Всё-таки интересно отношение властей разделённого на две части Кипра. На Северном Кипре большинство православных храмов разрушено, переоборудовано в мечети или просто закрыто, а в греческой части острова мечети не разрушены и даже функционируют.
Первым религиозным сооружением, встреченным мною во время поездки в Лимассол, стад православный храм Лимассольская Айя-Напа, после которого я отправился бродить по узеньким улочкам Лимассола. Вот тогда мне повстречалась Соборная мечеть Кебир Джами. Она является одной из основных в Лимассоле, была построена Местаном Агой (Mestan Agha) в 16 веке возле кладбища с гробницами двух представителей турецкой знати: Мехмета Эфенди (Mehmet Efendi), умершего в 1758 году, и адмирала флота Сулейман Паши (Suleyman Pasha), умершего в 1715 году.
Интересна история места, где находится мечеть. Сначала здесь был христианский храм, построенный в IV–V веке. На его развалинах примерно в X веке была построена церковь Святой Екатерины. В XIII веке она была заброшена, в это время на острове правили католики, а в 1491 году была окончательно разрушена в результате землетрясения.
Турки на этом месте построили мечеть, причём использовали материал, оставшийся после разрушения христианского храма. Мечети тоже не повезло, в 1894 году она сильно пострадала от наводнения, но была восстановлена в 1906 году.
Мечеть Джами Кебир до сих пор является действующей. Джами Кебир была первою мечетью, которую я посетил на Кипре.
Часто в Интернете писали и до сих пор пишут, что мол заезжих туристов сюда не пускают. Это несколько напрягало, но этот негатив оказался надуманным. Некоторая неловкость была нивелирована хорошим отношением находящихся во дворе мечети двух молодых мусульман. Один из них приехал из Франции, по крайней мере так он сказал. Второй до Кипра работал в Бангладеш. Оказалось, что мечеть является небольшим исламским центром. Целая куча религиозной литературы на различных языках мира, в том числе на русском, была на столике во дворе мечети. Была литература и на экзотических языках, например, на сингальском. Я вежливо от литературы отказался.
Весело пообщались, я похвалился им, что в моём родном городе Уральске новая мечеть выглядит гораздо красивее Мечети бывшего казацкого, а ныне казахского города. Видимо мало людей посещает эту мечеть, а может просто в дневное время не принято по мечетям ходить.
В отличие от Никосии, где для меня была открыта закрытая мечеть Самая первая мечеть столицы Кипра, здесь меня вовнутрь не пригласили. Территория двора была небольшой, кое-как получилось сфотографировать минарет со двора.
Беседка для омовения ног здесь небольшая и уступает по внешнему виду своим собраться в материковой Турции.
Самая примечательная часть — это краны.
А вот так мечеть выглядит издали.
В отличие от Соборной мечети мечеть Джами Джедид или мечеть Копрулу Хаджи Ибрагим Ага считается новой, т. к. была появилась в Лимассоле значительно позже. Поэтому иногда её называют Новая мечеть (New Mosque).
Построена была в 1825 году турком Корпулу Ибрагимом Агой (Korprulu Ibrahim Agha), который дал обет построить мечеть в случае его благополучного возвращения из военного похода.
Сначала я увидел мечеть, когда шел по переулку,
а затем уже издали, когда я возвращался после небольшого похода по окраинам Лимассола.
Когда- то здесь текла река, теперь же с двух сторон мечеть огибает ров, оставшийся от русла реки.
Поэтому трудно представить, что во время наводнения 1894 года мечеть была разрушена. Остатки минарета были снесены взрывами. Но прошло время и мечеть была восстановлена, в том числе этот большой минарет.
Напротив мечети, чуть ближе к морю, находится церковь святого Антония.
Рядом с мечетью располагалось турецкое кладбище.
Долгое время была заброшенной, в настоящее время открыта по пятницам для проведения намаза.
Возможно в Лимассоле есть и другие мечети, но до них я не дошёл.
Теги:
Самостоятельные путешествия