и Вячеслав Просвирнов. И нам посчастливилось с ними встретиться прямо на аллее. Ах, как мало мы тогда знали о Кудым-Оше! И не смогли воспользоваться моментом, а каким интересным мог бы получиться разговор… Уважаемые авторы, спасибо за ваш труд и за красоту, которую вы создаете на земле Кудым-Оша.
А вот и Пера-богатырь, сын Кудым-Оша, лежит отдыхает перед битвой. По преданиям, жил некогда в Парме леший Висел. Как положено лешему, Висел устраивал людям пакости: пугал охотников, запутывал тропы в лесу, прятал скотину, воровал детей. Да что-то распоясался он сильно, люди устали жить в страхе и плакать от горя. Молодой богатырь Пера решил положить этому конец и вызвал Висела на битву. Проявив смекалку и хитрость, Пера освободил родную землю от этого злого лешего.
Но другие лешие, не такие злые и кровожадные, по сей день живут в местных лесах. И до сих пор коми-пермяки отправляясь в лес надевают шапку задом наперед — лешего запутать при встрече или стельки в обуви перекладывают - левую в правый, а правую в левый сапог, чтоб не заплутать, даже пишут лешему на бересте, когда нужно заблудившуюся корову вернуть.
Скажите, чудаки? В какие-то сказки верят? А мне кажется, что для них это не сказки, это их прошлое, часть их жизни, их большой, удивительный мир, в котором рядом с людьми живут их предки, силы природы, боги, богатыри и много кого еще…
Мы подходим к самой большой скульптуре аллеи, где со страниц книги выходит Кудым-Ош. В руках у него жезл — символ власти, на плече сова — символ мудрости, рядом медведь — хозяин лесов и символ силы.
Кстати, о книге. «Сказание о Кудым-Оше» уже библиографическая редкость. В привычном бумажном варианте ее не найти, можно прочитать только в Интернете. Книга была издана в 1972 году небольшим тиражом 15000 экземпляров, с тех пор не переиздавалась. Очень жаль, честное слово! Мы бы ее купили с большим удовольствием. Будем надеяться, что найдется предприниматель, который возьмется за переиздание книги.
Обложка книги 1972 года издания. Фото из интернета.
На этом пока заканчиваю. Надеюсь, не сильно вас утомила своими литературными опусами.
Продолжение можно прочитать здесь
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия