Попасть в Осиос Лукас — всё равно что вернуться на тысячу лет назад. Монастырь, который является воплощением византийской архитектуры XI века, был построен на месте древнего храма, посвящённого богине Деметре.
Попасть в Осиос Лукас — всё равно что вернуться на тысячу лет назад. Монастырь, который является воплощением византийской архитектуры XI века, был построен на месте древнего храма, посвящённого богине Деметре.
Название монастыря нас отсылает к преподобному Луке Стириоту, отшельнику, который родился, жил и умер в тени горы Геликон в X веке и считается основателем монастырской общины.
Осиос Лукас до сих пор остаётся живым монастырем, поэтому ожидается, что туристы будут оставаться вежливыми и молчаливыми.
В отличие от римско-католических церквей в Западной Европе, православные церкви консервативны. Здесь действительно хотят видеть длинные брюки, длинные юбки или платья, закрытые плечи.
Здесь одновременно место паломничества и туризма для местных и иностранцев, поэтому лучше приехать рано утром. Как мы и сделали.
Монастырская церковь, посвящённая Деве Марии, была единственной, построенной в материковой Греции в X веке. Позже, в начале XI века, она превратилась в огромный квадратный собор в византийском стиле, который стал главным для растущей религиозной общины и паломников.
Собор имеет массивный центральный купол, опирающийся на 8 полукруглых сводов и толстые опоры.
Великолепные мозаичные орнаменты, яркий мрамор и золотые люстры свидетельствуют о высоком уважении к монастырю в поздневизантийский период.
Уже тысячу лет это очень почитаемый храм, ожидающий путешественников, которых он проведёт через тайные пути духовной византийской истории.
Здесь сохраняются ценные реликвии, алтарные полотна, золотые и серебряные панно, прекрасные фрески и мозаики. Конечно, время и завоеватели повредили многие из них, но они все ещё ценны как образцы византийской церковной архитектуры.
Не будет преувеличением сказать, что, как Парфенон является символом Древней Греции, так и Святой Лука является символом Византийской Греции.
С чисто инженерной точки зрения, это архитектурный шедевр с прекрасной акустикой и грамотным использованием естественного света.
И восхищение, который испытываешь при посещении этого места, становится ещё больше, если учесть, что оно было построено тысячелетие назад гораздо меньшими техническими средствами, чем сегодня.
Это здание в то же время имперски величественно с уникальной и впечатляющей золотой мозаикой. В то же время волшебным образом может передать дух смирения.
Здесь очень много деталей, которые, сливаясь вместе, создают запоминающуюся картину.
Огромный платан во дворе, солнечные часы, псалмы монахов, зажжённые свечи на люстрах, пение птиц и великолепная природа вокруг…
Комплекс, окруженный чистой природой, источает такое спокойствие и красоту, что мгновенно приносит умиротворение посетителю.
После монастыря нас ждал короткий переезд в Афины, где, закинув багаж в отель, мы сразу посетили Археологический музей, отзыв о котором здесь.
После музея — в самый центр города. Монастираки — один из самых традиционных районов Афин, предлагающий как древние памятники, так и действующий блошиный рынок. Вместе с Плакой входит в наиболее привлекательные для туристов районы Афин. Оживленному движению туристов способствует и тот факт, что здесь запрещено дорожное движение, что создает одну из крупнейших пешеходных зон в центре города. Район получил свое название от главной площади Монастираки.
Площадь Монастираки, которую нельзя пропустить в Афинах, пожалуй, самая старая из сохранившихся площадей города. Претерпела множество изменений и, несомненно, стала свидетелем эволюции города с древних времен. Центральное значение площади Монастираки в градостроительстве города становится очевидным, если взглянуть на исторические здания, которые окружают площадь со всех сторон, драматически смешивая настоящее с прошлым.
Площадь вымощена мозаичными блоками из мрамора, резного камня и чугуна, символизирующими «потоки» и разнообразие средиземноморских народов. Расположенная справа от выхода станции Монастираки, мечеть Цистаракиса является символом османского владычества над Афинами. Цистаракис, назначенный султаном смотрящим над Афинами, решил построить мечеть в 1759 году на Базарной площади, как когда-то называлось это место. Со строительством мечети связывают одну историю-неисторию. Говорят, что Цистаракис велел переработать в известь, которой покрасили мечеть, колонну из недалёкой библиотеки Адриана (или храма Зевса). А на следующий год ужасная чума уничтожила наполовину население Афин. Кто знает, кто знает… В любом случае, Цистаракис был схвачен по приказу султана и приговорён к смертной казни путем обезглавливания. После создания Нового греческого государства мечеть была превращена в оружейную, тюрьму и склад. Сегодня здесь находится часть Греческого музея народного искусства.
Библиотека Адриана, расположенная рядом с мечетью Цистаракиса, является самым впечатляющим древним зданием на площади. Являясь частью амбициозной программы императора Адриана по перестройке центра Афин, библиотека была построена в 132 году нашей эры рядом с уже существовавшей агорой Юлия Цезаря и императора Августа. Это было одно из самых богато украшенных зданий древних Афин и крупнейшая библиотека Греции. Когда-то это здание представляло собой закрытый двор размером 70×100 метров с аркадой и сотнями колонн. В библиотеке было два больших зала, где студенты могли слушать лекции. Считается, что здание было трёхэтажным, и в нем хранилось более 20 000 пергаментов. До наших дней сохранились лишь несколько колонн и кусок мозаики на полу.
На углу площади Монастираки находится небольшая церковь, посвященная Деве Марии. Учёные спорят о дате постройки этой церкви, но преобладает теория, что она была возведена в X веке. Эта древняя церковь раньше принадлежала женскому монастырю. В XVII веке эту византийскую церковь коренным образом перестроили, но в недавнем прошлом её восстановили, насколько это возможно, в первоначальном виде, чтобы церковь отвечала званию одной из самых старинных и древних церквей Афин.
Смещаемся в восточном направлении, где старый город граничит с более новыми постройками, даже где-то современными.
Политическое сердце греческой столицы находится на площади Синтагма, что означает «площадь Конституции». Здесь центр местной общественной, политической и культурной жизни, а также место сбора для проведения досуга, концертов, или шествий протеста, которые в Греции довольно часты. Эта площадь обязана своим названием историческому событию, которое произошло 3 сентября 1843 года, в этот день греческий народ поднялся в знак протеста и попросил короля издать новую конституцию. Одним из самых ярких зданий на площади Синтагма является отель Великобритания, построенный в 1842 году. На десятилетий многие известные люди (Уинстон Черчилль, Элизабет Тейлор, Софи Лорен и прочая) останавливались здесь во время своего визита в Афины.
Памятник Неизвестному солдату стоит перед зданием парламента с 1932 года и находится под круглосуточным наблюдением солдатиков-эвзонов. Ритуал смены караула всегда привлекает большие толпы туристов благодаря торжественным движениям и традиционным костюмам гвардейцев.
Что-то не очень счастливые лица у бойцов. Им не совсем, вероятно, нравится, что туристы сюда приходят главным образом из-за их потешных чулочков, кисточек с бахромой и обуви как у клоунов.
Голуби Синтагмы существуют с тех пор, как существует площадь. Даже когда площадь была лужайкой перед дворцом короля Отто. Голуби выгнали всех остальных птиц в прилегающие Национальные сады. Голуби являются такой же исторической частью площади Синтагма, как фонтан, статуи, скамейки, деревья, бывший королевский дворец и солдатики с подвязками. Даже работает киоск с семечками, чтобы каждый желающий мог голубей прикормить.
Не приезжайте в Афины в июле и не ходите на Акрополь в полдень! Но так уж получилось, что мы нарушили все правила. Другого времени на поездку в Грецию не было по объективным причинам, а в районе Акрополя оказались как раз в середине дня. Ну не возвращаться же вечером. Зато людей было на горе немного.
Чем бы было посещение Афин без посещения Акрополя и Парфенона? Но всё же, почему Парфенон так важен? Наверное потому, что это было одно из самых совершенных зданий своего времени, построенное самой развитой цивилизацией Древнего мира, имею в виду, конечно, совместную Греко-римскую. И хотя эту цивилизацию изучают веками, не перестают восхищаться, как древние греки это сделали. Учитывая уровень механической оснащённости, по большому счёту — никакой.
Поднявшись по ступеням, оказываемся у входа в Пропилеи, строительство которых было завершено в 432 году, незадолго до начала Пелопоннесских войн.
Главным архитектором был Мнесикл, коллега Фидия. Справа стоит на платформе крошечный храм Ники Афины, который увековечил победу афинян над персами.
Парфенон и другие основные здания Акрополя были построены Периклом в V веке до нашей эры. По большому счёту акрополи греческих городов функционально похожи на средневековые замки посередине городов. В «верхнем городе» жители могли укрыться во время вторжений.
По этой же причине самые священные постройки обычно находились на акрополе, как самом безопасном месте в городе. Давнюю традицию имеет и привычка решения политических вопросов путём захвата акрополя, и сейчас греки время от времени закрывающие Акрополь для туристов, пытаются давить на правительство. А началось всё в Лисистрате Аристофана, когда женщины в знак протеста забаррикадировали себя на Акрополе, устав от своих постоянно воюющих мужчин и решив их привести к миру путём лишения секса, готовки и ухода.
Даже просмотрев много фотографий, я был не готов к необъятности Парфенона. Здание было спроектировано архитекторами Калликратом и Иктиносом как дом гигантской статуи Афины. На его строительство ушло 9 лет, был завершён в 438 году до нашей эры. На протяжении веков Парфенон из храма превратился в церковь, потом в мечеть и, наконец, в хранилище турецкого пороха. В 1687 при обстреле пушечное ядро попало в склад, взрыв сильно повредил уникальное здание.
Многие части здания никуда не делись с Акрополя, они валялись здесь всё время, и реставрационные работы, которые идут последние 35 лет, напрашивались сами собой. Могут продолжаться еще лет 30. Первоначальная идея реставраторов, что они посоставляют части колонн одна на другую, быстро улетучилась. Чем больше они пытаются собрать всё воедино, тем больше убеждаются, что каждая часть Парфенона уникальна и сочетается друг с другом, как самая большая и самая тяжёлая головоломка в мире.
Эрехтейон расположен на самом священном месте Акрополя, где Посейдон и Афина спорили о том, кто будет покровителем города. Посейдон вонзил свой трезубец в скалу, и из него вырвался родник, а Афина коснулась земли копьём, и выросло оливковое дерево. Афина была объявлена победительницей конкурса, и великий город Афины был назван в её честь, а Посейдону подарили небольшую деревню на Сиросе после того, как Зевс обнаружил, что он просто-напросто прорвал водопровод, построенный до него.
В самом здании есть портик кариатид, которые сейчас являются копиями, четырёх поместили в музей Акрополя, а пятая, увезённая лордом Элджином, в одиночку помирает от тоски в Британском музее.
Огромный великолепный Парфенон, хотя все его называют храмом, не был святым местом поклонения. С огромной статуей Афины он был построен в память о победах Греции над персами и использовался в качестве сокровищницы для хранения дани, уплачиваемой другими греческими городами-государствами. А Эрехтейон был, именно он был святым местом на горе. Самое лучшее панорамное место — на северо-восточном углу Акрополя, здесь Афины бесконечно простираются внизу.
Ниже Акрополя находится театр Дионисия, первый каменный театр, где жили Софокл, Эсхил, Еврипид и Аристофан. Он был перестроен около 342 года до н. э. Ликургосом, а затем расширен римлянами.
Хотя на карте Афин и обозначена Греческая агора, от неё ничего практически не осталось. Наиболее впечатляющим здесь является храм Гефеста, построенный по заказу Перикла в 415 году до нашей эры, за два года до Парфенона и других масштабных строительных проектов Афин Золотого века. Храм расположен на небольшом холме и является одним из самых фотографируемых античных зданий после Парфенона.
И благодаря тому, что это одно из самых сохранившихся древних зданий из существующих, в основном потому, что оно было преобразовано из языческого храма в христианскую церковь. Первоначально считалось, что храм был посвящён мифическому Тесею, основателю Афин, хотя позже это было опровергнуто. Отдали его Гефесту, богу вулканов и министру тяжёлой и сталелитейной промышленности. Хотя окружающий район по прежнему называют Тисион.
Римская Агора сохранилась немного лучше, чем её греческая сестра. Была построена в I веке до нашей эры во время правления Юлия Цезаря и Цезаря Августа на пожертвования двух императоров. Видны входные ворота на рынок, большое здание с колоннами, которое выглядит как фасад храма и находится на западном краю археологического памятника.
Самым известным и самым популярным зданием на Римской Агоре является Башня Ветров. Восьмиугольное мраморное сооружение представляет собой комбинацию водяных часов, солнечных часов и флюгера, было построено где-то между II и I веками до нашей эры Андроником из сирийского Кирра.
На вершине башни есть фриз, изображающий восемь направлений ветра, и когда-то здесь было крыльцо с колоннадой. Башня была источником вдохновения для ряда европейских памятников и является популярным предметом для художников.
День клонится к вечеру, и «само собой» наш дружный коллектив оказался на улице Эрму. Имея женщин в компании, эту часть центра Афин не избежать. А в нашем случае дамская часть, составлявшая 75 процентов группы, просто не могла пройти мимо. Эрму — рай для тех, кто решил пройтись за покупками. Поскольку Эрму основная пешеходная тропа между площадями Синтагма и Монастираки, здесь всегда есть люди, даже в разгар кризиса или демонстраций на площади Синтагма. Бутики известных международных брендов, где продаются одежда, обувь и косметика, чередуются с частными лавками, уступая часть места антиквариату, подержанным книгам, ресторанам, магазинам йогуртов. Здесь полно уличных музыкантов, мимов, клоунов, уличных торговцев, нищих, карманников. Хотя полицеские тоже присутствуют и отгоняют африканцев с их поддельными сумочками, которые бегают за каждым с криком «Настоящая Дольче Габбана за 20… нет за 10 евро!»
В трёх четвертях пути вниз по Эрму, прямо посередине улицы, фактически ниже самой улицы, находится небольшая церковь Капникареа. Каменная стена, окружающая древнюю византийскую церковь, крайне полезна для глав семейств, скучающих в ожидании шопингующих женщин, выносливость которых в данном процессе намного превосходит их собственную.
Хотя можно и не скучать, после осмотра замечаешь неподалёку небольшой переулок с кафе, также называемом Капникареа, где продавались отличные раки под охлаждённое вино и настоящую живую рембетику. С каждым новым глотком и жевком всё менее думаешь о моменте, вернётся ли когда-нибудь остальной коллектив из покупок. Но рано ли поздно, это происходит, день закончен, о следующем в Афинах в другом рассказе.