В январе 2010 года мы в очередной раз решали, куда поехать на весенние каникулы. В Париже были в прошлом году, поэтому повторяться было бы скучно…. Я открыла карту Франции и посмотрела на ней маршрут, по которому мы когда-то ездили в автобусный тур — север Франции. Прикинула, что в день придется проезжать не более 200 км. Маршрут сложился такой: Париж — Этрета (через Руан) — Довиль — Сен-Мало — Динан — Канкаль — Онфлер — Париж.
На сайте http://www.autoeurope.com/ я присмотрела аренду машины в аэропорту Шарль-де-Голль в Париже. Выбрала небольшую машину с коробкой автомат на 4 суток — получилось порядка 280 Евро. Потом я еще долго вела с ними переписку на английском языке (писала письма с помощью переводчика-онлайн). Главное требование при аренде машины — карта VISA должна быть на ту же фамилию, что и права главного водителя. Кроме этого, прокатная фирма замораживает определенную сумму на карточке примерно на 1 месяц (в нашем случае это было 900 Евро) на случай присланных штрафов. У нас все обошлось)) и через месяц деньги опять были на карте.
Затем на сайте http://www.booking.com я забронировала отели по маршруту следования: в Этрета на 1 ночь, в Сен-Мало на 2 ночи и в Онфлер на 1 ночь.
Мой любимый сайт booking.com: имея VISA, можно вести себя, как капризная женщина — сегодня забронировала этот отель, завтра сняла в нем бронь и забронировала другой. Благо, это можно делать совершенно бесплатно (не дольше, чем за 1 сутки до поселения).
Состав путешественников подобрался как обычно: моя мама, я, мои дети — Маша и Гриша. Сестра ехать отказалась — сказала, что для нее этот отдых слишком экстремальный, и мы решили, что она присоединится к нам на обратном пути в Париже.
Весь фокус заключался в том, что на момент составления маршрута я уже была беременная, а когда уже были открыты визы и до отъезда оставался 1 месяц, выяснилось, что беременна двойней))) Но, слава Богу, проблем не было и я путешествовала со своими девочками в животике.
Анкеты в посольство я опять заполняла сама, впрочем, как и делала перевод документов (опять спасибо онлайн-переводчику). Сделала бронировку отеля в Париже на 10 дней, чтобы не смущать работников посольства своим сложным маршрутом. И мы опять успешно получили визы (бронировку потом отменила).
И вот мы в аэропорту Шарль-де-Голль. Не без труда нашли стойку autoeurope, там она почему-то оказалась europeauto. Права подошли наши украинские, причем даже старого образца (т. е. еще не пластиковые). Главное, чтобы было написание фамилии и имени латиницей. Менеджер прокатной фирмы сказал, что они дадут нам машину бОльшую, чем мы заказывали, причем без всякой доплаты. Кроме того, прочитав на сайте правила аренды машины, я отлично помнила, что получив машину с полным баком, ты обязан ее вернуть с таким же полным баком. А менеджер, кажется, объясняет нам, что мы должны вернуть с пустым баком. Я показываю жестами, что я ему не верю, тогда он рисует рисунок, на котором уже точно понятно, что возвращать нужно пустой бак. Мы соглашаемся, берем ключи и спускаемся в гараж к нашему Ситроен С4 Пикассо.
На этой фотке я пытаюсь разобраться, как управлять этой машиной!!!! Почему-то я была уверена, что все машины-автомат работают одинаково, и только сев в Ситроен и оказавшись с ним один на один, я поняла, что это не так! И спросить же не у кого! В общем, разобравшись с системой типтроник, мы двинулись в путь. Штурманом была Маша, она же должна была включить навигатор, который мы приобрели как раз накануне поездки и поэтому еще толком не разобрались в нем.
В общем, пока навигатор нашел наше местоположение и нам удалось задать наш пункт назначения, я уже уехала в какой-то пригород Парижа (по-моему, Сен-Дени), т. к. не было даже места на обочине, чтобы припарковаться))) Но вот уже мы во всем разобрались, навигатор выдал нам про «пересчет маршрута» и мы двинулись в сторону Руана.
В Руане мы уже были, поэтому останавливаться и идти к месту сожжения Жанны д’Арк не стали, а поехали через город на север.
1
Это просто места, которые мы проезжали…
3
8
К счастью, как бы прочитав наши мысли, навигатор повел нас по проселочным дорогам, т. к. хотелось не мчаться по автостраде, а рассмотреть французскую провинцию.
1
Красивый виадук вдалеке.
3
Пару раз навигатор завел нас в какие-то частные дворы))
1
И вот мы в Этрета (Etretat)!
Поселились в гостинице (по всему маршруту брали четырехместные номера в бюджетных гостиницах) и пошли к морю. В Этрета гостиница была очень близко к морю. Стоянки возле гостиниц везде были бесплатными и всегда на них были места.
На берегу — знаменитая скала, запечатленная на полотнах многих художников (Клод Моне «Этрета, закат», 1883 г.).
4
Зрелище завораживающее!
11
Вот интересно: эти две фотографии сделаны с интервалом в один поворот туловища на 180 градусов — и какая разница в освещении!!!
8
В самом городке много старинных деревянных зданий, в которых располагаются гостиницы и ресторанчики.
9
3
Крытый рынок.
5
А это скала утром — мы пошли перед отъездом сделать еще несколько снимков.
11
3
Отель, в котором мы останавливались.
Выехав из отеля, заехали на смотровую площадку, с которой открывается вид на весь небольшой городок Этрета.
6
5
Из Этрета направляемся в Сен-Мало, а пока подъезжаем к мосту Нормандия Pont de Normandie.
3
Он перекинулся через устье реки Сена.
Пункт оплаты проезда через мост.
Для легковых авто стоимость проезда составляет 5 Евро.
На фото видно, что к оплате принимаются валюты разных стран, но не принимаются банкноты в 200 и 500 Евро.
Вообще эти банкноты очень не любят в Европе — на заправках их тоже категорически не принимают. А артисты нашей Национальной заслуженной хоровой капеллы «Думка» вообще попали в переплет с такими купюрами:
«Капелла находилась на гастролях во Франции. Остановившись в гостинице вечером 7-го декабря, артисты вышли за покупками в местные супермаркеты и магазины. Пресс-служба сообщает, что на руках у артистов были евро в крупных купюрах, выданные накануне членам капеллы.
Также сообщается, что артисты столкнулись с большими трудностями при попытке разменять или оплатить товары купюрами в 500 евро, так как везде отказывались их менять или давать сдачи под разными предлогами.
Местные продавцы обратили внимание на большое количество иностранцев, которые пытались потратить крупные купюры и об этом факте сообщили в полицию.
Вскоре появились люди в штатском и начали отнимать у артистов деньги, чем вызвали отчаянное сопротивление.
По информации пресс-службы, двое самых активных артистов за оказанное сопротивление были избиты дубинками, взяты в наручники и арестованы.
На место событий прибыл директор, художественный руководитель капеллы, а также несколько артистов, которых без всяких объяснений одели в наручники и доставили в полицейский участок.
После долгих разбирательств директора и художественного руководителя капеллы отпустили, в то же время, по словам пресс-службы, двоих артистов (задержанных ранее — ред.), избитых, окровавленных и босых, продолжали держать под арестом, безо всякой связи с внешним миром.»
Так что не берите в Европу крупные купюры евро)
Когда мы в прошлый раз проезжали по мосту Нормандия с группой на автобусе, экскурсовод Ирина сказала, что у нее каждый раз наворачиваются слезы на глаза, когда она проезжает по этому мосту. Зрелище, конечно, потрясающее: мост изогнут дугой и, поэтому, когда поднимаешься по нему, вспоминается песня «Лестница в небо».
5
Дальше наш путь пролегал в небольшой курортный городок Довиль Deauville.
1
Без труда найдя стоянку (теперь уже платную), мы отправились прогуляться по Довилю.
5
Это очень дорогое казино (мы туда не заходили).
3
Было 12 часов дня, но выпить кофе нам не удалось практически ни в одном ресторане или кафе — везде был один ответ, что они обслуживают только желающих поесть?!?!
7
8
И вот наконец мы нашли кафе (довольно милое), в котором смогли заказать кофе и пару маффинов.
Но счет оказался на 65 Евро — однако!!!
1
Вот и наш «золотой» заказ)
Это знаменитые пляжные кабинки для переодевания в стиле «арт-деко». Они именные и на каждой кабинке написано имя звезды-владельца.
1
1
А вот восьмое чудо света — аббатство Мон-Сен-Мишель Mont Saint-Michel.
Это аббатство находится на острове, который соединен с континентом дамбой длиной в 2 км. Здесь бывают самые мощные отливы и приливы в мире — разница может достигать 11 метров. Когда я в первый раз из автобуса увидела вдалеке Мон Сен Мишель (а это было уже в сумерках), у меня просто пропал дар речи — настолько это впечатляющее зрелище: посреди равнины возвышается замок как бы сделанный из песка. Его впечатляющие очертания видны уже за несколько километров. Добавьте к этому барашков, пасущихся в окрестностях монастыря — это действительно невозможно описать словами. Поэтому я просто приведу несколько фотографий из Интернета.
8
2
4
7
3
Нам в этот раз тоже повезло и мы увидели барашков) Когда мы остановились, чтобы сделать эту фотографию и я вышла из машины, из остановившейся рядом машины вышла женщина; она так же, как я, задохнувшись от восхищения, смотрела на Мон Сен Мишель, наши взгляды встретились и мы поняли друг друга без слов!
7
Внутри находится действующее аббатство бенедиктинцев (на самом верху), а к нему ведут узкие средневековые улочки со множеством ресторанчиков и сувенирных лавок.
8
4
Милые сувенирчики в виде барашков)
2
А теперь мы добрались до города-крепости Сен-Мало Saint-Malo, который находится на острове и соединяется с материком дамбой. Гостиница наша была на самом берегу, поэтому можно было наблюдать 2 раза в день впечатляющие приливы и отливы.
Прилив.
3
Дома на набережной все изъедены соленой морской водой и кажется, что вообще все в этом городе пропитано морем и солью, как старый моряк.
5
3
Из Сен-Мало мы решили съездить в город Динан Dinan. Это небольшой городок, в котором сохранились некоторые дома еще со времен Столетней войны.
5
7
3
8
8
7
2
До места, с которого открывается такой прекрасный вид на виадук мы, к сожалению, не дошли (просто не нашли дорогу), поэтому просто размещаю фотографию, чтобы наиболее полно раскрыть красоту этого городка.
4
Площадь, где мы оставили машину на парковку.
2
Из города Динан мы переезжаем в город Канкаль Cancale.
Он известен своими устричными плантациями.
6
И в самом городе устрицы продают и на базарчике, и в различных кафе.
3
2
Покупать устрицы на базарчике мы не стали, а пошли выбирать место в кафе. Выбрать действительно сложно — их там порядка 50)) Наконец, разместились на террасе одного из них и заказали порцию устриц (самая дорогая дюжина — 16 Евро) и мидии во вкуснейшем соусе. К мидиям подают очень вкусный багет, который ты потом доедаешь с оставшимся соусом!!!
4
Когда мы вернулись в Сен-Мало, был уже отлив.
6
По пути в Онфлер Honfleur.
А это наша гостиница в Онфлере. Как я уже писала, гостиницы мы брали бюджетные — четырехместные номера в пределах 120 Евро за ночь.
И вот мы на набережной Онфлера.
3
В этот раз из бухты почему-то убрали все яхты, которые, несомненно, были украшением и визитной карточкой города, поэтому размещаю фотографии из нашей поездки 2005 года.
2
Здесь (как и вообще на севере Франции) много лавок, продающих Кальвадос и Сидр.
1
1
1
Гуляем по Онфлеру…
1
1
Здесь мы тоже, конечно, ели устрицы….!
2
Потом мы прокатились на повозке.
1
3
Переночевав в Онфлере, мы отправились в Париж сдавать машину в аэропорту и встречать мою сестру, которая прилетала из Киева. Назад мы доехали по основной трассе, поэтому получилось очень быстро, хотя и пришлось платить за некоторые участки дороги.
В целом по северу Франции я накатала чуть больше 1000 километров. Заправила за это время всего один раз 20 литров дизтоплива и еще 5 литров дозаправила по пути в аэропорт.
Кстати, меня поразили заправки во Франции, точнее их малое присутствие. Мы в Украине разбалованы, что заправки находятся чуть ли не через 300 метров и выбираем их в зависимости от наличия на заправке кафе, туалета или просто по цвету. Во Франции, как в том анекдоте про объявление на заправке в пустыне: «Заправляйтесь на нашей заправке: следующие три — мираж!». Они настолько нечасто встречаются на трассе — через километров 50–80, к тому же расположены не прямо над трассой, а нужно еще найти хитроумный заезд к ним. На заправке — полное самообслуживание: ты вначале наливаешь сам себе бензина сколько тебе нужно, и только потом идешь в кассу и оплачиваешь)))) В общем, это нужно иметь в виду, отправляясь на машине во Францию. Зато на трассе много парковок с туалетами и столиками на улице под навесом, чтобы путешественники смогли передохнуть.
Полицейских на дорогах за 4 дня я не увидела ни разу, как, впрочем, и аварий, даже самых незначительных. Как-то я нарушила даже не то чтобы правила дорожного движения, а правила хорошего тона на дороге, так остальные машины высказали мне свое презрение))) Больше я так не делала)))
Отдельное спасибо хочу сказать Сергею Тихомирову (царство небесное ему), за то, что перед поездкой благодаря его отчетам о путешествии по северу Франции нашла много интересных фактов для себя. И одолжила у него для своего отчета несколько фотографий, т. к. у меня не получились такие красивые… Я думаю, что он бы не был в обиде на меня. Еще спасибо моей маме за финансирование поездки.