Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Пераст, Котор, Цетинье — Черногория Январь 2021

В первых двух частях рассказа условные путешественники, въехав в страну на севере, пересекли Которский залив на пароме и двигались вдоль моря до албанской границы. Теперь настало время отправиться назад. Обратная дорога большей частью та же, а если не заезжать в Булярицу и Петровац, можно еще снять их издалека.

Булярица:

Район Петроваца:

У самой Будвы уходим от моря в сторону гор, там можно посетить городок Цетинье (или Цетине) — старую столицу страны, а по некоторым признакам — и вполне действующую столицу, в частности, там находится резиденция действующего президента и министерство культуры.

Вид на пляж Бечичи-Рафаиловичи сквозь облачность:

А это Будва (качество пало жертвой борьбы с сильной дымкой):

Слегка попетляв по горной дороге, добираемся до Цетинье. Это маленький городок, но с большой историей. Самая притягательная достопримечательность здесь — Цетинский монастырь, в нем хранятся значимые для христиан реликвии, в частности, правая рука (без двух пальцев) Иоанна Крестителя. Говорят, с этой рукой — десницей — свзаны некие таинственные истории, в частности, она была спрятана югославскими спецлужбами так, что потом долго не могли найти. А нашли лишь в начале 90-х годов в Цетине.

Цетинский Монастырь:

Черногория — уютная и компактная. Часть 3

Мы бродили по городу довольно долго, к сожалению, многие фотки были сделаны в стиле «для себя», поэтому размещать их не стал. А интересных зданий и красивых кварталов в Цетинье хватает. После прогулки по нижней части города можно подняться на так называемый Орлиный Утес. Идти туда минут 15–20 от монастыря

Город Цетинье, вид с Орлиного Утеса:

Черногория — уютная и компактная. Часть 3

На вершине установлена такая ротонда, здесь покоится прах родональничка династии Петровичей митрополита Данило (или Данилы в падеже?):

Самый известный глава Черногории (владыка) Петр II Петрович Негош, чей мавзолей непременно стоит посетить, он как раз из этой династии.

Еще, говоря о Цетинье, нельзя не упомянуть довольно примечательную 3D карту Черногории, размещенную под стеклянным куполом:

Черногория — уютная и компактная. Часть 3

После вау-эффекта можно зависнуть, разглядывая реалистическое изображение и отмечая знакомые места.

Из Цетинье едем в национальный парк Ловчен. Дорога узкая, но вполне качественная. Ловчен производит сильное впечатление. Помимо шикарных видов, здесь прохладно и легко дышится. Правда, часто мешает облачность, порой приходится ехать в густом тумане, прямо сквозь облако.

В Ловчене направляемся к мавзолею Негоша. Полное имя этого человека — Петр II Петрович Негош, он был правителем Черногории два десятка лет в середине 19-го века. Также обладал званием Черногорского митрополита. Известен как крупный реформатор и масштабный политический деятель. И при этом был самым выдающимся поэтом сербской и черногорской литературы. И это все за 38 лет жизни — туберкулез привел к ранней смерти.

Негош завещал похоронить себя в часовне на вершине горы Ловчен, что и было исполнено. Правда, предварительно несколько лет прах его хранился в Цетинском монастыре. А во время ВМВ прах опять вернули в Цетинье, на этот раз более чем на полвека. Потом опять на гору Ловчен. Значительно позже, в 1974 году, на горе был сооружен мавзолей, где и находится ныне прах Негоша (ходят слухи, что от него к тому времени осталась лишь одна рука).

Мавзолей Негоша:

Черногория — уютная и компактная. Часть 3

Саркофаг с прахом установлен на нижнем этаже, а на верхнем находится статуя Негоша:

У мавзолея обустроена смотровая площадка, откуда открываются потрясающие виды на горную страну. Сейчас, разглядывая свои снимки, испытываю почти физическую боль, вот если б тогда у меня была не мыльница, а нормальный аппарат, да еще б и квадрокоптер… К тому же, щелкал я тогда чаще всего нас, любимых, на фоне интересностей (сейчас иногда приходится буквально вырезать).

Черногория — уютная и компактная. Часть 3

На этой горе наш товарищ забыл видеокамеру (да, тогда мы таскали с собой камеры весом минимум в килограмм, основной упор делая на видеосъемку). Так вот, камера была новая, приличная, утрата ее ввергла в отчаяние не только друга, но и нас. Уже вернувшись в отель (жили мы тогда в Милочере), друг обратился за помощью на ресепшн, чтоб те позвонили в мавзолей — вдруг кто-то нашел, назвал вознаграждение. И, о, чудо, камера нашлась, ее даже привезли в отель. Мы праздновали три дня.

После прогулки по Ловчену просыпается аппетит, который можно утолить в ресторанчиках, имеющихся в этом Национальном Парке. Кстати, самую вкусную «Егнетину из-под сача» лично я ел именно здесь. Отобедав и выпив капельку охлажденной до густоты ракии, едем к Котору. Туда ведет знаменитый извилистый спуск. Я всегда с легкой завистью рассматриваю снимки тех, кому повезло оказаться там в безоблачную погоду. Нам же, увы, повезло меньше. Облака порой буквально окутывали нашу машину.

В начале спуска:

В этой поездке у нас был VW Polo:

Вид на залив Траште (южнее Которского):

Черногория — уютная и компактная. Часть 3

А это тот самый «ударный» вид. В нашем случае сквозь дымку:

Черногория — уютная и компактная. Часть 3

Зато во время спуска открывались не лишенные прелести горные пейзажи:

Дорога, петляющая по склону, в нижней части уходит немного в сторону, и в Котор мы въезжаем с юга. Это по настоящему красивый город, входящий, наряду с Будвой и Святым Стефаном, в тройку самых лучших сокровищ Черногории.

Как я упоминал, снимки в этом рассказе использованы из разных поездок, поэтому вот Котор без облачности:

Черногория — уютная и компактная. Часть 3

Город решительно вклинился между заливом и крутой скалой, используя для этого небольшой плоский участок. А на неприступных скалах средневековые строители умудрились возвести крепостную стену длиной более 4 км. Эта стена не очень заметна в яркий солнечный день, но вечером работает подсветка, делающая ее очень выразительной. Увы, мы в вечернее время в Которе не были, поэтому только дневные снимки:

Черногория — уютная и компактная. Часть 3

Стена причудливыми зигзагами петляет по скале. Ее начали строить в 9 веке, а нынешний вид она приобрела в 19 веке. Все это сооружение называется крепостью Св. Иоанна.

Чтоб увидеть стену на фото, нужно присматриваться, но вживую глаз ее различает намного легче:

Черногория — уютная и компактная. Часть 3

Стена уступает по длине ранее нами посещенной хорватской (т.н. Великая Хорватская стена, в городках Великий и Малый Стон), но по очевидной трудности постройки ее явно превосходит.

Бродить по старым улочкам Котора приятно, особое очарование — нависающая буквально над городскими кварталами скала.

Черногория — уютная и компактная. Часть 3

Есть старая городская стена и в самом городе:

Черногория — уютная и компактная. Часть 3

Не знаю, бывают ли штормы в этом заливе, похоже, что нет, вода спокойная и чистая, видно безмятежно плавающую рыбу. Есть в Которе и пляж, причем весьма ухоженный, но я б себя там чувствовал неуютно — постоянно мимо проплывают катера и большие корабли, а в нескольких метрах от пляжа — дорога.

Котор плавно переходит в городок Доброта. В те времена там очень много продавалось недвижимости, 90% объявлений было на русском языке. Возможно, и сейчас так же.

Черногория — уютная и компактная. Часть 3

Доброта тянется очень долго вдоль берега, наверняка там есть какие-то границы, и населенные пункты разнятся, но внешне это все воспринимается единым целым. Еще дальше постройки начинают время от времени прерываться диким берегом, чем дальше от Котора, тем чаще. Огибаем небольшой внутренний залив в районе Ораховац и вскоре попадаем в Пераст. Я читал, что сейчас туда не пускают на автомобиле, но я въезжал беспрепятственно.

Пераст я посещал дважды, первый раз в одиночестве, второй — компанией. Этот крошечный городок прекрасен, очень его люблю. Здесь запрещено строительство, последнее здание (швейная фабрика) было построено в югославские времена, и то, в виде исключения. Даже жителям ремонт своего дома следует проводить с использованием тщательно подобранных материалов, чтоб не выпасть из средневековья. Задался вопросом, как называются жители Пераста? Ответ — пераштяне, их здесь, по данным Википедии живет 349 человек (так и хочется добавить — …и пять десятых).

Этот кадр у меня есть из двух времен, с разницей в 6 лет, ничего не изменилось, думаю, и сегодня вид был бы тот же, и 50 лет назад, и еще через 50 лет.

Черногория — уютная и компактная. Часть 3

Крупный парусник окружен флотилией мелких, словно утка с утятами:

В ресторанчиках Пераста очень вкусные мидии, а если проехать еще чуть дальше, можно посетить одну из рыбных ферм, где выращивают и тут же готовят несколько видов рыбы.

Черногория — уютная и компактная. Часть 3

А мы едем дальше, проезжаем рыбацкий городок Ризан, после которого идут малообжитые места, и еще через полчаса оказываемся в Каменари, сразу после которого — Биела. Это означает, что у наших условных путешественников круг замкнулся, ведь из Биелы (Каменари) мы отправлялись на пароме в Тиват.

А в заключение хочется поставить вот этот снимок Будванской ривьеры перед закатом:

Черногория — уютная и компактная. Часть 3

Вот, пожалуй, и все. Черногория, она же Монтенегро, она же Црна Гора — прекрасная страна гор и моря, рек и озер, не может оставить равнодушным любого путешественника. Отличные пляжи, уютные скалистые бухты, древние города, горы и леса, реки (одна Пива чего стоит, жаль, был там лишь в эпоху пленочных фотоаппаратов), в общем, все то, что мы любим, Черногория дает с избытком. А если добавить компактный размер страны, то она еще и доступна для охвата в течение одной поездки. Я давненько уже не был в Черногории, но изначально возникшая к ней любовь никуда не делась. А я в вопросах путешествий отнюдь не однолюб.