«Йосемити»… Странное слово, нерусское, необычное, даже благородное какое-то. Есть в этом названии налет какой-то таинственности и красоты. Для «нашего» человека (приятной наружности средне-статический гражданин РФ) слово это является, мягко скажем, малознакомым. Во всяком случае, мое окружение по работе и по собачьим прогулкам об «Йосемити» (в дальнейшем, просто — Йосемити без кавычек) не знает ровным счетом НИЧЕГО!!! Да и я сам, стыдно признаться, узнал об Йосемити всего с полгода тому назад от Tinka61, когда при обсуждении наших «американских» планов Ирина несколько раз и упомянула удивительное словечко «Йосемити». Чтобы не интриговать моего Читателя, скажу, что Йосемити — это «всемирное наследие» по ЮНЕСКО, изумительной красоты национальный парк в Калифорнии, где сверкают бриллиантовыми россыпями снежные шапки горных вершин,
14
где живыми потоками горной воды текут абсолютной прозрачности и кристальной чистоты реки, из которых так приятно попить ледяной водицы, зачерпнув ее прямо ладонями.
15
Это место, где от счастья поют песни птицы, а по рощам древней секвойи гуляют «животные невиданной красы».Это место, где душа устремляется в полет, дурные мысли покидают тебя и, хочется дышать и дышать полной грудью этим воздухом, вбирая в себя чарующие запахи горной долины.
11
Одним словом, Йосемити — это Мечта! Мечта, которая влечет миллионы людей со всего Земного шара посетить это волшебное, неземное на Земле место и насладиться его красотой, вдохновением и величием. Фу-у-у! Ну и тирадка! Ну каково написал?! Аж, сам от себя в восторге!!!
11
Теперь, когда мой Читатель уже знает, что же такое Йосемити, я позволю себе перейти к дальнейшему изложению событий, что происходили с нами в апреле 2012 г. в западной части США.
Как любят приговаривать в ОАО «Газпром»: «Мечты — сбываются!», вероятно, имея в виду гигантские бонусы и дивиденды, которые «труженики» этой компании систематически сами себе выписывают. Сбылась и наша Мечта — мы едем в Йосемити! Самый близкий путь до нацпарка — из Сан-Франциско. Но до этого города надо еще долететь.
В Лос-Анджелевский аэропорт наш водитель Олег доставил нас из отеля «Mr. C B.H.», в котором, напомню Читателю, при нашем выезде разыгрались самые настоящие драматические события, едва не приведшие к международному конфликту (см. Глава 1), все на той же космических габаритов Shevrolet.
На всех внутренних перелетах в аэропортах США существует одна неприятная «странность», которая боюсь, совсем не обрадует моего Читателя, собирающегося полетать по Америке в качестве путешественника. Даже наоборот, разочарует. Каждый пассажир может сдать в багаж только одно место, то есть — один чемодан. За это пассажир должен заплатить в обязательном порядке при регистрации на рейс сбор в размере 25 долларов. К стоимости авиабилета эти сборы не имеют никакого отношения и в цену билета не входят. Теоретически, конечно, можно сдать в багаж хоть десяток чемоданов, но вот тут и наступает самое интересное. С каждой дополнительной поклажи, сданной в багаж, взимается плата уже в геометрической прогрессии в зависимости от ее веса. Поэтому все американцы путешествуют по своей стране только содним чемоданом и ручной кладью.
После известных событий в отеле при нашем выбытии из него, дамская сумочка Оли буквально трещала по швам от обилия находящихся в ней наличных долларов мелкого номинала. Кто не знает, Оля в нашей семье не только поддерживает и лелеет огонек домашнего очага, но еще по совмещению должностей является и хранительницей «семейного кошелька».
Непринужденно выложив на стойку при регистрации вылета вместо кредитной карты пачку замусоленных однодолларовых бумажек в количестве 50 штук, Оля буквально привела в восторг и смятение весь тамошний персонал! Что тут началось! Сбежались почти все работники, забыв про регистрацию вылетающих пассажиров. Наша пачка денег переходила из одних рук в другие, подбрасывалась в воздух. Все это сопровождалось безудержными приступами веселья, гомерического хихиканья и… недоумения! Такого!, предполагаю, здесь не видели уже много, много лет.
Наконец, все формальности были утрясены, багаж оплачен, вылет оформлен. Мы получили посадочные талоны, прошли досмотр с голыми ногами, босиком, так как бахилы в американских аэропортах, почему-то выдавать пассажирам не принято в принципе и, через полтора часа полета приземлились в радостном и озорном городке под услаждающим уши любого нормального туриста названием: Сан-Франциско.
Маленькое лирическое отступление: на внутренних рейсах США, во всяком случае, на тех двух на которых мы летали, пассажиров в полете НЕ КОРМЯТ! Поэтому, Гурманы, срочно впитывайте в свое сознание мой ценный совет, который пригодится особенно тем, кто и 15 минут не может прожить, чтобы не положить в рот сардельку: смело берите с собой в полет харча побольше, не стесняйтесь, не пожалеете! Что касается напитков, то банка колы или сока вам на борту всегда обеспечены…
Наученные опытом поиска компаний, сдающих в аренду автомобили, в аэропорту Нью-Йорка, мы с Олей в Сан-Франциско уже довольно легко справились с этой задачей. Проехали 4 остановки на «шатле» без машиниста, отстояли 10 минут в очереди, расписались на каком-то электронном экране и, вот ключики от новенького и изящного, темно-синего джипа у нас в руках.
5
Правда, при оформлении аренды машины, случилась у нас одна маленькая заминка и, я бы даже добавил — казус, обошедшийся нам в итоге в совсем «некругленькую» сумму в размере 66 долларов. Джипа марки «Ford Escape», который был для нас заказан еще в Москве, в конторе не нашлось. Клерк предложил нам либо ждать (совершенно неопределенное и непредсказуемое время) заказанного автомобиля, либо доплатить 22 бакса за каждый день аренды лучшей и более современной модели и катить на ней радостно по назначению. Обладал бы я красноречием в английском языке, то, несомненно, поставил бы Наглеца на место. Ведь это проблемы фирмы, а не наши, что у них не оказалось заказанной заранее машины. Но я с английским не дружил, так как еще со школьной скамьи в меня крепко вбивали язык Гёте и Кафки. Не помогла даже моя магическая, всесокрушающая фраза на классическом английском, которой я учил своего Читателя в предыдущей главе 3. Клерк делал до безобразия равнодушное лицо, так что нам пришлось принять предложение Негодяя.
Авто оказалось действительно классным! Вот, как оно выглядело:
4
Приладили навигатор и осторожно выехали со стоянки. Поскольку в езде по навигатору в городских условиях Москвы Оля поднаторела гораздо основательней меня, после непродолжительных консультаций с заинтересованными лицами, мною было принято мудрое решение: и в Сан-Франциско вождение машины поручить любимой супруге, вплоть до выезда на автомагистраль, хайвей, по-ихнему. Наперед скажу, что езда за рулем Оле настолько понравилась в этом автомобиле, что она так и не уступила мне «баранку» до самого нашего отеля в Йосемити, преодолев расстояние в 252 мили (406 км.). И что только не сделаешь для любимой женщины, на какие только жертвы ради неё не пойдёшь, «лишь бы хвостик завертелся веселее», как поется в известной детской песенке про собачку!
Мне же оставалось из окна автомобиля наблюдать только бескрайние ландшафты вдоль трассы, да подкармливать в дороге «водилу» специально запасенными ещё в Лос-Анджелесе бутербродами. От скуки я даже вздремнул, шел дождь, а впереди по трассе в горах резвились молнии. Там шла гроза. Нахлынуло лирическое настроение. От полноты захлестнувших меня чувств моментально придумалось Гениальное и Вечное: «Люблю грозу в начале апреля, когда весенний первый гром, в горах шарахнет Йосемити и сплюнет молнией при том…». Классно, красиво получилось?! Тютчев Фёдор Иванович может даже не напрягаться. Для читателей с ранимой и тонкой душой (настолько тонкой, что у комара струйка тоньше, когда он писает, напившись кровушки) поясню. Пусть вас не покоробит слово «сплюнет». Слово «сплюнет» в общей канве моего стихотворения — это аллегория, так сказать, и использовано оно для усиления авторской позиции к происходящему и увиденному за стеклом автомобиля. Думаю стихоплётные свои вирши на туристере.ру опубликовать. Вот только не знаю, сойдемся ли с боссами этого легендарного блога в размере гонорара? Откликнитесь, модераторы, жду ваших предложений!
По мере подъема в горы мы стали вдруг замечать снег на крышах и капотах встречного автотранспорта. Мария, наш туроператор, предупреждала, что в горах Йосемити даже в августе может выпасть под два метра толщиной снега, чего тогда уж говорить про начало апреля… На колесах проезжающего мимо транспорта все чаще и чаще стали появляться цепи. В США, за исключением Аляски, водители не знают, что такое «зимняя резина». Поэтому в снегопад одевают на колеса специальные цепи. По мере нашего подъема по головокружительным серпантинам в горы, безобидный дождь постепенно перешел в грозящий неприятностями снегопад. Температура с 18гр. по С. плавно снизилась до 0гр. в том же исчислении. Комплекта цепей в нашем автомобиле не было в принципе. Вечер обещал быть томным.
Но вот, дама в нашем навигаторе радостно провозгласила, что мы приехали к пункту нашего назначения отелю «Tenaya Lodge». Ура! Как любят говорить в таких случаях янки: «Мы сделали ЭТО!». Но тут моя скромная Оля мне робко возражает: «Позволь, это же Ясделала ЭТО!». Какое коварство, какое вероломство, какой вопиющий и воинствующий «центропупизм», какое предательство со стороны любимой женщины!!! Какой удар в спину! Ну как только такое может прийти на ум?! Как это — «Я»? А кто же тогда вдохновлял?! Кто развлекал в пути?! Наконец, кто подкармливал в дороге шофёра?! Обидно мне слышать такие слова…
Отель «Tenaya Lodge», в котором нам предстояло переночевать две ночи, раскинулся на двух территориях. На одной — ресепшен, основные корпуса, рестораны, прочая гостиничная инфраструктура.
3
6
На другой территории стоят окруженные елями и секвойей небольшие коттеджи на 1 — 3 номера.
13
Здесь царят тишина и умиротворение. Бегают еноты и белки, чирикают птички, дети лепят Снеговиков.
8
Чудаковатое название отеля имеет свое объяснение. Тенайя, так звали вождя могущественного индейского племени Аваничи, которое некогда обитало в этих местах.
На ресепшене, узнав при заселении, что мы хотим оставить залог в наличной форме Kash, администрация от залога отказалась вовсе. Что примечательно, и мы тоже по этому поводу не возражали и особо не сокрушались.
Получили карточки-ключи, и по карте, заботливо выданной нам «хозяйкой» ресепшена, благополучно добрались до своей избушки, возле которой и припарковали нашу машину.
13
8
В номере обомлели. Холод там стоял просто «собачий». На стене обнаружили два приборчика.
4
Включили один — заработал на обогрев кондиционер. Дернули рычажок другого приборчика и… в камине вспыхнул самый настоящий огонь, действительно настоящий, не шучу на этот раз. Газ горит, — догадался Штирлиц.
6
Через двадцать минут номер прогрелся настолько, что пришлось регулировать огонь в камине и работу кондиционера в сторону уменьшения температуры. В номере было все необходимое, даже кофе-машина.
10
Особенно порадовало то обстоятельство, что холодильник оказался абсолютно пустой и никакого пресловутого мини-бара там не было вовсе.
Брать опять машину и ехать ужинать в ресторан смертельно не хотелось. Но мы с Олей на то и опытные путешественники, что заранее предусмотрели эту ситуацию. На скатерте-самобранке в номере волшебным образом быстро материализовались лос-анджелевские припасы: гигантских размеров курица-гриль, сыр, бекон, клубника, пиво и даже французский коньяк, запасливо купленный в Шереметьево в магазине беспошлинной торговли. Чтобы остудить пиво, банки закапывали прямо в снег. Через 15 минут пенный напиток уже охлаждался до нужной температуры.
8
Ночью шел снег. Проснувшись утром следующего дня, мы увидели совершенно завораживающую картину. После жары в Городе Ангелов, зимние виды за порогом нашей избушки, показались нам нереальными и фантастическими.
7
5
Попив кофе, благо в номере все для этого имелось, и, перекусив беконом, в 8ч00 м тронулись в путь.
Дороги уже почистили. Шел снег, который, упав на асфальт, тут же таял. Несмотря на то, что отель наш располагался высоко в горах, мы вновь устремились к еще большим вершинам.
95% процентов парка Йосемити составляет дикая природа: непроходимые скалистые горы, перевалы, горные реки и озера.
14
10
Среди этой «дикости», на оставшихся 5% раскинулась в обрамление высоченных скал долина, куда и устремляются практически поголовно все посетители легендарного заповедника. Мы оригинальностью не отличались и, как и все, тоже рванули в эту саму долину.
5
В этот день решено было дать Оле отдохнуть от вождения, поэтому за руль сел ваш скромный «писатель». От нашего отеля до долины Йосемити около 40 километров. Вроде бы небольшой путь, да, но зато какой! Чтобы добраться туда нужно по совершенно немыслимым серпантинам долго и нудно подниматься сначала в горы, а затем уже немного повеселей, но опять по такой же извивающейся змеёй дороге спускаться к раскинутой среди скал равнине.
7
Мой в меру любопытный Читатель, возможно, мне задаст вопрос: «Почему такие слова используешь — „долго“, „нудно“? Сам же писал, что красота там неземная…». Все верно! Только вот красоты этой по пути в горах увидеть невозможно было. Ехали в сплошных облаках и тумане, так что ни черта там не видели. Наверное, мы совершили ошибку, что поехали так рано. К полудню, как потом оказалось, Солнышко разогнало туманы, и, видимость стала значительно лучше.
На въезде в парк на КПП отдали тётеньке 20 долларов, взамен получили карту заповедника и благостные пожелания.
Колеся по дорогам Йосемити, мы проклинали с Олей судьбу, за то, что нам так не повезло в этот день с погодой. Наивные! Если бы мы только знали, что такое по-настоящему плохая погода в этом парке! Но, об этом позже…
Проехав длиннющий туннель, прорубленный в скале, наконец, подъезжаем к долине.
10
Первый привал сделали возле горной речки.
5
Виды бурлящей и чистейшей воды заставили затрепетать наши души. Схватились за камеры и…снимали, снимали, снимали без устали.
5
7
Дождь в долине накрапывал, то усиливался, то вдруг ослабевал. Но это уже не могло испортить нам настроение. Иногда даже проглядывало Солнышко.
13
В дальнейшем, переезжая по парку с места на место, мы еще много, много раз останавливались в разных интересных для нас местах, наслаждаясь окружающим нас миром, любуясь великолепием и величием этого совсем небольшого по площади уголка на планете Земля.
Рассказывать про Йосемити — дело неблагодарное. Будь вы три раза Пришвиным Михал Михалычем, и то у вас не получится донести необыкновенный образ этого чуда Природы до читателя. Не смог бы с этой задачей справиться и Исаак Ильич Левитан, гениально воспевавший русскую Натуру в своих картинах. Способно ли фото и видео передать красоту этого края? Думаю, что такое не по плечу даже самому лучшему фотографу на земле. Тем не менее, чтобы хоть немного мой Читатель соприкоснулся с этим природным шедевром и изыском, выкладываю наши фото, что в условиях дождя, снега и тумана удалось нам сделать в Йосемити.
10
10
11
14
10
8
Йосемити, славен не только отвесными скалами, реками, озерами и водопадами. Здесь сохранились три рощи секвойи, одного из самых массивных, высоких и долгоживущего деревьев в мире.
3
7
Самая «пожилая» среди них «дама» в парке имеет весьма почтенный возраст 2700 лет. Хотелось нам Старушке поклониться, но мы ее в парке найти не смогли.
9
Многие туристы, проживающие в палатках в кемпингах парка, жалуются, что черные мишки, обитающие здесь в количестве 500 штук, вконец обнаглели. В поисках хлеба насущного они залезают в палатки и даже через окна проникают в салоны автомобилей. Любимым лакомством косолапых является зубная паста. Поэтому слушайте разлюбезный Читатель очередной мой задушевный совет:Находясь в Йосемити, ни в коем разе не оставляйте в машине препараты оральной гигиены! Медведи-сладкоежки непременно унюхают и найдут деликатес и, желая любым способом добыть свое лакомство, разнесут ваш любимый автомобиль к чертовой матери!
Как и секвойю-долгожительницу, медведя-наглеца нам встретить в Йосемити не довелось. Зато на узкой дорожке приглянулся нам с Олей волчара-попрошайка. Дать ему было особенно нечего, поэтому мы из чувства уважения к Серому сделали его портфолио.
15
Проворный Барсук, стремительно убегающий от нашего авто в гору, в силу скоротечности момента, увы, не был запечатлен на фото, а посему его полосато-хвостатый образ навечно остался только в нашей памяти.
Вернулись уже к вечеру. В парке мы пробыли около восьми часов. Усталые физически и переполненные до краев впечатлениями, отправились на машине на соседнюю территорию, чтобы насладиться кровавым стейком, о котором Оля мечтала уже несколько дней кряду.
6
В ресторане Олю ждал полнейший, как говорил шолоховский герой дед Щукарь, ОТЛУП!!! Стейком её пообещали накормить только через полтора часа. От огорчения, по щеке любимой супруги Йосемитским водопадом потекла, как изъясняются лирики, девичья слеза обиды и на весь мир в целом, и на местный ресторан, в частности. Делать было нечего, а есть — хотелось. Из вредности Оля заказала себе гамбургер,
4
Я же довольствовался рыбным филе в кляре.
4
Выпили пару бутылок пива Будвайзер и по кружке еще пенного напитка в розливе того же названия. Вместе с чаевыми ужин обошелся в 35 долларов.
На следующее утро, выглянув в окошко, почти мгновенно выпали в густой осадок и нутром ощутили полнейшее замешательство и панику. Сильнейший снегопад, который шел всю ночь и не прекращался утром, в буквальном смысле отрезал нам обратную дорогу в Сан-Франциско.
10
И дорога, и крыши припаркованных машин, и мохнатые лапы елей были покрыты толстенным слоем снега. Если, конечно, никуда не предстояло ехать, то такой красотище, что нарисовала за ночь матушка-природа, радоваться бы, да радоваться! Легкий морозец под — 2гр. С сделал дорогу для летней резины абсолютно скользкой, а автомобиль — почти неуправляемым.
Но, нам в любом случае предстоял отъезд! И выбора у нас не было. Оставаться здесь еще на день, ну уж нет! Табличка в номере извещала, что это удовольствие нам обойдется в 425 $. Для сравнения, Мария нам сделала проживание в отеле за 115 американских рублей. Любой ценой надо было ехать. Кое-как очистив банными полотенцами машину, мы быстренько загрузили в нее наш багаж, и пока автомобиль снова не завалило белой кашей, выехали из отеля на трассу. По пути, еще на территории «Tenaya Lodge» наш Форд пару раз заносило на поворотах, хотя скорость была небольшой, и всякий раз при этом срабатывала система ABS. «Да, летняя резина совсем не способствует езде в зимний период», — смекнул Штирлиц.
По многочисленным и крутейшим горным серпантинам, спускаясь на равнину нам, предстояло преодолеть около 40 километров. Выбирались около полутора часов. Редкий случай, Оля сама добровольно схватилась за видеокамеру (раньше за ней такого не наблюдалось) и кратко запечатлела для Истории наш героическийпереездчерез горы Сьерра-Невада.
14
Воспетый художником Суриковым Василием знаменитый «Переход Суворова через Альпы», любому, очутившемуся в нашей ситуации, показался бы забавой для детишек ясельного возраста.
В конце спуска, снег неожиданно перешел в дождь, белоснежная дорога почернела, деревья вновь стали зелеными. На перевале дорожная полиция перекрыла встречное движение и в горы пропускали только те автомобили, колеса которых были оборудованы пресловутыми цепями.
Выехав на трассу на равнине, я передал Оле управление машиной в ее руки. Супруга решительно нажав на акселератор, устремила нашего железного коня в направлении к Сан-Франциско, города в котором нам предстояло прожить четыре счастливых дня. Но это — уже тема другой главы, к написанию которой я приступлю, быть может, уже завтра…