Тамбов очаровал меня сразу — спокойный, уютный, зеленый, красивый.
Тамбов очаровал меня сразу — спокойный, уютный, зеленый, красивый.
И это, по словам местных, мы еще фонтанов не видели — дескать, время неудачное выбрали для посещения.
Но все попорядку.
На Booking’е мы забронировали квартиру, но заселиться нам предложили в другую, которая находилась буквально в 5 минутах ходьбы от набережной Цны. Точнее, от набережной канала реки Цна — сама Цна узкая и течет несколько севернее.
И набережная эта прекрасна!
В нашей части, вблизи усадьбы Асеевых, она «полудикая», зато с красивыми видами на реку, пляжами, уединенными скамеечками.
По мере приближения к центру города, она становится все респектабельнее, но своего уюта и очарования не утрачивает.
При том, что Тамбов — большой город, на реке активно гнездятся птицы. Кроме привычных крякв и огарей были замечены несколько семей лысух.
Размером лысухи будут поменьше уток, но утками помыкают на раз-два.
Впрочем, вокруг гнезд лысух и утки кучкуются — похоже, что лысухи могут постоять не только за себя, но и за соседей.
Воробьи же облюбовали туи — прям терем-теремок.
Уже упомянутая усадьба Асеевых — одна из самых известных достопримечательностей Тамбова.
В начале XX века фабрикант Михаил Васильевич Асеев приобрёл участок земли со старинным парком — 300-летний дуб растет в парке до сих пор. К 1905 году был построен белоснежный дворец.
После революции в усадьбе была организована колония для бедных детей, потом — детский дом. С конца 1920-х здание использовалось как туберкулёзный, а позже как кардиологический санаторий. Медицинский городок и сейчас располагается по-соседству.
В день, когда мы зашли в усадьбу, внутри дворца велись какие-то строительные работы.
Вход в парк свободный, поэтому вдоволь насладились цветущими полянками и первым теплым солнечным днем после затяжной сырой и холодной весны.
Первое, что бросается в глаза, когда въезжаешь в Тамбов, — очень хорошо сохранившаяся старая застройка.
При том, что сам город — современный, живой.
С современными спортивными соружениями.
Многоэтажками — куда же без них.
Ну и частный сектор тоже есть.
Жаль только, что все затянуто троллейбусными проводами.
И ладно бы троллейбусы по улицам ездили — экологичный транспорт и все такое. Но за 4 дня в Тамбове мы встретили всего 1(!) троллейбус. Пришлось немного погуглить на эту тему. Первый троллейбус был пущен в 1955 году. Сейчас троллейбусы остались всего на 4 маршрутах города. Максимальный срок эксплуатации троллейбусов не превышает десять лет, а с учетом состояния тамбовских дорог, и того меньше. По данным на 2020 год из 30 троллейбусов ежедневно на маршруты выходило 15 оставшихся на ходу. Причем большинству машин больше 10 лет. На новые троллейбусы средств нет, да и новые машины купить проблема, поскольку предприятия, выпускающие троллейбусы, выпуск этих самых толлейбусов приостановили… В общем, уходящий вид транспорта.
Проблемы есть всегда. Зато в Тамбове нестандартно подходят к их решению.
Вот, например, как решить проблему с крошащимися балконами. В Москве натягивают заградительные веревочки и вешают таблички, типа «Осторожно!». В Тамбове устанавливают поддоны, которые вполне аккуратно смотрятся, и вполне безопасно помогут дотянуть до ремонта/реконструкции/реновации.
Или вот проблема парковки в городе.
Кстати, в Тамбове парковка везде бесплатная!
А это вроде бы стандартное решение — затянуть ремонтируемый дом сеткой с изображением уже отремонтированного дома, чтобы вид улицы не портить. Но и тут есть простор — литой балкончик и без ремонта красиво выглядит. Зачем же его прятать — пусть будет виден, а сетку можно и прорезать аккуратно.
Подземный переход с колоннами — свежо!
Речка протекает внутри жилого квартала. Или дома на берегу речки…
Собственно, весь центр — красивые старые здания.
Понятно, что сравнивать с Воронежем неправильно — в годы Великой Отечественной войны линия фронта долгое время проходила по городу. Поэтому, конечно, разрушения в Воронеже были огромные.
Тамбова же фронт не коснулся, в нем располагались госпитали.
И раз уж я касаюсь военно-медицинской темы, то расскажу об одном человеке, очень почитаемом в Тамбове.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в 1877 году в Керчи в семье провизора. Вскоре семья переехала в Киев. В Киеве Валентин Войно-Ясенецкий одновременно окончил гимназию и художественное училище. Юноша собирался поступать в Академию художеств, но передумал, и поступил на юридический факультет Киевского университета. Проучившись год понял, что это «не его», и перевелся на медицинский.
По его словам: «На третьем курсе произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии…»
В 1903 году он с отличием окончил университет. От предложения заняться наукой он отказался, объявив о своем желании всю жизнь быть земским врачом.
За время работы земским врачем он сделал множество операций и внес много нового в технику операций. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова. В 1916 году защитил в Москве диссертацию на тему «Регионарная анестезия» и получил степень доктора медицины.
В 1919 году скончалась от туберкулеза его жена. Возможно это и стало последней каплей, побудившей его принять сан священника (1921 году был рукоположен во диакона), а в 1923 году принять монашество с именем Луки.
Несколько раз священник Лука был репрессирован, 11 лет провел в острогах и ссылках.
В начале Великой Отечественной войны ссыльный профессор написал телеграмму председателю президиума Верховного совета СССР Михаилу Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука»
С октября 1941 года профессор Войно-Ясенецкий стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя.
В середине 1942 года закончилась его ссылка, в начале 1943 года епископ Лука был назначен архиепископом Красноярским и Енисейским.
В 1943 году архиепископ Лука был введен в состав Священного Синода. В личном деле архиепископа Луки сохранилось прошение в Священный Синод РПЦ от 15 октября 1943 года о перенесении его участия в работе Синода на более поздний срок, по возможности летом. Он объяснил это тем, что поездка в Москву из Красноярска и обратно занимает не менее трех недель, и он, как ведущий хирург красноярских эвакуационных госпиталей, не может ежемесячно отсутствовать по 3 — 3.5 недели. Также в прошении была просьба перевести его в одну из епархий Центральной России, например в Тульскую или Горьковскую для работы в госпиталях.
В январе 1944 года архиепископ Лука получил телеграмму от наркома: «Намерены перевести Вас в Тамбов, широкое поле деятельности в госпиталях и крупной больнице».
За первые шесть месяцев работы в тамбовских госпиталях им было проконсультировано более 1000 раненых, выполнено около 90 тяжелых операций. Как и в Красноярске, ему приходилось делать уникальные операции, на которые кроме него ни один хирург не мог решиться.
На доме, где в годы войны оперировал архиепископ Лука, установлена памятная табличка.
В 1946 году архиепископ Лука получает Сталинскую премию 1 степени за книгу «Очерки гнойной хирургии», «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» и другие работы (всего он написал 55 научных трудов).
Скончался архиепископ Лука в Симферополе 11 июня 1961 года.
В Тамбове именем архиепископа Луки названа больница.
А на территории больницы ему установлен памятник.
Есть еще 2 памятника в Тамбове, о которых бы хотелось рассказать.
Памятник военным музыкантам.
С одной стороны — скульптура Василия Ивановича Агапкина, автора «Прощания славянки», с другой — Ильи Алексеевича Шатрова, автора вальса «На сопках Манчжурии».
Василий Иванович Агапкин
В 10-летнем возрасте, благодаря абсолютному музыкальному слуху, Васю Агапкина зачисляют музыкантским учеником в оркестр 308-го пехотного батальона. С 1899 по 1906 год Василий работает солистом-трубачом в воинских подразделениях, дислоцированных на Кавказе, а в 1906 году призывается в армию. По окончании службы в 1909 году Агапкин вместо Московской консерватории, куда он мечтал поступить, вынужден ввиду незавидного материального положения уехать в Тамбов и поступить на сверхсрочную службу штаб-трубачом в оркестр 7‑го запасного кавалерийского полка. 8 октября 1912 года началась первая Балканская война, когда союз православных государств Европы (Болгария, Греция, Сербия и Черногория) восстал против мусульманской Османской империи. Василий Агапкин задумал создать военный марш на тему прощания, проводов воинов на фронт. Первое исполнение «Прощания славянки» состоялось на строевом смотре полка примерно в конце 1912 — в начале 1913 года. В считанные месяцы марш приобрел невероятную популярность сначала в Тамбове, а затем и по всей стране.
7 ноября 1941 года именно Агапкин дирижировал сводным военным оркестром на историческом параде на Красной площади, с которого наши бойцы уходили прямо на фронт.
Илья Алексеевич Шатров был капельмейстером 214-го резервного Мокшанского пехотного полка.
В феврале 1905 года полк принял свой последний бой под Мукденом. Десять дней мокшанцы отбивали яростные атаки японцев, причем последний день вели бой в полном окружении.
В последнюю атаку командир полка полковник Петр Побыванец поднял солдат под развернутым знаменем под звуки марша. Впереди полкового оркестра, дирижируя саблей, шел капельмейстер Шатров. Значительно поредевший полк пробился из окружения, вынеся погибшего в штыковой атаке командира.
В последние годы жизни Шатров преподавал музыку в Тамбовском суворовском училище.
А по соседству стоит памятник Валерию Михайловичу Халилову — главному военному дирижеру России, родоначальнику фестиваля духовых оркестров в Тамбове. Он погиб 25 декабря 2016 года в авиационной катастрофе в Сочи. Самолет Ту-154 упал в море после взлета с аэродрома.
А теперь про «несерьезные памятники».
Тамбов — студенческий город. Корпуса Университета разбросаны по всему городу. На территории одного из отделений памятник вечному студенту имеется.
Мы когда на территорию заходили, нам навстречу парень попался — ну как будто с него памятник лепили!
На пешеходной улице с названием Коммунальная, стоит памятник Тамбовской Казначейше — даме, скажем так, выдающейся.
Еще немного фотографий города, чтобы показать, какой он разный.
Я думала, что такие формулировки уже ушли из нашей жизни. Ан нет…
Ну и для повышения настроения, вывески и объявления.
Предостережение на заборе частного дома.
А эта инсталляция вызывает у меня ассоциации с маком. Что там за забором находится, выяснить не удалось.