Одна из экскурсий, на которую приглашает Северная столица — экскурсия «Великие Трезини: династия, построившая Петербург».
Одна из экскурсий, на которую приглашает Северная столица — экскурсия «Великие Трезини: династия, построившая Петербург».
Должна признаться, что с названием я бы поспорила — уж очень прямолинейно сформулирована тема, ведь сколько архитекторов участвовало в строительстве прекрасной Северной столицы!
Но рекламные тексты направлены на то, чтобы привлечь внимание, поэтому некоторые преувеличения допускаются жанром.
На самом деле Доменико Трезини и другие члены его династии, действительно оставили запоминающийся след и в истории Петербурга, и в его культуре, создав немало выдающихся сооружений, без которых сегодня мы не представляем образ замечательного города. Ну хотя бы, Петропавловский собор — можно сказать, символ Петербурга (Соборная площадь,1)
Трезини стал основоположником стиля, который сегодня называют «Петровским барокко», а кроме этого, он заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Будущие русские архитекторы учились у него, в частности Михаил Земцов, который стал по приказу ПетраI помощником Трезини с 1710 года.
К тому времени Трезини уже 7 лет работал в России, а год 1703, как известно — год основания Петербурга. Поэтому именно этого зодчего можно по праву назвать первым архитектором Петербурга.
Творения выдающегося маэстро находятся в разных уголках города, так что экскурсия позволит увидеть их «единым взглядом», что очень заманчиво.
Одной из первых работ архитектора в России, стал форт Кроншлот, который, к сожалению, не сохранился, до наших дней, хотя остались эскизы, по которым можно понять, каким был его внешний вид. Данное оборонительное сооружение представляло собой восьмигранную башню, которая очертаниями немного напоминало традиционную русскую колокольню, но не столь высокую и стройную. Кстати, всего через 2 месяца после окончания строительства Кроншлоту пришлось выдержать первое «боевое испытание»: на форт напала шведская эскадра, но крепость выдержала тот штурм.
Пока вы едете по городу на автобусе, экскурсовод непременно расскажет вам много интересного и о личности зодчего и о его жизни в Петербурге.
Доменико Трезини (1670–1734) — архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. Как и Растрелли, в России Трезини стали называть «на русский лад» — Андрей Петрович Трезин (Трецин).
Доменико Трезини спланировал архитектурный облик большей части Васильевского острова в том виде, какой сохранился и поныне: строгие геометрические линии в планировке улиц, сдержанная, я бы сказала, благородная роскошь в оформлении фасадов.
(фото из интернета)
Поэтому не случайно именно на Васильевском острове, на Университетской набережной, отныне установлен памятник великому зодчему.
Торжественное открытие памятника состоялось в феврале 2014 года (хотя установлен был несколько раньше).
Когда я впервые увидела скульптуру — подумала, какому это «задиристому» вельможе установлен памятник! Уж очень поза своеобразная — не высокомерная, несмотря на гордый поворот головы, но словно оглядывающая город «сверху вниз».
А ведь имел право! Именно он начинал строить этот город, так что сейчас самое время посмотреть: что было — что стало… Обзор для взора Трезини-памятника вполне достаточный, вот только жаль, что маэстро не выскажет нам свое мнение, об увиденном. Между тем сегодня в Петербурге есть чему порадоваться, но и чему опечалиться (с точки зрения застройки города и формирования нового образа Северное столицы). Что ж! Жизнь не стоит на месте.
Впрочем, конъюктурные решения принимались всегда и, как правило, в ущерб красоте и логике.
Возьмем хотя бы здание Двенадцати коллегий. Университетская набережная, 7/9).
Здесь целая история получилась. А все оттого, что знаменитый Меншиков невольно вмешался, скорее его алчность.
Конечно, может быть это и легенда, но очень похоже на правду.
Предание гласит, что во время отсутствия Петра Великого, его друг и сподвижник Меншиков решил «развернуть» здание Двенадцати коллегий боком к Неве чтобы освободить больше места для территории своего дворца, (Меншиковский дворец находится совсем недалеко, на тай же набережной — тоже интересно посетить). Уж не знаю, так ли было дело, но якобы вернувшийся ПетрI был поражен самовольству и заставил тучного Меншикова ровно двенадцать раз обежать вокруг немалого здания — длина строения 400 метров! Кто-то рассказывает, что и дубина царя прогулялась по спине друга-Меншикова, а кто-то все же напомнит, что вначале здание должно было фасадом «смотреть» на площадь, которая планировалась, да не состоялась.
(Жаль, конечно, что собственные фотографии Двенадцати коллегий оказались осенние, да зимние, лучше бы летние.)
Но Петр Великий, хоть и был Великий, да в быту скромный.
Трезини построил ему очень скромный Летний домик (называем его все же, Летний дворец и побывать там на экскурсии очень интересно — это в Летнем саду).
Можете немного прочитать здесь. Но на экскурсии вам и эту информацию донесут.
А все же официальные приемы Петр проводил во дворце того же Меншикова (вроде как арендовал помещение) — там и «пространство и обстановка», да и название прилепилось «Посольский дом». Меншиков не протестовал.
Впоследствии, когда добрый друг царя был обвинен в государственной измене и сослан в Берёзов, дворец перешел в Государственную казну и его перестроил тот же Трезини, в 1731 году.
(фото из интернета)
Но вернемся к памятнику Трезини. Место на Университетской набережной выбрано не случайно — за спиной находится дом под номером 21 — это дом самого Трезини. Который он сам спроектировал и в котором жил со своей семьей, а также обучал учеников.
Сегодня это пятизвездочный отель и называется соответственно «Отель Дворец Трезини».
А вот ресторан в отеле носит имя жены зодчего «Мария Карлотта».
Самое время поговорить о личной жизни Доменико.
Он был трижды женат. Его первая жена Джованна ди Вейтис осталась в Швейцарии с детьми, а вот в России Доменико был женат еще дважды. Последняя жена Мария Карлотта родила ему 5 детей.
Отель рекламировать не буду, скажу одно — там хорошо. Каждый номер — эксклюзивный дизайн и прочее.
Есть и еще знаковые строения Трезини. Некоторые сохранились во всей первозданности, но некоторые были значительно перестроены в соответствии с новыми вкусами и модой. Это и Главная Придворная аптека на Миллионной 4, которую перестроил Кваренги. Дворец Екатерины I вообще считался утраченным, так как на его месте опять же Кваренги построил Эрмитажный театр. Дворцовая набережная 32.
В интернете прочитала:
«Но в конце 20 века археологи нашли несколько сохранившихся помещений Трезини. В их числе 12 комнат, в которых располагались покои Екатерины». Не очень поняла — как такое возможно и при чем тут археологи, которые «во время раскопок»… однако информацию приняла к сведению.
Одним из великих творений Трезини является Александро-Невская лавра. О лавре я уже писала на Туристире, не буду повторяться, так что напомню ссылки на те материалы.
Дополню и напомню только, что Трезини так задумал монастырь, что он легко мог превратиться и в неприступную крепость. Времена были такие. Возможная фортификация была уместна.
Адрес Александро-Невской лавры набережная р. Монастырки, 1.
О лавре писала здесь:
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/temples/27807/responses/3058
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/temples/12806/responses/3071
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/temples/12806/responses/3216
Вот так и получился этот рассказ. Сначала хотела дать короткую информацию о существовании интересной экскурсии. Потом подумала, что надо бы показать памятник зодчему, ведь совсем «молодой» памятник. А Трезини посмотрел на меня сверху вниз и усовестил. Как можно рассказывать об архитекторе и не показать его творения, которые не только сохранились, но стали (повторюсь) символами Санкт-Петербурга.
Так что экскурсия, которая познакомит вас с жизнью и творчеством великого зодчего достойна внимания. Вот ведь даже я увлеклась и написала больше, чем планировала.