После двух дней пребывания в одном из самых промышленно-культурных городов Украины — Днепропетровске, переименованном в Днепр, выезжаем в эдакую столицу запорожских казаков на остров Хортица, который расположен в самом сердце тоже очень промышленного города — Запорожье.
Почему он так назван? Да потому, что в старые времена, когда на реке Днепр, связывающей Киев с этими местами, буквально за городом Днепр начиналась наиболее коварная группа порогов, пройти которые удавалось в старые времена далеко не всем. Именно поэтому поселение, а потом и сам город был назван просто и скромно — Запорожье, т. е. — за порогами. Таковых порогов от Днепра до Запорожья было девять и у первого из них — Кодакского, мы сделали остановку. Там, в свое время — в 1635 году поляками была сооружена крепость, дважды разрушавшаяся запорожскими казаками. Сейчас на ее месте видны только затопленный гранитный карьер и пустое холмистое поле, покрытое красными тюльпанами…
Запорожье
Познакомившись с этим историческим местом 17 века, вырулили к нашей следующей остановке — в город Запорожье.
От поселка Старые Кодаки до него всего 85 километров. Дорога Н-08 хорошая — двухполосная в каждом из направлений, поэтому с удовольствием проехали мимо красивых вспаханных или уже чем-то засеянных полей. Через час показались промышленные трубы и строения — мы подъехали к основной производственной части города — знаменитому ДнепроГЭСу. Чтобы попасть в сам город, находящийся на левом берегу реки, нужно проехать по дороге, проходящей по верхней части этой гидроэлектростанции. Движение по плотине тоже двухполосное в каждом из направлений, поэтому, несмотря на большое количество разных по своим габаритам машин, проехали ее довольно быстро. И даже не было времени, чтобы остановить свой взгляд на каких-то технических деталях этого исторического сооружения.
г. Запорожье. Плотина ДнепроГЭС. Фото из интернета.
Миновав плотину, сразу попадаем на очень длинный (11 км) главный проспект города Запорожья — Соборный (быв. Ленина). В самом его начале нас встречает типичная советская архитектурная композиция, присущая многим нашим городам. Вся эта главная улица застроена вот такого типа домами — т.н. «сталинками». В начале проспекта это выглядит прямо как триумфальная арка, ну, а дальше идут сплошные одноликие пятиэтажки.
ДнепроГЭС и его жизнь
Давайте перенесемся на сто лет назад и окунемся в 20-е годы ХХ века. Только что закончились Первая Мировая и Гражданская войны, кругом разруха. Партия начинает думать о строительстве нового типа государства, а ничего нет. Ни современных заводов по производству машин, оборудования и стройматериалов, ни достаточного количества электроэнергии. И опыта строительства крупных гидротехнических объектов в Советском Союзе не было тоже. А нужно начинать с них! Что делать? Лидером в области энергетики были немцы и американцы.
Кого выбрать? Склонились к мнению Сталина, который охарактеризовал ленинизм как «русский революционный размах и американская деловитость» и в результате главным консультантом проекта, который был разработан российским инженером И.Г. Александровым, утвердили Хью Купера, проектировавшего самые мощные на то время электростанции в США. Параллельно был разработан и план ГОЭЛРО по строительству электростанций во многих частях Советского Союза.
Место для строительства ГЭС в Запорожье было выбрано сразу же за последним девятым порогом перед островом Хортица и стройка началась 15 марта 1927 года. Помимо получения электричества, второй главной задачей была организация судоходства на Днепре. Это решалось поднятием воды при строительстве плотины и затопления всех коварных днепровских порогов.
Для руководящего и инженерного состава, прибывших вместе с Купером, на берегу Днепра были построены по американским проектам невиданные доселе комфортабельные шестиквартирные коттеджи. Неподалеку были сооружены шесть кортов для тенниса и место для игры в гольф. Оставались ещё несколько главных и нерешенных проблем — оборудование, стройматериалы, рабочие руки и дисциплина.
И, если с первыми двумя трудностями справились американские и европейские поставщики из Германии и Чехии, то с последними приходилось сталкиваться постоянно. Квалифицированных рабочих (каменщиков, токарей, слесарей и т. п. специалистов) было мало. Техника примитивная — тачки, носилки, лопаты. Большинство рабочих — сезонные крестьяне. Большая текучка таких малоквалифицированных кадров, живших в скученных бараках на нарах с сеном. Труд заключённых тогда в Украине применялся мало. Да и позже — тоже. Это был не российский Север…
Постепенно, под влиянием зарубежных специалистов, культура и дисциплина труда стали улучшаться. Были введены запреты, системы штрафов, стало меньше «перекуров», появились и вечерние школы с ремесленными училищами.
Стоимость полного проекта ГЭС, включавшая в себя расходы по строительству шлюза, заводов и Соцгородка, составила около 400 млн долларов. Где взять такие деньги? Советский Союз начал экспортировать нефть, лес, самый доходный товар — зерно и воз потихоньку тронулся с места…
Параллельно со строительством плотины, было решено еще построить несколько заводов и фабрик, которые бы использовали выработанное электричество. . И в период с 1930 по 1932 с помощью иностранных специалистов были созданы шесть больших предприятий, работающих и по сей день. Это — Ремонтно-механический завод, Коксо-бензольный комбинат, Днепросталь, Химкомбинат, Днепросплав и Шлакоцементный заводы.
А еще большой проблемой для проекта было выселение и обустройство десятков тысяч людей с огромных затопляемых территорий. Со слезами и стенаниями выселяемых, эта проблема тоже была решена. В конечном счете, создание плотины высотой 37 метров и затопление всех вышестоящих днепровских порогов, позволило организовать судоходство по всему течению Днепра.
Портовая часть (выше плотины) в г. Запорожье
Постепенно условия жизни улучшались и для рабочих — строились удобные жилые дома, фабрики-кухни, хлебозаводы, детские сады, столовые, бани. Были созданы парки, построен водопровод и канализация — вот таким должен быть социалистический город, говорила Партия! Это местечко так и называли — Соцгород…
Ну, а основное оборудование, поставленное американскими компаниями General Electric и Newport News Shipbuilding and Drydock Company, было запущено в 1932 году и, конечно, 1 мая! Это был большой праздник — зажглись гирлянды электрических огней, а на верху плотины загорелось имя «Ленин»! В 1939 году ДнепроГЭС достиг проектной мощности 560 МВт, став 3-й по мощности электростанцией в мире — после сооружённых в США плотины Гувера (705 МВт) и плотины Вильсона (663 МВт).
Печальные времена для ГЭС наступили во время Второй Мировой войны. 18 августа 1941 года, во время наступления немецких войск в районе Запорожья, плотина ДнепроГЭС была взорвана. Поначалу свалили вину на немцев, но, разобравшись, выяснили, что это сделали, никого не предупредив, наши НКВДшники.
Взрыв разрушил плотину, образовав пробоину длиной 135 метров (вместо запланированных ими 30 метров) и вызвав этим 30-ти метровую по высоте волну, которая нанесла урон, к сожалению, больше нашей стороне чем немецкой. Дискуссии по числу жертв этой катастрофы ведутся и по сей день и в современной литературе встречаются оценки жертв от 20 до 120 тысяч наших воинов и местных жителей. Скрупулезное немецкое командование оценило свои потери в живой силе в 1500 человек…
Взорванная плотина ДнепроГЭС. Фото из интернета
За время оккупации немцы восстановили переправу и запустили новое оборудование ГЭС, но при своем отступлении в 1943 году, взорвали ее опять…
В период 1947–50 г.г. станция была восстановлена и снова вошла в Единую энергетическую систему Европейской части СССР. А всего на Днепре было создано пять ГЭС, образовавших пять водохранилищ — Киевское, Каневское, Кировоградское, Запорожское и Каховское. Все вместе они создали хороший водный проход для самых разных судов, свободно ходящих от Чернобыля до Черного моря…
Судоходный канал, идущий от плотины ГЭС в Днепр. На заднем фоне - остров Хортица
Хороший вид на ДнепроГЭС и остров Хортица, служивший эдаким домом для запорожских казаков в 16–18 веках, открывается со стоящей над Днепром площадки Детского и юношеского центра культуры и творчества. Там приятно посидеть вечером и, созерцая окружающие пейзажи, наблюдать, как вслед за опускающимся за горизонт солнцем, ДнепроГЭС зажигает свои огни.
Присмотревшись, мы видим на острове строения крепостных стен и дома казаков — это Историко-культурный центр «Запорожская Сечь». Поближе с жизнью, бытом и боевыми искусствами казаков мы познакомимся завтра во время посещения Хортицы. Со стороны города прямо на остров, пересекая его поперек, идет дорога Т-0806. На ее старом мосту всегда пробки и поэтому решили строить и уже строится большой новый мост.
Остров Хортица — вотчина запорожских казаков
Знаменитая Хортица представляет собой остров, удачно вписавшийся в русло Днепра. Длиной он около 12 км, а шириной в среднем около 2,5 км. Массив острова вытянут с северо-запада на юго-восток и геологически представляет собой гранитный щит, опускающийся под углом с севера на юг. Поэтому в его северной части мы видим на берегах довольно высокие скалы, а в южной — плавни и заросли камышей.
Проехав «пробочный» мост, свернули направо и выехали на свободную от движения дорогу, ведущую на север к Историко-культурному центру «Запорожская Сечь».
Первое упоминание о Хортице датируется Х веком, но свою историческую значимость остров обрел только в XV веке, когда Дмитро Вишневецкий основал там прототип Запорожской Сечи. Тогда на острове поселились и начали налаживать свой быт казаки. В память об этом гетьмане на подъезде к Историко-культурному центру «Запорожская Сечь» установлен гранитный памятник.
В наши дни остров не является только вотчиной казаков, как это было раньше. Сегодня по его берегам расположено много ведомственных турбаз и пансионатов, каждое из которых имеет свои границы. На нем много возделываемых сельхозугодий и есть даже научный городок. А сам Историко-культурный центр «Запорожская Сечь» находится на северной оконечности острова и занимает относительно небольшую его площадь.
Подъехав к Центру «Запорожская Сечь», с сожалением узнали, что из-за Ковида он закрыт, внутрь его попасть нельзя и можно только прогуляться, как говорится — «по окрестностям Онежского озера» — вокруг крепости и по самому острову. Как жаль! А ведь «Запорожская Сечь» — главная достопримечательность, ради которой на Хортицу и приезжает большинство туристов. Мы рассчитывали увидеть все ключевые места казацкой жизни на острове и, знакомясь с ними, погрузиться в атмосферу XVI–XVIII веков…
Но и просто прогулявшись, можно слегка погрузиться в глубины Истории. Вот на крутом берегу видны остатки земляного редута.
Неподалеку расположены древние курганы, кромлехи и старые надгробные камни покоящихся здесь казаков.
Как известно, Хортицкая Сечь была столицей казацкого края, его административным, религиозным, деловым и военным центром. Она же была и одной из первых сечей, которая возникла в XVI в. при освоении казаками Южной Украины. Именно с этим местом была связана деятельность первых организаторов украинского казачества — Остапа Дашкевича и Дмитрия Вишневецкого.
Современный комплекс «Хортицкая Сечь» — это как бы «сборная солянка» казацких укреплений. Но, судя по описанию, которое нам удалось получить и фотографиям, которые мне удалось сделать, здесь довольно детально воспроизведены устройства всех восьми казацких сечей, которые существовали в XVI — XVIII вв. Увы! Внутрь этого комплекса из-за Ковидного локдауна нам попасть не удалось.
Он весь состоит как бы из двух частей — Малый кош (торговое и ремесленное предместье) и Большой кош (казацкий гарнизон). В целом, городок защищают фортификационные укрепления — ров, вал с частоколом и оборонительные башни.
Центральным сооружением Сечи является действующая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В ней проводятся не только традиционные богослужения, но и даже обряды венчания и крестины. Отдельно есть здание Музея истории запорожского казачества — говорят, там отражена очень подробная история казачества от, А до Я.
Внутреннее пространство также обустроено в соответствии с казацкими традициями. Здесь возведены казацкие курени, кузница, гончарная мастерская, корчма и «греческий» дом, в котором принимали послов или вели важные переговоры. В центре — церковь и площадь, на которой казаки собирали совет, выбирали атаманов и принимали важнейшие решения. Кстати, здесь — в Запорожской сечи и ее пределах снимались многие сцены фильма «Тарас Бульба», 2009 г.
Казацкие сооружения созданы как музейные экспозиции на основе достоверных исторических данных, с оригинальными предметами того времени.
Спускаясь к Днепру, выходим к Театру казацких боев — здесь можно посмотреть на искусство их поединков. Ну, а желающие могут и попробовать сами что и к чему. Увы! Сейчас пусто…
Поднявшись на скалу, перед нами открылась картина лица Запорожья — плотины ДнепроГЭС. Начало мая, все так и буяет пышным цветом…
Обойдя крепость, спускаемся к Днепру и оттуда проходим к самой высокой точке острова — Казачьему кургану. Это место издавна окутано легендами и тайнами. Для украинцев курган — символ независимости, борьбы и силы духа. На нем есть памятный знак Богдану Хмельницкому, который посвящен его победам над войсками Речи Посполитой. В качестве декорации под холмом установлены три чугунных пушки, символизирующие неприступность Хортицы.
А на вершине кургана установлены флагшток высотой 35 метров, на котором развевается флаг Украины и Священный крест — символ единства христиан. Он призван объединять людей через духовное очищение.
Поднявшись на вершину кургана, увидели группу иностранных студентов, похожих на индусов. Так оно и оказалось — это были индийские студенты, обучающиеся на металлургическом факультете в Запорожье. Учитывая напряженную эпидемическую обстановку (Запорожье только на следующий день вывели из «красной» зоны), а индусы неизвестно когда прилетели, то общаться с ними не стали, но одна девушка с удовольствием попозировала.
С этой самой высокой части Хортицы открывается и вся картина плотины ДнепроГЭС, перегородившей старинный водный путь, по которому ходили «из варяг в греки». Ведь именно по этому водному пути и пришло Христианство на Русь из Стамбула…
Между островом Хортица и западным берегом Днепра есть еще небольшой, но довольно знаменитый своею историей остров Байда, называемый Малая Хортица. И, как полагают некоторые историки, даже где-то соперничает с самой Хортицей. На нем найдено поселение эпохи бронзы, существовавшее в 3–4 тыс. до н. э. и обнаружены следы заселения славянами в эпоху Киевской Руси. В 1556 г. волынский князь Дмитрий Вишневецкий (по прозвищу — Байда) построил на этом острове небольшую крепость-городок, ставший прототипом Запорожской Сечи. Из него он неоднократно осуществлял нападения на татарские и турецкие крепости в низовье Днепра. К сожалению, ничем попасть на этот остров в наш день было нельзя…
Вернувшись к машине, вырулили обратно в Запорожье — для полного знакомства с этим местом, хотелось еще прогуляться по его улочкам и паркам.
Улицами и парками Запорожья
Как я уже говорил выше, в архитектурном плане, город Запорожье выглядит не очень выигрышно. В его центральной части в основном скромные дома советского периода. Чуть в сторонке и на берегу Днепра уже видны современные небоскребы и даже весьма оригинальной конструкции. Например, «Хортица Палац Отель», стоящий около Прибрежной автомагистрали. Красивый дом, ничего не скажешь! Но, если присмотреться, то его окружение — «хрущевки» …
Поэтому лучше прогуляемся по парочке парков. В центральной части города нас привлекла парковая зона на площади Маяковского, примыкающая к Соборному проспекту. Там была большоя зеленая зона с цветущими сакурами и Фонтаном Жизни, окруженным гранитными инсталляциями, над которыми, бродя вокруг них, можно было долго размышлять.
Конечно, все сувениры в Запорожье на тему запорожских казаков.
Второй интересный парк, который нам подсказали, был на набережной Днепра и назывался он Вознесеновский. На центральной аллее парка находится монумент Великому князю Киевскому Святославу Игоревичу (уст. в 2005 г.). Создание этого, неоднозначного по толкованию, памятника, было приурочено к 1040-летию победоносного похода князя против Хазарского каганата. По замыслу автора, Святослав изображён передающим меч потомкам, как бы говоря им «Возьмите меч мой». Такие памятники Святославу были установлены в один год в Украине и в России (близ села Холки в Белгородской области).
Парк порадовал своими размерами, тишиной и практически отсутствием людей.
Удивило большое количество черепах и уток, плававших в озере.
На этом наше знакомство со славным городом Запорожье закончено и утром мы выезжаем к Токовским водопадам. К каким водопадам?
Да! В равнинной Украине есть и такие природные чудеса. Они находятся примерно в 150 километрах от Запорожья в сторону Кривого Рога на реке Каменка.
Какими они будут? Может быть такими же как Ниагара?
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия