Черногорию мы с женой открыли для себя в начале нулевых. Вернее, открыл сначала я один — съездил туда на арендованной машине из Хорватии, семья почему-то со мной не захотела. Затем мы бывали там еще не раз. Изъездили всю береговую линию, углублялись в горы, я сплавлялся на рафте по реке Тира. К сожалению, первая поездка случилась до эпохи цифровых фото, но и с появлением цифры Черногория посещалась нами еще трижды. Поскольку каждое путешествие сейчас описывать нет особого смысла, я решил избрать обзорный вариант, начну с севера страны и продвинусь до границы с Албанией. Фотографии были сделаны разными аппаратами, погода тоже не была одинаковой, поэтому снимки будут заметно отличаться по качеству и освещенности.
Итак, пусть воображаемые путешественники начинают знакомиться с Черногорией с севера, после пересечения хорватской границы. Пройдя КПП Карасовичи, мы проезжаем километра 2–3 и оказываемся на берегу, это устье Которского залива (Бока Которска). Слева от нас расположены два слившиеся воедино городка — Игало и Херцег Нови, слева — хорватский полуостров Превлака, а в самом начале залива сквозь влажную дымку видна крошечная скала с крепостью, это черногорский островок Мамула.
Мамула:
Крепость на этом островке имеет давнюю историю. Мамула — фамилия боевого высокопоставленного парня, построившего на скале крепость. В те времена (Австро-Венгрия) такие укрепленные точки имели огромный потенциал, сейчас, конечно же, военное значение практически сведено к нулю. Во время ВМВ тут даже было что-то вроде концлагеря. Хорватия и Черногория до сих пор ведут вялотекущие споры о принадлежности этого клочка суши. По всей видимости, островок останется за Черногорией.
А мы устремляем свой взор левее, где видна Бока Которска, с синим простором моря и темной зеленью окружающих холмов:
Едем в ту сторону, к Херцег Нови. Здесь много пляжных отелей, как и самих пляжей (как станет понятно путешественникам позже, пляжи — редкость для Которского залива).
Старый город Херцег Нови:
Вдали на горизонте виден маленький выпирающий полуостров — хорватская Превлака. Мы там тоже бывали, но это другая тема. Херцег Нови производит очень приятное впечатление, он светел, просторен и зелен. Если б мне захотелось поехать отдыхать конкретно на берега Боки Которской, то я выбрал бы для этого Херцег Нови.
Залив простирается дальше налево, горы там выше, а простора чуть меньше:
Туда мы пока и едем. Проезжаем ничем не примечательную Биелу (она же Бяла, как раз на этом слове мне объясняли ту микроскопическую разницу между сербским и хорватским языками), попадаем в местечко Каменари, здесь путник должен определиться, если он спешит попасть в район Будвы и южнее, то имеет смысл сесть на паромчик и пересечь залив за 15 минут. Если цель — город Котор и прилегающие места, то стоит и дальше ехать по дороге вдоль залива. Для оптимизации рассказа наши условные путешественники избрали паром, подразумевая, что через Котор они проедут на обратном пути (как и было со мной в первую поездку).
Паром, погрохотав стапелями и аппарелями, причаливает на противоположной стороне залива в местечке Лепетане. Местные жители не очень заморачиваются и называют этот паром «Биела — Тиват», что в большом приближении верно. Тиват известен каждому авиапутешественнику — здесь находится международный аэропорт, и те, кто стремится попасть в Будву, прилетают именно сюда. Город, скажем прямо, так себе, есть буквально пара кварталов у моря, представляющий хоть какой-то интерес, но в целом это просто город, с промышленностью и без витринного шика. Поэтому не тормозим здесь, а едем в сторону Будвы. Дорога проходит в некотором удалении от моря, но вскоре выводит к широкому пляжу. Это Яз, очень известный и любимый многими. Сюда люди ездят отдохнуть из переполненной Будвы, впрочем, Яз пустым назвать давно уже нельзя, народу здесь тоже немало.
Яз:
Проезжаем еще небольшой участок красивой дороги вскоре попадаем в Будву со стороны Старого города. В Будве стоит притормозить и уделить ей больше времени. За время, прошедшее от нашего первого визита до последнего, город сильно разросся, в основном, в сторону, противоположную морю. Хорошо, Старый Город не трогают.
Будва, Старый Город:
Если стоять лицом к морю в Старом Городе, то справа от него есть пара прекрасных пляжей. Пройти к ним просто из любопытства однозначно стоит. Провести там день-другой тоже неплохо, но я ведь сейчас описываю абстрактного путешественника-созерцателя, далекого от незатейливых пляжных утех.
Ближний пляжик находится практически в черте Старого города и называется Ричардова Глава:
А тропа огибает мыс, иногда проходя буквально под сводами скал и ведет на дальний пляж — Могрен.
Тропа-дорожка к пляжу Могрен:
С этой тропы открывается прекрасный вид на старый город и скульптуру «Балерина» — самую фотографируемую достопримечательность Будвы. Конечно же, у меня тоже есть такая, но… длинная история, связанная с полетевшим компьютерным диском, смертью фотохостинга «Photosare», в общем, остались только с моей физиономией, а я такие изначально на размещаю. Так что, увы, обойдемся без нее, тем более, что все ее знают. Идем дальше, не задерживаемся.
Могрен бич:
Береговые скалы здесь изрезаны слоями, есть гроты и пещеры, пройтись по той тропе — сплошное удовольствие.
Вдали напротив Будвы в море виден островок, это Свети Никола (Св. Николай). С этой стороны он воспринимается как кусок скалы, приподнявшийся из моря, причем правый его край поднялся высоко, а левый словно что-то удерживало:
Среди черногорцев бытует альтернативное название острова — Школь (что-то вроде мидии). Говорят, там когда-то прятался один беглый российский олигарх, но не будем углубляться.
Если применить длиннофокусник (зум, телевик), то со стены Старого Города можно разглядеть вдали Св. Стефан:
Правда, итз-за постоянной влажной дымки качество картинки получается так себе.
Проходим по узким улочкам Старого Города:
Выходим к марине и чуть дальше нее попадаем на пляж Греко Бич. Фактически, это начало длинного Славянского пляжа, тянущегося до самого мыса Завала. Нам этот пляжик Греко интересен тем, что отсюда организуют полеты на лодках. Берется лодка, к ней приклеивают скотчем (шутка) лётный такелаж и получают смесь надувной лодки и дельтаплана. Поскольку квадрокоптера у меня в те суровые времена не было (я даже не слышал об их существовании), летать приходилось самому.
Летающая лодка:
Подхожу к летающему дядьке, договариваемся о цене (увы, цифр не помню), надеваю шлем и вперед. Короткий разбег по водной глади и взлет. Полет проходит на высоте метров 100–120 и длится минут 15. Есть более дальний тариф, до Св. Стефана, но я почему-то ограничился средним.
Итак, Будва с высоты лодочного полета. Сначала летим за Старый Город:
Виден тот самый пляж Могрен, состоящий из двух частей:
А это длинный Славянский Пляж:
Кажется, что можно нащелкать более осмысленные снимки, однако, ввиду множества причин (качка, мешающий такелаж, шлем, страстное желание насладиться видами не через объектив и т. п.) кадрирование получается такое, какое получается.
Вот здесь видно начало мыса Завала, пока нет никаких построек (начатых еще одним впоследствии беглым русским олигархом), вдали за мысом — Бечичи и даже Рафаиловичи, но о них позже.
И последняя фотка Старого Города:
В процессе полета командир корабля проводит отработанную издевку над пассажиром — отключает двигатель. Возможно, у кого-то это вызывает панику, но не у меня, я лишь попросил подольше не включать, наслаждаясь тихим шелестом воздушных потоков, окружающих парящую в воздухе лодку.
15 минут полета пролетели до обидного быстро, командир запускает двигатель, идем на приводнение. Все прошло в штатном режиме. Я, довольный, бывалый морской воздухоплаватель, присоединяюсь к ожидавшей меня компании.
Как я уже упоминал, мой первый визит в страну проходил в одиночестве, зато во второй раз мы были дружной компанией, базировались в прекрасном местечке Милочер, прямо на Королевском пляже. Но это будет в следующей главе, мы там доберемся до Албании и вернемся к Боке Которской через Котор, с заездом в Цетинье и Ловчен. Немного добавим и третью поездку.
Конец первой части.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Автопутешествия